Конспект НОД в подготовительной группе«Мастера и рукодельницы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе
Тема: «Мастера и рукодельницы»
Цель: приобщения воспитанников к базисной социокультурной категории «Традиции дела».
Задачи:
Обучающие:
- способствовать первоначальному освоению и дальнейшему наполнению социокультурной категории «Традиции дела».
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать у детей умения слушать друг друга; договариваться, приходить к согласию;
- развивать речь, навыки речевого общения в совместной деятельности;
- развивать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям труда (мастерам и рукодельницам);
- трудолюбие.
Предварительная работа :
- Беседы: «Как наши предки выращивали хлеб», «Как наши предки шили одежду»
- Виртуальная экскурсия «Русская изба»;
-Знакомство с народными промыслами и ремёслами через рассматривание альбомов «Керамика и глиняная игрушка», «Льняной промысел»,» Золотая хохлома», «Гжель», « Дымковская игрушка», «Городец» и др.;
- Ознакомление с декоративно- прикладным искусством;
- Чтение художественных произведений: сказ П. П. Бажова «Каменный цветок», рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», чтение русских народных сказок «Морозко», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», «Крошечка - Хаврошечка», «Марья Моревна»;
- Чтение и отгадывание загадок об инструментах, заучивание пословиц и поговорок о труде, мастерах;
- Рассказывание родителей детям о своих профессиях, любимом деле.
Материал к развивающему занятию:
- Выставка изделий народных промыслов, выполненных мастерами и рукодельницами;
- Карточки для индивидуальной работы и работы в парах;
- Фонограмма для хороводной игры
- Деревянные заготовки матрешек ;
- Кисточки, гуашь и т.д.
Ход активного занятия:
1.Организационный момент.
Звучит русская народная музыка «Ярмарка». (Входит Петрушка с коробом).
Петрушка:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости –
Давно вас ждут, друзья!
Воспитатель: Ребята, куда нас приглашают? Вы знаете, что такое ярмарка?
Дети :на ярмарку! На ярмарке люди продают свой товар.
Воспитатель: какой товар? И кто делает? (ответы детей).
Воспитатель: Но прежде чем идти на ярмарку, нам надо подготовиться. И приглашаю вас на минутку окунуться в прошлое. (дети проходят через «ворота» под тихую русскую народную мелодию, девочки надевают кокошники, мальчики подпоясывают пояса, воспитатель предлагает сесть на стульчики).
Воспитатель: Посидим рядком поговорим ладком. Вот мы и попали в русскую горницу. Как вы думаете кто же здесь живет?(мастер и рукодельница).
Ребята, мы с вами находимся в непростой избе, а в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы.
- В давние времена, мастерицы - рукодельницы собирались в большой избе. Долгими зимними вечерами, под тихий треск лучины или при свете керосиновой лампы, шили, вышивали, плели корзины, пряли, вязали своим детям, внукам, родным и близким теплые народные и красивые вещи. Вязали эти красивые и теплые вещи из овечьей шерсти.
- Давайте внимательно рассмотрим их работы. Посмотрите, какая красота!
Прядение, Плетение, Ткачество, Шитье, Вышивка (рассматривают изделия).
- Все это древнейшие и нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет.
- Ребята, а кто такой мастер? (Ответы)
- Да, это тоже умелец. Человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям.
(Рассматривают изделия: малахитовая шкатулка, жостовский поднос, тульский самовар).
- Ребята, что можно сказать про мастеров, которые выполнили эти изделия? Как вы думаете какие у них руки? (золотые).
-Ребята, кто такой мастер? ( Это человек, который хорошо знает свое дело(ремесло) и умело его выполняет -мастерит из разных материалов, плетет, вырезает, создает картины и многое другое, самое главное- эти изделия выполнены с любовью, радостью).
-А какими качествами нужно обладать, чтобы выполнить эти работы (талантом, терпением, усердием, смекалкой, наблюдательностью).
Во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. И это не удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. Именно радость труда побуждала людей встать на путь мастерства. - А какие мастера существовали на Руси? (гончары, кожевники, столяры, плотники, кузнецы).
-А кого считали рукодельницами ?(те люди, которые выполняют своими руками: вышивают, шьют, плетут, ткут, прядут и пекут)
Раньше на Руси каждая девушка, женщина могли плести кружева, шить, вышивать. Таким образом, одевали свою семью. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно, чтобы показать, какая она мастерица.
Издавна существует традиция передачи опыта мастерства от старших младшим. Часто, если в семье мама портниха, то и дочь становилась портнихой; в семье гончаров - дети часто становились гончарами.
-К какому выводу мы пришли? Кто такие мастера и рукодельницы?
Мастера и рукодельницы - это люди, которые выполняют свою работу с любовью, с радостью в сердце. Радость труда побуждает талантливых в своем деле людей вставать на путь мастерства.
Воспитатель: Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому - пословицы и поговорки о труде. А какие вы знаете?
Дети: Без дела жить, только небо коптить.
Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Труд кормит, лень портит.
Без нитки да иголки шубы не сшить.
Белые ручки, чужие труды любят.
Все скоро сказывается да не скоро дело делается.( объясняют значение пословиц).
Воспитатель:
- Терпение и труд все перетрут.
- Делу время, а потехе - час.
- Маленькое дело, лучше большого безделья, а сделал дело:
Все: «Гуляй смело».
Воспитатель: На посиделках не только работали, но и пели песни, танцевали, веселились.
Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
Дружно песню запевайте!
Игра хороводная «Золотые ворота»
Воспитатель: Мы с вами потанцевали, повеселились и сейчас я предлагаю подойти к столам. Д/игра «Что сначала, что потом»(работа в парах) и «Что к чему относится?»(один ребенок).
Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Я приглашаю вас побыть мастерицами и мастерами. Давайте разукрасим матрешки и ложки узорами , чтобы было с чем пойти на ярмарку. (дети украшают гуашью заготовки).
Практическая часть: расписывают деревянные ложки, матрешки.
Итог НОД. Рефлексия. Молодцы, вы настоящие мастера своего дела.
Литература
1.Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2012. – 224 с.
2.Рабочая тетрадь «Мастера и рукодельницы» для детей подготовительной группы по программе «Социокультурные истоки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного занятия родителей с детьми подготовительной группы "Мастерим вместе"
Цель: Гармонизация детско-родительских отношений в процессе изготовления куклы-оберега...
Дымковская барыня из бутылки и пластилина в подготовительной группе. Мастер - класс.
Дымковская барыня из бутылки и пластилина в подготовительной группе. Мастер - класс....
«Извержение вулкана". Опытно -экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Мастер-класс для педагогов
Жил на свете бог по имени «Вулкан». И нравилось ему кузнечное дело – стоят у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы....
Конспект ООД в младшей группе «Мастер класс. Подарок папе на 23 февраля».
ООД (младшая группа) "Подарок папе на23 февраля"Цель: Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям, к Родине. Обобщение и систематизация представлений детей о Родине....
ООД с детьми подготовительной к школе группы «Мастера и рукодельницы»
Звучит музыка дети заходят в зал.В: - Дети, я очень рада видеть вас такими красивыми, видеть Вашу улыбку и светлое хорошее настроение.- Скажите мне, пожалуйста, бывали ли вы когда-...
Родительское собрание в подготовительной группе Мастерим игрушки вместе"
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие. на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе «Мастера и мастерицы»
Несомненно, на сегодняшний день тема « народности» очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональнос...