Проект "Моя Родина"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина»
Цель:
- Создание условий для формирования патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн), с народными традициями и праздниками;
- расширить знания детей о флоре и фауне Кузбасса;
- дать знания детям о родном городе (история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе);
- познакомить с русским народным фольклором
- сформировать представления у детей о роли Великой Отечественной войны в истории России.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к истории и настоящему Кузбасса;
- воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
- воспитывать чувство любви к русской народной культуре, художественный вкус, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- формировать эмоциональный отклик и тепло, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
- воспитывать уважительное отношение к людям, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной войны.
Информационно-подготовительный этап
Задачи:
Изучение теоретических материалов
- Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта,
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Разработка тем и конспектов бесед, развлечений.
- Разработка тем для творческих работ детей.
- Разработка консультаций для родителей.
- Подбор иллюстраций.
- Подбор дидактических игр.
- Подбор русских народных сказок.
- Подбор мультипликационных фильмов по народным сказкам.
- Подбор видеофильмов по тематике занятий.
- Подбор иллюстраций.
II: Технологический этап
Задачи
- Разработка и реализация системы перспективного планирования мероприятий.
- Разработка и реализация конспектов занятий и досуговой деятельности с использованием методов развивающего обучения.
III: Аналитический этап
Задачи
- Анализ и подведение итогов реализации проекта.
- Анализ и классификация собранного материала.
Принципы построения педагогического процесса:
1. Принцип историзма
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др.
Условия реализации проекта:
Ознакомление дошкольников с родным краем (Кемеровская область, Кузбасс) должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала, который внедряется в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнка личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни Края, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование)
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей, Масленица, Пасха, и др.).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время тематических занятий, досугов, выставок.
Содержание проекта:
Родной город... Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии с родителями по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; шахтер добывают уголь и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Семья… В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Гуманное отношение к людям разных национальностей… создаётся у ребёнка под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - развлечения.
Экологический раздел… Беседы о бережном отношении к растительному и животному миру. Мероприятия о природе родного края.
Тематическое планирование составлено в соответствии с областями ФГОС (Федерального Государственного образовательного стандарта). Оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут, о семье и детском саде, о роли Великой Отечественной войны в истории России. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, «День победы» в начале мая, а знакомство с правами ребёнка – в июне с Днём защиты детей, «День Защитников Отечества» - в феврале (перед Днём защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, беседы-презентации, досуговая деятельность (праздники, развлечения, конкурсы, викторины и т.д.) совместно с родителями). Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения (природа зимой и весной, город вчера, и сегодня), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.
Для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изо деятельностью.
Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время выставок, развлечений.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами могут быть вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, поэтому, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).
«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны видео-посещения музеев, презентации.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребёнку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причём воспитатель должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая её «территориальные» и «временные рамки», например, исследование истории улицы на которой живут дети, или прошлого дома и т.д.
Эта работа актуальна, трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Методы реализации проекта:
Наглядный: Прогулки. Обследование предметов. Обрисовывание жестом. Анализ детских работ.
Словесный: Объяснение. Беседа. Пояснение. Указание. Вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение.
Практический: Индивидуальная коррекционная работа с детьми в свободной деятельности. Дидактические игры.
Информационный: Наблюдение, видеофильмы. Рассматривание. Показ способов действия: общий, частичный, поэтапный. Анализ детских работ. Объяснение. Вопросы к детям.
Репродуктивный: Закрепление знаний и навыков детей.
Эвристический: Самостоятельная работа.
Формы работы с родителями
- Участие родителей в мероприятиях группы (создание выставок, музеев; праздников и развлечений; конкурсов и дней добрых дел; и т.д.
- Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.
- Ежесезонное ознакомление родителей с достижениями ребёнка и др.
- Домашние видео просмотры с детьми;
- Организация совместной деятельности детей и родителей («День открытых дверей», «Родительские собрания», «Мастер – классы»
Перспективный план работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
месяц | Тема | Программное содержание | Направления развития ребёнка в образовательных областях |
Январь 1 неделя | Наша добрая матрёшка | Познакомить с искусством создания русской матрёшки. Воспитывать интерес к народно–прикладному искусству России. | «Познавательное развитие» Беседа-презентация «Откуда пришла к нам матрёшка». Д/И: «Собери матрёшку», «Подбери заплатку», «Сложи матрёшку из 8 частей». «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно – ролевая игра: «Детский сад», «Семья». «Художественно-эстетическое развитие» Раскрашивание матрёшки. |
Январь 2 неделя | Природа | Расширять представления детей о животном и растительном мире нашего края, его своеобразии и особенностях. Рассказать о том, что белая берёза является символом России. Воспитывать интерес к окружающему миру, развивать бережное отношение к родной природе, воспитывать патриотические чувства. | «Познавательное развитие» Рассматривание иллюстраций с изображением природы: деревьев и кустарников. Беседы: «Зачем деревья сбрасывают листья?», «Как звери готовятся к зиме?», «Труд людей осенью». Знакомство детей с народными приметами про осень, пословицы. Чтение стихотворений русских поэтов об осенней природе: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. Прокофьев «Люблю берёзу русскую», М. Матусовского «С чего начинается Родина?». «Речевое развитие» Д/И: «С какого дерева листок?», «Узнай по описанию», «Кто, где живёт», «Чьи припасы?». Отгадывание загадок о деревьях нашей полосы. «Социально-коммуникативное развитие» Целевые прогулки по территории «Познавательное развитие» П/И: «К дереву–беги!», «Садовник». Сравнительная экскурсия с родителями в осенний парк, сбор природного материала для поделок. «Художественно-эстетическое развитие» Выставка детских работ «Осень в город пришла, красоту принесла». Выставки совместных работ детей и родителей «Что у Осени в корзинке» |
Январь 3 неделя | «Рождественские посиделки у печки» | Обогащать знания детей о народных традициях и обычаях. Познакомить с древними народными традициями отмечать Рождество, Святки, объяснить их происхождение и назначение. Продолжать развивать интерес к русским традициям (почитание родителей, гостеприимство). Воспитывать патриотические чувства через приобщение к культуре и истории. | «Познавательное развитие» Беседы: «Твой любимый праздник», «Традиции твоей семьи». Беседа о встрече Рождества в других странах, символах, обычаях. Чтение русских – народных сказок с зимней тематикой. «Социально-коммуникативное развитие» Развлечение с родителями «Художественно-эстетическое развитие» Оформление группы к празднику. Пение русских народных песен-колядок. Рисование на тему «Новогоднее представление». Изготовление поделок к празднику. Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями). |
Январь 4 неделя | «Все профессии важны»… | Расширить знания детей об архитектурных сооружениях города Мариинска. Познакомить с профессией архитектора. Дать знания о профессиях людей в родном городе, месте их работы. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться. Воспитывать любовь к своему городу. | «Познавательное развитие» Беседа «Все профессии важны» … Видеозапись «Прошлое Мариинска в фотографиях». Слушание литературных произведений, стихов. Д/И: «Кто, где работает?», «Угадай профессию», «Кому что нужно». «Социально-коммуникативное развитие» Беседы о людях города, в честь которых названы улицы, музеи, и др. здания. Рассматривание фотографий соотечественников прошлого времени. «Художественно-эстетическое развитие» Фольклорное развлечение «Посиделки». |
Февраль 1 неделя | Город, в котором я живу | Закрепить знания детей о родном городе, местах отдыха. Дать знания о музеях, театрах, галереях нашего города. Формировать понимание выражения «малая родина». Познакомить детей с музеем изобразительных искусств. Вызвать у детей чувство восхищения его красотой и своеобразием. Воспитывать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей, обустраивающих наш город. | «Познавательное развитие» Видео-экскурсия «Путешествие по Мариинску», «Театры моего города». Чтение стихотворений о Мариинске «Этот город самый лучший. Город на земле…». Д/И: «Придумай названия будущим улицам города» (творческое), «Мой адрес…», «Угадай, где я нахожусь?», «Найди отличия». Игра-викторина: «Знаю ли я свой город, район». «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно–ролевая игра: «Строители», «Магазин сувениров», «Почта». Экскурсия с родителями на почту, в магазин, школу. «Речевое развитие» Рассказы детей о посещении детьми краеведческого музея, картинной галереи и других значимых мест нашего города «Город (улица), в котором я живу», «Места отдыха горожан». «Художественно-эстетическое развитие» Создание макетов домов, улицы. |
Февраль 2 неделя | «Наши защитники» | Познакомить с воинскими специальностями, родами войск. Рассказать о защитниках родного города в военное и мирное время. Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины. Воспитывать дошкольников в духе готовности к защите Родины. | «Познавательное развитие» Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины. «Смелость города берёт», «Тот герой, кто за Родину горой» и др. Просмотр видеофильма «Защитники Отечества» (часть 1). «Социально-коммуникативное развитие» Рассказы детей о службе в армии их Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов: пап. «Речевое развитие» Исполнение стихов, песен о защитниках Отечества. Разучивание стихов, песен об армии. «Художественно-эстетическое развитие» Изготовление подарков папам и дедушкам. «Физическое развитие» Спортивно-развлекательная игра «Хочу на папу быть похожим». |
Февраль 3 неделя | Масленица | Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Масленицы. Познакомить с образами русского народного поэтического фольклора. | «Познавательное развитие» Беседа о масленичной неделе, символическое значение блинов, чучело Масленицы. «Социально-коммуникативное развитие» Разучивание масленичных песен. «Художественно-эстетическое развитие» Исполнение масленичных песен, частушек. «Физическое развитие» Спортивное развлечение «Масленица. Порезвимся на славу». |
Февраль 4 неделя | Моя семья | Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни. Помочь детям понять своё место в семье и семейных отношениях. Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков. | «Познавательное развитие» Беседы: «Какие обязанности у мужчин и женщин в семье», «Кто такие прабабушки и прадедушки». Слушание стихотворения Я. Акима «Моя родня». Чтение произведений о семьях, членах семей и их взаимоотношениях: Л. Толстой «Старый дед и внучек», Л. Квитко «Бабушкины руки», В. Драгунский «Друг детства», Э. Мошковская «Хитрые старушки». «Социально-коммуникативное развитие» Беседа «Где работают родители», «Где мы любим отдыхать». Составление правил поведения на улице, в группе, дома. Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения». Сюжетно – ролевая игра: « Семья», «Моя комната». «Речевое развитие» Д/И: «Назови ласково», «Кто кому кем приходится?» «Художественно-эстетическое развитие» Слушание колыбельных песен «О солнышке моём с любовью». Рисование совместно с родителями «Герб семьи», «Наша дружная семья». |
Март 1 неделя | Снова Пасха к нам пришла | Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам через организацию различных видов детской деятельности | «Познавательное развитие» Беседа о предстоящем празднике. Знакомство с украшением пасхальных яиц: писанки и крашенки. Чтение «Легенда о Христовом жаворонке», стихотворения Шаламовой «Распушила ветки верба». «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно-ролевая игра «Дом». «Речевое развитие» Беседа «Как я праздновал Пасху». «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Яичко не простое, а расписное» |
Март 2 неделя | «12 АПРЕЛЯ ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ - Земля – наш общий дом» | Дать представление о наличии разных стран на планете Земля. Закрепить знания - 12 апреля День Космонавтики. Дать знания о том, что полёт человека в космос - это плод труда многих людей: конструкторов, механиков, врачей. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать гордость за свою страну, патриотические чувства и любви к Родине. | «Познавательное развитие» Видеофильм «Земля – наш общий дом», «Планеты солнечной системы». Беседа-презентация о космонавтах. Чтение рассказов и стихов. Д/И: «Назови свой домашний адрес», «Рассели животных по планете», «Найди наш флаг», «Составь флаг из полос». «Речевое развитие» Рассказы из личного опыта: «Где бы я хотел побывать», «Что я знаю о людях разных стран». Загадки, пословицы и поговорки о космонавтах, про глобус, Землю, моря. «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно–ролевая игра: «Космонавты». «Художественно-эстетическое развитие» Танцы и игры разных стран: «Чунга–чанга», «Лавата» и др. Конструирование космического корабля. Выставка изобразительного творчества «Разноцветная планета». «Физическое развитие» Физкультурный досуг «Дружат дети всей Земли». |
Март 3 неделя | Конкурс чтецов «Этот город самый лучший, город на земле» посвящённый 300 – летию г. Мариинска. | Закрепить знания детей о родном городе, местах отдыха. Дать знания о музеях, театрах, галереях нашего города. Формировать понимание выражения «малая родина». Познакомить детей с музеем изобразительных искусств. Вызвать у детей чувство восхищения его красотой и своеобразием. Воспитывать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей, обустраивающих наш город. | «Познавательное развитие» Беседа о нашем родном городе Мариинске. Рассматривание достопримечательностей города. Знакомство с известными людьми города, просмотр презентации. «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно-ролевая игра «Купцы и купчихи». «Речевое развитие» Беседа «Любимое место в нашем городе. «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Достопримечательности города» |
Март 4 неделя | «ДЕНЬ ПОБЕДЫ – Роль ВОВ в истории России» | Закрепить знания детей о защитниках нашей Родины, памятниках героям Великой Отечественной войны, о мужестве и героизме советских солдат. Познакомить с произведениями художественной литературы и изобразительного искусства. Формировать представление о служебных собаках, об их «профессиях». Обогащать эмоциональную сферу детей. Воспитывать уважение и чувство гордости за свой народ и своих земляков, воспитывать уважение к их подвигам. | «Продуктивная деятельность» Рисование «Праздничный салют». Изготовление праздничных открыток. Сюжетно – ролевая игра: «Военные учения и парад». Занятие по рисованию «Ко Дню Победы» По сюжету стихотворения М.Махрова «Березка» Выставка рисунков «Этот День Победы!». Экскурсия детей с родителями к памятнику павшим солдатам, на площадь Побед. «Познание» Беседы-презентации: «Что ты знаешь о празднике 9 мая?», «Кто такой герой?», «Четвероногие бойцы». Чтение художественной литературы «Горбушка» Б. Алмазова, пословиц и поговорок о силе, смелости, отваге. Рассказы о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. |
Апрель 1 неделя | Вода из вековых ключей | Расширить знания детей о том, откуда брали воду наши предки, рассказать, как строились колодцы на Руси. Развивать познавательный интерес и бережное отношение к истории своего края. Формировать основы экологического сознания и целесообразного взаимодействия с природой. | «Познавательное развитие» Видеозапись «Берегите водные ресурсы». Работа с картой России: показ на ней морей, рек, озёр, океанов. Чтение произведений о реках, озёрах и морях России. «Социально-коммуникативное развитие» Беседы: «Для чего нужна вода?», «Откуда берётся вода?», «Как вода попадает в наши дома», «Какую воду можно пить?» «Художественно-эстетическое развитие» Выставка детских работ. |
Апрель 2 неделя | Флора и фауна родного края | Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края. Воспитывать у детей любовь к природе Земли, желание беречь и защищать её. | «Познавательное развитие» Беседы-презентации «Жизнь животных», «Берегите лес», «День птиц». Видео-экскурсия «Дом природы нашего края». Д/И «Найди животных нашего края», «Кто больше найдёт разных листочков». «Социально-коммуникативное развитие» Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. Сравнительная экскурсия с родителями в весенний парк. «Художественно-эстетическое развитие» Оригами «Золотая рыбка». Выставка детских работ «Как прекрасен этот мир». |
Апрель 3 неделя | Дети разных стран | Формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. | «Познавательное развитие» Беседы: «Дети разных национальностей», «В каких странах вы побывали с родителями». Знакомство с глобусом. Чтение: Ц. Агелов «Доброе утро, дети Земли!», С. Васильев «Россия», Н. Забила «Наша Родина» и др. Д/И: «Кто в какой стране живёт». «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно–ролевая игра: «Путешествие в другие страны». «Художественно-эстетическое развитие» Рассматривание фотографий и иллюстраций на тему: «Жители разных стран». Выставка рисунков на тему: «Дружат дети всей земли». Русская народная игра: «Горшки». Конкурс рисунков «Солнце на асфальте». «Физическое развитие» Подвижные игры разных стран. |
Апрель 4 неделя | С чего начинается Родина? | Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина». Расширять представления детей о растительном и животном мире края, его особенностях, своеобразии и красоте. Познакомить с Красной книгой. Расширять представления детей о правилах поведения в природе, её охране. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животном и растительном мире; бережное отношение к природе. | «Познавательное развитие» Беседа-презентация «Природа нашей Родины», «Берёзка – символ России». Беседа о справедливости сказочного государства (чтение отрывков из сказок) Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино». Чтение рассказа Н. Носова «Лисята», Е. Чарушина «Что за зверь», считалки, загадки, стихотворений, пословиц и поговорок о берёзке. Наблюдение за небом, солнцем, ветром, дождём. «Социально-коммуникативное развитие» Разучивание стихотворений о природе, песенок, потешек. «Художественно-эстетическое развитие» Слушание песни «С чего начинается родина?» Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников. Коллективная работа «Хоровод матрёшек». «Физическое развитие» Народные игры. Выставка рисунков «С чего начинается Родина?». |
Май 1 неделя | Наша страна – Россия. Государственные символы России – флаг, гимн. | Познакомить с гербом и гимном нашей страны и города. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. Воспитывать чувство любви к родному краю и стране, чувство гордости за неё. | «Познавательное развитие» Беседа «Родина бывает разная, но у всех она одна», «Герб, гимн, флаг», «Герб нашего города». Чтение стихотворений из цикла: «Моя Родина – Россия». Д/ И: «Узнай наш флаг, гимн», «Над, под, между» (распределение полос на флаге РФ) «Художественно-эстетическое развитие» Слушание гимна России. Рассматривание иллюстраций с видами Красной площади в Москве. Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого». Разукрашивание в альбомах Российского флага. Конкурс рисунков на асфальте «Вот оно, какое наше лето». Фотовыставка «Наш город сегодня». «Социально-коммуникативное развитие» Наблюдение в ходе прогулок и экскурсий с родителями, на каких зданиях можно увидеть государственные символы. «Речевое развитие» Разучивание с детьми песни Т. Богач «Что зовём мы Родиной?» Чтение и разучивание пословиц и поговорок о Родине. |
Май 2 неделя | Жилища разных стран. Крестьянская изба | Познакомить детей с видами домов и жилищ разных стран. Формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устьице, чугунок, сарафан, лапти, прялка. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. | «Познавательное развитие» Беседы: «Жилища разных стран». «Зачем нужны деревья?», «Какие деревья растут в нашем городе?». Рассказ о русской печке, её месте в быту жителей древней Руси. Слушание русских народных песен, знакомство с обрядами старины. Чтение стихотворений русских поэтов об осенней природе: С. Есенин «Берёза», Ф. Тютчев «Лист зеленеет молодой», А. Прокофьев «Люблю берёзу русскую», М. Матусовского «С чего начинается Родина?». Чтение сказки: Н. Матвеева «Путешественник», О. Онисимов «Дом», В. Орлов «Огромный дом», сказки «По щучьему веленью», пословиц и поговорок о русской печке, об отношении русских людей к ней. «Социально-коммуникативное развитие» Рассматривание иллюстраций с изображением жилищ разных стран, обстановкой в русской горнице, утвари и мебели. «Речевое развитие» Д/И: «Назови сказки, где упоминается русская печь», «Кто в каком доме живёт?». «Физическое развитие» Народные игры. |
Май 3 неделя | Русские народные промыслы | Уточнять и расширять знания детей о русских народных промыслах. Закрепить представления детей о жанрах русского устного народного творчества: скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, перевёртыши, загадки, сказки, былины. Продолжать воспитывать интерес к творчеству русского народа. | «Познавательное развитие» Рассказ-беседа «Лекарственные растения», «Творение рук человеческих», «Народные игрушки». Познавательное мероприятие «Кузбасские поэты и писатели детям». «Социально-коммуникативное развитие» Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства России. Рассказывание детьми русских народных сказок. Сюжетно–ролевая игра: «Магазин сувениров». «Речевое развитие» Д/И: «Чудо узоры?», «Узнай промысел». Чтение и заучивание потешек, считалок, перевёртышей, пословиц и поговорок. Объяснение их смысла. Отгадывание загадок об изделиях народного промысла. «Художественно-эстетическое развитие» Литературная викторина по русским – народным сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам и потешкам. |
Май 4 неделя | Спортивная Россия | Расширить представление детей об Олимпийских играх, обратить внимание на то, что Олимпийские игры 2014 года прошли в городе Сочи. Закрепить знания о спортивных профессиях, о видах спорта. Познакомить с существованием спортивных секций Кузбасса, хоккейной командой «Металлург». Воспитывать у детей желание заниматься спортом, способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья. Формировать уважительное отношение к спортивным достижениям россиян. | «Познавательное развитие» Беседы: «Кто со спортом дружит – никогда не тужит!», «Полезные привычки» «Твой любимый вид спорта». «Социально-коммуникативное развитие» Рассматривание иллюстраций из журналов и газет, фотовыставка, рассказы детей о знаменитых спортсменах. Сравнительная экскурсия с родителями в летний парк отдыха. «Речевое развитие» Чтение стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок о спорте. Разгадывание с детьми загадок о спортинвентаре и видах спорта. Д/ И: «Угадай вид спорта», «Узнай наш флаг», «Узнай наш гимн». «Физическое развитие» Сюжетно–ролевая игра: «Физкультурное занятие». Подвижные игры на воздухе «Весёлые старты». |
План работы с родителями:
- Консультации для родителей «Художники земли Кузнецкой», «Поэты и писатели Кузбасса для детей», «Кузбассовцы – участники Великой отечественной войны» и т.д.
- Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, в парк, на водоём, дом природы.
- Посещение городских праздников: Новый год, Масленица, участие в народных гуляниях, День города, День шахтёра, День защиты детей.
- Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши».
- Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии».
- Проведение игротек «Игры наших бабушек».
- Оформление папки-раскладушки «Прогулки по городу».
- Создание мини – музеев и выставок: «Боевой славы», Русского народного творчества «Моя Родина», «Наш город - труженик».
Таким образом, творческая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, вовлеченность воспитанников и их родителей позволили применить проектную деятельность в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в данном детском саду. После завершения данного проекта были достигнуты следующие результаты:
- рост познавательной активности детей;
- повышение активности родителей в делах группы;
- реализовать свой творческий потенциал, поскольку на занятиях ребёнок думает, сочиняет, фантазирует, познаёт законы и премудрости жизни;
- в интересной игровой форме обогатить свой жизненный опыт;
- сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками;
- чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; ответственность за свои дела и поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"
Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
"Малая Родина - милая Родина"
занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"
Предлагаю вам конспект игры-путешествия в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...
Тематический досуг «НАША РОДИНА-РОССИЯ», посвящённый патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви и уважения к любимой Родине – России. Подготовительная к школе группа. Подмосковье г.Красногорск 2015г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Подготовила : воспитатель Андрюхина Наталья Николаевна...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...