ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
методическая разработка

Губатова Елена Гизералиевна

Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_podhod_k_sozdaniyu_predmetno.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

Цель: Создание благоприятных условий, открывающих широкое поле для самостоятельных действий детей. Содействовать развитию личностных качеств детей (активности, инициативности и др.)

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует у детей уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.

При создании предметно-развивающей среды, мы руководствуемся следующими принципами:

Принцип дистанции: где планировка группы такая, что каждый может найти место, удобное для занятий.

Принцип активности, самостоятельности, творчества

Ребенок и взрослый в детском саду становятся творцами своего предметного окружения.           

 Принцип трансформируемый. В проекте пространственно-развивающей среды заложена возможность её изменения. В интерьере выделяются определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.

Принцип индивидуальной комфортности.

Среда организована так, что она побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая активность ребенка.  Принцип эстетической организации среды. Особые требования мы предъявляем к эстетическому оформлению предметно-развивающей среды, под которым подразумевается: чистота и порядок, единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели.

 Принцип учета половозрастных различий детей. Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Принцип интеграции. Предметно-развивающая среда подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной областей используются и в ходе реализации других областей.

 Принцип информативности. При создании предметно-развивающей среды предусматриваем разнообразные тематики материалов и оборудования

Итак, в своей группе детского сада я учитываю:

- возрастные особенности детей,

- социально-психологические особенности детей,

- поло-ролевые особенности детей данного возраста,

- интересы, потребности детей данной группы.

Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению группы, которая делится на два этапа:

1) теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы;

2) практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.

При этом учитываются психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные).

Зрительные ощущения: учитывается освещение и цвет Правильный выбор цветовой гаммы способствует профилактике нервного напряжения.

Слуховые ощущения: учитывается совокупность звучания звукопроводящих игрушек. Слуховые воздействия (звуки) тоже должны быть эстетичными.

Тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления объектов предметно-развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.

Анализируя вышесказанное, можно утверждать, что эстетическое оформление группы позволяет упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических.

Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развива...

«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке»

«Инновационные подходы к созданию    предметно-развивающей  среде на прогулке»        ...