Создание условий для совершенствования познавательно- интеллектуальной деятельности дошкольников
статья (средняя группа)
Создание условий для совершенствования познавательно- интелектуальной деятельности дошкольников. Как можно создать условия для развития? Эта статья надеюсь поможет моим коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для совершенствования познавательно- интеллектуальной деятельности дошкольников.
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!
Наша задача заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность и познавательную активность детей , побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании.
Какие же условия мы создаем для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста в нашей групп
Мы старались создать пространственную разностороннюю среду;
Центр сюжетно-ролевой игры: Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров.
- Разнообразные виды транспорта.
- Игрушки, изображающие предметы быта
- Стационарная кукольная мебель
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Центр «Грамотности»: Это Книжный уголок:
Для речевого развития дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово»,
«Придумай рассказ»;
схемы-модели для составления разных видов рассказов.
Центр строительноконструктивных игр: 1. Крупный напольный конструктор
Разные виды среднего по размеру конструктора
Разнообразные игрушки и транспорт для обыгрывания построек
Центр математического развития: 1. Формирование элементарных математических представлений.
- дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам, игры на счет;
- геометрические фигуры и тела;
- цифровой ряд от 0-9;
- демонстрационный материал по формированию элементарных математических представлений.
2. Развивающие игры:
- развивающая игра Никитиных «Сложи узор»;
- дидактические игры «Ассоциации», «Четвертый лишний», «Найди отличия».
Центр познавательной практической деятельности: 1. Лаборатория: емкости для игр с водой, песком природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны; элементарные измерительные приборы: 2. линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; 3.вспомогательное оборудование: воронки, лейки; 4.специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; 5.карточки-схемы проведения опытов. Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений. Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр.
Центр творчества: 1. Изобразительные материалы: наборы карандашей, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин. 2. Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр. ; 3. Трафареты, лекало.
6.Печатки, губки, ватные тампоны, штампы, стеки.
волчок, погремушка, шкатулка);
Центр развития движений: 1. Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс; 2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. 3.Дидактические игры по физической культуре - шапочки, медальки для подвижных игр.
|
Так же старались создать индивидуально-дифференцированный подход к детям; Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически невозможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов, а для “категорий” детей.
В процессе дифференцированного подхода мы изучаем, анализируем, классифицируем различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.
В чем новизна (практическая острота) этой проблемы в настоящее время? В условиях современного ДОУ “дифференцированное подход” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности. Отсюда следует: дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности.
В качестве примера можно привести использование развивающих игр во время непосредственно образовательной деятельности в области познания с помощью блоков Дьенеша. или используя палочки Кюизенера можно дать задание с определенным количеством цветов, выложить узор по образцу и т. п. При работе в подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно. Разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.
Взаимодействие с родителями; Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника.
Все ускоряющийся темп жизни, чрезмерная занятость родителей на работе усложняет взаимодействие родителей и педагогов.
Информационная поддержка родительской общественности по вопросам воспитания и обучения детей – одно из приоритетных направлений в работе воспитателя. Поэтому мы обеспокоены поиском способом донесения информации до родителей без личного контакта. В век цифровых технологий это стало доступным, благодаря активному расширению деятельности социальных сетей и усовершенствования современной техники.
Целью работы стало создание условий для обеспечения информационной функции ДОУ посредством активного внедрения инновационных технологий в работу с родителями воспитанников.
Цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
- способствовать педагогическому просвещению родителей о воспитании и развитии детей дошкольного возраста;
- познакомить родителей с возможностями современных инновационных технологий;
- обеспечить максимальную обратную связь с родителями посредством активного использования социальных сетей и интернет – сервисов;
Предполагаемый результат работы над темой:
- родители активнее станут выходить на обратную связь с педагогами;
- информация станет быстрее доходить до адресата;
- установится прочный контакт с родителями воспитанников.
- правильно организованная система планирования. Выполнение этого условия обеспечивает единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У нас повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Подробнее хочу остановиться на нашем опыте работы с блоками Дьенеша, так как на наш взгляд они являются одним из эффективных средств для стимулирования и развития познавательной активности.
Нами был разработан педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии дошкольников».
Напомню, что блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Мы поставили перед собой цель: создание условий для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста посредством игр через использования блоков Дьеныша.
Из цели вытекают следующие Задачи:
Образовательные:
- формировать приемы умственных операций дошкольников;
- закреплять основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий»;
- учить сравнивать геометрически фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку;
- учить находить закономерности;
- учить анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку;
Развивающие:
- развивать у детей вариативное мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- развивать творческие и интеллектуальные способности;
- развивать коммуникативные способности детей.
Воспитательные:
- выработать умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Также нами была создана соответствующая предметно-развивающая среда, которая включает в себя дидактические средства, наглядный материал: блоки Дьенеша, модели; схемы.
На основе логических блоков изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали уровню сложности заданий.
После всех ознакомительных и подготовительных работа, мы перешли к практической деятельности.
Но прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, ребятам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, мы делали выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка, находили ту «ступень», с которой следует начинать движение вперёд.
В итоге был разработан цикл НОД с включением данного дидактического материала. Был составлен перспективный план на среднюю группу с постепенным усложнением материала и игровых заданий. Вся работа планировалась в игровой форме. Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость. Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых - в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине.
1)- «Найди все фигуры (блоки) как эта по цвету (размеру, форме)»;
-«Найди не такую фигуру как эта по цвету (размеру, форме)»;
2) -«Найдите не такие фигуры, как эта по цвету и размеру»
-«Найдите такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера и т.п.».
3)Предлагались детям игры и более сложного варианта: найдите такие
же, как предъявляемая фигура по цвету и форме, но другие по размеру и т.п.
4) В игре «Раздели фигуры» используются игрушки. Предлагается
разделить все фигурки между игрушками. Необходимо, чтобы дети разделили правильно, предлагать ответить на вопросы:
-Какие фигурки оказались у мишки? (все красные), а у зайки? (все не красные).
Можно предложить разделить по-другому: чтобы у мишки оказались все крупные, чтобы у зайки оказались все толстые. После этого усложняются игровые правила: разделите все фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.
В работе с детьми использовали опорные карточки-символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий. Так, цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий), форма - соответственно контурами фигур, толщина условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий), величина - силуэтом дома (большой, маленький).
Пользуясь карточками, дети называют «имя» каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый». На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задания постепенно усложняются. И дети постепенно учатся выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек.
Предлагали также детям игры: «Кто быстрее соберёт блоки?», «Поручение», «На своё место» и слежу, чтобы дети выполняли все качественно, чтобы блоки в данных играх были в поле зрения играющих -это обеспечивает детям опору на непосредственном восприятии свойств блока при решении задач.
Провели консультацию для родителей на тему «Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал».
В дальнейшем планируем продолжить работу в данном направлении, провести мастер –класс для родителей с показом игр с занимательными логическими блоками (обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребёнка).
В работе с детьми мы также наметили ряд интересных моментов: это постепенное усложнение заданий: умение выстраивать цепочку действий, выполнение которых роботом приведет к желаемому результату. Для первых шагов идеально подходят простейшие роботы, такие как Робомышь, которые дополнительно способствуют развитию пространственного воображения. Они знакомятся с понятием "цикл", учатся сокращать длинные алгоритмы. Дети 4-5 лет с удовольствием играют с мышкой и помогают ей добраться до заветного сыра, выстраивая необходимую программу. Мы пока этому учимся.
Анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; заметно развиваются мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию; дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Познавательные игры с использованием блоков способствуют развитию познавательного мышления, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения познавательных задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам.
Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших познавательных, логических структур мышления и математических представлений.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».
Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...
Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с ...
Выступление на педагогическом совете "Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"
Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста...
Педсовет в ДОО. Тема «Создание условий по совершенствованию познавательной и интеллектуальной деятельности дошкольников»
Тема: Создание условий по совершенствованию познавательной и интеллектуальной деятельности дошкольников.Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогических работников в вопросе соверш...
Справка по итогам тематического контроля на тему «Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»
Справка по итогам тематического контроля на тему «Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников» ...
"Применение игровых технологий в детском саду, как одно из условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"
Методические разработки для воспитателей...
"Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"
В работе объединения приняли участие старшие воспитатели и воспитатели Зерноградского района.Педагоги нашего ДОУ приняли активное участие в РМО.Воспитатель : Чивела Анастасия Юрьевна, провела открытое...