Конспект занятия по алгоритмике в старшей группе на тему «Земля Олонхо»
учебно-методический материал (старшая группа)

Баишева Снежана Ефимовна

Цель:  Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через применение  алгоритмики по теме эпоса Олонхо.

 

 Задачи:

1. Отрабатывать навык управления программой, составление алгоритмов.

2. Продолжать развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.

3. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, отважность, компетентность дошкольников на образных примерах эпоса Олонхо.

4. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и на плоскости разного формата.

5. Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к героическому эпосу олонхо, культурному наследию народа саха.

 

Методы, приемы:

Словесные: беседа, объяснение, диалог, повторение, разъяснение

Наглядные: показ видеоролика, презентации, игровое поле, карточки-команды,  герои эпоса олонхо. использование ИКТ

Игровые: создание проблемной ситуации, решение игровых задач

Практические: выполнение заданий.

Стимулирование и мотивация: создание проблемной ситуации с опорой на опыт и умения детей, похвала, оценка деятельности детей

Методы воздействия на эмоциональную сферу: доброжелательное общение педагога с детьми, взрослыми,  рефлексия.

Оборудование: Компьютер, магнетофон, проектор, интерактивная доска, игровое поле для Ньургуна Боотура (Для героя) и такое же  поле на экране компьютера, презентация сказка «Земля Олонхо», карточки со стрелками для создания алгоритмики. (Вперед, назад, влево вправо)

Музыкальное сопровождение: звуки птичьих голосов; звуки леса; звуки хомуса.

 

Предварительная работа:

1. Чтение эпоса Олонхо. «Ньургун Боотур уонна Туйаарыма куо»

2. Беседы с детьми о героях эпоса Олонхо.

 

Ход занятия:

Воспитатель: 

– Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в Мир Олонхо. Олонхо – это якутский героический эпос. В нем рассказывается о белых (добрых) божествах Верхнего мира, о людях, населяющих срединный мир и о злых абасы, богатырях нижнего мира.Там на Сайдалыкы эбэ, жили-поживали отец-господин-прародитель народа айы Саха Саарын Тойон, мать-госпожа-прародительница – Сабыйа Бай Хотун и вместе с ними жила их дочка светлоликая, лучезарная, с девятисаженной косой, Туйарыма Куо- девушка красоты невиданной, доброты неслыханной. Однажды Неизвергающий огонь из поганой пасти богатырь абасы Уот-Усутакы схватил луноликую, с девятисаженной косой Туйарыму куо, опоясавшись ею же, бросил ее поперек коня, и в мгновение ока скрылся в Нижнем мире. На защиту племени айы уранхай-саха и срединного мира из Верхнего мира Юрюнг Ар Тойон (БОГ)  спускает тонкостанного, пятисаженного в талии, шестисаженного в плечах богатыря-исполина Нюргун Боотура Стремительного. Вызволить Луноликую Туйарыму Куо из беды теперь должен он. (презентация слайды 1-)

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в Нюргун Боотура. Чтобы играть в Нюргун Боотура, нужно заранее договориться о правилах игры, о том, какие команды Нюргун Боотур понимает и что он по этим командам делает.

Представьте себе, что я Нюргун Боотур. Первая команда, которую я понимаю, это команда вперед. Скомандуйте – шаг вперёд!

- Вперёд  (Нюргун Боотур выполняет и говорит - готово).  

- Следующая команда, которую он понимает - направо. Скомандуй мне?  

- Направо. (Нюргун Боотур поднимает правую руку-поворачивается на месте и говорит готово.)

- Как вы думаете, какую еще команду понимает Нюргун Боотур?

- Команду налево.

- Командуй …

- Налево. (Нюргун Боотура поворачивается налево, говорит готово).

- Дайте команду «Назад» .

- Назад.

- Делаю шаг назад. Готово.

(Динамическая пауза)  Прежде чем вы сами будете управлять Нюргун Боотура, давайте вы побудете Нюргун Боотуром. Будете Нюргун Боотуром? Ньургун Боотур у нас не прыгает, стоит прямо и слушает команду. Перед тем как начать, давайте вспомним, где у нас правая рука? А где левая рука? ….Надеюсь тогда мы ошибаться не будем. И так Боотуры встали и слушаем мою команду. Вперед. После того как выполнили, не забывайте сказать готово. Молодцы. Вперед. Направо. Нужно поднять сначала правую руку и только потом повернуться. Направо. Вперед. Вперёд. Налево.

Воспитатель:  Ребята вы отлично справились с заданием! Вы настоящие герои. Давайте поможем Нюргун Боотуру спасти  Туйаарыму Куо?? (ответ детей)

Воспитатель: Звук тревоги, Уот-Усутакы похитил Туйарыму Куо, как мы сможем ему помочь? Посмотрите у вас есть карточки с указателями, если правильно поставить план пути Нюргуна Боотура, то можно спасти Туйаарыма Куо. Вы согласны? Тогда нельзя терять ни минуты, отправляемся на спасение Туйаарыма Куо….(презентация слайды)

И так, отправляемся на спасение Туйаарыма Куо….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхний мир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний мир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний мир

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

Вперед                             направо                                                налево                           назад

 

3. Подведение итогов:

 Воспитатель:  мне очень понравилось, как вы работали, отвечали на вопросы, выполняли задания и составляли программу.

Каких героев вы запомнили? Какой герой вам больше всего понравилось? А кого мы спасали? - Хотели бы вы еще поработать программистами с помощью нашего робота мышки «Колби»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nurgun_bootur_algoritmika.docx312.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №45 «Земляничка» городского округа «Город Якутск»

________________________________________________________________________        

Конспект занятия

по алгоритмике  в старшей группе

 на тему «Земля Олонхо»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54389619ec46a/img_user_file_54389619ec46a_0_12.jpg

                                                                         Выполнили:  воспитатели  МБДОУ д/с  «Земляничка № 45

Баишева Снежана Ефимовна,

Егорова Алена Константиновна

 

Якутск 2020 г

Цель:  Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через применение  алгоритмики по теме эпоса Олонхо.

 Задачи:

1. Отрабатывать навык управления программой, составление алгоритмов.

2. Продолжать развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.

3. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, отважность, компетентность дошкольников на образных примерах эпоса Олонхо.

4. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и на плоскости разного формата.

5. Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к героическому эпосу олонхо, культурному наследию народа саха.

Методы, приемы:

Словесные: беседа, объяснение, диалог, повторение, разъяснение

Наглядные: показ видеоролика, презентации, игровое поле, карточки-команды,  герои эпоса олонхо. использование ИКТ

Игровые: создание проблемной ситуации, решение игровых задач

Практические: выполнение заданий.

Стимулирование и мотивация: создание проблемной ситуации с опорой на опыт и умения детей, похвала, оценка деятельности детей

Методы воздействия на эмоциональную сферу: доброжелательное общение педагога с детьми, взрослыми,  рефлексия.

Оборудование: Компьютер, магнетофон, проектор, интерактивная доска, игровое поле для Ньургуна Боотура (Для героя) и такое же  поле на экране компьютера, презентация сказка «Земля Олонхо», карточки со стрелками для создания алгоритмики. (Вперед, назад, влево вправо)

Музыкальное сопровождение: звуки птичьих голосов; звуки леса; звуки хомуса.

Предварительная работа: 

1. Чтение эпоса Олонхо. «Ньургун Боотур уонна Туйаарыма куо»

2. Беседы с детьми о героях эпоса Олонхо.

Ход занятия:

Воспитатель:  

– Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в Мир Олонхо. Олонхо – это якутский героический эпос. В нем рассказывается о белых (добрых) божествах Верхнего мира, о людях, населяющих срединный мир и о злых абасы, богатырях нижнего мира.Там на Сайдалыкы эбэ, жили-поживали отец-господин-прародитель народа айы Саха Саарын Тойон, мать-госпожа-прародительница – Сабыйа Бай Хотун и вместе с ними жила их дочка светлоликая, лучезарная, с девятисаженной косой, Туйарыма Куо- девушка красоты невиданной, доброты неслыханной. Однажды Неизвергающий огонь из поганой пасти богатырь абасы Уот-Усутакы схватил луноликую, с девятисаженной косой Туйарыму куо, опоясавшись ею же, бросил ее поперек коня, и в мгновение ока скрылся в Нижнем мире. На защиту племени айы уранхай-саха и срединного мира из Верхнего мира Юрюнг Ар Тойон (БОГ)  спускает тонкостанного, пятисаженного в талии, шестисаженного в плечах богатыря-исполина Нюргун Боотура Стремительного. Вызволить Луноликую Туйарыму Куо из беды теперь должен он. (презентация слайды 1-)

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в Нюргун Боотура. Чтобы играть в Нюргун Боотура, нужно заранее договориться о правилах игры, о том, какие команды Нюргун Боотур понимает и что он по этим командам делает.

Представьте себе, что я Нюргун Боотур. Первая команда, которую я понимаю, это команда вперед. Скомандуйте – шаг вперёд!

- Вперёд  (Нюргун Боотур выполняет и говорит - готово).  

- Следующая команда, которую он понимает - направо. Скомандуй мне?  

- Направо. (Нюргун Боотур поднимает правую руку-поворачивается на месте и говорит готово.)

- Как вы думаете, какую еще команду понимает Нюргун Боотур?

- Команду налево.

- Командуй …

- Налево. (Нюргун Боотура поворачивается налево, говорит готово).

- Дайте команду «Назад» .

- Назад.

- Делаю шаг назад. Готово.

(Динамическая пауза)  Прежде чем вы сами будете управлять Нюргун Боотура, давайте вы побудете Нюргун Боотуром. Будете Нюргун Боотуром? Ньургун Боотур у нас не прыгает, стоит прямо и слушает команду. Перед тем как начать, давайте вспомним, где у нас правая рука? А где левая рука? ….Надеюсь тогда мы ошибаться не будем. И так Боотуры встали и слушаем мою команду. Вперед. После того как выполнили, не забывайте сказать готово. Молодцы. Вперед. Направо. Нужно поднять сначала правую руку и только потом повернуться. Направо. Вперед. Вперёд. Налево.

Воспитатель:  Ребята вы отлично справились с заданием! Вы настоящие герои. Давайте поможем Нюргун Боотуру спасти  Туйаарыму Куо?? (ответ детей)

Воспитатель: Звук тревоги, Уот-Усутакы похитил Туйарыму Куо, как мы сможем ему помочь? Посмотрите у вас есть карточки с указателями, если правильно поставить план пути Нюргуна Боотура, то можно спасти Туйаарыма Куо. Вы согласны? Тогда нельзя терять ни минуты, отправляемся на спасение Туйаарыма Куо….(презентация слайды)

И так, отправляемся на спасение Туйаарыма Куо….

C:\Users\User\Desktop\герой-олонхо-якутская-графика.jpg

https://img2.freepng.ru/20190721/paz/kisspng-portable-network-graphics-clip-art-vector-graphics-5d341251e2e547.0943016715636936499294.jpg

https://img2.freepng.ru/20190721/paz/kisspng-portable-network-graphics-clip-art-vector-graphics-5d341251e2e547.0943016715636936499294.jpg

Верхний мир

https://img2.freepng.ru/20190721/paz/kisspng-portable-network-graphics-clip-art-vector-graphics-5d341251e2e547.0943016715636936499294.jpg

https://img2.freepng.ru/20190721/paz/kisspng-portable-network-graphics-clip-art-vector-graphics-5d341251e2e547.0943016715636936499294.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/t_nadja/45061133/95352/95352_600.jpg

Средний мир

https://st2.depositphotos.com/1302980/8839/v/950/depositphotos_88397634-stock-illustration-cartoon-summer-mountains-landscape.jpg

img12.jpg

Нижний мир

hello_html_m6cfb2a4.jpg

        

Вперед         направо        налево        назад

3. Подведение итогов:

 Воспитатель:  мне очень понравилось, как вы работали, отвечали на вопросы, выполняли задания и составляли программу.

Каких героев вы запомнили? Какой герой вам больше всего понравилось? А кого мы спасали? - Хотели бы вы еще поработать программистами с помощью нашего робота мышки «Колби»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по технологии(старшая группа).Тема: "Белая лилия".

Научить детей из картона и на их основе выполнять аппликацию....

Конспект занятия по оригами. Старшая группа. Тема: «Вот какая курочка»

Продолжать учить детей складывать базовую форму воздушный змей. Сгибать заготовку пополам.  Учить детей вгибать острый угол внутрь, и оттягивать его вперёд. Находить недостатки в своей...

Конспект занятия по лепке (старшая группа) Тема: Подарок маме ко Дню матери.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ (СТАРШАЯ ГРУППА)ТЕМА: «Подарок маме ко Дню матери»Цель: Воспитывать у детей доброе отношения и любовь к своей маме, воспитание бережного и уважительного отношение к маме, чув...

Конспект занятия для детей старшей группы. Тема : «Число и цифра 7»

Конспект занятия для детей старшей группы Тему : «Число и цифра 7»Группа №6 «Теремок» старшая (возраст 5-6 лет)Провела воспитатель Орлова Татьяна ЮрьевнаЦель: сформировать представление о числе и цифр...

Конспект занятия для детей старшей группы Тема « Пересказ сказки «Козлята и Волк»

Конспект занятия  для детей старшей  группыТема « Пересказ сказки  «Козлята и Волк»...

Конспект занятия для дошкольников (старшая группа) "Защитники земли русской - богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович"

Конспект занятия предназначен для использования педагогами дополнительного образования или воспитателями, а также классными руководителями начальной школы для проведения воспитательных мероприятий пат...

Конспект занятия с детьми старшей группы ТЕМА: «АПЕЛЬСИН»

Цель НОД: расширение представлений о фрукте - апельсин через познавательно – исследовательскую деятельность....