СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД- УСОЛЬЕ - СИБИРСКОЕ»
проект (старшая, подготовительная группа)

       За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации – введена в действие государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», одной из основных задач ФГОС дошкольного образования является – «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества».

    Чувство патриотизма зарождается в детстве, на этапе активного развития самосознания, осмысления себя, своего поведения, своих эмоций и переживаний. Поэтому развитие патриотических чувств как устойчивой, обобщенной системы отношений к Отечеству необходимо организовывать в рамках деятельности, значимой и интересной для дошкольников. С этих позиций значительным образовательным потенциалом обладает проектная деятельность, включающая в себя экскурсии, походы, тематические занятия и викторины, художественные выставки и другие формы организации детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_moy_gorod_usole-sibirskoe.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«МОЙ ГОРОД-

УСОЛЬЕ - СИБИРСКОЕ»

Авторский коллектив:

Пашнина Э.В., старший воспитатель;

Леонтьева А.В., учитель-дефектолог;

Почекунина М.В., воспитатель;

г. Усолье - Сибирское, 2024 г.

I. Паспорт социального проекта «Мой город – Усолье - Сибирское»

Название социального проекта

«Мой город – Усолье - Сибирское»

Полное наименование организации, где выполняется проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»

Основания для разработки социального проекта

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», от № 273.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, от 17 10. 2013 № 1155 (далее ФГОС ДО).

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», от 30 декабря 2015 г. № 1493.

Адрес ДОУ

МБДОУ «Детский сад № 22»: 665466, Иркутская область, город Усолье – Сибирское, проспект Космонавтов, 21а

Фамилия, имя, отчество руководителя организации

Телефон/ факс

Электронный адрес

МБДОУ «Детский сад № 22»: Маслова Лариса Петровна.

83954365831, class="c4">

Цель социального проекта

Создать условия для расширения представлений о родном городе и формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством социального проекта «Мой город-Усолье-Сибирское».

Задачи социального проекта

#1057;пособствовать проявлению познавательного интереса у старших дошкольников к прошлому и настоящему родного города, расширять представления о родном городе, его главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, известных людях.

2. Развивать у старших дошкольников аналитическое мышление, творческие, коммуникативные способности в процессе ознакомления с историей возникновения, традициями, предприятиями, природными объектами, историческими памятниками города.

3. Воспитывать у старших дошкольников патриотические чувства: интерес к родному городу, ярким событиям его прошлого настоящего, любовь к природе родного края, ценностное отношение к достопримечательностям города, уважение к людям, которые трудятся и прославляют родной город.

4. Вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность с детьми в процессе реализации проекта.

5. Организовывать взаимодействие с социальными партнерами МБУК «Усольский историко-краеведческий музей», МБУК «Центральная библиотечная система» с целью реализации проекта.

6. Осуществить ежемесячное информирование общественности о ходе реализации проекта посредством официального сайта МБДОУ №22 и других способов информирования.

7. Оформить методическое пособие «Мой город – Усолье - Сибирское».

Сроки выполнения социального проекта

2023 – 2024 учебный год

Прогнозируемые результаты

Будут созданы условия для реализации социального проекта «Мой родной город», с помощью которого дети получат представления об истории возникновения и развития родного города; приобретут патриотические чувства гордости, любви к родному городу, проявят познавательно – исследовательскую активность, коммуникативные и творческие способности; родители повысят уровень педагогической компетентности в вопросах организации совместной деятельности с ребенком; общественность города будет вовлечена и проинформирована о ходе реализации проекта посредством официального сайта МБДОУ № 22; методический продукт – будет оформлено методическое пособие «Мой город – Усолье – Сибирское».

II. Описание проекта

Актуальность

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации – введена в действие государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», одной из основных задач ФГОС дошкольного образования является – «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества».

Чувство патриотизма зарождается в детстве, на этапе активного развития самосознания, осмысления себя, своего поведения, своих эмоций и переживаний. Поэтому развитие патриотических чувств как устойчивой, обобщенной системы отношений к Отечеству необходимо организовывать в рамках деятельности, значимой и интересной для дошкольников. С этих позиций значительным образовательным потенциалом обладает проектная деятельность, включающая в себя экскурсии, походы, тематические занятия и викторины, художественные выставки и другие формы организации детской деятельности.

Проблемы

Социальный проект «Мой город – Усолье – Сибирское» направлен на решение следующих проблем:

  1. Отмечается недостаточная сформированность патриотических чувств у старших дошкольников – следовательно, необходимо создать условия для расширения представлений о родном городе и формирования патриотических чувств у старших дошкольников посредством организации проектной деятельности;
  2. Удаленность данных дошкольных учреждений (окраина города) не позволяет педагогам организовывать частое посещение памятных и культурных объектов города с воспитанниками – нужны иные формы работы со старшими дошкольниками, позволяющие познакомить их с достопримечательностями родного города;
  3. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов по применению современных технологий и методов в патриотическом воспитании старших дошкольников , необходимо повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по применению современных технологий и методов в патриотическом воспитании старших дошкольников посредством семинаров, семинаров – практикумов.
  4. Занятость и недостаточная информированность родителей (законных представителей) о достопримечательностях, исторических фактах развития и становления родного города влечет недостаток представлений у детей об истории возникновения и развития города Усолье – Сибирское – необходимо вовлечь родителей в совместную познавательно – исследовательскую, творческую деятельность с детьми в процессе реализации проекта.

Цель: Создать условия для расширения представлений о родном городе и формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством социального проекта «Мой город – Усолье – Сибирское».

Задачи:

  1. Способствовать проявлению познавательного интереса у старших дошкольников к прошлому и настоящему родного города, расширять представления о родном городе, его главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, известных людях.
  2. Развивать у старших дошкольников аналитическое мышление, творческие, коммуникативные способности в процессе ознакомления с историей возникновения, традициями, предприятиями, природными объектами, историческими памятниками города.
  3. Воспитывать у старших дошкольников патриотические чувства: интерес к родному городу, ярким событиям его прошлого и настоящего, любовь к природе родного края, ценностное отношение к достопримечательностям города, уважение к людям, которые трудятся и прославляют родной город.
  4. Вовлечь родителей в совместную познавательно – исследовательскую, творческую деятельность с детьми в процессе реализации проекта.
  5. Организовывать взаимодействие с социальными партнерами МБУК «Усольский историко-краеведческий музей», МБУК «Центральная библиотечная система» с целью реализации проекта.
  6. Осуществить ежемесячное информирование общественности о ходе реализации проекта посредством официального сайта МБДОУ №22 и других способов информирования.
  7. Оформить методическое пособие «Мой город – Усолье - Сибирское».

Сроки и этапы выполнения проекта:

Сроки: 2023 – 2024 учебный год

Этапы:

1 этап – подготовительный (август, 2023) – разработка проекта «Мой город – Усолье – Сибирское»: подбор материалов и методов воспитательной работы, методической литературы, разработка сценариев, подготовка практикума для воспитателей.

2 этап – основной (сентябрь 2023 – май 2024) – реализация проекта, проведение мероприятий в соответствии с планом.

3 этап – обобщающий/рефлексивный (июнь 2024 – август 2024) – презентация проекта, определение его эффективности (анализ и самоанализ педагогами реализации проекта), выпуск методического пособия «Знакомим старших дошкольников с городом Усолье – Сибирское».

Целевая аудитория проекта:

  1. Дети старшего дошкольного возраста;
  2. Администрация и педагогические работники;
  3. Родители (законные представители) воспитанников.

Ресурсы проекта:

  1. Кадровые ресурсы:

- Педагогические работники дошкольного образовательного учреждения № 22, имеющие высокий уровень профессионализма и высокий творческий потенциал.

- Работники культуры МБУК «Усольский историко – краеведческий музей», МБУК «Центральная библиотечная система».

  1. Материально – технические ресурсы:

- Мультимедийное и аудио оборудование (для организации тематических занятий, презентаций).

- Видеокамеры (для съемки видеороликов).

  1. Методические и интернет – ресурсы по истории возникновения г.Усолье – Сибирское, о его основателях, предприятиях, известных людях и др.

Методы реализации проекта:

  1. Познавательно – исследовательские: проблемные ситуации, блиц – интервью, заочные задания, модель трех вопросов и др.
  2. Словесные: ситуации общения, беседы, рефлексивные диалоги, консультации, викторины, встречи с интересными людьми.
  3. Наглядные: выставки, рефлексия дня, видео – просмотры, экскурсии, презентации.
  4. Игровые: конкурсы, соревнования, познавательные, развивающие игры, игры – путешествия.

Предполагаемые результаты проекта: Будут созданы условия ля реализации социального проекта «Мой город – Усолье – Сибирское», с помощью которого дети получат представления об истории возникновения и развития родного города; приобретут патриотические чувства гордости, любовь к родному городу, проявят познавательно-исследовательскую активность, коммуникативные и творческие способности; родители повысят уровень педагогической компетентности в вопросах организации совместной деятельности с ребенком; расширят знания и представления об истории родного города, будут активно включены во взаимодействие с педагогами и учреждений культуры; педагоги повысят уровень профессиональной компетентности в вопросах применения современных технологий и методов в патриотическом воспитании старших дошкольников; организация взаимодействия с детьми и родителями (законными представителями) путем применения эффективных форм взаимодействия; взаимодействия с учреждениями культуры; общественность города будет вовлечена и проинформирована о ходе реализации проекта посредством официального сайта МБДОУ № 22; методический продукт – будет оформлено методическое пособие «Мой город – Усолье – Сибирское».

Критерии оценивания эффективности проекта:

  1. Актуальность:

- степень соответствия содержания проекта стратегическим направлениям образовательной политики Российской Федерации;

- ориентация на решение наиболее значимых для данных дошкольных образовательных учреждений проблем, решение которых в совокупности дает максимально полезный эффект в развитии;

- содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания, молодежной политики и др.

  1. Рациональность, реалистичность, целостность:

- наличие в описании проекта таких целей и мер по их достижению, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимально полезный эффект;

- полнота действий, планируемых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.

  1. Реализуемость:

- требования к материально – техническому, программно – методическому, организационному обеспечению соответствуют имеющимся возможностям ДОУ;

- кадровые ресурсы (подготовленность, мотивация персонала на реализацию проекта, требования к уровню профессиональной подготовки участников проекта);

- востребованность данного проекта.

  1. Эффективность и результативность:

- объективно новые результаты; их качественное отличие от прежних результатов (достижение результатов с затратой меньшего объема ресурсов, за счет использования более эффективных способов деятельности);

- потенциальная полезность нового проекта для ДОУ.

  1. Контролируемость, чувствительность к сбоям:

- отчеты о реализации мероприятий проекта, позволяющие своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от запланированного и своевременно корректировать действия по реализации проекта.

Риски проекта:

  1. Отсутствие желания у родителей принимать участие в проекте.
  2. Низкая заинтересованность участием в проекте части педагогов.
  3. Перенос сроков мероприятий по независящим причинам (форс – мажорные обстоятельства).

Механизмы компенсации рисков проекта:

  1. Нахождение эффективных путей привлечения родителей к участию в проекте.
  2. Совершенствование системы морального и материального стимулирования педагогических работников.
  3. Корректировка сроков проведения мероприятий проекта.

Управление проектом:

  1. Утверждение социального проекта «Мой город – Усолье – Сибирское» осуществляет Маслова Л.П., заведующая МБДОУ «Детский сад № 22».

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «МОЙ ГОРОД-УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ»

Срок проведения

Тема раздела

Форма работы/название мероприятия

Участники мероприятия

Место проведения мероприятия

Предварительная работа

Ответствен

ные

Результат

Август

#1057;оставление плана социального проекта «Мой город - Усолье-Сибирское».

#1055;роведение интервьюирования детей и анкетирование родителей с целью изучения имеющихся представлений у старших дошкольников и их родителей о родном городе.

Учитель-дефектолог, воспитатели.

Дети, родители

МБДОУ №22

МБДОУ №22

Составление опросников для детей старшего дошкольного возраста и их родителей на выявление представлений о родном городе.

Учитель-дефектолог, воспитатели

Старший воспитатель, учитель-дефектолог, воспитатели

План социального проекта «Мой горд-Усолье-Сибирское».

Общая аналитическая справка по результатам интервьюирования детей и анкетирования родителей. Ответственная: старший воспитатель.

Сентябрь – Декабрь

«История возникновения города и его основатели. Символика города».

Занятия:

#1056;ассматривание иллюстраций возникновения города.

#1054;пыты и эксперименты с солью.

3. Мастер-класс для родителей «У Соли»

4. Разучивание стихотворений о городе.

#1057;южетно-ролевые игры: «Прогулка по городу», «Детский сад» и др.

6. Виртуальная экскурсия по улицам города.

7. Выставки работ по темам: «Улица, на которой я живу», «Мой двор», «Мой дом»

Дети старшего дошкольного возраста

МБДОУ №22

Проведение мастер- класса для родителей по технологии Н.Коротковой «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»

Учитель-дефектолог, воспитатели.

Конспекты занятий по данной технологии. Иллюстрации к занятиям.

Ноябрь - Декабрь

«Природный мир Прибайкалья»

#1056;ассматривание картинок с изображением растений Прибайкалья и разучивание стихотворений про них.

#1041;еседа про экологическую обстановку в городе.

3. Посещение Станции Юных Натуралистов с целью изучения животного мира Иркутской области.

4. Выставки работ декоративно-прикладного творчества на тему: «Растительный и животный мир Сибири».

5. Итоговое занятие «Лекарственные растения».

Дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители)

МБДОУ №22

СЮН

Составление опросников для детей старшего дошкольного возраста и их родителей на выявление представлений о природном окружении города и экологической обстановке.

Учитель-дефектолог, воспитатели.

Общая аналитическая справка по результатам интервьюирования детей и анкетирования родителей. Ответственная: старший воспитатель.

2. Иллюстрации к беседе.

3. Конспект занятия.

Январь-Март

«Достопримечательности города».

«Почетные люди города Усолье-Сибирское»

#1069;кскурсии по памятникам города.

#1069;кскурсии по предприятиям города, в музей, ДК «Мир» и ДК «Химик».

3. Выставки рисунков, поделок.

4. Сбор информации о почетных жителях города.

Дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители)

МБДОУ №22

ДК «Мир» и ДК «Химик».

Экскурсии. Сбор материала по теме.

Учитель-дефектолог, воспитатели.

Создание презентации «В памятниках наша история».

Апрель-Май

«Из глубин времени: знать и помнить»

#1069;кскурсия на курорт «Усолье»

#1040;кция «Георгиевская лента»

3. Посещение музея в ДК «Химик» «Искатель» имени Засухина».

4. «Письмо солдату»

Дети старшего дошкольного возраста

МБДОУ №22

Курорт «Усолье»,

ДК «Химик»

Предварительные беседы по теме

Учитель-дефектолог, воспитатели.

#1048;зготовление книги «Мой город-Усолье-Сибирское»

#1050;онцерт посвященный Дню Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе

Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...

Презентация "Символика России, Иркутской области, города Усолье-Сибирское"

Данная презентация знакомит дошкольников с символикой нашей страны, а также гербом и флагом малой Родины  - Иркутской области и родного города Усолья-Сибирского...

Экскурсия на главную площадь предпраздничного города Усолье - Сибирское

Формируя знания у детей о родном городе, мы прививаем им уважение и любовь к традициям и обычаем своей малой родине, воспитываем патриотические чувства (гордость за свой город, желание сделать его луч...

Методическая разработка, Проект "Мой город - Усолье-Сибирское"

Проект направлен на расширение представлений о родном городе и формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и повышение уровня родительской компетентности в вопросах патрио...

Квест-игра по патриотическому воспитанию «Мой город – Усолье-Сибирское»

Квест-игра по патриотическому воспитанию  для сраршего дошкольнго возраста....

Интерактивная игра "Моя малая Родина - город Усолье - Сибирское"

закрепить с детьми зания о родном городе....

Игра-викторина для детей старшего возраста «Путешествие по родному городу Усолье- Сибирское»

Игра-викторина «Путешествие по родному городу Усолье- Сибирское» в старшей группе.Цель: Создать условия для формирования знаний у детей о малой Родине, воспитать любовь к родному...