Создание условий для совершенствования познавательно- интеллектуальной деятельности дошкольников
статья (средняя группа)

Создание условий для совершенствования познавательно- интелектуальной деятельности дошкольников. Как можно создать условия для развития? Эта статья надеюсь поможет моим коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для совершенствования познавательно- интеллектуальной деятельности дошкольников.

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!

Наша задача заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать  любознательность и познавательную активность детей , побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании.

Какие же условия мы создаем для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста в нашей групп

Мы старались создать пространственную разностороннюю среду; 

Центр сюжетно-ролевой игры: Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров.

  1. Разнообразные виды транспорта.
  2. Игрушки, изображающие предметы быта
  3. Стационарная кукольная мебель
  4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Центр «Грамотности»: Это Книжный уголок:

Для речевого развития дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово»,

«Придумай рассказ»;

схемы-модели для составления разных видов рассказов.

Центр строительноконструктивных игр: 1. Крупный напольный конструктор

Разные виды среднего по размеру конструктора

Разнообразные игрушки и транспорт для обыгрывания построек

Центр математического развития: 1. Формирование элементарных математических представлений.

  • дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам, игры на счет;
  • геометрические фигуры и тела;
  • цифровой ряд от 0-9;
  • демонстрационный материал по формированию элементарных математических представлений.

2. Развивающие игры:

  • развивающая игра Никитиных «Сложи узор»;
  • дидактические игры «Ассоциации», «Четвертый лишний», «Найди отличия».

Центр познавательной практической деятельности: 1. Лаборатория:

емкости для игр с водой, песком

природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны;

элементарные измерительные приборы:

2. линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие;

3.вспомогательное оборудование: воронки, лейки;

4.специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы;

5.карточки-схемы проведения опытов.

Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с

 изображением зверей, птиц, рыб,

овощей, фруктов, сезонных явлений.

Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры

«Найди недостающую фигуру»,

«Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего»

и пр.

  1. Экологический центр:
  2. Календарь природы и погоды.
  3. Зимний огород: посевы семян гороха, кабачков и пр., посадки луковиц.
  4. Ветки деревьев (конец февраля): тополь, береза, сирень; рисунки детей, в
  5.  которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток.
  6. Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);
  7. Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики,
  8.  клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки
  9.  рассады.
  10. Альбомы «Времена года».
  11. Дидактические игры.
  12. Природный и бросовый материал.

Центр творчества: 1. Изобразительные материалы: наборы карандашей,

 восковые    мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин.

2. Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.

; 3. Трафареты, лекало.

  1. Альбомы для раскрашивания, 
  1. Бумага разного качества.

6.Печатки, губки, ватные тампоны, штампы, стеки.

  1. Материалы для разных техник рисования.
  1. Природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с
  2.  воспитателем: катушки, верёвки,
  3. коробки, солома, каштаны, жёлуди и пр.; 9. Поделки из природного и
  4. бросового материала;
  1. Стенка для выставки детских работ.
  1. Мольберт.
  1. Театрально-музыкальный центр: Музыкальные игрушки
  2. (озвученные – музыкальная книжка, молоточек,

волчок, погремушка, шкатулка);

  1. игрушка комбинированная с кнопками;
  2. не озвученные игрушки-самоделки.
  3. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабан, колокольчики,
  4.  дудочка, маракасы.
  5. Театр игрушки, настольный театр, плоскостной театр  
  6. пальчиковый театр,
  7. театр «на палочках», «на перчатке», театр Петрушек, театр теней.
  8. Ширмы.
  9. Элементы костюмов, полумаски.

Центр развития движений: 1. Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры,

 разноцветные флажки, мячи

большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки,

 кубики, кегли, обручи,

 гимнастические палки, кольцеброс;

2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. 3.Дидактические игры по

физической

 культуре - шапочки, медальки для подвижных игр.

  1. Уголок дежурных: Фартуки.
  2. Щетки- сметки.
  3. Совки.
  4. Карточки  учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям.

Так же старались создать индивидуально-дифференцированный подход к детям; Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически невозможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов, а для “категорий” детей.

В процессе дифференцированного подхода мы изучаем, анализируем, классифицируем различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

В чем новизна (практическая острота) этой проблемы в настоящее время? В условиях современного ДОУ “дифференцированное подход” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности. Отсюда следует: дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности.

В качестве примера можно привести использование развивающих игр во время непосредственно образовательной деятельности в области познания с помощью блоков Дьенеша. или используя палочки Кюизенера можно дать задание с определенным количеством цветов, выложить узор по образцу и т. п. При работе в подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно. Разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.

Взаимодействие с родителями; Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника.

Все ускоряющийся темп жизни, чрезмерная занятость родителей на работе усложняет взаимодействие родителей и педагогов.

Информационная поддержка родительской общественности по вопросам воспитания и обучения детей – одно из приоритетных направлений в работе воспитателя. Поэтому мы обеспокоены поиском способом донесения информации до родителей без личного контакта. В век цифровых технологий это стало доступным, благодаря активному расширению деятельности социальных сетей и усовершенствования современной техники.

Целью работы стало создание условий для обеспечения информационной функции ДОУ посредством активного внедрения инновационных технологий в работу с родителями воспитанников.

Цель может быть достигнута путем решения следующих задач: 

  • способствовать педагогическому просвещению родителей о воспитании и развитии детей дошкольного возраста;
  • познакомить родителей с возможностями современных инновационных технологий;
  • обеспечить максимальную обратную связь с родителями посредством активного использования социальных сетей и интернет – сервисов;

Предполагаемый результат работы над темой:

  • родители активнее станут выходить на обратную связь с педагогами;
  • информация станет быстрее доходить до адресата;
  • установится прочный контакт с родителями воспитанников.

- правильно организованная система планирования. Выполнение этого условия обеспечивает единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У нас повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Подробнее хочу остановиться на нашем опыте работы с блоками Дьенеша,  так как на наш взгляд они являются одним из эффективных средств для стимулирования и развития познавательной активности.

Нами был разработан педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников».

Напомню, что блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Мы поставили перед собой цель: создание условий для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста посредством игр через использования блоков Дьеныша.

 Из цели вытекают следующие Задачи:

Образовательные:

- формировать приемы умственных операций дошкольников;

- закреплять основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий»;

- учить сравнивать геометрически фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку;

- учить находить закономерности;

- учить анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку;

Развивающие:

- развивать у детей вариативное мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 

- развивать творческие и интеллектуальные способности;

- развивать коммуникативные способности детей.

Воспитательные:

- выработать умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

 Также нами была создана соответствующая предметно-развивающая среда, которая включает в себя дидактические средства, наглядный материал: блоки Дьенеша, модели; схемы.

На основе логических блоков изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали уровню сложности заданий.

После всех ознакомительных и подготовительных работа, мы перешли к практической деятельности.

  Но прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, ребятам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, мы делали выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка, находили ту «ступень», с которой следует начинать движение вперёд.

В итоге был разработан цикл НОД с включением данного дидактического материала. Был составлен перспективный план на среднюю группу с постепенным усложнением материала и игровых заданий. Вся работа планировалась в игровой форме. Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость. Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых - в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине.

 1)- «Найди все фигуры (блоки) как эта по цвету (размеру, форме)»;

-«Найди не такую фигуру как эта по цвету (размеру, форме)»;

2) -«Найдите не такие фигуры, как эта по цвету и размеру»

-«Найдите такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера и т.п.».

3)Предлагались детям игры и более сложного варианта: найдите такие

же, как предъявляемая фигура по цвету и форме, но другие по размеру и т.п.

  4) В игре «Раздели фигуры» используются игрушки. Предлагается

разделить все фигурки между игрушками. Необходимо, чтобы дети разделили правильно, предлагать ответить на вопросы:

-Какие фигурки оказались у мишки? (все красные), а у зайки? (все не красные).

Можно предложить разделить по-другому: чтобы у мишки оказались все крупные, чтобы у зайки оказались все толстые. После этого усложняются игровые правила: разделите все фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.

В работе с детьми использовали опорные карточки-символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий. Так, цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий), форма - соответственно контурами фигур, толщина условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий), величина - силуэтом дома (большой, маленький).

 Пользуясь карточками, дети называют «имя» каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый». На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задания постепенно усложняются. И дети постепенно учатся выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек.

 Предлагали также детям игры: «Кто быстрее соберёт блоки?», «Поручение», «На своё место» и слежу, чтобы дети выполняли все качественно, чтобы блоки в данных играх были в поле зрения играющих -это обеспечивает детям опору на непосредственном восприятии свойств блока при решении задач.

Провели консультацию для родителей на тему «Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал».

В дальнейшем планируем продолжить работу в данном направлении, провести мастер –класс для родителей с показом игр с занимательными логическими блоками (обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребёнка).

   В работе с детьми мы также наметили ряд интересных моментов: это постепенное усложнение заданий: умение выстраивать цепочку действий, выполнение которых роботом приведет к желаемому результату. Для первых шагов идеально подходят простейшие роботы, такие как Робомышь, которые дополнительно способствуют развитию пространственного воображения. Они знакомятся с понятием "цикл", учатся сокращать длинные алгоритмы. Дети 4-5 лет с удовольствием играют с мышкой и помогают ей добраться до заветного сыра, выстраивая необходимую программу. Мы пока этому учимся.

Анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; заметно развиваются мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию; дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Познавательные игры с использованием блоков способствуют развитию познавательного мышления, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения познавательных задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам.

 Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших познавательных, логических структур мышления и математических представлений.

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».

Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...

Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с ...

Выступление на педагогическом совете "Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"

Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста...

Педсовет в ДОО. Тема «Создание условий по совершенствованию познавательной и интеллектуальной деятельности дошкольников»

Тема: Создание условий по совершенствованию познавательной и интеллектуальной деятельности дошкольников.Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогических работников в вопросе соверш...

Справка по итогам тематического контроля на тему «Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»

Справка по итогам тематического контроля на тему «Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников» ...

"Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"

В работе объединения приняли участие старшие воспитатели и воспитатели Зерноградского района.Педагоги нашего ДОУ приняли активное участие в РМО.Воспитатель : Чивела Анастасия Юрьевна, провела открытое...