Формирование бережного отношения к природе.
статья (средняя группа)
"Любовь к Родине начинается с любви к природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_berezhnogo_otnosheniya_k_prirode.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование бережного отношения к природе.
Воспитатели дошкольных учреждений и родители, уделяя внимание специально организованной деятельности, почти не интересуются повседневным поведением детей в окружающей среде. Поэтому ребёнок может действовать согласно с этическими представлениями, получая одобрительную оценку взрослых, но социальные нормы ещё не стали его моральным сознанием. Именно перенесение моральных норм во внутренний мир личности является определяющим в воспитании морально – ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Моральные действия ребёнка относительно любого растения и животного, когда нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него бережного отношения к природе.
Потому, что иногда можно наблюдать, как ребёнок заботится о растении или животном дома, а в естественном окружении наносят вред живым существам. Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребёнок с раннего возраста сочувственно, гуманно относился к любой форме жизни, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и всё, что их окружает – в природе всё красивое и интересное.
С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова выделяют задачи для воспитателя, знакомящего детей с природой:
-формирование элементарной системы знаний,
- формирование трудовых навыков и умений,
-формирование любви к природе.
Таким образом, бережное отношение к природе- это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников.
Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами дошкольного учреждения. Во время экскурсий ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованием жизни и как природа служит им. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и понятий о природе. Современными педагогами и психологами доказана возможность формирования у дошкольников как единичных, так и обобщённых представлений о многообразии живых организмов, о влиянии на их рост и развитие различных факторов. Дети быстро учатся замечать приспособленность отдельных растений и животных, а также человека к определённой среде обитания и к её сезонным изменениям.
Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование навыков, мыслительных процессов, воображения и творческих способностей.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить классификацию экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.
Природоведческая экскурсия традиционно решает задачи знакомства с природой, т.е. накопление представлений разнообразии объектов живой природы и их характеры, особенности.
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы, между органами животных и растений и их функциями, между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни, между различными живыми существами в одной экосистеме и др.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представление о труде людей. Это экскурсии в поле, на луг, в сад, огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними.
Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Они требуют особой методики проведения. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимое впечатление. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.
Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Структура природоведческой экскурсии: вводная беседа, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор материала, игры детей с собранным материалом, заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается не только на экскурсиях, но и на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголки природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, а вся последующая воспитательно - образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полеченных представлений. Например, весной дети подготовительной к школе группы знакомятся с признаками пробуждения жизни в пруду, рассматривают водомерку, жука – водолюба и др. Благодаря несложным опытам дети убеждаются, что жук – плавунец хищник, а жук – водолюб питается растениями, поэтому живёт на дне водоёма.
Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях Наблюдение ярких картин природы – лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке – затрагивают эмоциональную сферу ребёнка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчётливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе – установление признаков сезона – длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и т.д. Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от неё зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего дошкольного возраста могут установить связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлёт пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, некоторые забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в тёплые края.
Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в различных природных условиях. Они узнают, (например)что луговые, полевые, степные птицы живут в гнёздах, устроенных на кочках, в траве, в камнях. По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой травой, листьями, перьями.
Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света- общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растёт на солнечных полянах.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Взрослый помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними. Это достигается различными приёмами. Например, педагог задаёт детям вопросы, дополняет их наблюдение своим рассказом, пояснениями.
Наблюдения за муравейником убеждают, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, дети делают заключение о том, что муравьи являются санитарами леса.
Экскурсия на луг помогает сформировать у старших дошкольников представление о том, что не только некоторые насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и многие растения опыляются насекомыми. Так постепенно дети подходят к пониманию различных взаимозависимостей, существующих между животным и растительным миром.
Результаты исследования С.Н.Николаевой убедительно показали возможность усвоения старшими дошкольниками систематизированных знаний, отражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения). Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в тёплые края. Старшие дошкольники узнают, что с наступление зимы одни животные впадают в спячку (медведь, ёж, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает тёплая светлая шерсть (мех).
Итак, последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определённой взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о её единстве и целостности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Красная книга как средство формирования бережного отношения к природе у детей с ОНР
Верным помощником в деле охраны редких и исчезающих видов растений и животных является Красная книга России и Красная книга Кировской обл. Поэтому решила: Создать услови...
Развитие любознательности и формирование бережного отношения к природе посредством ознакомления с комнатными растениями
Особое место в формировании у ребёнка любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного узнать неведомое. П...
Методическая разработка "Формирование бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"
Тема: "Экологическое образование дошкольников"...
Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.
Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкре...
Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к позхнавательной самореализации и бережного отношения к природе. Именно природоведческие экскурсии в детском саду могут сформироват...