Консультации для педагогов
консультация
Консультации для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.97 КБ |
![]() | 15.48 КБ |
![]() | 29.5 КБ |
![]() | 24.45 КБ |
![]() | 14.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Жестокое обращение с детьми.
Методы выявления и предупреждения.
Жестокое обращение с детьми. Что это такое?
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами в возрасте от рождения до 18 лет) включая в себя любую форму обращения, допускаемого родителями, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Жестокость в отношении детей формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Форма жестокого обращения с детьми.
Различают 4 основные формы физического обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенка.
- Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм: внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.); повреждения внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастных случаев.
- Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка: боязнь физического контакта со взрослым; стремление скрыть причину травмы; плаксивость, отсутствие друзей; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; попытки самоубийства.
2. Сексуальное насилие (или развращения) – это вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственными, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида ребенка, его заболеваний и травм: повреждение областей половых органов; заболевания, передающиеся половым путем; беременность.
Сексуальное насилие можно распознать по особенностям состояния и поведения ребенка: ночные кошмары, страхи; несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка; проституция, беспорядочные половые связи.
3. Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка, проявляющие в словесной форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Психологическое насилие можно заподозрить по следующим особенностям состояния и развития ребенка: задержка физического или умственного развития ребенка; нервный тик, энурез; постоянно печальный вид; различные соматические заболевания.
Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием: беспокойство, тревожность, нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; плохая успеваемость.
4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное равновесие и появляется угроза его здоровью или развитию.
Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: утомленный, сонный вид; санитарно - гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; частые вялотекущие заболевания; задержка речевого и моторного развития; постоянное чувство голода; кража пищи; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность и чрезмерная импульсивность; антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию, отражается на его будущем.
Нормативно-правовая основа:
Международные акты:
• Декларация прав ребенка Организации Объединённых Наций от
20 ноября 1959 года;
• Конвенция о правах ребенка одобренная Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989 г. и вступившая в силу в СССР 15.09.1990 г.;8
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
• Декларация и программа действий ООН «Мир, пригодный для
жизни детей» от 10 мая 2002 года.
Российские нормативные правовые акты:
• Уголовный кодекс РФ – ст. 125,110, 119, 111, 112, 115, 116, 117, 131,
132, 133, 134, 135, 240, 242.1, 127, 127.1, 127.2, 130, 150, 151, 156;
• Семейный кодекс РФ;
• Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
• Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 95-ФЗ «Об основах соци-
ального обслуживания населения Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных
данных»;
• Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечи-
тельстве» (24 апреля 2008);
• Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания
населения, в т.ч. ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание
населения». «Социальные услуги детям»;
• Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года
№ 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года».
Литература
- Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком: Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2005.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
- Гиндин Г. И., Духова О. Б. Социально-психологическая помощь детям-жертвам сексуального насилия в семье. Вологда, 1997.
- Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.
- Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. — СПб.: Питер, 2001.
- Защита детей от насилия и жестокого обращения: Рабочая книга / Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой. – Н.Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004.
- Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003.
Предварительный просмотр:
Модель воспитания и развития ребёнка в ДОУ.
Основные направления деятельности воспитателя.
- Выяснить, какие ласковые именем называли ребёнка дома, и так же называть его в детском саду.
- Внимательно и уважительно относиться к каждому ребёнку, его потребностям, интересам, переживаниям; поддержать инициативу в общении.
- Проявлять заботу и оказывать помощь.
- Понимать самоценность каждого ребёнка, его неповторимость в этом мире. Рассердившись на малыша, никогда не говорить ему, что его больше не любят. Даже в трудные минуты общения не допускать безапелляционного тона, атмосферы казарменной дисциплины в группе.
- Не критиковать результаты деятельности, но в игровой форме высказывать замечания и помогать добиваться результата.
- Не допускать бездумного и жестокого отношения детей к другим ребятам, животным и растениям.
- Помогать, детям осознавать, свои даже самые незначительные достижения и открыто выражать радость по этому поводу.
- Чаще рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике, музыке и т. п.
- Обсуждать с родителями личные качества малыша и особенности его поведения только в отсутствие ребёнка.
- Уважать вкусы, привычки детей и их родных и близких.
- С пониманием и уважением относиться к религиозным проявлениям.
Предварительный просмотр:
Причины, вызывающие нарушение дисциплины у детей на занятиях.
• Отрицательный эмоциональный фон на занятии, вызванный раздраженным, чрезмерно менторским тоном воспитателя, его неудовлетворенность детьми и их действиями;
• отчужденность детей от целеполагания на занятии, самостоятельности в выборе способов действия, отстраненность от оценки результатов деятельности;
• стереотипность учебных заданий, отсутствие интеллектуальной и эмоциональной насыщенности в содержании занятия, рутинность, стереотипность, репродуктивность исполнения, отсутствие возможностей для проявления творчества, то есть дефекты как в отборе содержания для занятий, так и в дидактике его проведения;
• неумение воспитателя пользоваться средствами развивающего общения (опосредованность воздействия, поддержка инициативы, принятие и одобрение познавательной детской активности и др.);
• частое использование воспитателем приемов и методов авторитарного взаимодействия с детьми в ходе занятия (прямые указания, категоричные распоряжения, порицание, запреты, осуждение, критика и т.д.);
• отсутствие четкости и постоянства в ритуалах организации занятий, неупорядоченность ритмов, нарушение временных требований к обучению;
• отсутствие полноценных и необходимых учебных материалов и средств, достаточных для каждого ребенка;
• неблагополучия в окружающей среде с гигиенических позиций (проведение занятий в тесных, душных помещениях, неудобство мебели, посторонние отвлекающие шумовые эффекты);
• отсутствие интереса детей к учебным заданиям либо из-за простоты и уже освоенности, либо из-за чрезмерной сложности, непонятности, недоступности;
• нарушения в мотивационной основе познавательной и учебной деятельности детей, отсутствие или слабо выраженная потребность в получении новой информации, ее осмыслении, непроявление любознательности;
• неумение ребенка сосредоточиться на деятельности, отсутствие навыков самоконтроля, то есть в целом произвольного, осознанного саморегулирования;
• недостаточный уровень развития навыков интеллектуальной деятельности из-за недоразвития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения);
• проявление некоторых темпераментальных формально-динамических особенностей в стиле поведения и деятельности (неуравновешенность, повышенная моторная активность, сниженная переключаемость, инертность, быстрая утомляемость, ригидность и др.);
• слабое развитие коммуникативных компонентов взаимодействия со сверстниками и воспитателем (конфликтность, неумение согласовать свои действия с другими, отсутствие адекватных способов речевого высказывания, непонимание «ролевых» позиций на занятии, отсутствие навыков рефлексии);
• слабое развитие у некоторых детей личностного осознанного, адекватного долженствования, исполнительности, волевого напряжения и при необходимости подчинения.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
по теме:
«Темперамент. Типы темпераментов»
Подготовлена:
педагогом-психологом
МБДОУ д/с № 18
Мискун И.Н.
Темперамент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека.
Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей» ввёл врач античности Клавдий Гален. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Клавдий объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
- Преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком.
- Преобладание жёлтой жёлчи (холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.
- Преобладание крови (сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.
- Преобладание чёрной жёлчи (мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») — меланхоликом.
Б. М. Теплов дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой». На основе определения Теплова Б. М., Маклаков выделяет два компонента темперамента: активность поведения и эмоциональность. По его мнению, активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).
Поворотным пунктом явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом. Павлов выделил 4 чётко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.
- Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.
- Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
- Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
- Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.
САНГВИНИК
Такой ребёнок вёрток и подвижен. Слёзы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного занятия на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность, но ребёнок всё же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазёр. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встаёт рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» - не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и щедры. Ребёнок - сангвиник- весел, жизнерадостен, ловок и общителен.
ФЛЕГМАТИК
Медлительный молчун, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встаёт поздно, кушает много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всём: пьёт только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что - то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надёжный» ребёнок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения затрудняется, спокойно отдаёт право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры (врач, дочки - матери). Схватывает и запоминает новые правила, информацию медленно, но надолго, редко ошибается. Родителей беспокоит обесцвеченность эмоционального мира ребёнка, некоторое безразличие и неспособность сопереживать.
ХОЛЕРИК
Ребёнок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идёт на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать» куски. В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, он импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребёнком. Играет в грубые, порывистые игры, час то конфликтует со сверстниками.
МЕЛАНХОЛИК
В его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Путается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведёт себя и рассуждает как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устаёт, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кроватке любит размышлять и фантазировать. Утром встаёт плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
Если у детей преобладают черты САНГВИНИЧЕСКОГО темперамента: важно
- проявлять строгость, требовательно относиться к ребёнку, контролировать его действия и поступки;
- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
- необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное - показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;
- учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты ХОЛЕРИЧЕСКОГО темперамента:
- с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
- целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение - всё должно быть в меру. За два часа до сна - только спокойные игры и занятия;
- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости;
- воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);
- приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
- необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у детей преобладают черты ФЛЕГМАТИЧЕСКОГО темперамента:
- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания - это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
- не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
- следует чаще хвалить его за скорые действия;
- необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
- побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию - активизировать его;
- нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;
- привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Если у детей преобладают черты МЕЛАНХОЛИЧЕСКОГО темперамента:
- нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
- нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;
- целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо;
- ребёнку полезно заниматься спортом;
- необходимо разнообразить жизнь ребёнка;
- надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми;
- важно развивать у него общительность;
- необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по развитию активности
ребёнка - дошкольника (познавательной,
моторной, коммуникативной).
1. Предоставить ребёнку возможность свободно выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.
2. Необходимо позитивная мотивация к той или иной деятельности.
Для формирования такой мотивации ребёнку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается. Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребёнка будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.
3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.
4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия 9веделен цветом, графически обозначен и т. д.).
5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).
6. Доминировать должны действия и рассуждения самых детей, а не взрослого.
7. Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос ребёнком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...