Рабочая программа воспитания в старшей группе
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа воспитания в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitaniya.docx | 75.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
Рассмотрена на заседании Педагогического Совета ГБДОУ детского сада № 44 Кировского района Санкт-Петербурга Протокол № 04 от 31.08.2021г | Утверждена приказом № -ОД от 31.08.2021г Заведующий ГБДОУ детского сада № 44 Кировского района Санкт-Петербурга _______________ Е.А. Малачева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2021 год
Оглавление
№п/п | Название раздела | Страница |
Пояснительная записка | 3 | |
1. | Особенности воспитательного процесса в Образовательном учреждении | |
2. | Цели и задачи воспитания | |
3. | Виды, формы и содержание воспитательной деятельности | |
3.1 | Модуль «Маленькие патриоты» | Маленькие патриоты |
3.2 | Модуль «Доброе сердце» | Доброе сердце |
3.3 | Модуль «Эколята» | Эколята |
3.4 | Модуль «Приобщение к культурному наследию» | |
Модуль «Здоровье» | ||
3.5 | Модуль «Творчество» | Творчество |
3.6 | Модуль «Мы вместе» | |
4. | Основные направления самоанализа воспитательной работы | |
Приложения | ||
Приложение 1. Календарный план воспитательной работы | ||
Приложение 2. Диагностические материалы |
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее - Программа) определяет содержание о организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в Государственном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга (далее по тексту - ДОУ).
Содержание Программы разработано на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. | Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2020). |
2. | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». |
3. | Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». |
4. | Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). |
5 | Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 |
6. | Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р |
7. | Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи” (СП 2.4.3648-20) |
Программа учитывает «Примерную программу воспитания», которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС дошкольного образования: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программы воспитания включает в себя четыре основных раздела:
Раздел «Особенности воспитательного процесса в Образовательном учреждении», в котором кратко описана специфика деятельности в сфере воспитания.
Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей сформулирована цель воспитания и задачи, которые Образовательное учреждение решает для достижения цели.
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором обозначены модули, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных задач.
Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули - это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольном учреждении. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных в Программе задач воспитания. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает рабочую программу воспитания, включая в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы Образовательного учреждения. Деятельность педагогов в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения образовательной программы Коллектив ДОУ вправе разрабатывать и включать в Программу те модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал детского сада с учетом имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов.
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы» раскрывает, каким образом в Образовательном учреждении осуществляется самоанализ воспитательной работы и включает в себя перечень основных направлений работы, котором необходимо показать, каким образом в Образовательном учреждении осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводятся не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.
К Программе прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
- Особенности воспитательного процесса в Образовательном учреждении
В Образовательном учреждении образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы в Образовательном учреждении является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в Образовательном учреждении организуется в развивающей предметно-пространственной среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе Образовательного учреждения является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
- Цель и задачи воспитания
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ).
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в Образовательном учреждении – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в активном участии и пртименении знаниий в различных видах самостоятельной и совместной деятельности, социально значимых мероприятиях.
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:
- развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
- объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольного школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;
- уважать старших и заботиться о младших;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
- любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;
- беречь и охранять окружающую природу;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.
На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятые нормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения.
- Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы Образовательного учреждения. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
- Модуль «Патриотическое воспитание»
Патриотическое воспитание направлено на:
- усвоение знаний о своем городе, истории его возникновения, его достопримечательностях, символике, видах транспорта, зданиях и учреждениях, о трудовой деятельности горожан;
- формирование представлений о Российской Федерации, ее символике, народах, населяющих ее территорию, об истории возникновения, традициях, культурных и духовных ценностях, известных соотечественниках;
-формирование гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины;
Основные формы и содержание деятельности:
Акции. Образовательное учреждение на протяжении многих лет взаимодействует с районной организацией «Общество ветеранов». Ветераны и жители блокадного города принимают участие в мероприятиях, в праздниках, приуроченных к дню снятия блокады Ленинграда и дню Победы. При подготовке к мероприятиям воспитанники включаются в акции с разнообразной тематикой - это и «Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка», «Мирные окна», «Вечный огонь».
Праздники. Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на празднике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.
Образовательное учреждение организует праздники и досуги, посвященные дню Победы, всемирному дню авиации и космонавтики, дню снятия блокады Ленингра, дню защитника Отечества и т.д. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы Образовательного учреждения.
Выставки. По тематике проводятся выставки информационные, фотовыставки, выставки детского творчества.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, ,, коммуникативная, изобразительная, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструирование.
- Модуль «Духовно-нравственное воспитание»
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками духовных и национальных ценностей народов Российской Федерации; он направлен на привитие любви и уважения к культурным ценностям русского народа на примере устного народного творчества(сказки, былины, потешки, праздники, обряды), на основе предметов декоративно-прикладного искусства. Календарный план воспитательной работы включает в себя фольклорные мероприятия. Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями.
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников: формирование духовно-нравственных ценностей, социализация, развитие коммуникативных навыков.
Основные формы деятельности: фольклорные мероприятия (праздники, досуги), выставки, конкурсы, проекты, игры.
Виды совместной деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы.
- Модуль «Экологическое воспитание»
Экологическое воспитание направлено на формирование представлений о географических сведений о России, природе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, расширение кругозора, формирование экологического сознания, бережного отношения к объектам природы.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, элементарный бытовой труд, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы конструирование.
Основные формы и содержание деятельности:
Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. В проектах предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.
Игры. Используются различные виды игр: исследовательские, подвижные и малоподвижные, народные, квест-игры.
Творческие мастерские. В мастерских и студиях ребята занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Делают различные макеты, лэпбуки, подарки, поделки для выставок, социальных акций. Совместно с воспитателями и родителями изготавливают атрибуты для совместных мероприятий.
Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные. Традиционными в детском саду стали выставки совместного творчества родителей и детей «Осенние фантазии», «».Новогодняя игрушка».
Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие сотрудники, родители и воспитанники дошкольного учреждения. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную жизненную позицию.
Конкурсы, викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся по всем направлениям развития дошкольников.
Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной.
- Модуль «Приобщение к культурному наследию»
Приобщение к культурному наследию является эффективным средством воспитания личности ребенка.
Благодаря ему обеспечивается историческая преемственность поколений, сохраняется национальная культура, формируется бережное отношение к наследию родного города-Санкт-Петербурга. Этот модуль раскрывает духовно-нравственный потенциал дошкольника и способствует освоению социально-значимых представлений об окружающем мире. Содержание модуля выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
Основная цель - приобщение детей к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного города.
Задачи:
Формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего мира.
Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках России.
Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения, чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине.
Основные формы и содержание деятельности.
Занятия. Занятия охватывают образовательные области по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию дошкольников. Дошкольники рассматривают книги и репродукции, фотографии, карты, знакомятся с подлинными предметами и вещами, слушают рассказы об истории своего города и России, слушают и исполняют песни, а также читают стихи, сочиняют рассказы, задают вопросы, думают, размышляют и рассуждают.
Экскурсии по городу. В процессе экскурсия у воспитанников формируются представления об истории и культуре родного города, расширяется кругозор, создаются педагогов условия для проявления инициативе в творческой и познавательной деятельности, совершенствуются коммуникативные навыки. Экскурсии в формате он-лайн позволяют педагогу осваивать и применять новый информационно-компьютерные технологии.
Посещение музеев. Роль музеев в современном обществе, в воспитании гармоничной личности становится всё более значимой и весомой. Сегодня сформировалось даже целое понятие – музейная педагогика. Её неотъемлемой частью является знакомство с культурой и историей детей не только школьного, но и дошкольного возраста. Музей – простое и эффективное средство приобщения ребенка к мировой и национальной культуре, истории родного города и России, способ познания мира. Посещение музеев обеспечивает: нравственно-патриотическое воспитание (музейные экспозиции – это настоящие ценности, с помощью которых можно ознакомить ребенка с важными историческими фактами, вызвать в его сознании чувство гордости за свой город, народ, страну), развитие образного мышления и творческого потенциала, ознакомление с правилами поведения в музее, возбуждение в ребенке интереса к познанию истории, культуры, окружающего мира, желание попробовать себя в роли художника, скульптора, военного, представителя другой профессии.
Творческие мастерские». Дети с удовольствием участвуют в подготовке новых экспозиций, изготовлении экспонатов для выставок: игрушек, предметов народного быта и др. Интерес к музейному делу отражается в рисунках детей, аппликациях, в изготовлении коллажей, лэпбуков, макетов и других видах творческой деятельности.
Проекты. Проектная деятельность рассматривается нами как одна из наиболее действенных и результативных форм организации взаимодействия с детьми, при которой всесторонне развивается ребенок дошкольного возраста. Благодаря проектам активизируется речевая, творческая, познавательная деятельность, формируются и закрепляются знания по тематике музеев у всех участников: детей, педагогов, родителей.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, изобразительная, восприятие предметов искусства, конструирование.
3.6 Модуль «Творческие соревнования»
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Творческие соревнования – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
Образовательное учреждение проводит творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной работы Образовательного учреждения.
Педагоги Образовательного учреждения помогают подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и ДОУ.
По тематике проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, элементарный бытовой труд,, коммуникативная, изобразительная, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструирование.
3.7 Модуль «Взаимодействие с родителями»
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей.
Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.
Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
Оказать психолого-педагогической поддержку родителям в воспитании ребенка.
Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы
Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Консультации. Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий.
Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.
Педагогический тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности.
Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса.
«Родительская школа». Добровольное объединение родителей. Раз в месяц проводятся тематические встречи, на которых специалисты и воспитатели предлагают обсуждение вопросов и решением проблем по конкретным темам. Очень часто тема встречи запрашивается родителями. Поддержка родительских инициатив способствует установлению доверительных партнерских отношений межу педагогами и семьями воспитанников.
«Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит в социальных сетях в «ВКонтакте», «Одноклассники», через мессенджеры WhatsApp, Viber и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.
Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Ежемесячно проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей.
«Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги (часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и других мероприятий.
Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
Родительские конференции. На данном мероприятии родители делятся своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения раскрывают тему конференции.
4.Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в Образовательном учреждении воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в Образовательном учреждении, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого в Образовательном учреждении воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателями совместно с заместителем заведующего или старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании Педагогического Совета Образовательного учреждения.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в Образовательном учреждении совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем заведующего и старшим воспитателем, воспитателями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании Педагогического Совета Образовательного учреждения.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общесадовских мероприятий;
- качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
- качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;
- качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в Образовательном учреждении является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Разрабатыва рабочую программу воспитания важго понимать, что сама по себе рабочая программа не является инструментом воспитания: ребенка воспитывает не документ, а педагог-своими действиями, словами, отношениями. Рабюочая программа лишь позволяетпедагогам скоординипровать свои усилия, направленные на воспитание дошкольников.Календарны план воспитательной работы Образовательного учреждения необходимо воспринимать как конструктор для создания календарного плана воспитательной работы группы. Он позволяет воспитателю, взяв за основу содержание основнх модулей, корректировать мероприятия там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные, приводя таким образом групповой календарный план в соотвествии с реальной деятельностью в сфере воспитания.
Приложение 1
Календарный план воспитательной работы
ГБДОУ детского сада № 44
на 2021-2022 учебный год
Календарный план воспитательной работы составлен с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых педагогическими работниками в 2021-2022 учебном году. Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского сада в соответствии с программой воспитания
Мероприятия ДОУ | Дата | Ответственные | Возраст детей | Мероприятия групповые |
01.09 | Воспитатели | 6-7 лет | Беседа «День знаний» | |
Выставка совместного творчества родителей и детей «Осенние фантазии » | 2 неделя октября | Творческая группа ДОУ | 3-7 лет | |
Конкурс детского творчества «Красота божьего мира»* | Сентябрь-октябрь | Творческая группа ДОУ | 3-7 лет | |
Праздник осени | 4 неделя октября | Музыкальные руководители | 2-5 лет | |
Всероссийский познавательный конкурс «Юный совенок» (Галерея проектов)* | 8-12 ноября | Творческая группа | 3-7 лет | |
Фольклорный праздник «Осенины» | 1 неделя ноября | Музыкальные руководители | 5-7 лет | |
Спортивный праздник | 2 неделя ноября | Инструкторы по физической культуре | 4-7 лет | |
4 неделя ноября | Воспитатели | 5-7 лет | Досуг ко дню матери России | |
3 неделя ноября | Воспитатели | Выставка «Рождественская звезда» | ||
Акция «Безопасная дорога» | 3 неделя ноября | Совет «Безопасность» | 4-7 лет | |
4 неделя ноября | Воспитатели | 5-7 лет | Выставка «Новогодняя открытка» | |
Осенний концерт «Танцевальная ритмика» | 1 неделя декабря | Педагоги доп образования | 5-7 лет | |
Осенний концерт «Звонкие голоса» | 1 неделя декабря | Педагоги доп образования | 6-7 лет (6 группа) | |
«Новогоднее обрамление 2021» | декабрь | Экологический Совет | ||
3 декабря | Воспитатели | 5-7 лет | Выставка творческих работ «Русские богатыри» | |
Конкурс «Рождественская звезда»* | 1 неделя декабря | Творческая группа | ||
Конкурс «Новогодняя сказка»* | 1 неделя декабря | Творческая группа | 5-7 лет | |
Конкурс семейных поделок «Новогодняя игрушка» | 2 неделя декабря | Экологический Совет | 3-7 лет | |
Новогодний праздник | 3-4 недели декабря | Музыкальные руководители | 3-7 лет | |
День спасибо | 11 января | Педагоги-психологи | 3-7 лет | |
Акция «Покормите птиц зимой» | 2 неделя января | Экологический Совет | ||
3 неделя января | Воспитатели | 5-7 лет | Выставка детских рисунков «С физкультурой я дружу» | |
Тематическое занятие «День снятия блокады Ленинграда» | 27 января | Воспитатели, музыкальные руководители | 6-7 лет | |
2 неделя февраля-май | Воспитатели | 3-7 лет | Акция «Разноцветная клумба» | |
Спортивный праздник «День защитника Отечества» | 3 неделя февраля | Инструкторы по физической культуре | 5-7 лет | |
Спортивный праздник «Вместе с папой» | 3 неделя февраля | Инструкторы по физической культуре | 3-5 лет | |
Праздник «Масленица» | Музыкальные руководители | 3-7 лет | ||
Праздник для мам и бабушек | 1 неделя марта | Музыкальные руководители | 3-7 лет | |
март | Воспитатели | 5-7 лет | Виртуальная экскурсия в музей гигиены | |
«Балтика – родное соре непохожее на другое». Международный день балтийского моря | 22 марта | Экологический Совет | 5-7 лет | . Выставка детских работ |
1 апреля | Воспитатели | 5-7 лет | День птиц Тематическое занятие | |
17 апреля | Воспитатели | 3-7 лет | «Я расту» досуг, посвященный 115 летию рождения Агнии Барто | |
Акция «Мы за чистый город» | апрель | Экологический Совет | 4-7 лет | |
Физкультурный досуг ко всемирному дню космонавтики и авиации | 1-2 недели апреля | Инструкторы по физической культуре | 5-7 лет | |
Весенний концерт (Танцевальная ритмика) | 3 неделя апреля | Педагог доп образования | 5-7 лет (группы № 5,7) | |
Весенний концерт (Звонкие голоса ) | 4 неделя апреля | Педагог доп образования | 6-7 лет (группа № 6) | |
1 неделя мая | Воспитатели | 3-6 лет | Акция «Мирные окна» | |
1 неделя мая | Воспитатели | 6-7 лет | Акция «Подарок ветерану» | |
Спортивно-патриотическая игра «Зарничка» | 2 неделя мая | Инструкторы по физической культуре | 6-7 лет | |
Тематический праздник «Зеленый огонек» | 3 неделя мая | Совет «Безопасность» | 4-7 лет | |
Праздник «До свидания, детский сад» | май | Музыкальные руководители | ||
4 неделя мая | Воспитатели | 4-7 лет | Выставка «С днём Рождения, любимый город» | |
Экологический праздник «Здравствуй, лето!» | 2 неделя июня | Музыкальные руководители | 3-5 лет | |
Фольклорный праздник | 2 неделя июня | Музыкальные руководители | 5-7 лет |
*Участие в мероприятиях обеспечивается социальными партнерами
Приложение 1
Диагностические материалы
(из учебно-методического пособия А.М. Щетининой
Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000)
Методика «Неоконченные ситуации»
(А.М. Щетинина, Л.В. Кирс)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.
Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально.
Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи".
Ситуации.
- Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смот-рела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
- Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?
- Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила...
Что ответила Саша? Почему?
- Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила...
Что ответила Маша? Почему?
- Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
- Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
- Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще маленький," - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?
- Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть." Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?
- Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.
Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.
Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.
Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения)
(А.М. Щетинина, Л.В. Кирс)
Возраст __________ Группа __________
Фамилия, имя ребенка _________________________________________
Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми | + - ___________________________ 10 0 10 | Часто ссорится, играя с другими детьми |
Сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть | + - ___________________________ 10 0 10 | Внешне не выражает своего сочувствия |
Доброжелателен по отношению к другим | + - ___________________________ 10 0 10 | Агрессивен (часто обижает других детей, дерется) |
Пытается разрешить конфликты сам | + - ___________________________ 10 0 10 | Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами |
Оказывает помощь другому | + - ___________________________ 10 0 10 | Равнодушен к нуждам других |
Согласовывает свои действия с действиями других | + - ___________________________ 10 0 10 | Не способен согласовывать свои действия с действиями других |
Сдерживает свои негативные проявлении | + - ___________________________ 10 0 10 | Не управляет своими негативными проявлениями |
Подчиняет свои интересы интересам других детей | + - ___________________________ 10 0 10 | Не учитывает интересы других |
Уступает другому | + - ___________________________ 10 0 10 | Настаивает на своем |
Принимает социальные нормы и правила поведения и следует им | + - ___________________________ 10 0 10 | Не принимает социальные нормы и правила поведения и не следует им |
Воспитатели группы, младшие воспитатели и родители, независимо друг от друга, каждый в своей отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам.
Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:
10 0 10
Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к примеру, в 6-и баллах по шкале со знаком "-", и в 4-х баллах - по шкале со знаком "+".
Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по положительным формам поведения и по отрицательным.
На основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.
Соц партнеры
Традиции осо детей
Лист изменений и дополнений рабочей программы
№ | Содержание из и доп | Реквизиты документы об утверждении изменений и дополнений | Дата внесения | |
Утверждена и введена в действие на очовании | Протокол заседания № от | 31.08 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим по программе Детский сад 2100
Пособие по программе Детский сад 2100 "Здравствуй, мир!"...
Рабочая программа с детьми старшей группы по развитию речи по программе Детский сад 2100
программа по развитию речи в старшей группе...
Рабочая программа для воспитанников старшей группы в соответствии с ФГОС по программе "Детство"
Содержание данной рабочей программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 –
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУстаршая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, М. А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 –
Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована с учетом основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №27 «Сэсэг» г.Улан-Удэ» республики Бурятия, ФГО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2021–202
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М....