Формирование ОБЖ у дошкольников посредством игровых технологий
консультация
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_po_obzh_dlya_pedagogov.docx | 154.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
Подготовила: воспитатель высшей категории
Миронцева Л.Н.
2021г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игровой технологии, как одной из наиболее приемлемых, доступных, интересных для ребёнка форм деятельности, в том числе и по усвоению правил безопасного поведения.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Существует несколько видов игр:
- Дидактические
- Строительные
- Словесные (игры –загадки, на противопоставление, на классификацию…)
- Настольно-печатные (лото, парные картинки, домино тд.)
- Театрализованные, игры – драматизации
- Подвижные
- Игры-забавы
- Сюжетно-ролевые («Пожарные», «Шофёры», «Больница»…)
- Игры, основанные на современных технологиях (интерактивные, компьютерные, мультимедийные)
- Музыкальные
Таблица: возможные игры по ОБЖ в детском саду
С КАКОГО ВОЗРАСТА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОВОДИТЬ | НАЗВАНИЕ ИГРЫ | ЗАДАЧИ | СОДЕРЖАНИЕ | |||
С первой младшей группы | Дидактическая игра «Опасно — огнеопасно» | Учить различать предметы, которые огнеопасны | Воспитатель показывает детям множество карточек, на которых изображены предметы, представляющие опасность. Задача игроков — выбрать из карточек те, на которых нарисованы пожароопасные предметы (например, утюг, спички, плита и т.п.) | |||
«Собери автомобиль» (из 2-х частей, из 4-х частей) | Закреплять названия видов транспорта и его составных частей | Перед детьми картинка автомобиля (автобуса, грузовика). Выдаётся материал: кусочки-элементы, из которых нужно собрать целостное изображение предлагаемого транспорта, ориентируясь на картинку перед глазами | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» | Формировать элементарные представления о действиях на проезжей части | Дети принимают роли шофёров и пешеходов. Разыгрываются различные ситуации: довезти куклу до магазина, доставить строительный материал. Везти машину нужно осторожно, не наезжая на людей | ||||
Подвижная игра «Тушим пожар» | Формировать элементарные знания о пожарной безопасности | По кругу выстроены стулья, на которых лежат игрушечные огнетушители. Количество стульев с огнетушителями на одну единицу меньше, чем игроков. Дети бегают вокруг стульев. По сигналу ведущего нужно взять огнетушить в руки и поднять вверх. Из игры выходит тот, кто не добрался до игрушки. Победителем будет игрок, поднявший последний огнетушитель на стуле. | ||||
Со второй младшей группы | Дидактическая игра «Расскажи, что не так» | Приучать к правилам ПДД | Детям показаны картинки с сюжетами дорожных ситуаций. Нужно рассказать, что на ней персонаж делает неправильно (переходит дорогу на красный свет, в неположенном месте и т.д.) | |||
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | Учить безопасности в общественном транспорте | Распределяются роли: водитель, пассажиры, пешеходы. Разыгрываются различные ситуации (женщина с ребёнком, бабушка, слепой и т.п.) | ||||
Подвижная игра «Костёр» | Уточнять порядок действий при пожаре | Игра проводится на детской площадке. Нужно брать совочком (или другой похожей небольшой ёмкостью) песок из песочницы и доносить до места, где лежит картинка с изображением костра | ||||
Подвижная игра «Переход» | Развивать знания о правилах ПДД | На полу группы нарисована «зебра». Светофор показывает красный свет. Игроки стоят. Загорается жёлтый свет, участники продолжают стоять. На зелёный свет нужно пройти через нарисованную «зебру», посмотрев сначала налево, потом направо | ||||
Игра-тренинг «Я потерялся…» | Формировать правила поведения, если потерялся на улице | В гости к детям приходит персонаж Зайка и рассказывает детям, что на прогулке потерялся с мамой. Дети вместе с воспитателем рассказывают Зайке, как нужно поступать, если вдруг оказался один в разных ситуациях (на улице, в автобусе, магазине), кого можно просить о помощи, а кого нельзя | ||||
Подвижная игра-эстафета «Спаси игрушку» | Воспитывать смелость, желание помощь пострадавшему | Игра проходит в спортивном зале. Дети по очереди выполняют комбинацию заданий, выражающих действия по спасению игрушки (достать игрушку с гимнастической лестницы, добежать с ней до определённого места). Во время прохождения этапов игрушку нельзя ронять | ||||
Со средней группы | ||||||
«Съедобный грибок положи в кузовок» |
| Перед игроками раскладываются муляжи грибов. Нужно собрать в корзину только их съедобные виды. Затем из корзины достаётся по одному грибу, игроки должны озвучить его название | ||||
Сюжетно-ролевая «Мы — пожарные» |
| Дети изображают бригаду пожарных. По вызову о случившемся пожаре они спешат на помощь в разных ситуациях (на улице, в квартире, в лесу) | ||||
Дидактическая игра «В мире опасных вещей» | Продолжать знакомство с опасными свойствами предметов | Воспитатель показывает детям поочерёдно разные бытовые предметы. Если предмет безопасный, дети должны хлопать в ладоши. Если опасный — топать ногами | ||||
Дидактическая игра «Мы дружим с кошками и собаками» | Расширять представления о правильном обращении с домашними животными | Воспитатель показывает детям карточки, изображающие сюжеты, происходящие с участием кошек и собак. Дети должны прокомментировать картинку: отметить правильные и неправильные действия (например, неправильно дёргать животных за хвост, бить палкой, дразнить) | ||||
Со старшей группы | ||||||
Дидактическая игра «Изобрази дорожный знак» | Закреплять знания о видах дорожных знаков | За выделенное время дети должны нарисовать загаданный ведущим дорожный знак | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» |
| Детьми разыгрываются различные сценки, в которых они в роли доктора помогают пострадавшим: при порезе руки, ушибе ноги, колена, повышенной температуре, заболевшем горле, кровотечении из носа. Нужно последовательно оказать первую помощь | ||||
Игра-лото «Растения в помощь здоровью» | Закрепить знания о том, что лекарственные растения могут быть помощниками в сохранении и заботе о здоровье | У каждого игрока имеется свой набор карточек с изображениями растений. Ведущий по очереди показывает карточки из своего набора. Игрок, у которого есть карточка с таким же растением, должен рассказать, как оно называется и какую пользу приносит. Если ответ верный, картинка даётся игроку. Победит тот, кто первым соберёт свой набор | ||||
«Телефон» | Закреплять навыки пользования телефонной связью в экстренных случаях | На столе стоят игрушечные машин автомобилей экстренных служб. Рассматриваются иллюстрации с изображением различных опасных ситуаций. Нужно подобрать к каждой ситуации нужный вид автомобиля и назвать номер телефона, по которому его нужно вызвать | ||||
Игра-тренинг «Незнакомец» | Тренировать навыки правильного поведения в ситуациях с незнакомым человеком | Разбирается ситуация, которая случается с Карлсоном. Он встретился с незнакомой тётей, которая предлагает ему конфеты и зовёт поехать с ней на машине. Дети размышляют о правильных ответах и поведении, рассматривая возможные исходы ситуации | ||||
Дидактическая игра «Чтобы не случилось беды» |
| В игре используется макет улицы с расположенными на ней различными дорожными знаками, светофорами. С помощью игровых фишек или любых маленьких игрушек обыгрываются различные ситуации на дороге | ||||
Настольная игра «Путешествие в страну здоровья» | Закрепить знания о сохранении здоровья | Игроки бросают по очереди кубик и делают ход. В зависимости от того, на кружок с каким изображением попала фишка, нужно выполнить определённое задание. Например, объяснить, что нужно делать при кашле, высокой температуре, зубной боли или объяснить, чем полезны движения, витамины, плавание и т.п. Если игрок отвечает неправильно, пропускается ход. Побеждает тот, кто первым доберётся до «страны здоровья» | ||||
Подвижная игра-эстафета «Территория риска» | Совершенствовать представления об опасных предметах и обращении с ними | Игра проводится в спортивном зале. Дети по очереди выполняют назначенные ведущим действия на гимнастической лестнице, скамье т.п. Затем раздаётся звонок — «сигнал тревоги». В группе обнаружено множество опасных предметов. Каждый получает карточку схему с подсказками, где искать предмет (над, под, за, в). Найденные предметы раскладывают в коробки по категориям (острые, пожароопасные, ядовитые и т.д.) | ||||
Словесная игра «Служба спасения» |
| Воспитатель по очереди показывает на экране компьютера картинки с различными ситуациями. К каждой картинке дети должны составить короткий рассказ от имени одного из героев происходящего или стороннего наблюдателя. Всё это дети говорят в трубку игрушечного телефона | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения» | Закреплять и систематизировать знания правил дорожной безопасности | Между детьми распределяются следующие роли: сотрудник ГИБДД, водители автомобилей, пешеходы. Разыгрываются ситуации, в ходе которых игроки не должны нарушать правила дорожного движения, за этим следить сотрудник ГИБДД |
Дидактические игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушений, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребёнок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение выслушать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств, поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы.
Правила игр можно усложнять, изменять, в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников.
Также многие игры могут быть модифицированы (усовершенствованы).
Очень интересны детям игры, сделанные самими, самодельные. Такие игры может сделать не только воспитатель в детском саду, но и родители в домашних условиях.
Таким образом, через проведение дидактических игр, подобранных с учётом возраста детей, мы можем:
-вызвать интерес к теме безопасности
-получить полезные знания в доступной увлекательной форме
-и самое главное: привить и закрепить умения и навыки безопасного поведения.
Важную роль необходимо отводить взаимосвязи д/с с родителями.
Необходимая информация для них помещается в уголках безопасности в группе, а также на сайтах ВК «Теремок/шпаргалки от воспиталки» ,ВК «Дорожная азбука дошкольника». Родители активно участвуют в районных, областных и Всероссийских мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012.-144с.
- Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности». - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.-120с.
- Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт.-сост. Н.В. Коломеец.-Волгоград: Учитель, 2013.-168с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование "образа семьи" у старших дошкольников посредством игровых технологий"
Цель данной работы: привлечь внимание родителей к вопросам нравственного воспитания детей....
Формирование культуры здоровья дошкольников посредством игровых технологий
В методической разработке представлена подборка игр по здоровьесбережению. Прописаны требования к подбору игр по ЗОЖ. Все игры и игровые упражнения классифицированы. Так же представлен опыт ДОУ в рабо...
«Формирование правильного звукопроизношения дошкольников посредством игровых технологий и авторских разработок».
Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в обеспечении равных стартовых возможностей при подготовке к школе и овладении навыками чтения и письма. Нарушения звукоп...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
Разработка из опыта работы...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
laquo;Безопасность дошкольника через игровые технологии»...
"Формирование познавательной активности младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"
Развитие познавательной активности у младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"...
Педагогический проект «Формирование экологических представлений у дошкольников посредством игровых технологий»
Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания дет...