Методическая разработка, Проект "Мой город - Усолье-Сибирское"
проект (подготовительная группа)
Проект направлен на расширение представлений о родном городе и формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и повышение уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_proekt_moy_gorod_-_usole-sibirskoe.docx | 76.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
Исследовательский проект
«Мой город – Усолье-Сибирское»
Авторский коллектив:
Мелентьева Е.Г., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 5».
Усачёва Ю.Э., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5»;
г. Усолье-Сибирское, 2019 г.
I. Паспорт исследовательского проекта «Мой город – Усолье-Сибирское»
Название исследовательского проекта | «Мой город – Усолье-Сибирское» |
Полное название организации, где выполняется проект | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 5», (далее ДОУ). |
Основания для разработки исследовательского проекта | Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012. № 273. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, от 17 10. 2013 № 1155 (далее ФГОС ДО). Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», от 30 декабря 2015 г. № 1493. |
Адрес ДОУ | МБДОУ «Детский сад № 5»: 665470, Иркутская область, город Усолье-Сибирское, проспект Космонавтов 46 а. |
Фамилия, имя, отчество
электронный адрес | МБДОУ «Детский сад № 5»: Петрякова Алена Валитовна, 83954375740, Dom51957@mail.ru. |
Целевая аудитория проекта: | 1. Дети старшего дошкольного возраста; 2. Администрация и педагогические работники; 3. Родители (законные представители) воспитанников. |
Цель исследовательского проекта | Расширение представлений о родном городе и формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательского проекта «Мой город – Усолье-Сибирское» в познавательной деятельности. |
Задачи исследовательского проекта | Задачи детей: 1.Узнать, почему город назвали Усолье-Сибирское, кто является основателем города, чем он знаменит? Задачи педагогов: 1. Формировать, систематизировать у дошкольников представления о родном городе, его истории, флаге, гербе, символах; градообразующих предприятиях; продукции, выпускаемой в городе; знаменитых усольчанах. 2. Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к его истории, памятникам, культурным ценностям. 3. Закрепить умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления. 4. Активизировать и обогатить словарный запас, связную речь детей старшего дошкольного возраста. 5. Стимулировать детскую инициативу, познавательно-исследовательскую деятельность, творческие и коммуникативные навыки дошкольников. 6. Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своего родного города. 7. Формировать у родителей активную жизненную позицию по вопросам патриотического воспитания. Активизировать творческий потенциал родителей. 8. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах применения современных технологий и методов в патриотическом воспитании старших дошкольников («Путешествие по реке времени», «Модель трех вопросов», «Гость группы» и др.). 9. Организовать взаимодействие с социальными партнерами МБУК «Усольский историко-краеведческий музей», МБУК «Центральная библиотечная система», музей МБУДО «ДДТ» г. Усолье-Сибирское с целью реализации проекта. 10. Вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую, творческую деятельность с детьми в процессе реализации проекта. Задачи родителей: 1. Рассказать об исторических, культурных, архитектурных памятниках, известных людях. 2. Организовать экскурсию по г. Усолье-Сибирское с целью ознакомления с историческими, культурными, архитектурными памятниками. 3. Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своего города. |
Методы реализации проекта | 1. Познавательно-исследовательские: проблемные ситуации, модель трех вопросов и др. 2. Словесные: ситуации общения, беседы, рефлексивные диалоги, консультации, викторины, встречи с интересными людьми. 3. Наглядные: выставки, рефлексия дня, видео-презентации, экскурсии, презентации. 4. Игровые: конкурсы, соревнования, познавательные, развивающие игры, игры-путешествия. 5. Практические: коллажи, рисунки, поделки; театральная постановка, акции, флешмоб и пр. |
Сроки выполнения исследовательского проекта | Январь-апрель 2019 г. |
Прогнозируемые результаты | • Дети получат представления об истории возникновения и развития родного города (об основателях города братьях Михалёвых, соляном источнике, быте и ремёслах горожан, градообразующих предприятиях, знаменитых земляках); проникнутся патриотическими чувствами гордости, любви к родному городу; проявят детскую инициативу, познавательно-исследовательскую активность; коммуникативные и творческие способности, у детей обогатится словарный запас, улучшится связная речь. • Родители повысят уровень педагогической компетентности в вопросах организации совместной деятельности с ребенком; расширят знания и представления об истории родного города, будут активно включены во взаимодействие с родителями и педагогами группы и учреждениями культуры. Разовьются детско-родительские отношения: жизнь родителей и ребёнка наполнится богатым содержанием, которое может быть представлено в совместной деятельности (создание альбомов, макетов), увлечениях, традициях. • Педагоги повысят уровень профессиональной компетентности в вопросах применения современных технологий и методов в патриотическом воспитании старших дошкольников («Путешествие по реке времени», «Модель трех вопросов», «Гость группы» и др.); организации взаимодействия с детьми и родителями (законными представителями) путем применения эффективных форм взаимодействия; приобретут позитивный опыт взаимодействия с педагогами и родителями группы и учреждениями культуры. |
Риски проекта | 1. Отсутствие желания у родителей принимать участие в проекте. 2. Низкая заинтересованность педагогов в реализации проекта. 3. Перенос сроков мероприятий по независящим причинам (форс-мажорные обстоятельства). |
II. Описание проекта
Актуальность
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации – введена в действие государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», одной из основных задач ФГОС дошкольного образования является - «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества».
Как большая река берет начало из маленького ручейка, так и чувство любви к Родине начинается с любви к родному краю, с привязанности к своему дому, городу. Чем ярче и содержательнее знания о родном крае, его людях, прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач – воспитание гражданина-патриота.
Чувство патриотизма зарождается в детстве, на этапе активного развития самосознания, осмысления себя, своего поведения, своих эмоций и переживаний. Поэтому развитие патриотических чувств как устойчивой, обобщенной системы отношений к отечеству необходимо организовывать в рамках деятельности, значимой и интересной для детей. С этих позиций значительным воспитательным и образовательным потенциалом обладает проектная деятельность, в процессе которой осуществляется поисковая работа, экскурсии, походы, тематические викторины, художественные выставки и другие формы организации детской деятельности.
Если ребенок знает свою «малую родину», сам участвует в сборе информации и составляет ее историю, у него возникает чувство бережного к ней отношения. Научив любить и беречь «малую родину», мы можем рассчитывать, что ребенок будет также искренне относиться к Родине в широком смысле.
Вид проекта: исследовательский.
По числу участников: подгрупповой.
Участники проекта: подгруппа детей старшей группы «Светлячки» (Владимир С., Захар Ш., Егор Ф., Вазира Р., Степан М., Елизавета М., Елизавета Ю., Вероника И., Анастасия О., Максим О., Михаил К., Дарина У.), родители воспитанников, педагоги (воспитатели, учитель-логопед).
Консультанты:
- Шаманский Сергей Васильевич, историк, писатель, заведующий музеем ДДТ г. Усолье-Сибирское;
- Учакина Надежда Сергеевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №5;
- Лескова Наталья Борисовна, усольчанка, абсолютная чемпионка России по армрестлингу, мастер спорта;
- сотрудник МБУК «Усольский историко-краеведческий музей»;
- сотрудник МБУК «Центральная библиотечная система».
Продолжительность проекта: среднесрочный: январь-апрель 2019 г.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 5» г. Усолье-Сибирское Иркутской области.
Проблема: Почему город назвали Усолье-Сибирское? Нужно ли знать историю родного города? Чем славится Усолье-Сибирское?
Задачи детей:
1.Узнать, почему город назвали Усолье-Сибирское, кто является основателем города, чем он знаменит?
Задачи педагогов:
1. Формировать, систематизировать у дошкольников представления о родном городе, его истории, флаге, гербе, символах; градообразующих предприятиях; выпускаемой продукции; знаменитых усольчанах.
2. Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к его истории, памятникам, культурным ценностям.
3. Закрепить умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
4. Активизировать и обогатить словарный запас, связную речь детей старшего дошкольного возраста.
5. Стимулировать детскую инициативу, познавательно-исследовательскую деятельность, творческие и коммуникативные навыки дошкольников.
6. Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своего родного города.
7. Формировать у родителей активную жизненную позицию по вопросам патриотического воспитания. Активизировать творческий потенциал родителей.
8. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах применения современных технологий и методов в патриотическом воспитании старших дошкольников («Путешествие по реке времени», «Модель трех вопросов», «Гость группы», «Детско-родительский квест» и др.).
9. Организовать взаимодействие с социальными партнерами МБУК «Усольский историко-краеведческий музей», МБУК «Центральная библиотечная система», музей МБУДО «ДДТ» г. Усолье-Сибирское с целью реализации проекта.
10. Вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую, творческую деятельность с детьми в процессе реализации проекта.
Задачи консультантов:
- Сотрудника МБУК «Усольского историко-краеведческого музея»:
1. Показать предметы старины, рассказать о быте усольчан, показать мультимедийную презентацию об усольских ремёслах.
2. Рассказать, почему решили создать макеты усольской варницы.
3. Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своего города.
- Шаманского С. В., историка, писателя, заведующего музеем МБУДО «ДДТ» г. Усолье-Сибирское:
1.Способствовать проявлению познавательного интереса у старших дошкольников к прошлому и настоящему родного города, расширять представления о родном городе, его главных улицах, его основателях братьях Михалёвых.
2. Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к его культурным ценностям.
- Сотрудника МБУК «Центральная библиотечная система»:
- Оформить выставку книг, фотографий, открыток о родном городе.
- Познакомить детей с творчеством усольских писателей и поэтов.
- Рассказать о типографии, печатных изданиях г. Усолье-Сибирское.
- Учакиной Н.С., учителя начальных классов МБОУ СОШ №5:
- Рассказать об известных усольчанах, их профессиональной деятельности, достижениях.
- Рассказать о действующих предприятиях города, выпускаемой ими продукции.
3. стимулировать исследовательскую деятельность дошкольников.
- Лесковой Н. Б., усольчанки, абсолютной чемпионки России по армрестлингу, мастера спорта:
- Рассказать об армрестлинге и своих достижениях в данном виде спорта.
- Рассказать об известных спортсменах г. Усолье-Сибирское, их спортивных достижениях.
- Мотивировать детей и родителей заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Задачи родителей:
1. Рассказать об исторических, культурных, архитектурных памятниках, известных людях.
2. Организовать экскурсию по г. Усолье-Сибирское с целью ознакомления с историческими, культурными, архитектурными памятниками.
3. Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своего города.
Обеспечение проекта
Ресурсы:
Информационные:
1. Книги: В.Ф. Шаманский «Усолье-Сибирское»; С.В. Шаманский «Хранитель истории Усолья-Сибирского»; Эрик Бутаков «Наше Усолье-Сибиркое»; статьи В.Ф. Шаманского, С.В. Шаманского, Ю. Душкина .
2. Стихи и рассказы о малой родине писателей и поэтов г. Усолье-Сибирское.
3. Пьеса для детей «Сказ о земле Усольской», стихи и рассказы о родном городе (автор Мелентьева Е.Г.);
4. Интернет ресурсы.
5. Карта России, Иркутской области, г. Усолье-Сибирское.
6. Центр патриотического воспитания в группе (картины, альбомы, иллюстрации, фотографии, буклеты, наборы открыток, художественная литература).
Технические:
1. Мультимедийное и аудио оборудование, компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, принтер.
2. Видеокамера, фотоаппарат.
Кадровые:
- Педагогические работники МБДОУ «Детский сад №5», имеющие высокий уровень профессионализма и высокий творческий потенциал.
- Работники культуры МБУК «Усольский историко-краеведческий музей».
- Сотрудники МБУК «Центральная библиотечная система».
- Директор музея МБУДО «ДДТ» г. Усолье-Сибирское.
- Учитель начальных классов МБОУ СОШ №5.
- Абсолютная чемпионка России по армрестлингу, мастер спорта.
Ожидаемые результаты:
- Дети получат представления об истории возникновения и развития родного города (об основателях города братьях Михалёвых, соляном источнике, быте и ремёслах горожан, градообразующих предприятиях, знаменитых земляках); проникнутся патриотическими чувствами гордости, любви к родному городу; проявят детскую инициативу, познавательно-исследовательскую активность; коммуникативные и творческие способности, у детей обогатится словарный запас, улучшится связная речь.
- Родители повысят уровень педагогической компетентности в вопросах организации совместной деятельности с ребенком; расширят знания и представления об истории родного города, будут активно включены во взаимодействие с родителями и педагогами группы и учреждениями культуры. Разовьются детско-родительские отношения: жизнь родителей и ребёнка наполнится богатым содержанием, которое может быть представлено в совместной деятельности (создание альбомов, макетов), увлечениях, традициях.
- Педагоги повысят уровень профессиональной компетентности в вопросах применения современных технологий и методов в патриотическом воспитании старших дошкольников («Путешествие по реке времени», «Модель трех вопросов», «Гость группы» и др.); организации взаимодействия с детьми и родителями (законными представителями) путем применения эффективных форм взаимодействия; приобретут позитивный опыт взаимодействия с педагогами и родителями группы и учреждениями культуры.
- Мотивационный этап
Реализация проекта:
Создание ситуации, в которой ребенок самостоятельно или с помощью педагога приходит к формулировке исследовательской задачи.
- Проблемная ситуация
Педагог приносит в группу карту Иркутской области, и спрашивает детей о том, смогут ли они найти на карте родной город?
Педагог помогает детям найти на карте и обозначить флажком родной город и спрашивает, как он называется?
В ходе беседы у детей возникает вопрос: Почему город назвали Усолье-Сибирское? Кто его так назвал? Чем он знаменит?
- Формулирование исследовательской задачи
В ходе рассуждения выявились 12 детей, заинтересовавшихся этой проблемой. В итоге рассуждения совместно с педагогом сформулировали исследовательскую задачу: выяснить, почему город назван «Усолье-Сибирское»? Кто его так назвал? Чем знаменит город Усолье-Сибирское?
С помощью педагога формулируем гипотезу: город назвали так, потому что он находится на месторождении соли, в Сибири.
3. Основной вопрос исследования:
1). Почему город назвали Усолье-Сибирское?
2). Кто его так назвал?
3). Чем знаменит город?
4. Проведение опроса, оформление результатов опроса.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как мы узнаем об этом? |
Дарина У.: 1). Просто так назвали. По-разному можно называть города. 2). Может его назвали так люди, которые его построили? 3).Знаменит город пением, танцами. | Почему его так назвали? В нашем городе есть известные артисты, музыканты? | Нужно у кого-то спросить. Лучше у мамы. |
Максим О.: 1). Потому что добывают соль. 2). Не знаю. 3). Не знаю. | Кто назвал город? Чем знаменит город? | Спросить у президента Путина. Или у папы с мамой. |
Настя О.: 1). Потому что братья в речке нашли соль. 2). Братья назвали город. 3). Знаменит тем, что в речке есть соль и статуя братьев. | Делают ли в нашем городе красивую одежду? | У мамы и сестры. |
Лиза М.: 1). Потому что братья Михалёвы нашли соль. 2). Город назвали люди. 3). Знаменит солью и братьями Михалёвыми. | Как братья Михалёвы нашли соль? | Надо где-то посмотреть или спросить у взрослых. |
Вова С.: 1). Потому что соль в нём появилась. 2. Не знаю. Мне никто не говорил. 3). Не так сильно знаменит. | Кто так назвал город? Что ещё есть в нашем городе? | В интернете можно узнать или в книжке. |
Вероника И.: 1). Потому что в нём есть соль. 2). Не знаю. 3). Таблетки делают, всякие лекарства. | Кто так назвал город? | Спросить у ребят и у воспитательницы. Ещё можно прочитать где-то, в книжке или в газете. |
Настя К.: 1). Не знаю. 2). Основали город русские люди. 3). У нас делают свежий хлеб, колбасу, молоко. | Почему так назвали город? | У мамы надо спросить. |
Есения Р.: 1). У нас добывают соль. 2). Город основал президент. 3). У нас есть вечный огонь. | Как добывают соль? | На заводе. В интернете. |
Вазира Р.: 1). В нашем городе есть соль и поэтому его так назвали. 2). Его назвали братья Михалёвы. 3). В нашем городе есть герои войны. Мой старенький дедушка тоже был на войне. | Я знаю, что в городе есть вечный огонь. А какие ещё есть памятники? | Можно у всех спрашивать в детском саду и у родителей. |
Захар Ш.: 1). В нашем городе есть самая солёная соль. И она очень белая. 2). Не помню. 3). У нас есть знаменитые спортсмены. Мой брат тоже занимается борьбой. У него даже есть медаль. | А есть в нашем городе чемпионы? | Спрошу у брата и у папы. |
Егор Ф.: 1). В городе делают соль. 2). Древние люди. 3). У нас есть курорт. Я там лечился. Мне делали ванночки с солью. | Для чего нужна соль? | В садике у врача. |
Степан М.: 1). Потому что наш город в Сибири и в нём есть соль. 2). Какие-то братья. Фамилию забыл. 3). У нас делали машины в городе. | А сейчас в городе делают машины и какую-то технику? | У мужчин в моей семье, у брата, у дедушки, у папы. |
В результате опроса детей, выяснилось, что не все дети знают, почему город назвали Усолье-Сибирское и кто является его основателем, а также дети захотели узнать о достопримечательностях, предприятиях города, знаменитых земляках, о том, как добывают соль. В качестве источника информации по интересующим вопросам дети назвали книги, интернет-ресурсы родителей и педагогов. В связи с этим был проведён опрос, выбранных детьми людей по следующим вопросам: выяснить, кто и почему назвал город «Усолье-Сибирское»? Чем знаменит город Усолье-Сибирское?
Вопросы/ Источники Информации | Почему город назвали Усолье-Сибирское? | Кто так назвал город? | Чем знаменит город? |
Мама Максима О. | Город назвали так, потому что он построен на месторождении соли в Сибири. | Город назвали братья Михалёвы, которые обнаружили соль в здешних местах. Теперь в нашем городе им поставили памятник. | Кроме соли наш город знаменит химической промышленностью. |
Папа Степана М.: | На месте нашего города люди обнаружили соляной источник и стали добывать соль. От сюда и название Усолье-Сибирское, то есть город у соли. | Город назвали так братья Михалёвы, которые обнаружили соль и основали город. | В нашем городе выпускают оборудование для горно-добывающей промышленности. |
Воспитатель: | Усолье издавна считалось сибирской солонкой. Соль дала городу жизнь. | Отряд енисейских казаков во главе с Анисимом Михалёвым обнаружили соляной источник. Анисим с братом Гавриилом решили построить там соляную варницу. | Город знаменит тем, что усольское месторождение поваренной соли является крупнейшим месторождением поваренной соли. |
Учитель-логопед: | Город назвали Усолье-Сибирское потому, что он основан на крупнейшем месторождении соли в Восточной Сибири. | Город основали енисейские казаки, братья Михалёвы, которые построили здесь варницу и первыми стали добывать соль. | Город знаменит не только солью, но и химической, фармацевтической, промышленностью, замечательными и талантливыми людьми. |
Папа Захара Ш.: | Город так назвали потому что в нём добывают соль. | Основали город братья Михалёвы. | Город знаменит известными спортсменами: чемпион России по боксу А. Пакеев, чемпионка мира по самбо М. Хвостова, абсолютная чемпионка России по армрестлингу Лескова Н., олимпийская чемпионка по толканию ядра Н. Чижова и другие. |
Мама Дарины У.: | В нашем городе добывают соль. Именно поэтому он так и назван. | Город так назвали основатели города братья Михалёвы и первые его жители. | Город знаменит не только солью, но и известными деятелями культуры: всемирно известный клоун Сергей Просвирнин, актриса Наталья Егорова, народный артист России, певец Владимир Урбанович. |
Бабушка Варвары: | Город назвали Усолье-Сибирское потому, что в нём добывают соль, которая славится по всей стране. | А назвали его так братья Михалёвы, которые обнаружили здесь соляной источник. | В нашем городе есть уникальный курорт, на котором лечатся больные с заболеваниями ОПД, гинекологическими болезнями и заболеваниями нервной системы. Я много лет отработала медсестрой на курорте Усолье и могу подтвердить эффективность рассольных ванн. |
Результаты опроса значимых для детей взрослых, позволили сделать вывод о том, что необходимо обогатить и систематизировать знания детей и взрослых о родном городе, его исторических и культурных ценностях, его прошлом и настоящем.
В интернете прочитали следующую информацию:
Усо́лье-Сиби́рское — город в Иркутской области России.
Население — 76 047[1] чел., площадь — 7,4 тыс. гектаров.
Расположен в 70 км к северо-западу от Иркутска, на левом берегу реки Ангары, на федеральной автомагистрали Р255 «Сибирь» и Транссибирской железнодорожной магистрали. В городе находится станция Усолье-Сибирское Восточно-Сибирской железной дороги.
Усолье-Сибирское — один из старейших городов в Приангарье, основан в 1669 году енисейскими казаками братьями Анисимом и Гавриилом Михалёвыми, обнаружившими на берегу Ангары соляной источник и построившими здесь соляную варницу.
5. Выбор наиболее правильного ответа с точки зрения авторов проекта, объяснения правильности
В ходе беседы после опроса и чтения информации в интернете выяснили:
Усолье-Сибирское – старейший город Приангарья, основанный в 1669 г. Енисейскими казаками, братьями Анисимом и Гавриилом Михалёвыми, которые обнаружили на берегу реки Ангары соляной источник и построили варницу для добычи соли.
Город знаменит высококачественной солью, уникальными курортом «Усолье», химической и фармацевтической промышленностью и талантливыми усольчанами.
6. Обсуждение способов проверки правильного с точки зрения детей ответа, возможности – невозможности проверки.
В ходе беседы приходим к выводу о том, что название города происходит от месторождения соли, соляного источника. Усольская соль по своим химическим качествам считается одной из лучших в мире.
Для проверки полученной информации были изучены различные информационные ресурсы (книги, статьи, интернет-ресурсы), которые подтвердили достоверность информации.
- Проблемно-деятельностный этап
На данном этапе происходило формирование специфических знаний, умений и навыков у детей. Педагоги помогали спланировать и организовать деятельность детей, направляли и контролировали осуществление проекта, по необходимости оказывали практическую помощь в соответствии с результатами опроса детей по технологии «Модель трёх вопросов». Детьми совместно с педагогами был составлен детский план, в процессе составления которого, дети предлагали свои идеи по его реализации.
Вазира. Мы с мамой часто гуляем в парке у вечного огня. Там есть и другие памятники. Давайте их посмотрим.
Егор. Я отдыхал с бабушкой на курорте «Усолье» и даже принимал лечебные ванны. Там очень красиво, рядом течёт Ангара. Поедем на курорт!
Есения. Мама сказала мне, что в музее есть макет варницы. Там нам расскажут, как раньше добывали соль.
Дарина. Моя мама учительница в школе. Она нам всё расскажет про наш город, и кто его построил. Пойдёмте в школу на экскурсию!
Вова. А в библиотеке очень много книг. Наверное, есть и про наш город. Может там нам ещё больше расскажут про него.
Захар. Я знаю, где находится спортивная школа, у меня брат туда ходит. Я тоже хочу туда ходить и заниматься борьбой.
Лиза М. Мой папа работает на заводе, где делают таблетки. Пойдёмте туда, там очень интересно.
Дарина. А ещё надо узнать, какие песни и стихи есть о нашем городе. Давайте приготовим концерт и покажем родителям.
Степан. Моя мама знает тётю Наташу. Она чемпионка России. У неё много медалей, я их видел. Она может нам их показать.
По ходу высказываний детей, педагог отмечала наиболее оригинальные идеи по сбору информации, фиксировала их высказывания для того, чтобы в процессе составления плана, напомнить о них детям. Таким образом, после обсуждения, дети совместно с педагогом выбрали наиболее интересные идеи, которые впоследствии были отражены ими в форме коллажа, используя разные виды продуктивной деятельности (аппликация, лепка, рисунки, картинки, символы). Созданный план проектной деятельности (коллаж) был размещён на стенде в родительском уголке с целью информирования родителей о предстоящей деятельности по реализации проекта «Мой родной город – Усолье-Сибирское».
В ходе реализации проблемно-деятельностного этапа проекта дети совместно с родителями и педагогами познакомились с известными людьми и пригласили в формате «Гость группы»:
- Шаманского С.В., с целью обогащения представлений детей о родном городе, его главных улицах, основателях города - братьях Михалёвых.
- Лескову Н.Б. с целью узнать об известных спортсменах г. Усолье-Сибирское, их спортивных достижениях, видах спорта.
- Мелентьеву Е.Г., логопеда МБДОУ «Детский сад №5» с целью ознакомления с литературным творчеством, посвящённым родному городу.
А также посетили:
- МБУК «Усольский историко-краеведческий музей» с целью узнать о быте, ремёслах усольчан, иметь представление об усольской варнице (рассмотреть макеты, имеющиеся в музее);
- МБУК «Центральная библиотечная система» с целью посещения выставки с презентацией книг, фотографий, открыток о родном город;
- МОУ СОШ №5 с целью пополнения знаний о предприятиях города и известных усольчанах;
- Достопримечательности города с целью обогащения представлений детей об исторических и культурных памятниках города.
В ходе реализации проекта, на каждом этапе активно поддерживалась детская инициатива. Так, после посещения «Усольского историко-краеведческого музея» дети выразили желание иметь в группе детского сада варницу. Педагог предложила высказать детям свои идеи о том, как это можно реализовать.
Егор. Я сделаю поделку «Варница» вместе с папой.
Вова. Я хочу нарисовать варницу.
Есения. Я тоже буду рисовать варницу.
Настя. И я хочу сделать рисунок варницы на берегу Ангары.
Вазира. Я буду лепить варницу из пластилина.
Лиза. Я тоже хочу слепить варницу из пластилина, а ещё котёл, в котором вываривали соль.
Таким образом, дети объединились в группы по интересам и приступили к творческой деятельности. Захар, Степан и Егор объединились в группу и решили построить варницу из строительного материала. После окончания работы, рисунки и поделки детей были размещены в центре патриотического воспитания. А дети, которые построили варницу из строительного материала, организовали сюжетно-ролевую игру «Варница».
После обзорной экскурсии по г. Усолье-Сибирское, педагог спросила детей о том, что им запомнилось больше всего:
Лиза Ю. Мне больше всего запомнился курорт «Усолье», потому что он находится возле реки Ангары и там очень красиво.
Вазира. Мне очень понравился памятник «Медсестра и солдат» и «Вечный огонь».
Лиза М. Мне понравились все памятники, но больше всего запомнился памятник «Сантехник», потому что он похож на моего папу
Захар и Егор высказали восхищение Комсомольской площадью.
Захар. Мне понравился памятник братьям Михалёвым.
Егор. Площадь, на которой он стоит, самая большая и красивая в городе. Вечером на ней огоньки горят.
Настя и Максим сказали, что им очень понравился герб города.
Настя. На нашем гербе нарисована Ангара, курорт.
Максим. А самое главное, там белым квадратиком нарисована соль.
На вопрос педагога о том, как сохранить впечатления об экскурсии, дети высказали свои идеи.
Лиза М. Можно нарисовать рисунки и сделать выставку.
Варвара. А я хочу слепить памятники «Вечный огонь» и «Медсестра и солдат».
Захар. Я предлагаю сделать фотографии.
Педагог предложила детям проголосовать за наиболее понравившуюся идею с помощью фишек. В результате голосования дети решили нарисовать достопримечательности города и создать выставку рисунков. После оформления выставки дети демонстрировали свои работы сверстникам, рассказывали о своих рисунках, отвечали на вопросы воспитателя, родителей и ровесников.
На следующий день педагог напомнила детям интересную идею Насти и Максима о создании герба города и предложила детям создать свой герб г. Усолье-Сибирское. Дети зарисовали свои идеи с наиболее значимыми, по их мнению, символами города и рассказали о них сверстникам. После того, как дети презентовали свои работы, педагог показала им фотографию оригинального герба г. Усолье-Сибирское и предложила создать герб родного города, используя разные средства по выбору детей. На данное предложение откликнулись Настя и Максим, которые сказали, что изготовят его вместе со своими родителями. В дальнейшем Настя и Максим презентовали герб, и данная поделка была размещена в центре патриотического воспитания в группе, а также была представлена на городском творческом фестивале «Откройте сердце для добра».
В преддверии встречи с Шаманским С.В., историком, директором музея ДДТ, педагог спросила детей о том, что можно подарить гостю. Дети высказали следующие предложения.
Настя. Мы могли бы подарить Сергею Васильевичу рисунки, на которых рисовали наш город.
Дарина. Давайте расскажем ему стихи о нашем городе.
Есения. Можно спеть песню.
Вазира. Давайте подарим цветы и конфеты.
После обсуждения, дети решили прочитать гостю стихи и спеть песню о родном городе.
Встреча с Шаманским С.В. была очень интересной и познавательной. Дети узнали много нового об истории родного города и получили в подарок книгу автора «Хранитель истории Усолья-Сибирского», а в ответ прочли стихи и спели песню о Родине и любимом городе, воплотив идеи Дарины и Есении. Впоследствии эти стихи и песня вошли в «Литературно-музыкальную композицию», которую наши воспитанники исполнили на городском концерте «Любимому городу посвящается», приуроченному к юбилею города.
Экскурсия в МБОУ СОШ №5 обогатила представления детей о предприятиях города, выпускаемой ими продукции. Учакина Н.С., учитель начальных классов, также рассказала детям о знаменитых усольчанах. После данной встречи, Варвара проявила инициативу и предложила детям нарисовать портреты известных людей. В ходе обсуждения данной идеи, дети вместе с педагогом пришли к выводу о том, что нарисовать портреты известных усольчан будет затруднительно. Поэтому дети совместно пришли к выводу о том, что необходимы фотографии, которые можно найти в сети интернет. Среди детей возник спор, потому что несколько детей захотели найти фотографию и собрать информацию с помощью родителей об одном и том же известном человеке. Тогда педагог предложила детям кинуть жребий, который определил выбор.
После того, как все фотографии и информация были собраны, педагог спросила у детей, каким образом будет систематизирован данный материал.
Дети стали предлагать различные варианты:
Степан. Давайте сделаем альбом знаменитых людей.
Егор. Можно разместить фотографии на стенде.
Вероника. Можно развешать фотографии на стенах в группе.
Вова. Надо положить эти фотографии в папку.
Педагог. А может быть мы их разместим не просто в папке, а в папке-раскладушке?
Вероника. Это как у нас в приёмнике, для родителей?
Дарина. Да, так будет лучше! Все, кто к будет приходить к нам в группу, смогут увидеть фотографии знаменитых людей.
В ходе обсуждения дошкольники вместе с педагогом пришли к выводу о том, что информация в папке-раскладушке должна меняться. Таким образом, детьми совместно с родителями были созданы папки-раскладушки «Известные деятели культуры г. Усолье-Сибирское», «Известные спортсмены г. Усолье-Сибирское», «Писатели и поэты г. Усолье-Сибирское», «Герои Великой отечественной войны г. Усолье-Сибирское», которые были презентованы на творческой мастерской с участием детей, родителей и педагогов группы.
Встреча с Лесковой Н.Б. вызвала у детей большой интерес к такому виду спорта, как армрестлинг. Егор предложил организовать соревнования в детском саду. Совместно с педагогом, дети написали объявление для родителей с предложением принять участие в состязаниях. Родители откликнулись на данный призыв и, таким образом, состоялись соревнования по армрестлингу среди пап и мам воспитанников.
После экскурсии в детскую библиотеку, в которой была представлена выставка с презентацией книг, фотографий, открыток о родном городе, Степан и Варвара захотели пополнить центр книги в группе и высказали идею об изготовлении книжек-малышек. Педагог предложила детям определить тематику детских книжек-малышек. В результате голосования были определены темы: «Памятники г. Усолье-Сибирское», «Предприятия г. Усолье-Сибирское».
Для изготовления книжек-малышек дети объединились в группы по желанию и с помощью педагога создали книжки-малышки, которые затем презентовали детям и родителям и разместили в центре книги в группе.
Знакомство родителей и детей на семейной гостиной с литературным творчеством Мелентьевой Е.Г., учителем –логопедом МБДОУ «Детский сад №5» г. Усолье-Сибирское (рассказ «Город мечты») вызвало горячее обсуждение по поводу санитарного состояния города. Дети и родители стали выдвигать различные идеи по решению данного вопроса.
Мама Степана. Предлагаю всем дружно выйти на субботник на берег Ангары. Можем и детей с собой взять.
Мама Максима и Насти. К решению данного вопроса нужно привлечь общественность.
Мама Степана. Да. Педагоги помогут нам разместить объявления во всех группах детского сада.
Мама Есении. Я могу написать транспаранты.
Бабушка Вазиры. А мы с Вазирой плакат нарисуем.
Настя. Я тоже буду плакат рисовать.
Егор. Мы все можем рисунки нарисовать, чтобы люди не мусорили.
Мама Захара. А может нам флешмоб провести? Сейчас это модно. Вот и привлечём общественность, обратим внимание на санитарное состояние города.
Все эти идеи были одобрены и реализованы в рамках экологической акции-флешмобе «Мы за чистый город», к которой присоединились дети, родители и педагоги всего дошкольного учреждения.
Знакомство с пьесой Мелентьевой Е.Г. «Сказ о земле Усольской» вызвало у детей желание поставить спектакль. Дети стали активно обсуждать и выбирать роли. Так, Захар и Егор сразу выбрали роли Анисима и Гавриила Михалёвых. Лиза захотела быть «Ангарой», а вероника – сыграть роль «Сибирской соли». Вазира и Степан выбрали роли Марии и Андрея Соколовых, которым установлен памятник на улице Менделеева в г. Усолье-Сибирское.
После распределения ролей, педагог с детьми обсуждали, какими могут быть костюмы для героев пьесы. Педагог предложила детям зарисовать свои идеи. После чего эскизы детей были представлены родителям, которые использовали их при создании костюмов.
Началась серьёзная подготовительная работа по подготовке к постановке пьесы, в которой активное участие принимали родители.
Данная постановка с успехом была представлена на городском фестивале детского творчества «Я – Сибирячок 2019» и в детском саду для воспитанников и их родителей.
Видеоролик, с записью постановки пьесы был размещён в сети интернет с целью распространения среди дошкольных образовательных учреждений для ознакомления дошкольников с историей родного города.
https://www.youtube.com/watch?v=jAEiriImrU8
- Творческий этап
С целью создания методического продукта проектной деятельности была создана «Временная лента г. Усолья-Сибирского», в которой нашли своё отражение детская инициатива, познавательная, исследовательская и творческая деятельность детей.
Защита проекта
Данная «Временная лента» была презентована детьми на творческом вечере, посвящённом 350-летнему юбилею города Усолье-Сибирское для воспитанников, родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения. Дети, участники проекта, рассказали о своей деятельности в ходе осуществления проекта (посещении музея, библиотеки, школы; встречах с известными земляками; создании макетов, герба, рисунков, поделок; участии в городском концерте и фестивале детского творчества).
Опыт по реализации данного проекта был представлен на педагогической мастерской для учителей-логопедов, где нашёл положительный отклик и заинтересованность коллег. А также был представлен на всероссийском и международном интернет-конкурсах.
Результативность проекта
По завершении реализации проекта были отмечены следующие положительные результаты:
- Дети получили представления об истории возникновения и развития родного города (об основателях города братьях Михалёвых и соляном источнике; быте и ремёслах горожан; градообразующих предприятиях и выпускаемой продукции; символике города; знаменитых земляках); прониклись патриотическими чувствами гордости, любви к родному городу; стали активно проявлять детскую инициативу, познавательно-исследовательскую активность; коммуникативные и творческие способности, у детей обогатился словарный запас, улучшилась связная речь.
- Родители повысили уровень педагогической компетентности в вопросах организации совместной деятельности с ребенком; расширили знания и представления об истории родного города, активно включались во взаимодействие с родителями и педагогами группы и учреждениями культуры. Гармонизировались детско-родительские отношения: жизнь родителей и ребёнка наполнилась богатым содержанием, которое было представлено в совместной деятельности (создание альбомов, макетов, костюмов для пьесы и др.).
- Педагоги повысили уровень профессиональной компетентности в вопросах применения современных технологий и методов в патриотическом воспитании старших дошкольников («Путешествие по реке времени», «Модель трех вопросов», «Гость группы» и др.); организации взаимодействия с детьми и родителями (законными представителями) путем применения эффективных форм взаимодействия; приобрели позитивный опыт взаимодействия с педагогами и родителями группы и учреждениями культуры.
Таким образом, был сделан вывод: исследовательский проект «Мой город – Усолье-Сибирское» доказал свою эффективность.
Поисково-исследовательская деятельность детей в ходе реализации данного проекта осуществлялась в рамках ограниченной темы, но взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, процесс коллективного сотворчества, социальная значимость темы позволили интегрировать задачи образовательных областей социально-коммуникативного и познавательного развития. При этом создание детьми продукта проектной деятельности – «Временной ленты г Усолья-Сибирского» с помощью родителей и педагогов, позволяло решать также задачи образовательной области «художественно-эстетическое развитие».
Позитивное отношение окружающих к продукту проекта, положительная социальная оценка деятельности, направленная на создание нового, явилась, как считает Н.Е. Веракса, главным условием поддержки активности личности и способствовала не только социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому развитию, но и личностному развитию каждого ребенка-дошкольника.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., Издательство «Мозаика-Синтез», 2008 г.
Приложение 1
План мероприятий детско-взрослого проекта «Мой родной город – Усолье-Сибирское»
Сроки | Форма работы/ название мероприятия | Участники/ Ответственные | Методический продукт | Рефлексивная деятельность детей | |
Январь | Мотивационный этап | ||||
1.Создание проблемной ситуации. 2.Формулирование исследовательской задачи. | Дети, педагоги |
1. Почему город назвали Усолье-Сибирское? 2. Кто его так назвал? 3.Чем он знаменит?
| |||
3.Проведение опроса детей («Модель трёх вопросов»). | Дети, педагоги |
|
| ||
4.Проведение опроса родителей. | Дети, родители, педагоги |
|
| ||
Проблемно-деятельностный этап | |||||
2. Комплексное занятие «Мой город Усолье-Сибирское» с использованием культурной практики «Река времени». | Дети, родители, педагоги |
|
| ||
Февраль | 1. Экскурсия в МБУК «Усольский историко-краеведческий музей». | Дети, родители, педагоги |
|
| |
2. Экскурсия по родному городу. | Дети, родители, педагоги |
|
| ||
3. Встреча с С.В. Шаманским, историком, писателем, директором музея МКД «ДДТ». | Шаманский С.В., дети, педагоги |
|
| ||
Март | 1. Экскурсия в МБОУ СОШ № 5. | Учакина Н.С., учитель начальных классов МБОУ СОШ №5, дети, педагоги |
|
| |
2. Встреча с Лесковой Н.Б., чемпионкой России по армрестлингу в формате «Гость группы». | Лескова Н.Б., чемпионка России по армрестлингу, дети, педагоги |
|
| ||
3. Экскурсия в МБУК «Центральная библиотечная система». | Сотрудник МБУК «Центральная библиотечная система», дети, педагоги |
|
| ||
4. Семейная гостиная. Знакомство с творчеством Мелентьевой Е.Г., учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад № 5». | Дети, родители, педагоги |
|
| ||
Апрель | 1. Экологическая акция-флешмоб «Мы за чистый город». | Дети, родители, педагоги |
|
| |
Творческий этап | |||||
2. Литературно-музыкальная композиция «Моя Родина». | Дети, родители, педагоги, МБКДУ «Дворец Культуры» г. Усолье-Сибирское |
|
| ||
3. Подарок городу» - постановка детской пьесы «Сказ о земле Усольской». | Дети, родители, педагоги, МБКДУ «Дворец Культуры» г. Усолье-Сибирское |
|
| ||
4. Временная лента г. Усолья-Сибирского» | Дети, родители, педагоги |
|
|
Приложение 2
Сказ о земле Усольской
Действующие лица:
Автор
Дедуля
Внук
Анисим Михалёв
Гавриил Михалёв
Соль
Соляной источник
Ангара
Мария (медсестра)
Андрей (солдат)
Автор:
Я сказ о земле усольской
Потомкам своим напишу.
Историю славного города
Я детям в стихах расскажу.
Хочу, чтоб гордился ребёнок
Землёй, на которой живёт
И славил благими делами
Свой город, сибирский народ!
Внук:
- Скажи, дедуля, правда это,
Что город наш стоит у соли
И вот уж больше трёх столетий
Основан волей Михалёвых?
Дедуля:
- Да, дело было так:
В походе был отряд казачий.
Отряд Анисим возглавлял
И был вознаграждён удачей.
Анисим:
Остановившись на ночлег,
У берегов реки сибирской,
Нашли источник соляной,
Не просто соль, а кладезь силы богатырской!
Автор:
В те годы соль диковиной была,
Её возили аж из-за Урала!
И слишком дорогой цена её была,
Так что находка эта целым кладом стала!
Анисим, возвратившись в Енисейск,
Родному брату, Гавриилу Михалёву,
Поведал о находке, предложив:
Анисим:
«Добычу соли надо сделать
Жизненной основой!»
Автор:
Вернулись к соли, и открылась их очам…
Анисим и Гавриил:
Вся красота сибирских тех владений:
Анисим:
- И Красный остров, речка Ангара,
Гавриил:
- Источник соли, её месторождение!
Анисим:
- Поставим варницу, работа закипит!
Снабдим сибирской солью Русь родную!
Гавриил:
- Здесь будет город и народный труд
Прославит соль и жизнь начнёт благую!
Соль:
-Я - соль сибирская,
Снабжала Забайкальский край,
Якутию, восток, до самого Приморья!
И трудолюбие сибирских усольчан
На всю страну прославило соль вскоре!
Соляной источник:
-Я соляной источник, а здесь варница была
И соли в ней немало добывали.
Она-то жизнь Усолью и дала,
Сибирским звать его чуть позже стали!
Ангара:
- Я – Ангара! И на моём прекрасном берегу
Основан был сибирский славный город.
А соль Усольская ценилась потому,
Что качество её никто не мог оспорить!
Дедуля:
Не только солью стал источник знаменит,
Его целебные прославили рассолы!
Сибиряки решили: «Здесь курорту быть!»
И грязи, ванны укрепляют их здоровье!
Внук:
Я знаю, что в годы военные
Был госпиталем курорт,
И сила сибирской природы
Спасала из года в год!
Дедуля:
Из живицы – лейкопластырь,
А вместо ваты – мох,
Но земский военный доктор
Жизни спасал, как мог!
Мария:
И мы на курорте встретились.
Историю нашей любви
Отвага сама обвенчала
В годы Великой войны.
Андрей:
- Ранение в ногу серьёзное,
Ампутацией дело грозит…
Но голос Марии не дрогнул:
Мария:
- Андрей, за здоровье борись!
Автор:
Так жизнь тяжелобольного
Любовь Марии спасла.
А в послевоенные годы
Была созданА семья!
Как символ любви и мужества
Их сагу в Усолье хранят.
Семье Соколовых воздвигнут
Монумент «Медсестра и солдат»!
Все действующие лица:
Я верю, мой город великий
Историей славной, людьми
В будущем скором станет
Самым передовым!
Построятся в нём заводы
И вырастут в нём дома,
Зазеленеют парки
И фонтан оживит вода!
Мы – будущее Усолья,
Сибирского городка!
Мы верим в его возрождение
И славную жизнь на века!
Город мечты
Однажды в детском саду на занятии воспитатель спросила детей: «Каким вы мечтаете увидеть свой город в будущем?». Дети задумались. Юля ответила: «Я хочу, чтобы в будущем мой город стал ещё больше и красивее!»
- А я хочу, чтобы в нём появился аквапарк! – сказала Полина.
- И большое футбольное поле! – добавил Захар.
Дети стали перечислять, всё то, что им хотелось бы видеть в своём небольшом провинциальном городке: цирк, нерпинарий, океанариум, зоопарк и даже космодром. Молчал только Паша. Когда воспитатель спросила его, каким он хотел бы видеть свой родной город, Паша ответил: «Я хотел бы видеть его чистым».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе
Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...
Презентация "Символика России, Иркутской области, города Усолье-Сибирское"
Данная презентация знакомит дошкольников с символикой нашей страны, а также гербом и флагом малой Родины - Иркутской области и родного города Усолья-Сибирского...
Методическая разработка проекта "Мой город, мой Дзержинск"
Целью данного проекта является формирование первичных представлений о малой родине, о социокультурных ценностях....
Методическая разработка проекта «Мой город- Краснодар»
Применяемая технология: проектный метод, технология интерактивного обучения....
Экскурсия на главную площадь предпраздничного города Усолье - Сибирское
Формируя знания у детей о родном городе, мы прививаем им уважение и любовь к традициям и обычаем своей малой родине, воспитываем патриотические чувства (гордость за свой город, желание сделать его луч...
Методическая разработка проекта "Мой город Санкт - Петербург"
Задачи проекта: Познакомиться с историей и достопримечательностями Санкт – Петербурга.Научить детей выступать перед другими детьми и слушать друг друга. Воспитывать чувство гордо...
Квест-игра по патриотическому воспитанию «Мой город – Усолье-Сибирское»
Квест-игра по патриотическому воспитанию для сраршего дошкольнго возраста....