Доклад «Нетрадиционные методы работы с составлением рассказов»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края
Доклад
«Нетрадиционные методы работы с составлением рассказов»
Воспитатель:
Белаш Татьяна Владимировна
2021г
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с
другом посредством родного языка. В речи детей существует множество
проблем:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление не литературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
6. Плохая дикция.
Хочу познакомить вас с первой нетрадиционной техникой.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное
освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, а также
развитие речи.
Задачи:
Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с
помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по
мнемотаблице).
Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять
существенные признаки;
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.
Например, сказка «Лисичка со скалочкой»: лиса (состоит из оранжевой геометрической фигуры), вокруг главного героя изображается дорожка, скалочка, курочка, гусочка, девочка, собачка. Это для того, чтобы дети смогли наглядно с помощью схемы воспроизвести сюжет. Этот прием служит для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления, памяти и способствует развитию связной речи. Далее можно применять уже
мнемотаблицы с более расширенным сюжетом картинок.
Вторым методом нетрадиционного развития речи детей является
пиктограмма. Пиктограмма – это рисунчатое письмо. Например, читаем
ребенку стихотворение и рисуем по ходу чтения. При этом используем
знакомые ему символы. Вначале обговариваем с ним каждую строчку
стихотворения, и ребенок предлагает нужный символ для обозначения героя
или действия. Затем проговариваем с ним текст с опорой на рисунки, далее
вместе читаем стихотворение, оставляем пиктограмму на видном месте.
Ребенок через некоторое время ее воспроизводит на листе бумаги
самостоятельно и запоминает при этом стихотворение.
Самым интересным и простым в использовании нетрадиционным
методом является песочная терапия. Песок — загадочный материал,
обладающий способностью завораживать человека своей податливостью,
способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим
или влажным, плотным. Принцип «терапии песком» был предложен еще
Карлом Густавом Юнгом. Он предлагает не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку быть
собой.
Использование песочной терапии позволяет:
стабилизировать психоэмоциональное состояние;
совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
стимулировать развитие сенсорно - перцептивной сферы, тактильно -
кинестетической чувствительности;
развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую),
пространственную ориентацию;
стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
Выделяют пять шагов организации игрового процесса с песком.
1. Первый шаг—демонстрация песочницы. В момент знакомства с
песочницей мы включаем фантазию и придумываем сюжет. Так как наша
песочница заполнена наполовину, мы видим бортики – это как будто небо, а
если мы разгребем песок, мы увидим дно – это пусть будет море или озеро. С
помощью кувшина с водой сухой песок с легкостью превратится в мокрый, где
мы сможем построить острова, горы, города.
2. Второй шаг— демонстрация коллекции фигурок. При этом мы говорим
ребенку следующее: «Посмотри, здесь много самых разнообразных фигурок.
Ты можешь их рассмотреть, подержать в руках. Создавая свой мир, свою
картину в песочнице, ты можешь использовать разные фигурки».
3. Третий шаг— знакомство с правилами игр на песке. Очень часто мы
задаем себе вопрос: «Как научить ребенка бережному отношению к песку?». А это очень просто: надо придумать какой-то ритуал с постоянно
повторяющимися действиями, где будут проигрываться правила обращения с
песком. Ребенку это будет поучительно и интересно.
4. Четвертый шаг – придумываем тему занятия. В помощь нам придет некий
сказочный персонаж на ваш выбор, который поведает предысторию и свяжет ее с занятием. Он будет вести игровой процесс, контролировать его ход,
резюмировать и анализировать результат творческого процесса.
5. Пятый шаг— завершение занятия, ритуал выхода. Завершая работу в
песочнице, ребенок вместе с вами разбирает свою постройку, расставляет
игрушки по местам.
Терапия рисования песком – один из способов песочной терапии. Методика
может проводиться разными способами (рисование палочками, пальцами,
ладонями, кулаком).
Задачи:
Овладеть практическими навыками.
Осуществить творческие замыслы.
Расширить кругозор.
Развить художественный вкус.
Приобрести способность находить красоту в обыденном.
Учиться творчески мыслить.
Учиться описывать свою картину.
Например:
«Волшебные узоры»
Нарисовать кончиками пальцев, костяшками, кулачками, раскрытыми
ладошками и ребром ладони разнообразные узоры, затем вообразить, на что
они похожи. В причудливых линиях и оттисках ребёнок может увидеть
сказочную птицу, следы невиданных зверей, дуновение ветра или танец цветов.
«Подбери слово»
Ребёнок раскапывает спрятанные в песке игрушки и самостоятельно подбирает
слова для характеристики предмета, например, мячик — маленький, круглый;
машинка — легковая, красная и т.д.
«Ступеньки»
На холмиках, насыпанных из песка, разместить одноэтажный, двухэтажный и
трёхэтажный домики. Задача ребёнка — выложить ступеньки из картинок с
изображением односложных, двухсложных и трёхсложных слов.
«Дорисуй картинку»
С помощью рисования песочных картин можно отрабатывать навыки
построения предложений. Взрослый рисует на песке домик, самолёт,
воздушный шарик и предлагает ребёнку дорисовать картинку и составить по
ней простое или сложное предложение.
Все три нетрадиционные методики позволяют активизировать воображение, речь и память.
При использовании новых инновационных технологий мы укрепляем
эмоциональный фон ребенка, развиваем логическое мышление, повышаем его
заинтересованность. Предложенные нетрадиционные формы развития речи детей будут хорошим дополнением к основной развивающей программе и подспорьем в работе воспитателей, а также отличной копилкой для изучения материала в домашних условиях с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)
Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа
Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...
Рекомендации по работе над составлением рассказов по сюжетной картинке
Формирование правильной, грамотной речи — одна из основных задач при подготовке детей к школе.Во время составления рассказов по сюжетным картинкам дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, уча...
Поэтапная работа над составлением рассказа по картине в старшей группе.
Поэтапная работа над составлением рассказа по картине в старшей группе....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."
Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....
Доклад. Нетрадиционных методы рисования в детском саду
Особенности выбора метода рисования...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам:"Снеговик и заяц" (Альбом № 4)
Цель: развитие связной речи детей;Задачи:учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным...