«Остров Безопасности»
проект (старшая группа)

Чигаева Татьяна Владимировна

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. 

Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей! Дошкольный возраст характеризуется  нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта: «Остров Безопасности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, проектно-ориентированный.

Тип проекта: информационно – исследовательский,творческий.

Продолжительность проекта: долгострочный,  групповой.

Время реализации проекта: сентябрь 2019г. - май 2020г.

Возраст детей: старшая группа.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (аналитический);
  2. Основной (реализация намеченных планов)»
  3. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).

Участники проекта:  дети, педагог, родители, социум.        

Воспитатель:  Чигаева Т.В.

I этап

Актуальность проекта

 Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. 

Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей! Дошкольный возраст характеризуется  нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.   

Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Создание условий для обучения дошкольников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

 

 

  В своей педагогической деятельности я использую программы и технологии следующих авторов: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников», Попова Т.И. «Мир вокруг нас».

                                                                           

Цель проекта:

формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях, создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах безопасности.

Задачи:

- содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;

-  формирование у детей основ противодействия терроризму, выполнения правил  поведения, обеспечивающих  сохранность их  жизни  и  здоровья в  современных  условиях и алгоритма   действий  в  чрезвычайных  ситуациях.

 - развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь;

- стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности;

- формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

- обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;

- воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, окружающему миру.

                               

Предполагаемый результат:

-  у детей сформированы интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами природой;

- они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни,

- проявляют способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознают важность и необходимость гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру,

- принимают активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах.

Продукт проектной деятельности:

- оформление уголка безопасного поведения;

- собрание пословиц, поговорок о безопасном поведении в разных местах ;

- рисунки детей о безопасности;

- беседы;

- консультации.

Технология проекта

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, , бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, создание газеты и альбома с фотографиями мероприятий, праздников и многое другое. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.

Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.

Ресурсное обеспечение проекта:

- Уголок здоровья;

- Уголок « Безопасности»;

- Спортивный уголок в группе;

- Дидактические игры, настольно-печатные игры;

- Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».

- Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена,  и других писателей.

- Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.

 

II этап                                              

 Подготовка к внедрению проекта.

1. Подобрать методическую, художественную, детскую литературу, иллюстративные материалы, дидактические игры.

2. Оформить уголок для родителей о проведении проекта: «Правила на всю жизнь».

3. Составить анкету для родителей на тему: «На страже-Безопасность».

4. Провести анкетирование родителей.

5. Составить перспективный план мероприятий.

Работа с детьми.

Формы работы: проведение мониторинга, чтение, моделирование проблемной ситуации рассматривание иллюстрации, настольная игра, подвижная игра, изготовление игр и пособий на тему безопасности. Сюжетно-ролевая игра, досуг, показ мультфильмов и презентаций.

                                       

Работа с родителями.

Формы работы: анкетирование родителей, педагогическая беседа, тематическая консультация – (индивидуальная или групповая),  информационный стенд, тематические выставки, тематические папки,  памятки, буклеты, досуги.

                                             

Работа с социумом.

Формы работы: участие в выставках, посещение библиотеки, участие в конкурсах поделок и рисунков, встреча с пожарным, инспектором ГИБДД.

 

III этап                                       

Контрольно – диагностический.

 - Анализ проведённой работы.

-  Определение проблем возникших в ходе реализации проекта пути их решения.

Игровая деятельность          

Дидактические игры «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!», «Правила дорожного движения».

Познавательно-исследовательскаядеятельность

Наблюдения за уменьшением продолжительности дня, изменениями в жизни животных, птиц, за солнцем на небе. Опыт: «Чем можно тушить огонь?». Беседа «Ребенок и природа» .

Развитие речи

Общение: «Бабушка забыла выключить утюг», «Если случился пожар», «Ребенок потерялся», «Береги своё здоровье и жизнь». Создание и решение проблемной ситуации.

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Пожар», А. Толстой «Девочка и разбойники», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Л. Толстой «Как меня в лесу застала гроза», Е. Григорьев «Один дома», Г.-Х. Андерсен «Огниво»

Художественно- эстетическая д-ть

Фантазирование по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»; инсценирование русских народных сказок, литературных произведений; музыкальное развлечение «Лисичка со спичками»

Физическое развитие

Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».

Развивающая среда

Настольные, сюжетно- ролевые игры, необходимые атрибуты, материалы, рассматривание иллюстраций, книг, плакатов, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями опасных и безопасных предметов, схемы- памятки вызова служб- спасения.

Продуктивная д-ть

Ручной труд:, различных памяток, охранных знаков. Рисование: «Опасные предметы на кухне». Конструирование: «Двухэтажное здание». Лепка дымковской барышни

Работа с родителями

Проведение анкетирования, оформление уголка для родителей «Правила на всю жизнь», беседы о важности безопасной жизнедеятельности для детей.

Перспективный план работы

Раздел: «Ребенок и природа».

Сентябрь

Тема: «Животные»

Цель: закреплять правила контакта с животнымиэ

Материал: п/и «Мыши и кот»

Октябрь

Тема: «Лекарственные и ядовитые растения»

Цель: познакомить детей с лекарственными и ядовитыми растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых из них. Учить детей узнавать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.

Материал: набор картинок «Лекарственные растения», «Ядовитые растения».

                                                         

Раздел: «Ребенок дома».

Ноябрь

Тема: «Пожар»

Цель: знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем.

Материал: картина, на которой изображено тушение пожара в жилом доме; книга с Маршака «Рассказ о неизвестном герое», серия картин с сюжетами возникновения пожара.

Декабрь

Тема: «Служба 02 и 03»

Цель: познакомить детей со службой 02; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого.

Материал: иллюстрации из книги С.Михалкова «Дядя Степа милиционер»; картина с изображением улицы города и постового милиционера.

Раздел: «Ребенок на улицах города».

Январь

Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения»

Цель: закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.

Материал: иллюстрации улиц города.

Февраль

Тема: «Зачем нужны дорожные знаки»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.

Материал: картинки с изображением дорожных знаков.

Раздел: «Ребенок в общении с людьми».

Март

Тема: «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»

Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, учить быть осторожными в общении с ними.

Апрель

Тема: «Терроризм»

Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми, с брошенными предметами, действия в ЧС.

Материал: игрушки.

Раздел: «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка».

Май

Тема: «Витаминная семья»

Цель: познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты.

Материал: набор картинок с ягодами и фруктами

Тематическое планирование к проекту

Сентябрь

1 неделя «Кошка и собака – наши соседи»

2 неделя  «Опасность при встречи с животными»

3 неделя  «ИКТ «Азбука безопасности»(смешарики)»

4 неделя  «Правило поведения в зоопарке»

Октябрь

1 неделя «Острожно – растения и грибы на участке в д/саду»

2 неделя «Безопасность на природе»

3 нделя  «Лекарственные растения»

 4 неделя  « О чем рассказали звери»

Ноябрь

1 неделя   «Почему огонь полезен и опасен?»

 2 неделя  «Где работает огонь?»

3 неделя  «Будь осторожен с огнем.»

4 неделя  «Встреча с пожарным.»                                             

Декабрь

1 неделя «Служба 01,02,03,04- всегда рядом.»

2 неделя «Знаки на дорогах_наши помощники.»

3 неделя «Конкурс рисунков (01,02,03)»

4 неделя

Январь

1 неделя  «Осторожно улица»

2 неделя «Правило поведения на участке в д/с во время прогулки»

3 неделя  «Зимние дороги»

4 неделя «Безопасность на дороге».

Февраль

1 неделя  Знакомство с пешеходным маршрутом. (переход «зебра», светофор – сигналы светофора (красный, жёлтый, зелёный)

2 неделя  Зачем светофоры устанавливают на пешеходных перекрёстках, пешеходных переходах и в других оживлённых местах?

3 неделя  «Что будет если…»?

4 неделя  «Труд водителя»- беседа.

Март

1 неделя  «Почему бывают друзья»

2 неделя  Опасная ситуация: «Контакты с незнакомыми на улице»

3 неделя  Опасная ситуация « Контакты с незнакомыми людьми дома»

4 неделя  «Опасные предметы дома».

Апрель

1 неделя  «Подозрительные  предметы, игрушки на улицах»

2 неделя  « Подозрительные  люди на улице, в подъезде»

3 неделя  Консультация « Дети и терроризм»

4 неделя  «Мы будем помнить».

Май

1 неделя  «Витамины укрепляют организм»

2 неделя  « Слушай во все уши»

3 неделя  « Сохрани свое здоровье сам»

4 неделя  « Спорт –это здорово!»

                   

Тип проекта: познавательно-игровой (краткосрочный)

Сроки проекта: 2 недели  (с 27 января по 6 февраля)

Участники проекта: дети всех возрастных групп,  воспитатели, специалисты ДОУ, старший воспитатель.

Актуальность: в настоящее время состояние здоровья дошкольников вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМНв России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % будущих первоклассников приходят в школу абсолютно здоровыми. Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте и олимпийском движении.

Цель проекта: формирование социальной и личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством Олимпийских игр.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Расширить представления детей об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей;

2. В игровой форме развивать основные физические качества и двигательные способности (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);

3. Учить устанавливать взаимосвязь между видом спорта и спортивным снарядом;

4. Познакомить с историей возникновения Олимпиады, символикой и эмблемой Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.

Оздоровительные:

1. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей;

2. Удовлетворять потребность детей в движении;

3. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

Воспитательные:       

1. Побуждать интерес к занятиям физической культурой, расширять круг представлений и разнообразных видах физических упражнений, их оздоровительном значении;

2. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности;

3. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, проявление сопереживания и взаимопомощи;

4. Воспитывать чувство гордости и уважительное отношение к чемпионам нашей страны;

5. Формировать у детей интерес к большому спорту. 

Реализация проекта:

 

1 этап: подготовительный

  1. Разработка плана проектной деятельности на тему: «Навстречу Олимпиаде - 2014».
  2. Чтение художественной литературы, энциклопедии, рассматривание иллюстрации по зимним видам спорта.
  3. Знакомство детей с известными спортсменами и чемпионами нашей страны.
  4. Разучивание загадок, стихов и песен на спортивную тематику.
  5. Просмотр презентаций об истории возникновения Олимпийских игр и видах спорта.
  6. Прохождение полосы препятствий и совершенствование навыка бега, подлезания, метания и скольжения на лыжах во время прогулок.
  7. Подготовка атрибутики к соревнованиям.

2 этап: практический

Работа с детьми:

  • творческая деятельность детей;
  • участие в спортивных праздниках и развлечениях в зале и на улице;
  • ежедневная утренняя гимнастика под спортивную музыку. 

Работа с педагогами:

  • консультация о проведении проекта «Навстречу Олимпиаде – 2014»;
  • создание фотоколлажа о событиях Олимпиады, проводимой в ДОУ;
  • создание видеоролика с соревнований Олимпиады;
  • создание физкультурно-олимпийского уголка в группе;
  • изготовление атрибутики для участников и болельщиков;
  • подбор стихов, песен, загадок, презентаций о спорте и олимпийском движении;
  • участие в спортивном развлечении «Олимпийский резерв».

Работа с родителями:

  • совместный просмотр спортивных телепередач;
  • совместное творчество с детьми «Навстречу Олимпиаде - 2014» (изготовление поделок и рисунков по теме);
  • участие в спортивных праздниках и развлечениях;
  • изготовление атрибутики для участников и болельщиков;
  • консультации для родителей: «Какой вид спорта выбрать для ребенка», «С какого возраста начинать заниматься спортом».

3 этап: заключительный

  1. Спортивное развлечение: «Закрытие Зимних Олимпийских игр».
  2. Спортивное развлечение для сотрудников ДОУ «Олимпийский резерв».
  3. Выставка поделок и рисунков на тему: «Навстречу Олимпиаде - 2014».
  4. Выставка фотоколлажей: «Наша Олимпиада».
  5. Просмотр видеоролика с участием детей в зимних Олимпийских играх. 

литература:

  1. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы - М.: Скрипторий, 2007
  2. Воронкова И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.-М.: Энас, 2008
  3. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012;
  4. Филиппова С. О., Волосникова Т. В. Олимпийское образование дошкольников. СПб. : Детство-Пресс, 2009; 

                           

                 







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Остров безопасности"

Цель: дать обобщенные теоретические знания, которые помогут детям в опасных и трудных жизненных ситуациях принять правильное решение....

Проект по безопасности "Остров - Безопасности"

Проект включает в себя: ОБЖ в различных ситуациях. Важно как для детей так и для их родителей....

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ЗДОРОВЬЯ» Конспект развлечения с родителями по основам безопасности детей в подготовительной группе

Знакомить родителей с игровыми и обучающими приёмами в вопросах воспитания у дошкольников культуры здорового образа жизни....

Проект "Остров безопасности"

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Остров безопасности"...

Путешествие на остров безопасности.

Открытое занятие по ПДД для разновозрастной группы 3-7лет....

Долгосрочный проект " Остров безопасности "

Название проекта " Остров Безопасности"...

Информационно-исслеловательский,творческий проект "Остров безопасности"

Краткосрочный информационно-исследовательский,творческий  проект "Остров безопасности"...