ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
методическая разработка
Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_podhod_k_sozdaniyu_predmetno.docx | 15.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
Цель: Создание благоприятных условий, открывающих широкое поле для самостоятельных действий детей. Содействовать развитию личностных качеств детей (активности, инициативности и др.)
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует у детей уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.
При создании предметно-развивающей среды, мы руководствуемся следующими принципами:
Принцип дистанции: где планировка группы такая, что каждый может найти место, удобное для занятий.
Принцип активности, самостоятельности, творчества
Ребенок и взрослый в детском саду становятся творцами своего предметного окружения.
Принцип трансформируемый. В проекте пространственно-развивающей среды заложена возможность её изменения. В интерьере выделяются определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.
Принцип индивидуальной комфортности.
Среда организована так, что она побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая активность ребенка. Принцип эстетической организации среды. Особые требования мы предъявляем к эстетическому оформлению предметно-развивающей среды, под которым подразумевается: чистота и порядок, единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели.
Принцип учета половозрастных различий детей. Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами.
Принцип интеграции. Предметно-развивающая среда подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной областей используются и в ходе реализации других областей.
Принцип информативности. При создании предметно-развивающей среды предусматриваем разнообразные тематики материалов и оборудования
Итак, в своей группе детского сада я учитываю:
- возрастные особенности детей,
- социально-психологические особенности детей,
- поло-ролевые особенности детей данного возраста,
- интересы, потребности детей данной группы.
Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению группы, которая делится на два этапа:
1) теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы;
2) практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.
При этом учитываются психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные).
Зрительные ощущения: учитывается освещение и цвет Правильный выбор цветовой гаммы способствует профилактике нервного напряжения.
Слуховые ощущения: учитывается совокупность звучания звукопроводящих игрушек. Слуховые воздействия (звуки) тоже должны быть эстетичными.
Тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления объектов предметно-развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.
Анализируя вышесказанное, можно утверждать, что эстетическое оформление группы позволяет упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических.
Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развива...
Дизайн – проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОО»
Предметно-развивающая среда в музыкальном зале...
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке»
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке» ...
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке» Конспект прогулки в первой младшей группе на тему: «Встреча с Колобком»
Конспект прогулки в первой младшей группе ...