План по самообразованию 2021-2022
материал (подготовительная группа)
План по самообразованию
Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста
посредством экономического воспитания
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
План по самообразованию
Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста
посредством экономического воспитания
Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год
Воспитатель:
Соколова Н.В.
Покачи 2021
Актуальность:
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таких этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом. О хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.
Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Цель:
Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие задачи:
- сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
- дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
- расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
- создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
- познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
- заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.
Развивающие задачи:
- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.
Ожидаемые результаты:
- применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
- иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
- осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
- понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
- иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
- следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Сентябрь – Октябрь
1 этап – организационно-ознакомительный Сбор информации. Анкетирование и консультации для родителей.
Ноябрь – апрель
2 этап – основной (реализация)
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику. Беседы. Непосредственно – образовательная деятельность. Разработка дидактических игр. Моделирование ситуаций – тренингов. Чтение художественной литературы. Календарно - тематический план мероприятий работы с детьми.
Май
3 этап – заключительный
Представление опыта работы по теме. Консультация для педагогов «Дошкольник и экономика»
Планирование для детей 5- 7 лет.
Месяц | Тема | Форма работы |
Сентябрь | Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики | Дидактическая игра «Заветные желания» Беседа «Что такое деньги» |
Октябрь | Формировать представление детей о доходах и расходах | Дидактические игры: игра «Доход-расход» Сюжетно – ролевые игра «Магазин» Чтение художественной литературы С. Я. Маршак "Кошкин дом" "Телефон" |
Ноябрь | Формировать представление детей о профессиях | Дидактическая игра «Потребности и возможности» Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы» Знакомство с литературным произведением К. И. Чуковский "Телефон" Беседа «Кем работают мои родители» Изготовление кругов Луллия «Размен» |
Декабрь | Формировать представление детей о понятии «Деньги» | Дидактическая игра «Профессии» Беседа «Деньги» НОД «Путешествие в Эконмию» Изготовление игры на липучках "Соверши покупку!" |
Январь | Формировать представление детей о понятии «бюджет» | Сюжетно – ролевая игра «Банк» Чтение экономической сказки «Путешествие монетки» Игра «Хочу и надо». Изготовление теневого лото «Монетка» |
Февраль | Формировать представление детей о рекламе | Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы» Чтение художественной литературы «Цветик-семицветик» С. В. Михалков «Как старик корову продавал» Изготовление картотеки |
Март | Формировать представление о потребностях и возможностях | Рисование «Путешествие в страну профессий» Отгадывание загадок про профессии Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Телефон». С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин. Изготовление леп бука «Юные экономисты» |
Апрель | Формировать представление о рынке | Знакомство с литературным произведением Р. н. сказка "Как барин овцу купил" Виртуальная экскурсия в банк Экономическая сказка Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк» Изготовление игры |
Май | Отчёт по самообразованию | Чтение художественной литературы Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены» Деловая игра для детей подготовительной группы «Азбука финансов» |
План работы с родителями
№ п/п | Месяц | План работы с родителями |
Сентябрь | Анкетирование родителей Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей 5-7 лет | |
Октябрь | Консультация: «Введение детей в мир экономики для детей 5-7лет » | |
Ноябрь | Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» | |
Декабрь | Разработка буклетов «Ребенок и финансы» | |
Январь | Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» | |
Февраль | Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар» | |
Март | Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет» Буклет «История о дереве и человеке» | |
Апрель | Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики». Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников» | |
Май | Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию 2021-2022 гг
План по самообразованию 2015-2017 гг...
годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год
годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2021 - 2022 учебный год. «ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать в...
План по самообразованию 2021-2022 г. «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста»
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний....
План по самообразованию 2021-2022
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность....
План по самообразованию 2021-2022
quot;Первые сюжетные игры детей и руководство ими"...
план по самообразованию 2021-2022
План по самообразованию по теме: "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"...