Доклад «Нетрадиционные методы работы с составлением рассказов»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Нетрадиционные методы работы с составлением рассказов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края

Доклад

«Нетрадиционные методы работы с составлением рассказов»

Воспитатель:

Белаш Татьяна Владимировна

2021г

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с

другом посредством родного языка. В речи детей существует множество

проблем:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление не литературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

6. Плохая дикция.
Хочу познакомить вас с первой нетрадиционной техникой.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное

освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание

структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, а также

развитие речи.

Задачи:

 Развивать связную и диалогическую речь.

 Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с

помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по

мнемотаблице).

 Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять

существенные признаки;

 Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.

Например, сказка «Лисичка со скалочкой»: лиса (состоит из оранжевой геометрической фигуры), вокруг главного героя изображается дорожка, скалочка, курочка, гусочка, девочка, собачка. Это для того, чтобы дети смогли наглядно с помощью схемы воспроизвести сюжет. Этот прием служит для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления, памяти и способствует развитию связной речи. Далее можно применять уже

мнемотаблицы с более расширенным сюжетом картинок.
    Вторым методом нетрадиционного развития речи детей является

пиктограмма. Пиктограмма – это рисунчатое письмо. Например, читаем

ребенку стихотворение и рисуем по ходу чтения. При этом используем

знакомые ему символы. Вначале обговариваем с ним каждую строчку

стихотворения, и ребенок предлагает нужный символ для обозначения героя

или действия. Затем проговариваем с ним текст с опорой на рисунки, далее

вместе читаем стихотворение, оставляем пиктограмму на видном месте.

Ребенок через некоторое время ее воспроизводит на листе бумаги

самостоятельно и запоминает при этом стихотворение.

    Самым интересным и простым в использовании нетрадиционным

методом является песочная терапия. Песок — загадочный материал,

обладающий способностью завораживать человека своей податливостью,

способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим

или влажным, плотным. Принцип «терапии песком» был предложен еще

Карлом Густавом Юнгом. Он предлагает не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку быть

собой.

Использование песочной терапии позволяет:

 стабилизировать психоэмоциональное состояние;

 совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

 стимулировать развитие сенсорно - перцептивной сферы, тактильно -

кинестетической чувствительности;

 развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую),

пространственную ориентацию;

 стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.

Выделяют пять шагов организации игрового процесса с песком.

1. Первый шаг—демонстрация песочницы. В момент знакомства с

песочницей мы включаем фантазию и придумываем сюжет. Так как наша

песочница заполнена наполовину, мы видим бортики – это как будто небо, а

если мы разгребем песок, мы увидим дно – это пусть будет море или озеро. С

помощью кувшина с водой сухой песок с легкостью превратится в мокрый, где

мы сможем построить острова, горы, города.

2. Второй шаг— демонстрация коллекции фигурок. При этом мы говорим

ребенку следующее: «Посмотри, здесь много самых разнообразных фигурок.

Ты можешь их рассмотреть, подержать в руках. Создавая свой мир, свою

картину в песочнице, ты можешь использовать разные фигурки».

3. Третий шаг— знакомство с правилами игр на песке. Очень часто мы

задаем себе вопрос: «Как научить ребенка бережному отношению к песку?». А это очень просто: надо придумать какой-то ритуал с постоянно

повторяющимися действиями, где будут проигрываться правила обращения с

песком. Ребенку это будет поучительно и интересно.

4. Четвертый шаг – придумываем тему занятия. В помощь нам придет некий

сказочный персонаж на ваш выбор, который поведает предысторию и свяжет ее с занятием. Он будет вести игровой процесс, контролировать его ход,

резюмировать и анализировать результат творческого процесса.

5. Пятый шаг— завершение занятия, ритуал выхода. Завершая работу в

песочнице, ребенок вместе с вами разбирает свою постройку, расставляет

игрушки по местам.

Терапия рисования песком – один из способов песочной терапии. Методика

может проводиться разными способами (рисование палочками, пальцами,

ладонями, кулаком).

Задачи:

 Овладеть практическими навыками.

 Осуществить творческие замыслы.

 Расширить кругозор.

 Развить художественный вкус.

 Приобрести способность находить красоту в обыденном.

 Учиться творчески мыслить.

 Учиться описывать свою картину.

Например:

«Волшебные узоры»

Нарисовать кончиками пальцев, костяшками, кулачками, раскрытыми

ладошками и ребром ладони разнообразные узоры, затем вообразить, на что

они похожи. В причудливых линиях и оттисках ребёнок может увидеть

сказочную птицу, следы невиданных зверей, дуновение ветра или танец цветов.

«Подбери слово»

Ребёнок раскапывает спрятанные в песке игрушки и самостоятельно подбирает

слова для характеристики предмета, например, мячик — маленький, круглый;

машинка — легковая, красная и т.д.

«Ступеньки»

На холмиках, насыпанных из песка, разместить одноэтажный, двухэтажный и

трёхэтажный домики. Задача ребёнка — выложить ступеньки из картинок с

изображением односложных, двухсложных и трёхсложных слов.

«Дорисуй картинку»

С помощью рисования песочных картин можно отрабатывать навыки

построения предложений. Взрослый рисует на песке домик, самолёт,

воздушный шарик и предлагает ребёнку дорисовать картинку и составить по

ней простое или сложное предложение.

Все три нетрадиционные методики позволяют активизировать воображение, речь и память.

При использовании новых инновационных технологий мы укрепляем

эмоциональный фон ребенка, развиваем логическое мышление, повышаем его

заинтересованность. Предложенные нетрадиционные формы развития речи детей будут хорошим дополнением к основной развивающей программе и подспорьем в работе воспитателей, а также отличной копилкой для изучения материала в домашних условиях с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

Рекомендации по работе над составлением рассказов по сюжетной картинке

Формирование правильной, грамотной речи — одна из основных задач при подготовке детей к школе.Во время составления рассказов по сюжетным картинкам дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, уча...

Поэтапная работа над составлением рассказа по картине в старшей группе.

Поэтапная работа над составлением рассказа по картине в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."

Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....

Доклад. Нетрадиционных методы рисования в детском саду

Особенности выбора метода рисования...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам:"Снеговик и заяц" (Альбом № 4)

Цель:   развитие  связной речи детей;Задачи:учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным...