Дополнительная образовательная программа "Зернышки добра"
рабочая программа (младшая группа)
Цель.
Целостное духовно – нравственное воспитание и развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций русского народа.
Задачи.
Общие задачи:
- воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Обучающие:
- дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;
- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
Воспитательные:
- воспитывать духовно – нравственные чувства;
- формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
- воспитывать любовь к родной природе, к родному краю, к стране.
Развивающие:
- формировать и развивать творческую духовно – нравственную личность с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;
- содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей.
Познавательное развитие: знакомство с новыми техниками.
Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Речевое развитие: умение поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Художественно-эстетическое развитие: чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок; прослушивание музыкальных произведений.
Физическое развитие: выполнение физкультминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 363.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Золотая искорка»
городского округа Тольятти Самарской области
Принята: Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МБУ детский сад №2
МБУ детского сада № 2 «Золотая искорка» МБУ детского сада № 2 «Золотая искорка» Протокол №___ от ______________г. ________________ У.М.Новикова
Приказ №______ от ______20___ год.
Дополнительная образовательная
программа «Зёрнышки добра»
по обучению детей 4 - 5 лет
Возраст детей: 4 - 5 лет
Срок реализации: один год
Автор:
воспитатель
Звягина Галина Анатольевна
г. Тольятти
2021 год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………… ………………3
- Направленность……………………………………………………………………...3
- Новизна……………………………………………………………………………….3
- Актуальность программы…………………………………………………………...4
- Педагогическая целесообразность………………………………………………….4
- Цель…………………………………………………………………………………...5
- Задачи программы…………………………………………………………………...5
- Отличительные особенности………………………………………………………..6
- Возраст детей………………………………………………………...........................6
- Сроки реализации……………………………………………………………………6
- Формы и режим занятий…………………………………………………………….7
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности……………………………….....................................................8-9
- Формы подведения итогов……………………………………………………….....9
Учебно - тематический план…………………………………………………………. 9-11
Содержание программы……………………………………………………………… 11-21
Методическое обеспечение………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………………. 23
Пояснительная записка.
Направленность.
«Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине».
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
«Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Их завтрашний уровень духовно - нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Душа человеческая «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердца их способны воспринимать значительно больше, чем считают их родители. «Бог утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11 гл. 25 стих).
Что мы имеем в виду под нравственно - духовным воспитанием? Это, прежде всего, любовь к ближнему, к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Воспитание детей без духовно - нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребенка - питании его души.
Новизна.
Происходящие сегодня в стране политические и социально - экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.
В ходе реализации данной программы происходит совершенствование восприятия, все большего осмысления прослушанных и заученных русских народных сказок, потешек, зазывалок, пословиц и поговорок, обогащение чувств; развивается эмоциональная отзывчивость, по отношению к русскому народному творчеству; формируется внимание к выразительным средствам языка; повышается интерес к традициям русской народной культуры, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуется социальные навыки поведения. Игры – драматизации, хороводы на основе русского фольклора становятся одним из средств развития детского творчества.
Актуальность.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключик к сердцу человека…». Именно поэтому наши интересы обратились к духовно - нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Мы с большой любовью относимся к людям всех национальностей, но считаем, что человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю.
Важно начать работу по формированию духовно - нравственных ценностей в детском саду, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить духовно - нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи моей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников. Приблизить к нам мир православной культуры, раскрыть его сокровища и снова оживить наш дух, призвана программа по духовно – нравственному воспитанию «Зёрнышки добра».
Педагогическая целесообразность.
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития мышления, воображения - психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества - одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Программа дополнительной образовательной услуги «Зёрнышки добра» является инновационным образовательным документом.
Программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании» и с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Она направлена на формирование личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.
Целесообразность этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей.
Цель.
Целостное духовно – нравственное воспитание и развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций русского народа.
Задачи.
Общие задачи:
- воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Обучающие:
- дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;
- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
Воспитательные:
- воспитывать духовно – нравственные чувства;
- формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
- воспитывать любовь к родной природе, к родному краю, к стране.
Развивающие:
- формировать и развивать творческую духовно – нравственную личность с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;
- содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей.
Познавательное развитие: знакомство с новыми техниками.
Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Речевое развитие: умение поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Художественно-эстетическое развитие: чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок; прослушивание музыкальных произведений.
Физическое развитие: выполнение физкультминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.
Характеристика детей 4 - 5 лет.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4 — 5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
Новые черты появляются в общении детей 4 — 5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2 — 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
У детей ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков».
Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно - ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4 — 5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста.
На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности.
Программа разработана для детей 4 - 5 лет.
Рассчитана на один учебный год.
Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю. Длительность занятия составляет 20 минут.
Содержание составлено с учётом возрастных особенностей и в соответствии СанПин 2.4.3049.13. (требования к организации режима дня и организации учебно - образовательной деятельности).
При проведении занятий соблюдаются правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования, своевременно проводится инструктаж с детьми по технике безопасности.
Работа кружка «Зёрнышки добра» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания разных видов с различными материалами.
Последовательность тем в учебно - тематическом плане выстроена с учётом возрастных особенностей детей. У детей среднего дошкольного возраста отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале, поэтому содержание занятий предусматривает чередование различных видов деятельности и материалов.
Программа включает теоретическую и практическую работу. Работа связана с народным искусством, народными традициями, народными промыслами.
Работа осуществляется в соответствии с основными дидактическими принципами:
- Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
- Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
- Доступности (познание происходит от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
- Личностно- ориентированного подхода (знания подаются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
- Связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
- Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно- следственные связи);
- Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативу детей).
В работе используются следующие методы обучения:
- Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия);
- Словесный (беседа, рассказ, стихи, загадки, объяснение, вопрос);
- Практические упражнения;
- Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
- Формирование духовности дошкольников через отношение к живой и неживой природе.
- Восприятие литературных произведений.
- Эстетическое развитие детей.
- Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Формы и режим образовательной деятельности.
Основной формой является комбинированная образовательная деятельность, которая включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть, то есть непосредственно сама работа (практика), и подведение итогов – озвучивание результатов.
Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических заданий, в виде заданий на развитие внимания, памяти, мышления. Особенностью методики проведения является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных заданий многообразны, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Предполагаемый результат.
Ожидаемые результаты освоения программы
1. Наличие первичных представлений о духовно - нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.
2. Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности в соответствии с духовно - нравственными ценностями (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, договариваться, обмениваться, распределять действия, применять усвоенные правила).
3. Развитие способностей управлять своим поведением и планировать действия (имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно).
4. Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать (задавать вопросы взрослым, способность самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращаться за помощью).
5. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Система оценки результатов освоения программы
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
Ее результатами могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы, где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.
Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы:
- беседы;
- наблюдение;
- анализ продуктов детской деятельности;
- диагностическая ситуация.
В рамках программы «Зёрнышки добра» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг детского развития (педагогическая диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень приближения ребёнка к целевым ориентирам и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка.
Прогнозированный результат.
Воспитанники должны уметь:
- рассказать о своей семье, опираясь на такие нравственные качества, как любовь к самым близким людям, уметь заботиться о пожилых членах семьи;
- рассказать об исторических корнях города, называть традиции родного края, достопримечательности города Тольятти и Самарской области;
- рассказать об основных православных праздниках, углублять понимание детьми «добра», «зла», знать верное отношение к добру и злу;
- рассказывать о народной культуре, её богатстве и красоте, любить и ценить народную мудрость;
- рассказывать о российской армии, о воинах и защитниках русской земли, иметь представление о том, что они будущие защитники Родины, любить Родину, прививать уважение к прошлому, настоящему, будущему.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
1. Творческие выставки детских работ.
2. Участие в выставках различного уровня на духовную тематику.
3. Стенгазеты, буклеты.
4. Слайдовые презентации.
5. Детские мини – проекты.
6. Садовские, семейные мероприятия.
Наряду с образовательным процессом дети привлекаются и в культурно - досуговые мероприятия: изготовление игрушек к «Новому году», подарки папам и мамам к праздникам «23 февраля», «8 марта», тем самым повышая эффективность обучения.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов | Месяц |
1 неделя | Тема: «Наша Родина - Россия». | 1 | Сентябрь |
2 неделя | Тема: «Бог – Создатель мира». | 1 | |
3 неделя | Тема: «Семья. Семейное древо». | 1 | |
4 неделя | Тема: «Народные праздники». | 1 | |
1 неделя | Тема: «Моя малая Родина - Тольятти». | 1 | Октябрь |
2 неделя | Тема: «Знакомство с Библией». | 1 | |
3 неделя | Тема: «Хлеб – всему голова». | 1 | |
4 неделя | Тема: «Капустник». | 1 | |
1 неделя | Тема: «Богатыри – защитники земли русской». | 1 | Ноябрь |
2 неделя | Тема: «Заповеди божьи». | 1 | |
3 неделя | Тема: «Чему нас учат сказки?». | 1 | |
4 неделя | Тема: «День пожилого человека». | 1 | |
1 неделя | Тема: «Москва – столица нашей Родины». | 1 | Декабрь Январь |
2 неделя | Тема: «Храм – дом Божий на земле». | 1 | |
3 неделя | Тема: «Народные промыслы. Гжель». | 1 | |
4 неделя | Тема: «Новый год. Дед Морозы в разных странах мира». | 1 | |
1 неделя | Тема: «Рождество». | 1 | |
2 неделя | Тема: «Молитва – разговор с Богом». | 1 | |
3 неделя | Тема: «Что такое доброта?». | 1 | |
4 неделя | Тема: «Колядки». | 1 | |
1 неделя | Тема: «Наша Армия родная. Праздник пап». | 1 | Февраль |
2 неделя | Тема: «Именины. Ангел хранитель». | 1 | |
3 неделя | Тема: «Самовар. Русское чаепитие». | 1 | |
4 неделя | Тема: «Масленица». | 1 | |
1 неделя | Тема: «Мамочка, любимая моя». | 1 | Март |
2 неделя | Тема: «Богородица». | 1 | |
3 неделя | Тема: «Народные игрушки. Матрешка». | 1 | |
4 неделя | Тема: «8 марта – праздник мам». | 1 | |
1 неделя | Тема: «День славянской письменности». | 1 | Апрель |
2 неделя | Тема: «Пасха». | 1 | |
3 неделя | Тема: «Вербное воскресенье». | 1 | |
4 неделя | Тема: «Жаворонки». | 1 | |
1 неделя | Тема: «Балалайка – народный инструмент». | 1 | Май |
2 неделя | Тема: «Знакомство с иконами». | 1 | |
3 неделя | Тема: «Русская берёзка». | 1 | |
4 неделя | Тема: «Этот день Победы». | 1 |
Содержание программы
Месяц | Сентябрь |
Неделя | 1 |
Тема | «Наша Родина - Россия». |
Задачи | Обогащать знания детей о Родине, о родной стране. Развивать патриотические чувства детей, желание узнавать новое, интересное. |
Содержание | Беседа о России, государственных символах. Презентация. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз. Рассматривание иллюстраций. Д/и «Найди российский флаг», «Собери герб». Самостоятельная работа детей – рисование «Кремлевская стена». |
Материал и оборудование | Иллюстрации по теме, презентация, дидактические игры, цветные карандаши, рисунок кремлевской стены. |
Месяц | Сентябрь |
Неделя | 2. |
Тема | «Бог – Создатель мира». |
Задачи | Познакомить детей с историей сотворения мира, о том, для чего был создан наш мир. Обратить внимание на понятие «светило», развивать воображение, эстетическое восприятие. |
Содержание | Беседа о создании мира. Презентация. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание иллюстраций, макета создания мира. Самостоятельная работа детей: аппликация «Шесть дней». |
Материал и оборудование | Заготовки для аппликации, альбомный лист с кругами, клей, салфетка, клеёнка, иллюстрации по теме, презентация. |
Месяц | Сентябрь |
Неделя | 3 |
Тема | «Семья. Семейное древо». |
Задачи | Формировать у детей предпосылки знаний о том, что такое семья; о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей – есть обязанности; воспитывать любовь и уважение к родным. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях. |
Содержание | Беседа о семье, семейном древе, семейных традициях. Презентация. Загадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание иллюстраций. Д/и «Найди маму», «Семья», «Назови правильно». Самостоятельная работа детей – изготовление семейного дерева. |
Материал и оборудование | Заготовка дерева, фотографии членов семьи, клеёнка, клей, салфетки, иллюстрации по теме, д/и, презентация. |
Месяц | Сентябрь |
Неделя | 4 |
Тема | «Народные праздники». |
Задачи | Знакомить детей с народными традициями русского народа, к народным праздникам. Воспитывать бережное отношение к культуре, развивать интерес к народному фольклору. Увлечь детей особенностями обряда крещения, новоселья, свадьбы, поминальных обычаев. Знакомить детей с традициями празднования. |
Содержание | Беседа о сезонных праздниках. Презентация. Загадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание иллюстраций. |
Материал и оборудование | Презентация, иллюстрации по теме, картотека стихов, загадок, пословиц. |
Месяц | Октябрь |
Неделя | 1 |
Тема | «Моя малая Родина - Тольятти». |
Задачи | Дать первые представления о стране и городе, в котором мы живем; воспитывать любовь к родному городу; формировать начальные знания о Тольятти, его истории. |
Содержание | Беседа о городе, достопримечательностях. Презентация Пальчиковая гимнастика. Рассматривание альбома, открыток, книг. Д/и «Собери герб Тольятти». Самостоятельная работа детей – рисование герба города. |
Материал и оборудование | Альбомный лист, трафарет, цветные карандаши. |
Месяц | Октябрь |
Неделя | 2 |
Тема | «Знакомство с Библией». |
Задачи | Знакомить детей с главной книгой христиан – Библией. Дать основные понятия того, что написано в ней. Воспитывать христианские ценности. |
Содержание | Беседа о Библии. Презентация. Рассматривание иллюстраций. Гимнастика для глаз. |
Материал и оборудование | Библия, презентация, иллюстрации по теме. |
Месяц | Октябрь |
Неделя | 3 |
Тема | «Хлеб – всему голова». |
Задачи | Дать понятие об осенних полевых работах. Рассказать о значении хлеба. Поговорить о труде хлебороба, о технике, которая используется на полях. Познакомить со старинными орудиями труда –серп, цеп, жернов и др. проследить путь хлеба от поля до стола. |
Содержание | Беседа о хлебе. Презентация. Загадывание загадок, чтение стихов. Дыхательная гимнастика. Рассматривание иллюстраций, образца. Знакомство с новой техникой, объяснение способов выполнения. Самостоятельная работа детей. |
Материал и оборудование | Презентация, иллюстрации по теме, солёное тесто (желтое), дощечки, клеёнка, салфетки. |
Месяц | Октябрь |
Неделя | 4 |
Тема | «Капустник». |
Задачи | Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать бережное отношение к русской культуре, развивать интерес к народному фольклору. Познакомить с народным праздником – Капустник. |
Содержание | Беседа о капусте, о празднике. Презентация. Инсценировка. Загадывание загадок. Физминутка. Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей – изготовление капусты из цветной бумаги.. |
Материал и оборудование | Презентация, цветная бумага, клей ПВА, кисточка для клея, салфетка, клеёнка, лоточек для материала. |
Месяц | Ноябрь |
Неделя | 1 |
Тема | «Богатыри – защитники земли русской». |
Задачи | Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины. Знакомить с былинными героями, воспитывать самостоятельность детей при выборе материала и при выполнении задания. |
Содержание | Беседа о богатырях. Просмотр мультфильма. Презентация. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Пальчиковая гимнастика. Д/и «Одень богатыря», «Подбери оружие». Самостоятельная работа детей – рисование богатырей. |
Материал и оборудование | Листы, с нарисованными силуэтами богатырей, цветные карандаши, презентация, иллюстрации, книги по теме. |
Месяц | Ноябрь |
Неделя | 2 |
Тема | «Заповеди Божьи». |
Задачи | Познакомить детей с нравственными правилами жизни, воспитывать христианские ценности, основанные на традициях православия: любовь, послушание, честность, милосердие, патриотизм. Развивать чувство сострадания, доброжелательность. |
Содержание | Беседа о Библии, о божьих заповедях. Презентация. Рассматривание иллюстраций. Дыхательная гимнастика. |
Материал и оборудование | Библия, презентация. |
Месяц | Ноябрь |
Неделя | 3 |
Тема | «Чему нас учат сказки?». |
Задачи | Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством – сказками. Воспитывать у детей желание слушать их и самим рассказывать. |
Содержание | Беседа о сказках, сказочных героях. Презентация. Загадывание загадок, рассматривание картинок. Д/и «Сложи сказку», «Найди героя», «Из какой сказки предмет?». Самостоятельная работа детей – рисование сказочного героя. |
Материал и оборудование | Альбомный лист, трафареты сказочных персонажей, цветные карандаши, презентация. |
Месяц | Ноябрь |
Неделя | 4 |
Тема | «День бабушек и дедушек». |
Задачи | Расширить границы семейных отношений (бабушки, дедушки). Укрепить в сознании ребенка, что иметь много родных людей – большое счастье. |
Содержание | Беседа о празднике бабушек и дедушек. Просмотр мультфильма. Загадывание загадок, чтение стихов о бабушках. Физминутка. Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей – аппликация «Бабушка и дедушка». |
Материал и оборудование | Картон цветной, заготовки, клей, салфетки, клеёнка, лоточек для материала, иллюстрации по теме. |
Месяц | Декабрь |
Неделя | 1 |
Тема | «Москва – столица нашей Родины». |
Задачи | Продолжать знакомить детей с нашей Родиной, со столицей – Москвой, её достопримечательностями. Воспитывать патриотические чувства детей, чувство гордости за свою страну. |
Содержание | Беседа о Москве. Презентация. Чтение стихов, рассматривание репродукций. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей - рисование. |
Материал и оборудование | Презентация, альбомный лист, цветные карандаши. |
Месяц | Декабрь |
Неделя | 2 |
Тема | «Храм – дом Божий на земле». |
Задачи | Познакомить детей с храмом, с его внешним видом. Дать первоначальные представления детям о храме. Вызвать чувство восхищения. |
Содержание | Беседа о храме, о внутреннем убранстве. Презентация. Рассматривание иллюстраций. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей – рисование храма (для мусульман – мечети). |
Материал и оборудование | Альбомный лист, трафареты, цветные карандаши. |
Месяц | Декабрь |
Неделя | 3 |
Тема | «Народные промыслы. Гжель». |
Задачи | Знакомить детей с народным творчеством на примере народной росписи – Гжель. Развивать умение называть свойства посуды, её качества. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности детей. |
Содержание | Беседа о народной росписи, о Гжели. Презентация. Рассматривание картинок, иллюстраций, образцов посуды. Гимнастика для глаз. Д/и «Собери картинку». Самостоятельная работа детей – раскрашивание посуды. |
Материал и оборудование | Иллюстрации, картинки по теме, посуда, д/и, альбомный лист, трафареты, цветные карандаши. |
Месяц | Декабрь |
Неделя | 4 |
Тема | «Новый год. Дед Морозы в разных странах мира». |
Задачи | Продолжать обогащать знания детей об этом празднике, дать информацию о том, как справляют Новый год за рубежом, как называются Деды Морозы в других странах. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь. |
Содержание | Беседа о новогодних праздниках, о Дедах Морозах. Физминутка. Д/и «Одень Деда Мороза». Рассматривание образца. Презентация. Рассматривание образца. Рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей – изготовление Деда Мороза. |
Материал и оборудование | Презентация, иллюстрации по теме, бумага разных цветов, ножницы, клей ПВА, кисть для клея, клеенка, салфетка, цветные карандаши, лоточек для материала. |
Месяц | Январь |
Неделя | 1 |
Тема | «Рождество». |
Задачи | Продолжать формировать представления детей о всеобщих ценностях для всех людей, например – Рождество Христово. Продолжать раскрывать содержание праздника. Познакомить с историей праздника, народными традициями. Обогащать словарный запас новыми словами. |
Содержание | Презентация. Рассматривание иллюстраций. Беседа о Рождестве. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание образца. Рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей – изготовление рождественских ангелов. |
Материал и оборудование | Презентация, иллюстрации по теме, картон цветной, ажурные салфетки, ножницы, клей, салфетки, клеенка. |
Месяц | Январь |
Неделя | 2 |
Тема | «Молитва – разговор с Богом». |
Задачи | Знакомить детей с молитвой, дать представления о христианских ценностях. Развивать словарный запас детей, обогащать его. |
Содержание | Беседа о молитве. Презентация. Рассматривание иллюстраций. Дыхательная гимнастика. |
Материал и оборудование | Библия, иллюстрации по теме. |
Месяц | Январь |
Неделя | 3 |
Тема | «Что такое доброта?». |
Задачи | Знакомить детей с системой нравственных форм. Формировать представление о доброте, помощи, дружбе. Объяснить, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
Содержание | Беседа о добре и зле. Презентация. Загадывание загадок, чтение стихов. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание иллюстраций, д/и «найди доброго героя». Самостоятельная работа детей – рисование. |
Материал и оборудование | Презентация, иллюстрации, д/и, альбомный лист, цветные карандаши. |
Месяц | Январь |
Неделя | 4 |
Тема | «Колядки». |
Задачи | Приобщать детей к традициям и обрядам русского народа. Знакомить детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, особенностями зимних праздников, колядками. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды русского народа. |
Содержание | Беседа о праздниках, о колядках. Презентация. Рассматривание иллюстраций. Гимнастика для глаз. Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей – изготовление масок. |
Материал и оборудование | Презентация, иллюстрации, картинки по теме, клей ПВА, кисточка для клея, кисточка для рисования, баночка для воды, краски, салфетка, клеёнка, лоточек для материала. |
Месяц | Февраль |
Неделя | 1 |
Тема | «Наша армия родная. Праздник пап». |
Задачи | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. развивать ловкость, смекалку, умение выполнять задания. Формировать представления о защитниках Отечества, раскрыть значение слова «Отечество». Воспитывать чувство гордости за российскую армию. Спортивный досуг «Мы будущие защитники». |
Содержание | Беседа о военных, о родах войск, о вооружении. Презентация. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание иллюстраций. Д/и «Подбери оружие». Самостоятельная работа детей - рисование. |
Материал и оборудование | Иллюстрации, картинки по теме, презентация, альбомный лист, цветные карандаши. |
Месяц | Февраль |
Неделя | 2 |
Тема | «Именины. Ангел Хранитель». |
Задачи | Рассказать о понятиях фамилия, имя. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Развивать мышление, образное, эстетическое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, сосредоточенность. |
Содержание | Беседа об ангелах хранителях, об именах, «Для чего человеку имя?». Презентация. Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Физминутка. Д/и «Полное и неполное имя», «Назови ласково». Самостоятельная работа детей – изготовление именной иконки. |
Материал и оборудование | Картон синего цвета, заготовки ангелов, кисточка для клея, клеёнка, клей ПВА, ножницы, клеёнка, салфетка, лоточек для материала. |
Месяц | Февраль |
Неделя | 3 |
Тема | «Самовар. Русское чаепитие». |
Задачи | Знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать бережное отношение к русской культуре, к народным обычаям. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности детей. |
Содержание | Беседа о самоваре, о традиции чаепития. Презентация. Рассматривание иллюстраций, картинок по теме. Д/и «Подбери пару». Дыхательная гимнастика. Коллективная работа «Чаепитие». |
Материал и оборудование | Цветной картон, трафарет чашки, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеёнка, салфетка, лоточек для материала. |
Месяц | Февраль |
Неделя | 4 |
Тема | «Масленица». |
Задачи | Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, воспитывать уважение к традициям. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья». Изготовление чучела. Продолжить знакомство с народными праздниками – Масленицей, историей праздника, обычаями и традициями, связанными с Масленицей. Проводы зимы. |
Содержание | Беседа о народных праздниках, традициях, о Масленице. Презентация. Чтение стихов, рассматривание картинок, иллюстраций. Гимнастика для глаз. Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Д/и «Разложи блины по тарелкам». Самостоятельная работа детей – изготовление блинов из солёного теста. |
Материал и оборудование | Солёное тесто, клеёнка, салфетки, презентация, д/и, иллюстрации, картинки по теме. |
Месяц | Март |
Неделя | 1 |
Тема | «Мамочка, любимая моя». |
Задачи | Воспитывать чувство любви и уважения к маме, бабушке, вызвать желание помогать маме. Развивать творческие способности детей, вызвать желание изготовить подарок маме, бабушке. |
Содержание | Беседа о весне, весенних цветах, о женском дне. Чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание картинок. Физминутка. Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей. |
Материал и оборудование | Лист ватмана с нарисованной вазой, круги из картона, пластилин, семена ясеня («самолётики»), клей ПВА, кисточка для клея, клеёнка, салфетка, лоточек для материала. |
Месяц | Март |
Неделя | 2 |
Тема | «Богородица». |
Задачи | Знакомить детей с образом Богородицы, формировать представления детей о всеобщих христианских ценностях. Обогащать словарь детей новыми словами. |
Содержание | Беседа о Богородице, мамином празднике. Презентация. Чтение стихов, рассказов о маме. Дыхательная гимнастика. Рассматривание иллюстраций, картинок. Самостоятельная работа детей – изготовление поделки для мамы. |
Материал и оборудование | Одноразовая тарелка, ленты разноцветные, шерстяные нитки разноцветные, клеёнка, дырокол, лоточек для материала. |
Месяц | Март |
Неделя | 3 |
Тема | «Народные игрушки. Матрёшка». |
Задачи | Задачи: познакомить с русской народной игрушкой на примере народных игрушек. Развивать умение называть свойства игрушек, их качества. Способствовать эмоциональному восприятию детьми ожидаемых событий. Воспитывать у детей интерес к русскому народному искусству. |
Содержание | Беседа о народных игрушках, о матрешках. Презентация. Рассматривание картинок. Пальчиковая гимнастика. Д/и «Одень матрешку». Самостоятельная работа детей – рисование матрешки. |
Материал и оборудование | Презентация, иллюстрации и картинки по теме, д/и, альбомный лист, трафарет, цветные карандаши. |
Месяц | Март |
Неделя | 4 |
Тема | «8 марта – праздник мам». |
Задачи | Воспитывать любовь и уважение к маме и бабушке, развивать желание заботиться о них, делать им приятное. |
Содержание | Беседа о женском дне 8 марта, о подарках для бабушек. Пение песенки о бабушке. Физминутка. Закрепление правил техники безопасности при работе с бросовым материалом. Рассказывание поэтапного выполнения работы Самостоятельная работа детей – изготовление бус для мамы. |
Материал и оборудование | Макароны, нитка для нанизывания, гуашь, кисточка для рисования, баночка для воды, салфетка, клеёнка, лоточек для материала. |
Месяц | Апрель |
Неделя | 1 |
Тема | «День славянской письменности». |
Задачи | Приобщать детей к нравственным устоям, отечественной культуре, уважение к учению. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа, о книжной культуре. Воспитывать бережное отношение к книгам, содействовать развитию у детей интереса к книгам. |
Содержание | Беседа о книгах, о первопечатниках. Презентация. Рассматривание иллюстраций, чтение стихов. Дыхательная гимнастика. Самостоятельная работа детей – рисование букв кириллицы. |
Материал и оборудование | Презентация, иллюстрации по теме, альбомный лист, цветные карандаши. |
Месяц | Апрель |
Неделя | 2 |
Тема | «Пасха». |
Задачи | Продолжать знакомить детей с народным традициями и обычаями. Расширять представления о народных праздниках. Рассказывать детям о том, как праздновалась Пасха на Руси. |
Содержание | Беседа о Пасхе. Презентация. Чтение стихов. Рассматривание иллюстраций, картинок. Дыхательная гимнастика. Д/и «Собери яйца». Самостоятельная работа детей – рисование «Украшение яиц». |
Материал и оборудование | Презентация, иллюстрации и картинки по теме, альбомный лист, трафарет, краски, баночка для воды, кисточка, клеёнка, салфетки. |
Месяц | Апрель |
Неделя | 3 |
Тема | «Вербное воскресенье». |
Задачи | Продолжать знакомить детей с народным традициями и обычаями. Расширять представления о народных праздниках. Рассказывать детям о том, как праздновалось вербное воскресенье на Руси. |
Содержание | Беседа о весенних деревьях, о празднике Вербное воскресение. Презентация. Чтение стихов, рассматривание иллюстраций. Самомассаж. Рассказывание поэтапного выполнения работы, рассматривание образца. Самостоятельная работа детей. |
Материал и оборудование | Картон цветной, ватные палочки, гуашь, кисточка для рисования, баночка для воды, клей ПВА, кисточка для клея, салфетка, клеёнка, лоточек для материала. |
Месяц | Апрель |
Неделя | 4 |
Тема | «Жаворонки». |
Задачи | Уточнить и расширить представление детей о птицах, об их жизни в окружающем мире, вырабатывать умение быстро находить правильный ответ, воспитывать у детей стремление к познаниям, дух соревнования, развивать мышление, память. эрудицию; воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом. |
Содержание | Беседа о птицах. Д/и «Назови птицу ласково», «Кто лишний?». Чтение рассказов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей – лепка из солёного теста «Жаворонок».. |
Материал и оборудование | Солёное тесто, дощечки, клеёнка, салфетки, д/и, презентация, иллюстрации и картинки по теме. |
Месяц | Май |
Неделя | 1 |
Тема | «Балалайка – народный инструмент». |
Задачи | Воспитывать патриотические чувства детей, гордость за нашу Родину, русский народ. Развивать эстетическое восприятие. Учить доводить начатое дело до конца. |
Содержание | Беседа о народных инструментах. Презентация. Рассматривание иллюстраций, инструментов. Гимнастика для глаз. Самостоятельная работа детей - рисование балалайки. |
Материал и оборудование | Альбомный лист, трафарет, цветные карандаши, презентация, иллюстрации и картинки по теме, д/и. |
Месяц | Май |
Неделя | 2 |
Тема | «Знакомство с иконами». |
Задачи | Знакомить детей с иконой, обогащать словарный запас детей новыми словами «икона», «Христос». |
Содержание | Беседа об иконах. Презентация. Рассматривание икон. Физминутка. Чтение Л. Бородиной «Божья матерь, помоги!». Самостоятельная работа детей – изготовление оклада для иконы. |
Материал и оборудование | Цветной картон, цветная бумага, репродукция иконы, клей ПВА, кисточка для клея, клеёнка, салфетка, лоточек для материала, презентация, иконы. |
Месяц | Май |
Неделя | 3 |
Тема | «Русская берёзка». |
Задачи | Продолжать знакомить детей с окружающим миром. Рассказать о символе России – русской берёзке. Закрепить умения и навыки, полученные ранее. Развивать творческое воображение, интерес к работе. Воспитывать самостоятельность, активность. |
Содержание | Беседа о деревьях, о берёзе. Презентация. Рассматривание картинок, чтение стихов, загадывание загадок. Слушание песен о берёзах. Дыхательная гимнастика. Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей аппликация «Берёза». |
Материал и оборудование | Цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, клей ПВА, иллюстрации и картинки по теме. |
Месяц | Май |
Неделя | 4 |
Тема | «Этот день Победы». |
Задачи | Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны. Воспитывать у детей чувство патриотизма. Познакомить детей с местами боевой славы. Формировать положительное отношение к героям ВОВ. Воспитывать чувство сопереживания к горю людей военных лет. |
Содержание | Беседа с дне Победы. Презентация Чтение стихов, рассматривание картинок. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей – аппликация «Георгиевская ленточка». |
Материал и оборудование | Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, кисточка для клея, краски гуашь, баночка с водой, кисточка для рисования, салфетка, клеёнка, лоточек для материала. |
Методическое обеспечение.
- Картотека дидактических игр.
- Картотека подвижных игр.
- Картотека пальчиковой гимнастики.
- Картотека дыхательной гимнастики.
- Картотека физминуток.
- Картотека гимнастики для глаз.
- Картотека стихов, загадок, пословиц и поговорок.
- Презентации к занятиям.
- Мастер – классы по изготовлению поделок.
- Показ слайдов.
- Иллюстрации по темам.
- Предметные картинки.
- Цикл бесед по темам.
- Компьютер.
- Проектор.
Список литературы.
- Губанова, Е. В. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 8 – 12.
- Кондрашова, Н. В. Нравственно – духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2014/14080.htm. – Загл. с экрана
- Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г.
- Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб; Детство – пресс 2009 г.
- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки – М.; Просвещение 1985 г.
- Зацепина Н. Б. Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду – М.; Мозаика-синтез 2008 г.
- Задушевные беседы /приложение к журналу Дошкольник. Младший школьник. – М., Школьная пресса №5,6 – 2005, №1-3, 2006 г.
- Натаров В. И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
- Гладких Л. П., архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин), В. М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – методическое пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
- Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I Остров духовной жизни. – М.: 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/25/picture-94483-1435227342.jpg)
Дополнительная образовательная программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «Зернышки добра»
Программа позволяет углубить знания детей о нравственных ценностях....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/28/picture-1071718-1588097615.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-899477-1618499715.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Добрый мир"
Приобщение детей к истокам , обычаям,традициям нашего народа начинается с раннего возраста. Воспитывать в детях духовно- нравственные качества необходимо в совместной работе семьи и сада. Соврем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/13/picture-1477398-1686668842.jpg)
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Зернышки Добра"
Проект направлен на создание в детском саду уникальной модели духовно-нравственного воспитания. Разработан в соавторстве с педагогами детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1504658-1704882025.jpg)
Конспект занятия дополнительной общеобразовательной программы "Добрый Мир" "День. Свет. Ночь."
Конспект занятия "День. Свет. Ночь."...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/18/picture-1290780-1605725360.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Добрый мир» Направленность: духовно-нравственное развитие
Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/22/picture-1507477-1705915507.jpg)
Программа дополнительного образования "Я - добрый, ты добрый"
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.Формирование воспитанного, любящего, думающего и чувствующего чело...