«Духовно-нравственное воспитание детей посредством колыбельной песни»
статья
Колыбельная песня... ее роль в ознакомлении с бытом, жизнью огромна. Не умея говорить, но слушая колыбельные в исполнении матери, младенец познает мир, обогащается нравственно и духовно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolybelnye_maminy_pesni.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание детей
посредством колыбельной песни»
Каждый праздник на Руси
Песнею венчался:
Хоровод ли кто водил,
Плакал ли смеялся…
Звонка, радостна, грустна,
Быстра иль протяжна
Песня русская прошла
Сквозь века отважно.
Ну а первою была
«Песня колыбели»,
Помним нет ли те слова,
Но нам всем их пели…
Первые слова, которые слышит ребенок, приходя в этот мир – это речь матери, ее ласковый разговор с младенцем, колыбельная, которую она тихо напевает, убаюкивая своего малыша.
Колыбельная песня – это лирическая песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребенка до полного засыпания.
Колыбельные песни всех народов мира имеют схожие черты: высокий тембр, медленный темп и характерные интонации. Но в песне каждого народа много своих секретов. В них заключается своя философия и свой взгляд на жизнь. Они отражают обобщенную модель мироздания своего народа, по которой ребенок впервые знакомится с миром.
1. Происхождение колыбельной песни.
Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, а, повзрослев, он поет их своим детям. Они появились давно и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек и нянь. Под звуки колыбельной малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.
Все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, бабушки, откладывается где-то в его подсознании.
Удивительно поэтично описывается природа в народных колыбельных. Даже если зарисовка бесхитростна («солнце село, скрылось прочь, день угас, настала ночь»), то уточнение места, где это происходит – «во лазоревом краю» – создает лирический образ. А лазоревый край – это, между прочим, не что иное, как райское место, Ирий (Вырий).
Нередко отдыхающая природа описывается при помощи перечисления уснувших персонажей и мест их ночлега:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Белочки на ёлочках,
Медвежатки в норочках.
Птички спят на веточках,
Лисоньки на горочках.
Заиньки на травушке,
Утки на муравушке.
И это не простое перечисление зверей, птиц, рыб и растений «в привязке к конкретной местности». Здесь на самом деле доступным для ребенка образом сформулирована идея единства всех царств природы, присущая славянской традиции; мысль о том, что синхронность поведения с их обитателями – основа гармоничного сосуществования и поддержания цельности мира.
С другой стороны, в колыбельных изображаются позитивно окрашенные картины будущего дня, в котором пробудившаяся природа добросердечно одарит:
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
Нетрудно заметить, что в подобных словах передаются чувства безопасности и радости жизни. Символика использованных здесь образов включает силы небесного мира (солнце, роса, пташка) и земного (поле, цветы, сад), причем они рисуются в исключительно светлых и беспечальных тонах.
2. Значение колыбельной песни для развития ребенка.
Колыбельные песни были первым инструментом воспитания ребенка. Тексты песен просты и незамысловаты, однако содержат большую воспитательную и развивающую ценность. Недаром на Востоке о недостойном человеке говорят: «Видно, мать не пела песен над его колыбелью».
Сфера воздействия убаюкивающей песни на ребенка гораздо шире, чем усыпить и успокоить. «Колыбельная песня не только закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека, но и представляет собой некую голограмму жизни человека, которая реализуется впоследствии.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Колыбельные песни – бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. Колыбельные обогащают словарь и кругозор детей.
Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас.
Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства».
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька или котик.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Колыбельные песни пелись не только детям. На поле брани, чтобы успокоить боль при ранении и дождаться помощи, воины сами себе пели колыбельные, которые знали с детства. Значит, можно предположить, что колыбельные песни обладают также и обезболивающим эффектом. Немецкие медики утверждают, что если перед хирургической операцией пациенту дать прослушать колыбельную песню, то необходимая доза анестезии снизится вдвое.
Пение колыбельной матерью ребенку включает у него механизм успокоения, расслабления и засыпания. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Через сон выпускаются стресс, напряжение, обиды. Народная мудрость гласит: «С бедой надо переспать» или «Утро вечера мудренее».
Таким образом, исследования ученых доказывают, что колыбельные песни способны не только успокоить и усыпить малыша, но и защищают психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают речь и мышление, знакомят с окружающим миром.
Заключение.
Колыбельная песня – гениальный сплав мелодии, ритма, плавного движения и слов – отражение оптимального физического, психического и умственного развития ребенка. Она была рассчитана на целостное, гармоничное восприятие слуховых, зрительных, вибрационных, тактильных раздражений, нанизанных на некий единый ритм.
Содержание колыбельных песен соответствовало объектам ближайшего окружения - он сам, мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, и среды– тому, что младенец мог видеть, слышать, осязать - Это были колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, и пр.
Через колыбельную песню матери ребенок знакомился с окружающим миром.
В колыбельной отражался и мир матери – ее чувства, переживания, мечты о будущем своего ребенка, подчеркивая неделимость природного единства матери и дитя. Колыбельные песни были универсальным средством для всестороннего развития малыша.
Конечно, сегодня трудно представить себе, как пелись колыбельные песни в старину: мы не можем до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тончайшие нюансы ее ритма, мелодии. В наши дни этот жанр (как и многие другие жемчужины народного творчества), во всем его многообразии и уникальности, к сожалению, уходит из повседневной жизни. А жаль! Ведь раньше колыбельным песням обучали еще с раннего детства: детей учили правильно «байкать», прививая им навыки материнского поведения.
Используемые источники.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%FB%E1%E5%EB%FC%ED%E0%FF_%EF%E5%F1%ED%FF
http://nhkt.narod.ru/kolybel.htm
http://www.supertosty.ru/texts/teksty_pesen/373_kolybelnye_pesni.html
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством колыбельных песен»
В еще не столь далекие времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на сословные различия, получали богатые и разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребенок слышал колыбельную матери, народную музыку, среди которой он рос. Все праздники и обряды сопровождались песнями, танцами, звучанием народных инструментов.
Какие музыкальные впечатления получает ребенок сегодня? Какую роль в этом играют его родители, особенно мама? В большинстве своем, современные мамы, иногда оправдываясь, иногда не задумываясь, лишают своих малышей драгоценных переживаний перед сном, оставляя их без колыбельных песен, а мамина колыбельная - это ее нежность, адресованная только малышу, ее ласковое касание, ее неповторимый голос и запах. Именно она дает возможность воспринимать окружающий мир позитивно, как уютный и добрый. Вот она - первая встреча с добром посредством музыки.
Что же происходит вместо этого? Современный малыш, в лучшем случае, слушает перед сном случайно выбранную вокальную или инструментальную музыку, посредством механического воспроизведения. Мама при этом, вообще может не присутствовать, а то, что в данном случае ее заменяет, не любит только его, как мама, не ласкает его, как мама и даже не пахнет как мама. В итоге может случиться так, что слушая высокохудожественное произведение, малыш будет ощущать незащищенность и страх.
Пусть мамина песня уступает многим другим своей простотой и отсутствием эффектов - именно она учит малыша осваивать язык чувств. Он будет ее узнавать среди многих других музыкальных впечатлений и получать удовольствие от этого узнавания. Как ни смешно это может прозвучать, мамина песня знакомит ребенка со средствами музыкальной выразительности: тембром, динамикой, интонацией и т. д. Значит мама - это первая учительница музыки.
Если говорить конкретно, то ребенка лучше развивать на фольклорном музыкальном материале. Он прост и доступен для восприятия ребенка кругом своих настроений, средств выразительности, жанровым разнообразием. Эта музыка может исполняться в живую и создавать атмосферу тепла, доверия, радости общения и взаимопонимания. Она замечательно развивает музыкальные способности детей и может применяться в различных ситуациях.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Меня, как музыкального руководителя, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый мною на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с младшей группы (2-3 года), когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. Во- первых, они пропеваются с большой любовью к нему, а кроме того многому могут его научить: побыстрее заговорить, учиться ходить, а также полечить от болезни, пожурить за непослушание. А еще колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук и голоса в момент напевания.
Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.
В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры –песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, купальские песни, жатвенные, и т. д.).
Результатом моей деятельности как музыкального руководителя является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.
Многолетней традицией является проведение фольклорного праздника Масленица, Пасха, Рождество, Праздник урожая в процессе подготовки и проведения которых дети знакомятся с произведениями устного народного творчества ( пословицами, поговорками, потешками. частушками, загадками, закличками), народной музыкой, играми, персонажами фольклора ( скоморохи, Весна - красна, масленица и др.). Традиционно праздник проводится на игровых площадках с участием воспитателей, родителей, младшего обслуживающего персонала. Дети и взрослые исполняют народные песни, частушки, рассказывают пословицы и поговорки о весне и о солнышке, загадывают загадки. Приятным и ожидаемым завершением является угощение участников праздника пышными, душистыми," с пылу, с жару" блинами.
Музыкальные праздники с использованием разученного детского фольклора – апофеоз всего того, чему ребенок научился на музыкальных и интегрированных занятиях, конгломерат нравственных идей и ценностей. Занимаясь музыкальным развитием ребенка, мы берем на себя огромную ответственность за то, чтобы общение с музыкой воспитывало сердце маленького человека умным, а ум добрым. Разве это не счастье?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...