Презентация на тему "Коммуникативные барьеры"
презентация
Для студентов СПО И ВО.Доступная информация для понимания студентами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_barery.ppt | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативный барьер - абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально препятствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивацонно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности общающихся. Факторы: различие культурно обусловленных норм общения, при взаимодействии представителей разных культур, наций; большая разница в возрасте, когда каждый собеседник является носителем культуры, ценностей, идеалов норм своего поколения; отсутствие обратной связи в контакте; ошибки в понимание смысла; неприятие во внимание подтекста и т.п.
Барьеры общения Избегание Непонимание Отсутствие авторитета Социокультурные различия Физический уровень Фонетический барьер Надежность Субкультура Психический уровень Семантический барьер Компетентность Социальный слой Стилистический барьер Объективность Национальность Логический барьер Искренность Полномочия
Коммуникативные барьеры Неязыковые языковые психологические фонетические социальные семантические этические грамматические политические стилистические религиозные логические
Избегание контактов Человек, определив партнера по общению как неприятного для контакта, избегает его.
Отсутствие авторитета Действие авторитета заключается в существенном влиянии на собеседника. Определив, кто является, а кто не является авторитетом, мы начинаем некритически доверять первому и не доверять второму. В результате возникает доверие или недоверие, которые персонифицируются и не зависят от особенностей передаваемой информации, а тесно связаны с личностью говорящего. Если человек не является авторитетом, мы подвергаем его критике. Таким образом, отсутствие авторитета препятствует эффективному общению. Происхождение авторитета зависит от социального положения, статуса; от превосходства по важному в данный момент параметру; от принадлежности человека к реальной авторитетной группе, от возраста
Социокультурный барьер Связан с принадлежностью партнеров к разным социальным группам, субкультурам.
1. Фонетические барьеры Возникают вследствие нечеткого произношения. (Барьеры, связанные с интонацией, темпом речи, громким / тихим голосом мы отнесли к психологическим невербальным барьерам, т.к. в их основе не лежит нарушение языковых норм).
2. Семантические барьеры Возникают при употреблении слов, непонятных по каким-либо причинам (многозначные слова, редкие термины, иноязычные слова и т.д.). Часто семантический уровень непонимания проявляется в тех случаях, когда у человека нет ассоциаций, знаний и того культурного контекста, которые позволяют воспринимать значения некоторых слов и выражений. Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного. Пример – филолог слышит узкопрофессиональный разговор двух математиков. Вряд ли он поймёт, о чём идёт речь. Такой же барьер возникает между родителями и детьми-подростками, если последние говорят с использованием жаргона. Семантический барьер может возникать между людьми, являющимися носителями различных субкультур внутри господствующей культуры, они определяют стиль жизни и мышления её носителей. Чаще всего выделяют субкультуры молодёжи, представителей различных профессиональных групп, преступников (делинквентные субкультуры), детские субкультуры и так далее. Профессиональные, делинквентные и детские субкультуры наиболее специфичны в любом обществе. Каждая субкультура имеет свой, отличный от других специфический язык, который может иметь огромное значение не только для обмена информацией в своей среде, но и для способа самоопределения и даже выживания, как это происходит, например, в преступной среде.
3. Стилистические барьеры. Такие барьеры возникают при нарушении стиля (соотношения между формой и содержанием речи). Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации. Стили определяются обычно функциональной асимметрией головного мозга человека как особым феноменом специфичности левого и правого полушарий по отношении к различным психическим функциям. Доминирование одного из полушарий может определять характерные трудности в восприятии и переработке информации, а несовпадение типов доминантности партнёров и приводит к возникновению стилистического барьера в процессе общения.
При доминировании логического стиля субъект перерабатывает и излагает информацию последовательно, не пропуская ни одного звена из цепи рассуждений. Чрезмерное пристрастие к деталям и уточнениям не даёт возможности носителю логического стиля оперативно принимать решения, а рациональность, холодность и эмоциональная сухость мешают ему устанавливать контакты с разными лицами. Но в ситуациях, которые заранее известны и не требуют принятия новых решений такие люди вполне успешны. При доминировании экспрессивного стиля субъект проявляет себя как эмоциональный, импульсивный, ориентированный на мнение окружающих, способный к сопереживанию и обладающий хорошей интуицией. Такой человек может очень легко привлечь внимание к своим словам и без труда установить контакт с другим. Однако чрезмерная экзальтированность и некоторая разбросанность мыслей может оттолкнуть от него людей, обладающих другим стилем. Наиболее оптимальным выступает смешанный стиль, в котором присутствует как логическое видение проблемы, так и её экспрессивное восприятие и интерпретация.
4. Грамматические барьеры Проявляются при явном нарушении грамматических норм (синтаксических, словоообразовательных, морфологических). 5. Логические барьеры Возникают вследствие нарушения в речи логических законов. (Следует отметить, что данные барьеры трудно зафиксировать, т.к. многие неправильные мысли похожи на правильные. И чем больше это сходство, тем труднее заметить ошибку)
Вышеописанные языковые барьеры возникают из-за следующих ошибок: 1) Сообщение плохо сформулировано и изложено. 2) Сообщение не является полным. 3) Плохо подобраны коды сообщения (неточны, двусмысленны, неизвестны получателю). 4) Переданы ошибочные данные. 5) Форма сообщения не соответствует содержанию
Эти ошибки приводят к следующему: 1. Сообщение не понято (или понято не полностью). 2. Сообщение понято неправильно. 3. Имеет место предвзятое отношение получателя к сообщению отправителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование без границ и барьеров
Статья на тему "Образование без границ и барьеров", посвещенная использованию нестандартных методов в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
«Мир без барьеров и границ».
Эссе на конкурс "Сердце отданное детям"....
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ».
Рекомендации психолога родителям. Материал может быть использован на родительском собрании, на семинаре....
«Толерантность как орудие в преодолевании барьеров в межкультурной коммуникации»
Понятия «толерантность» и «терпимость» сегодня являются настолько актуальными, что употребляются во всеx многонациональныx странаx. Однако актуальность данныx слов не говорит об иx недавнем изобретени...
Эссе "Мир без барьеров и границ" В рамках участия в конкурсе "Сердце, отданное детям" 2012г.
Рекомендовано родителям...
Семинар-практикум для педагогов "Преодоление психологических барьеров на пути освоения инноваций"
Инновация это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение чего-то нового.Основной задачей данного семинара-практикума является создание положительных эмоц...
«Причины возникновения барьеров в общении между педагогами родителями»
Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вто...