Презентация "Наблюдение – одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО «Познавательное развитие»"
презентация
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie.pptx | 949.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.. » В.М. Сухомлинский Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Целью наблюдения может быть: формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира
места проведения : наблюдения в естественной обстановке живой природы (во время экскурсий и целевых прогулок); наблюдение в специальных организованных условиях (во время прогулки на участке д/у, на занятии, в уголке природы и т.д.). количества детей : индивидуальные наблюдения, групповые наблюдения; фронтальные наблюдения. содержания : наблюдения за животными, наблюдения за растениями, наблюдения за явлениями неживой природы, наблюдения за сезонными изменениями, наблюдения за погодой, наблюдения за трудом взрослого в природе и т.д. времени, затрачиваемого на наблюдение : кратковременное, длительное. повторности наблюдения за одним объектом: первичное наблюдение, вторичное (повторное). того, по чьей инициативе проводятся : наблюдения, возникающие по инициативе детей, наблюдения плановые, специально организованные педагогом. цели : распознающее наблюдение, наблюдение за изменением и развитием объектов и явлений природы, воссоздающее наблюдение. Наблюдения классифицируются в зависимости от:
Виды наблюдений Наблюдения за живой природой (цветы, деревья. кустарники) Наблюдения за живым объектом Наблюдения за транспортом (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная группа – экскурсия). Наблюдения за окружающим (неживыми предметами) Наблюдения за трудом взрослых (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная – экскурсии)
При организации наблюдения педагог задает вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. При этом не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно – бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения , одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10 – 15 минут. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т. д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цель, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям. Требования к организации наблюдения
Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны . 1. Начало наблюдения. Структура и содержание наблюдения Задача данного этапа – концентрация внимания детей. В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения. 2. Основная часть . Задача данного этапа - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом. 3 . Завершение наблюдения . Задача данного этапа - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний. Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.
Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений. 1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. 2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. 3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. 4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка). 5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. 6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном. 7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы. Общие требования к организации наблюдения.
Запомнить происходящее с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение . Оно может быть организовано в виде рассказов детей, например: «Что происходило с деревьями в разные сезоны?» Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность: 1) Устанавливать факты; 2) Формировать связи между частями объекта; 3) Накапливать представления у детей; 4) Проводить сопоставления; 5) Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее. Роль педагога
В процессе наблюдений дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Вывод: У детей формируются такие социально–нормативные возрастные характеристики, как:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».
«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».Т.А. Беклемышеваучитель-логопед МБОУ «Рождественская средняя общеобразов...
Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"
Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...
Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»
С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...
Реализация области "Познавательное развитие" средствами игровой технологии "Сказочные лабиринты игры"
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации....
Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ.
quot;Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать".В. Сухомлинский....
«Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений»
Тема: «Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений» Цель: -повысить свой профессиональный уровень; -формировать интонационную выразительнос...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Методика обучения воспитанников выразительному чтению стихотворений»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮТема: «Методика обучения воспитанников выразительному чтению...