Природоохранный социально-образовательный проект «Первые шаги в экологию»
методическая разработка (младшая группа)
Авторский инновационный проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Первые шаги в экологию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodoohrannyy_sotsialno-obrazovatelnyy_proekt_pervye_shagi_v_ekologiyu.docx | 37.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка» города Смоленска
Природоохранный социально-образовательный проект
«Первые шаги в экологию»
Авторы:
Старший воспитатель Свиль М.И.
Воспитатель Зайцева И.А.
2021 год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………3-10
Содержание проекта……….……………………………………………10-16
Результаты проекта ………………...…………………………………...16-17
Ресурсы………………………………………………………………………18
Приложение...............................................................................................19-23
Пояснительная записка.
Краткое содержание проекта.
Авторский инновационный проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Первые шаги в экологию» интересен возможностями внедрения в любом ДОУ, не требует финансовых затрат, а эффект от его претворения однозначно положителен. Сам проект был разработан и апробирован в одной группе детского сада, имел успех среди родителей, детей и оказал эффективное влияние на решение задач дошкольного воспитания.
В данном проекте речь пойдёт об ознакомлении дошкольников с природно-экологическим своеобразием родного края.
Успешность развития младших дошкольников при знакомстве с живой природой возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные младшему дошкольному возрасту.
В ходе реализации проекта используются технологии:
-«Экологическая тропинка»,
-«Экологический ай - стоппер»,
- СОРСИ экологической направленности.
Актуальность проекта.
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Особое значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Мы считаем, что начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Освоение экологических знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Цель проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, еѐ животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребѐнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
-Создать условия для восприятия сведений о природе родного края;
-Осуществлять ознакомление дошкольников с природно-экологическим своеобразием родного региона;
-Развивать бережное отношение к природе;
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей;
-Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру родного края.
Основные целевые группы, на которые направлен проект.
Участники проекта - дети 2-3 лет
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Соавторы проекта:
Гракова А.С. –музыкальный руководитель
Свиль М.И. –старший воспитатель
Техническая поддержка осуществлялась старшим воспитателем.
Принципы и подходы к формированию содержания проекта.
Научности. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Доступности. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
Проблемности. Принцип предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, активное наблюдение.
Системности. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.
Последовательности. Принцип связан с принципами системности и проблемности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному. Он применим как к обучению детей разного возраста, так и к обучению детей в пределах одного возраста.
Наглядности. Принцип позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.
Гуманистичности. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.
Прогностичности. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). По сравнению со школой, в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе. Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это нередко предлагается!). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.
Деятельностности. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Интеграции. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.
Целостности. Принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода).
Конструктивизма. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
Регионализма. Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Формирование экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Представляется нецелесообразным и знакомство дошкольников с такими темами, как экологическая обстановка всего региона («Экология воды, воздуха… области»). Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
Преемственности. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.
Безопасности. Принцип предполагает, что используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность дошкольников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы. Принцип безопасности подразумевает также, что воспитатель не забывает о призыве «Не навреди природе!». То есть в процессе организуемых им наблюдений, опытов не должны пострадать объекты природы.
Прогнозируемый результат.
- Сформированы знания детей о доступных явлениях природы. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах экологии, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Содержание проекта.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) выявление у детей уровня сформированности знаний и представлений о природе.
II этап – основной, включает в себя:
1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) совместные мероприятия с детьми,
4) экскурсии по «экологической тропе»,
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ.
III этап – итоговый, включает в себя:
1) итоговое диагностирование детей,
2) создание видеофильмов «Весна», «Птички» (в условиях дистанционного общения в период пандемии коронавируса), распространение их среди родителей и педагогов через видеохостинг «Youtubе», по «Viber» и «WhatsApp».
Календарный план реализации проекта.
Подготовительный этап | ||||||||
№ | Мероприятия | Сроки | ||||||
Работа с детьми | Работа педагога | Работа с родителями | ||||||
1 | Выявление уровня знаний и представлений детей о природных явлениях, живых объектах природы. | -Подбор и изучение литературы по экологическому воспитанию дошкольников; -Составление тематического плана реализации проекта; -Подбор необходимых пособий, материалов, оборудования; -Организация предметно-развивающей среды группы. | Мониторинг детских знаний и представлений о природных явлениях, о живой природе. Вовлечение родителей в подбор иллюстраций, предметов экологической направленности, энциклопедий и художественной литературы о природе. | I-я неделя марта 2020 г. | ||||
Основной этап | ||||||||
№ | Темы | Содержание | Организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах | Сроки | |||
1 | Весна пришла Солнышко. | -Формировать элементарные представления детей о весне (сезонные изменения в природе). -Обратить внимание детей на прорастающую травку, первые цветы, солнце (солнечными теплыми лучами) | Ознакомление со стихотворением В. Шипунова «Солнце улыбается». Лепка «Солнышко лучистое» (прием скатывания пластилина в трубочку) Коллективная работа «Капельки дождя». Слушание песенки Ф. Филькенштейна «Кап, кап, кап, весна стучится» с включением моторной компоненты. | Целевая прогулка вокруг детского сада. Беседы о первых признаках весны. | 2-я неделя марта 2020г. | |||
2 | Весна пришла Первоцветы | -Формировать элементарные представления детей о весне (сезонные изменения в природе, на участке детского сада). -Обратить внимание детей на прорастающую травку, первые цветы. | Цикл занятий по ознакомлению с окружающим миром «Первоцветы». Ознакомление со стихотворением В.И. Мирясовой «Одуванчик». Аппликация «Одуванчик». Коллективная работа «Наш лужок». Музыкальная игра по песенке Ф. Филькенштейна «Кап, кап, кап, весна стучится» | Целевая прогулка на лужок с цветущими одуванчиками (технология «Экологический ай - стоппер») Беседы о первоцветах. | 3-я неделя марта 2020г. | |||
3 | Весна пришла Деревья | -Учить различать по внешнему виду берёзу и ель. -Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. -Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. | Цикл занятий по ознакомлению с окружающим миром «Деревья». Лепка из пластилина «Листочки на дереве» (приём сплющивания) Изготовление поделок. Организация дистанционной работы с детьми. Рассылка мастер-классов в родительскую группу по «Viber» и «WhatsApp». Сбор фотоматериала в родительской группе по теме «Весна». Видеофильм | Экскурсия по «Экологической тропе» СОРСИ экологической направленности. Рассматривание коры, почек на деревьях, молодых листочков. Дидактическая игра «Раз, два, три, к…. (берёзе…) беги. Совместная деятельность детей и родителей дома. | 4-я неделя марта 2020г. | |||
4 | «Птицы прилетели» | -Формировать элементарные представления о птицах, о способах передвижения, строении тела. Чем питаются. -Воспитывать бережное отношение к живым существам. | Дистанционная работа с детьми. Рассылка мастер-классов в родительскую группу по «Viber» и «WhatsApp». Цикл занятий по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы». Ознакомление со стихотворением А.Барто «Села птичка на окошко». | Совместная деятельность детей и родителей дома | 1-я неделя апреля 2020г. | |||
5 | «Птицы прилетели» | Формировать элементарные представления о птицах, о способах передвижения, строении тела. Чем питаются. -Воспитывать бережное отношение к живым существам. | Дистанционная работа с детьми. Рассылка мастер-классов в родительскую группу по «Viber» и «WhatsApp». Мастер-класс по аппликации «Птичка-невеличка». Рассылка музыкальных произведений. Слушание песенки «Цып, цып, пи-пи-пи» сл. Е.Фроловой, муз. В.Алексеева. | Совместная деятельность детей и родителей дома | 2-я неделя апреля 2020г | |||
6 | «Птицы прилетели» | -Формировать представления об изменениях в жизни птиц; травка, появились насекомые; распустились почки. | Дистанционная работа с детьми. Рассылка мастер-классов в родительскую группу по «Viber» и «WhatsApp». Мастер-класс по лепке из пластилина «Птенцы». | Совместная деятельность детей и родителей дома | 3-я неделя апреля 2020г. | |||
7 | «Птицы прилетели» | -Воспитывать бережное отношение к птицам. -Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать птиц , не нанося им вред) | Дистанционная работа с детьми. Рассылка мастер-классов в родительскую группу по «Viber» и «WhatsApp». Экологическая акция «Скворечник». Сбор материала в родительской группе для видеофильма «Птички». Видеофильм | Совместная деятельность детей и родителей дома | 4-я неделя апреля 2020г. | |||
Заключительный этап 1) итоговое диагностирование детей, 2) создание видеофильмов «Весна», «Птички» (в условиях дистанционного общения в период пандемии коронавируса) |
Результаты проекта
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о родном крае, его природе, доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Результативность проекта
- Приобщение детей к природе открывает им удивительный, прекрасный мир Родины, что способствует воспитанию у детей гуманистических чувств, воспитания бережного отношения к природе.
- Дети почувствовали себя маленькими участниками жизни планеты, у детей появились маленькие росточки экологических знаний.
- Родители стали активными участниками образовательного процесса. Стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, активно участвовать во всех мероприятия проекта.
- От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки он извлек, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать мир природы, показывать взаимодействие между всем живым на планете.
Практическая значимость реализации проекта
-для детского сада
-создание благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей на дальнейших ступенях системы российского образования.
-формирование активной жизненной позиции детей и взрослых; осознание ответственности за здоровую живую планету.
для системы образования г. Смоленска:
-возможность использования проекта в воспитательно-образовательной работе в системе дошкольного образования,
-обеспечение процесса преемственности в системе детский сад - семья - школа по формированию основ экологического воспитания,
-повышение профессиональной компетентности специалистов и педагогов ДОУ.
Количественные показатели проекта
Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны:
- 60% детей проявляет активный познавательный интерес к окружающему миру (динамика 30%);
- 70% детей имеют представления о бережном отношении к природе (динамика 40%);
- 100% педагогов повысили свою компетентность по экологическому воспитанию детей ;
- У 80% родителей воспитанников отмечается повышение интереса к совместной деятельности в мероприятиях детского сада и группы.
Диагностические задания были использованы с учетом программы
"Наш дом - природа" Н. А. Рыжовой
Мы считаем, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
Ресурсы, используемые для реализации проекта:
-Информационно-техническое обеспечение:
-компьютер, -видеокамера, -фотоаппарат.
-Материально-техническое обеспечение:
Интернет,
ИКТ- ноутбук,
Аудио, видео-носители информации;
-Учебно-методическое обеспечение:
1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Творческий центр "Сфера", 2011
2.Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика синтез, 2014. 3.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
4.Картушина М.Ю Зеленый огонек здоровья. ТЦ «Сфера», 2009
5.Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011
6.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
7.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
8. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.
9.Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М.: Карапуз, 2005.
10. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
11.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»
Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...
Участие в региональном природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» с детьми старшего возраста
Формирование у детей непосредственно через экологическое воспитание, чувство патриотизма к родному краю....
Природоохранный социально-образовательный проект «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА
Создание в МБДОУ системы деятельности, направленной на формирование у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия....
Природоохранный социально- образовательный проект "Эколята-дошколята. Собирай и разделяй, и здоровым вырастай!"
Природоохранный социально- образовательный проект "Эколята-дошколята" направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.Цель проекта- форм...
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)
План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...
КАРТА ДОЛГОСРОЧНОГО ПРИРОДООХРАННОГО СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА» НА 2019-2020 УЧ.ГОД
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное...
Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»
Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота, без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...