«Остров Безопасности»
проект (старшая группа)
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей! Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekty.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название проекта: «Остров Безопасности»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, проектно-ориентированный.
Тип проекта: информационно – исследовательский,творческий.
Продолжительность проекта: долгострочный, групповой.
Время реализации проекта: сентябрь 2019г. - май 2020г.
Возраст детей: старшая группа.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (аналитический);
- Основной (реализация намеченных планов)»
- Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
Участники проекта: дети, педагог, родители, социум.
Воспитатель: Чигаева Т.В.
I этап
Актуальность проекта
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей! Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Создание условий для обучения дошкольников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
В своей педагогической деятельности я использую программы и технологии следующих авторов: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников», Попова Т.И. «Мир вокруг нас».
Цель проекта:
формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях, создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах безопасности.
Задачи:
- содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
- формирование у детей основ противодействия терроризму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях.
- развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь;
- стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности;
- формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
- обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
- воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, окружающему миру.
Предполагаемый результат:
- у детей сформированы интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами природой;
- они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни,
- проявляют способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознают важность и необходимость гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру,
- принимают активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах.
Продукт проектной деятельности:
- оформление уголка безопасного поведения;
- собрание пословиц, поговорок о безопасном поведении в разных местах ;
- рисунки детей о безопасности;
- беседы;
- консультации.
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, , бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, создание газеты и альбома с фотографиями мероприятий, праздников и многое другое. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок здоровья;
- Уголок « Безопасности»;
- Спортивный уголок в группе;
- Дидактические игры, настольно-печатные игры;
- Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
- Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена, и других писателей.
- Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
II этап
Подготовка к внедрению проекта.
1. Подобрать методическую, художественную, детскую литературу, иллюстративные материалы, дидактические игры.
2. Оформить уголок для родителей о проведении проекта: «Правила на всю жизнь».
3. Составить анкету для родителей на тему: «На страже-Безопасность».
4. Провести анкетирование родителей.
5. Составить перспективный план мероприятий.
Работа с детьми.
Формы работы: проведение мониторинга, чтение, моделирование проблемной ситуации рассматривание иллюстрации, настольная игра, подвижная игра, изготовление игр и пособий на тему безопасности. Сюжетно-ролевая игра, досуг, показ мультфильмов и презентаций.
Работа с родителями.
Формы работы: анкетирование родителей, педагогическая беседа, тематическая консультация – (индивидуальная или групповая), информационный стенд, тематические выставки, тематические папки, памятки, буклеты, досуги.
Работа с социумом.
Формы работы: участие в выставках, посещение библиотеки, участие в конкурсах поделок и рисунков, встреча с пожарным, инспектором ГИБДД.
III этап
Контрольно – диагностический.
- Анализ проведённой работы.
- Определение проблем возникших в ходе реализации проекта пути их решения.
Игровая деятельность | Дидактические игры «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!», «Правила дорожного движения». |
Познавательно-исследовательскаядеятельность | Наблюдения за уменьшением продолжительности дня, изменениями в жизни животных, птиц, за солнцем на небе. Опыт: «Чем можно тушить огонь?». Беседа «Ребенок и природа» . |
Развитие речи | Общение: «Бабушка забыла выключить утюг», «Если случился пожар», «Ребенок потерялся», «Береги своё здоровье и жизнь». Создание и решение проблемной ситуации. |
Чтение художественной литературы | С. Маршак «Пожар», А. Толстой «Девочка и разбойники», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Л. Толстой «Как меня в лесу застала гроза», Е. Григорьев «Один дома», Г.-Х. Андерсен «Огниво» |
Художественно- эстетическая д-ть | Фантазирование по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»; инсценирование русских народных сказок, литературных произведений; музыкальное развлечение «Лисичка со спичками» |
Физическое развитие | Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель». |
Развивающая среда | Настольные, сюжетно- ролевые игры, необходимые атрибуты, материалы, рассматривание иллюстраций, книг, плакатов, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями опасных и безопасных предметов, схемы- памятки вызова служб- спасения. |
Продуктивная д-ть | Ручной труд:, различных памяток, охранных знаков. Рисование: «Опасные предметы на кухне». Конструирование: «Двухэтажное здание». Лепка дымковской барышни |
Работа с родителями | Проведение анкетирования, оформление уголка для родителей «Правила на всю жизнь», беседы о важности безопасной жизнедеятельности для детей. |
Перспективный план работы
Раздел: «Ребенок и природа».
Сентябрь
Тема: «Животные»
Цель: закреплять правила контакта с животнымиэ
Материал: п/и «Мыши и кот»
Октябрь
Тема: «Лекарственные и ядовитые растения»
Цель: познакомить детей с лекарственными и ядовитыми растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых из них. Учить детей узнавать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.
Материал: набор картинок «Лекарственные растения», «Ядовитые растения».
Раздел: «Ребенок дома».
Ноябрь
Тема: «Пожар»
Цель: знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем.
Материал: картина, на которой изображено тушение пожара в жилом доме; книга с Маршака «Рассказ о неизвестном герое», серия картин с сюжетами возникновения пожара.
Декабрь
Тема: «Служба 02 и 03»
Цель: познакомить детей со службой 02; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого.
Материал: иллюстрации из книги С.Михалкова «Дядя Степа милиционер»; картина с изображением улицы города и постового милиционера.
Раздел: «Ребенок на улицах города».
Январь
Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения»
Цель: закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.
Материал: иллюстрации улиц города.
Февраль
Тема: «Зачем нужны дорожные знаки»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.
Материал: картинки с изображением дорожных знаков.
Раздел: «Ребенок в общении с людьми».
Март
Тема: «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»
Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, учить быть осторожными в общении с ними.
Апрель
Тема: «Терроризм»
Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми, с брошенными предметами, действия в ЧС.
Материал: игрушки.
Раздел: «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка».
Май
Тема: «Витаминная семья»
Цель: познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты.
Материал: набор картинок с ягодами и фруктами
Тематическое планирование к проекту
Сентябрь
1 неделя «Кошка и собака – наши соседи»
2 неделя «Опасность при встречи с животными»
3 неделя «ИКТ «Азбука безопасности»(смешарики)»
4 неделя «Правило поведения в зоопарке»
Октябрь
1 неделя «Острожно – растения и грибы на участке в д/саду»
2 неделя «Безопасность на природе»
3 нделя «Лекарственные растения»
4 неделя « О чем рассказали звери»
Ноябрь
1 неделя «Почему огонь полезен и опасен?»
2 неделя «Где работает огонь?»
3 неделя «Будь осторожен с огнем.»
4 неделя «Встреча с пожарным.»
Декабрь
1 неделя «Служба 01,02,03,04- всегда рядом.»
2 неделя «Знаки на дорогах_наши помощники.»
3 неделя «Конкурс рисунков (01,02,03)»
4 неделя
Январь
1 неделя «Осторожно улица»
2 неделя «Правило поведения на участке в д/с во время прогулки»
3 неделя «Зимние дороги»
4 неделя «Безопасность на дороге».
Февраль
1 неделя Знакомство с пешеходным маршрутом. (переход «зебра», светофор – сигналы светофора (красный, жёлтый, зелёный)
2 неделя Зачем светофоры устанавливают на пешеходных перекрёстках, пешеходных переходах и в других оживлённых местах?
3 неделя «Что будет если…»?
4 неделя «Труд водителя»- беседа.
Март
1 неделя «Почему бывают друзья»
2 неделя Опасная ситуация: «Контакты с незнакомыми на улице»
3 неделя Опасная ситуация « Контакты с незнакомыми людьми дома»
4 неделя «Опасные предметы дома».
Апрель
1 неделя «Подозрительные предметы, игрушки на улицах»
2 неделя « Подозрительные люди на улице, в подъезде»
3 неделя Консультация « Дети и терроризм»
4 неделя «Мы будем помнить».
Май
1 неделя «Витамины укрепляют организм»
2 неделя « Слушай во все уши»
3 неделя « Сохрани свое здоровье сам»
4 неделя « Спорт –это здорово!»
Тип проекта: познавательно-игровой (краткосрочный)
Сроки проекта: 2 недели (с 27 января по 6 февраля)
Участники проекта: дети всех возрастных групп, воспитатели, специалисты ДОУ, старший воспитатель.
Актуальность: в настоящее время состояние здоровья дошкольников вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % будущих первоклассников приходят в школу абсолютно здоровыми. Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте и олимпийском движении.
Цель проекта: формирование социальной и личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством Олимпийских игр.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Расширить представления детей об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей;
2. В игровой форме развивать основные физические качества и двигательные способности (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
3. Учить устанавливать взаимосвязь между видом спорта и спортивным снарядом;
4. Познакомить с историей возникновения Олимпиады, символикой и эмблемой Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.
Оздоровительные:
1. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей;
2. Удовлетворять потребность детей в движении;
3. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
Воспитательные:
1. Побуждать интерес к занятиям физической культурой, расширять круг представлений и разнообразных видах физических упражнений, их оздоровительном значении;
2. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности;
3. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, проявление сопереживания и взаимопомощи;
4. Воспитывать чувство гордости и уважительное отношение к чемпионам нашей страны;
5. Формировать у детей интерес к большому спорту.
Реализация проекта:
1 этап: подготовительный
- Разработка плана проектной деятельности на тему: «Навстречу Олимпиаде - 2014».
- Чтение художественной литературы, энциклопедии, рассматривание иллюстрации по зимним видам спорта.
- Знакомство детей с известными спортсменами и чемпионами нашей страны.
- Разучивание загадок, стихов и песен на спортивную тематику.
- Просмотр презентаций об истории возникновения Олимпийских игр и видах спорта.
- Прохождение полосы препятствий и совершенствование навыка бега, подлезания, метания и скольжения на лыжах во время прогулок.
- Подготовка атрибутики к соревнованиям.
2 этап: практический
Работа с детьми:
- творческая деятельность детей;
- участие в спортивных праздниках и развлечениях в зале и на улице;
- ежедневная утренняя гимнастика под спортивную музыку.
Работа с педагогами:
- консультация о проведении проекта «Навстречу Олимпиаде – 2014»;
- создание фотоколлажа о событиях Олимпиады, проводимой в ДОУ;
- создание видеоролика с соревнований Олимпиады;
- создание физкультурно-олимпийского уголка в группе;
- изготовление атрибутики для участников и болельщиков;
- подбор стихов, песен, загадок, презентаций о спорте и олимпийском движении;
- участие в спортивном развлечении «Олимпийский резерв».
Работа с родителями:
- совместный просмотр спортивных телепередач;
- совместное творчество с детьми «Навстречу Олимпиаде - 2014» (изготовление поделок и рисунков по теме);
- участие в спортивных праздниках и развлечениях;
- изготовление атрибутики для участников и болельщиков;
- консультации для родителей: «Какой вид спорта выбрать для ребенка», «С какого возраста начинать заниматься спортом».
3 этап: заключительный
- Спортивное развлечение: «Закрытие Зимних Олимпийских игр».
- Спортивное развлечение для сотрудников ДОУ «Олимпийский резерв».
- Выставка поделок и рисунков на тему: «Навстречу Олимпиаде - 2014».
- Выставка фотоколлажей: «Наша Олимпиада».
- Просмотр видеоролика с участием детей в зимних Олимпийских играх.
литература:
- Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы - М.: Скрипторий, 2007
- Воронкова И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.-М.: Энас, 2008
- Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012;
- Филиппова С. О., Волосникова Т. В. Олимпийское образование дошкольников. СПб. : Детство-Пресс, 2009;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия "Остров безопасности"
Цель: дать обобщенные теоретические знания, которые помогут детям в опасных и трудных жизненных ситуациях принять правильное решение....
Проект по безопасности "Остров - Безопасности"
Проект включает в себя: ОБЖ в различных ситуациях. Важно как для детей так и для их родителей....
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ЗДОРОВЬЯ» Конспект развлечения с родителями по основам безопасности детей в подготовительной группе
Знакомить родителей с игровыми и обучающими приёмами в вопросах воспитания у дошкольников культуры здорового образа жизни....
Проект "Остров безопасности"
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Остров безопасности"...
Путешествие на остров безопасности.
Открытое занятие по ПДД для разновозрастной группы 3-7лет....
Долгосрочный проект " Остров безопасности "
Название проекта " Остров Безопасности"...
Информационно-исслеловательский,творческий проект "Остров безопасности"
Краткосрочный информационно-исследовательский,творческий проект "Остров безопасности"...