«Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников»
методическая разработка (средняя группа)
Масштабные преобразования в обществе, реформирование системы образования, сложные социально-экономические условия в современном мире требуют необходимости поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимoдействия в образовательной системе ДОУ с различными представителями, в том числе с семьями воспитанников, как социальными партнерами.
Актуальность данной темы заключается в том, что взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников имеет большой воспитательный и образовательный потенциал. Оно способствует установлению положительных взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников, для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания семьи к ребенку, его проблемам, освещение последствий негативных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_formy_vzaimodeystviya_s_semyami_vospitannikov.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников»
Воспитатель Галактионова Марина Владимировна
Масштабные преобразования в обществе, реформирование системы образования, сложные социально-экономические условия в современном мире требуют необходимости поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимoдействия в образовательной системе ДОУ с различными представителями, в том числе с семьями воспитанников, как социальными партнерами.
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного образовательного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников. От совместной работы представителей ДОУ и родителей зависит дальнейшее развитие дошкольника. От качества работы ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, а, исходя из этого, и уровень семейного воспитания детей. Перед ДОУ стоит важная задача – использовать большой воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия.
Семейное воспитание всегда играло и играет важную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. В то же время на развитие личности ребенка также оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ пребывание дошкольника подчинено целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и многое другое.
Любая организация, в том числе дошкольная, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему (в данном случае – систему воспитания, обучения, развития ребенка-дошкольника), включающую свои принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей.
Актуальность данной темы заключается в том, что взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников имеет большой воспитательный и образовательный потенциал. Оно способствует установлению положительных взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников, для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания семьи к ребенку, его проблемам, освещение последствий негативных отношений.
Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного образования, оно стало первой важной ступенью всей системы образования. В центр изменений и нововведений стала гуманизация и индивидуализация педагогического процесса. Целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности ребенка.
Важными характеристиками педагогического взаимoдействия являются взаимoпонимание, взаимоотношение, взаимопознание, взаимные действия, срабатываемость, взаимoвлияние, совместимость. Они по-разному проявляются в зависимости от ситуаций и условий, в которых происходит взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия.
Главная цель взаимoдействия воспитателей дошкольного учреждения с родителями своих воспитанников – это, прежде всего, профессиональная помощь семье в воспитании дошкольника, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- реализация потребностей и интересов ребенка дошкольного возраста;
- развитие способностей дошкольников, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- распределение ответственности и обязанностей между родителями в вопросах воспитания малыша;
- поддержка открытости во взаимooтношениях между разными поколениями семьи;
- формирование и поддержание семейных традиций;
- принятие и понимание индивидуальности детей, уважение и доверие к ним как к уникальной личности.
Данная цель может реализоваться через следующие задачи:
- воспитание уважения к родительству и детству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- содействие и повышение общей культуры семьи и психологопедагогическое просвещение родителей;
- оказание практической помощи родителям детей через трансляцию основ знаний, умений, навыков, опыта работы с дошкольниками;
- применение с родителями различных форм совместного сотрудничества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям воспитанников.
Семья и дошкольное образовательное учреждение – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Часто и педагогам, и родителям воспитанников не хватает взаимoпонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это все отражается на воспитании наших детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества.
В работе воспитателя одной из задач является задача заинтересованности родителей, предлагая, все новые и разнообразные формы взаимодействия. Формы взаимодействия педагога с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимoдействия воспитателя с родителями воспитанников, суть которых — обогатить педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся: «круглые столы», родительские собрания, конференции, групповые и подгрупповые консультации, выставки совместных работ детей и родителей, конкурсы, педагогическое просвещение, развлечения и праздники, лектории и университеты педагогических знаний, родительские кружки, школа молодых родителей, встречи с родителями («Давайте познакомимся!»), вечера вопросов и ответов, библиотека для родителей, семинары-практикумы с элементами тренинга и другое.
К индивидуальным формам относят: индивидуальные педагогические беседы с родителями, консультации, поручения родителям, портфолио ребенка, посещение семьи ребенка и другое.
Также во всех ДОУ при работе с родителями применяют наглядно информационные формы взаимoдействия с семьями воспитанников. Они знакомят родителей воспитанников с целями, задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей дошкольного возраста, способствуют преодолению негативных суждений о значении и функциях дошкольного образовательного учреждения, оказывают практическую помощь семье в вопросах воспитания, развития и обучения. К таким формам относят: реклама статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, аудиозаписи бесед с дошкольниками, видео организации различных видов деятельности с детьми, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, ширмы, педагогические информационные стенды («Уголки для родителей»), папки-передвижки и другое.
В настоящее время особой популярностью, как у воспитателей ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Смысл нетрадиционной работы воспитателей с родителями – не только в установлении сотрудничества, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы воспитателей, становятся более открытыми, откровенными для восприятия помощи.
Под нетрадиционными формами подразумевается применение элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы, проективную деятельность и т.д., связанные основной целью - установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к дошкольному образовательному учреждению, повышение педагогического просвещения.
Часто в детском саду проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ - КВН, «Поле чудес» и др. Несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание непринужденной обстановки. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и взаимодействие с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. Важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.
Кротовой Т.В. (доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ) разработана классификация нетрадиционных форм. Педагог относит к ним информационно-аналитические («почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники), познавательные (семинары практикумы, устные (педагогические журналы), наглядно-информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей).
Данные формы сотрудничества воспитателей с семьей весьма результативны, если уделять должное внимание педагогическому содержанию и чрезмерно не увлекаться развлекательной стороной мероприятия.
Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, способствовать пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания, сформировать у них уважительное отношение к труду педагогов ДОУ, приобщить к жизни детского сада.
Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к дошкольному образовательному учреждению. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и, что не менее важно, родители сближаются со своим малышом, начинают лучше его понимать.
Таким образом, содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы и методы. Главное — правильно и целенаправленно спланировать работу по взаимoдействию с родителями воспитанников. И от совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие детей дошкольного возраста. И именно от качества работы педагогов ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, а, значит, и уровень развития дошкольника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
- Алиева, Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства / Т. Алиева, А. Стасюк, Е. Фадеева, Ю. Асланова, Г. Уварова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 – 42
- Арапова, М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2007. - № 5. - с. 94
- Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2012.-№25.-С.8.
- Данилина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.-2010.-№2.- С. 44–49.
- Кротова, Т.В. Формы взаимодействия с семьей в ДОУ / Т.В. Кротова. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 116 с.
- Тонкова, Ю. М., Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-74.
Приложение
Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ»
Удовлетворенность качеством образования воспитанников
Вопросы | Ответы родителя |
1. Как долго Ваш ребенок посещает ДОУ: 1) менее 1 года 2) от 1 года до 2-х лет 3) более 2-х лет | |
2. Владеете ли Вы информацией о работе учреждения: 1) о целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка 2) о режиме работы дошкольного учреждения 3) об организации питания 4) получаю недостаточно информации 5) не интересовались | |
3. Состояние материальной базы учреждения: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен | |
4. Организация питания: 1) не удовлетворен 2 )частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен | |
5. Обеспечение литературой и пособиями: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен | |
6. Санитарно – гигиенические условия: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен | |
7. Профессионализмом педагогов: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен | |
8. Взаимоотношения сотрудников с детьми: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен | |
9.Взаимоотношения сотрудников с родителями: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен | |
10. Оздоровление детей: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен | |
11.Воспитательно–образовательным процессом: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен | |
12. Каков, на Ваш взгляд, рейтинг ДОУ в микрорайоне: 1) низкий 2) средний 3) высокий 4) затрудняюсь ответить | |
13. Удовлетворены ли воспитанием ребенка в детском саду: 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать | |
14. Отношениями сына (дочери) со сверстниками в детском саду: 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать | |
15. Удовлетворены ли Вы режимом работы детского сада? 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать | |
16. Знакомы ли Вы с образовательной программой детского сада? 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) не интересовались | |
17. Устраивает ли Вас образовательная программа детского сада? 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать | |
18. Готовы ли Вы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий, семинаров? 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать | |
19. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными: 1) посещение воспитателем ребенка на дому 2)родительские собрания 3) посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением 4) совместные праздники и развлечения 5) индивидуальные беседы и консультации 6) другие формы работы | |
20. Сотрудники детского сада интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование): 1) да 2) нет 3) не знаю |
Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ» Способы получения информации об особенностях развития ребёнка в детском саду
Вопросы | Ответы родителя |
Информационного стенда: 1) да 2) нет | |
Индивидуальных бесед с воспитателями: 1) да 2) нет | |
Индивидуальных бесед с медицинской сестрой: 1) да 2) нет | |
Бесед с педагогом-психологом: 1) да 2) нет | |
Бесед с учителем-логопедом: 1) да 2) нет | |
Бесед с музыкальным работником: 1) да 2) нет | |
Собраний: 1) да 2) нет | |
Бесед с заведующей: 1) да 2) нет |
Анкета для педагогов «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»
Вопросы | Ответы воспитателя |
1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? 1) да 2) нет 3) иногда | |
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями? 1) да 2) нет 3) иногда | |
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента? 1) да 2) нет 3) иногда | |
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос? 1) да 2) нет 3) иногда | |
5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения? 1) да 2) нет 3) иногда | |
6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством? 1) да 2) нет 3) иногда | |
7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми? 1) да 2) нет 3) иногда | |
8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы? 1) да 2) нет 3) иногда | |
9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"? 1) да 2) нет 3) иногда | |
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить? 1) да 2) нет 3) иногда | |
11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе? 1) да 2) нет 3) иногда | |
12.Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор? 1) да 2) нет 3) иногда | |
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями? 1) да 2) нет 3) иногда | |
14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете? 1) да 2) нет 3) иногда | |
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей? 1) да 2) нет 3) иногда | |
16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию? 1) да 2) нет 3) иногда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников
Цель работы родительского клуба «Вместе»: повышение компетентностей родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их (родителей) к сотрудн...
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОО по коррекции речевых нарушений
Формы взаимодействия с семьями воспитанниками ДОО по коррекции речевых нарушений...
Технология коллекционирования, как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников всегда остается актуальным вопросом. Дошкольное учреждение одна из самых первых образовательных организаций, вступающих в открытый контакт с родителями...
Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»....
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников с учётом современных требований
Эффективные формывзаимодействия с семьями воспитанниковс учётом современных требованийНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, се...
«Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»
laquo;Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»...
«Электронный образовательный маршрут-эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников.»
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой...