по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром "Вулканы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
В данной методической разработке по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста можно озакомиться с конспектом занятия "Вулканы",рекомендациями,а так же авторской резентацией на данную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия для детей старшей группы "Вулканы" | 22.37 КБ |
Презентация "Вулканы" | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вулканы»
Восп-ль:Тихоненко А.А.
Цель:
Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого-вулканолога.
Задачи:
1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о мире природы,формировать представления о типах вулканов,опасностях,которые они представляют.
2. Развивать экологическое мышление,мыслительную активность,коммуникативные навыки и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
3. Продолжать воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук,георгафическая карта, видео-презентация, смесь для извержения: сода, красная краска, моющее средство, уксус, макет вулкана.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Занятие у нас необычное, к нам сегодня пришли гости!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.
Дети: Земля
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.»
(географическая карта).
Дети: карта.
Воспитатель: Дети, что изображено на карте?
Дети: Наша Земля
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А из чего состоят горы?
Дети: из камней.
Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же они называются?
Ребенок:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
И зовут меня Вулкан!
Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.
Воспитатель: Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
(На экран выводится картинка с изображением бога Вулкан)
Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась? (Да)
- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».
Воспитатель: А где может образоваться вулкан?
Дети: На суше, и даже в воде.
-Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, камни).
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана. Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и сначала из кратера поднимается столб дыма и пепла,а потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.Выброс происходит из кратера вулкана
-Какую форму имеет вулкан?
Вулкан имеет форму конуса.
-Как вы думаете,страшно людям жить рядом с такой горой?
-Чем это грозит?
Извержение вулканов угрожает жизни людей , лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.
-А что обычно происходит перед извержением?
Землетрясение
- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас , но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи . С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».
- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)
- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).
- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).
- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.
- Посмотрите на карту мира , красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.
- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение,но для этого нам нужно до него дойти.
Физкультминутка.
Мы шагаем по равнине
Раз-два, раз-два.
А теперь плывём на льдине
Раз-два, раз-два.
Вот идём по плоскогорью
Раз-два, раз-два.
Забираемся на горы
Раз-два, раз-два.
А теперь мы отдохнём
Раз-два, раз-два.
И места свои займем!
Раз-два, раз-два.
Дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).Наблюдаем извержение вулкана.
-Скажите, пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?
Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вулканы бывают извергающиеся на суше…
А также бывают подводные…
«Спящие» вулканы мало отличаются от других гор.
Но иногда они «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы.
При извержении вулкана на поверхность выходит магма, ее также называют ЛАВОЙ.
Канал, по которому поднимается магма – называется ЖЕРЛОМ вулкана.
Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с ними.
Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги.
За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи.
С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».
Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы.
Туристы приезжают полюбоваться красотой и удивительным МИРОМ ВУЛКАНОВ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром
мастер-класс...
"Колесо истории".Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.
Материал предназначен для воспитателей детского сада. Данный конспект помогает расширить представление детей о родном городе и крае....
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...
Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром посредством виртуальной экскурсии.
Цель программы: формирование представлений об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста средствами виртуальных экскурсий. Задачи: – обогащение представлений детей о мире предметов, о пре...
Интерактивный познавательный альбом для воспитателей и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.
Интерактивный познавательный альбом для воспитателей и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром...