Семинар-практикум
методическая разработка (подготовительная группа)
Семинар – практикум
На тему:
«Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста
посредством отгадывания загадок»
Важное место в жизни и деятельности каждого человека занимает мышление.
У детей дошкольного возраста мышление развивается в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции, такие, как анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т.д.
Недостаточно сформированные мыслительные операции снижают эффективность обучения, замедляя развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления. Овладев мыслительными операциями, ребёнок становится более внимательным, мыслит ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Изучив работы известных педагогов (К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой), современных исследователей (Ю. Новиковой, Ю. Илларионовой, М. Хмелюк), которые уделяли большое внимание загадке как одному из педагогических средств воспитания и развития ребенка, я пришла к выводу, что с помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, образному и точному слову, но и развивать мышление детей.
Используя загадки в образовательной деятельности, а также в играх и на прогулке я столкнулась с тем, что дети не всегда, даже на простую загадку дают правильный ответ. Отгадывание загадок является достаточно сложным для дошкольников. Они молчат, смущаются, не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке, не умеют делать выводы, умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание.
Беседуя с родителями, я выяснила, что детям редко загадывают загадки в семье, часто не думают о том, сможет ли ребенок их отгадать. Торопят, главное, чтобы был быстро дан ответ. Если ребенок затрудняется найти решение, взрослые, просто сообщают отгадку, тем самым лишая возможности детей думать, размышлять.
В «Литературной энциклопедии» загадка определяется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины.
Загадки представляют собой своеобразную проблемную задачу, решение которой требует от ребенка умственного напряжения, смекалки, инициативы. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить дошкольнику. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, развивает умственную активность, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.
А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей старшего дошкольного возраста мыслительных операций и недостаточным умением отгадывать загадки.
Таким образом, все вышесказанное определяет актуальность выбранной мною темы.
Цель моей работы: развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста посредством отгадывания загадок.
Исходя, из цели были поставлены следующие задачи:
- Разработать план работы на основе методической литературы, по развитию мыслительных операций используя загадки, разнообразные по тематике и структуре.
- Создать условия способствующие отгадыванию загадок;
- Развивать умения отгадывать загадки и доказывать верность отгадки;
- Расширять знания детей об окружающем мире с помощью загадок;
- Сформировать образную, описательная речь детей посредством отгадывания загадок.
- Повысить компетентность родителей воспитанников в данном вопросе.
Загадка - краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности, поэтому работу по развитию мыслительных операций с использование загадок начала в старшей группе, с учетом особенностей данного возраста и опыта детей, придерживаясь принципа от простого к сложному, учитывая доступность содержания загадок.
В ходе анализа методических рекомендаций Ю. Г. Илларионовой «Учите детей отгадывать загадки», Е. Кудрявцевой «Использование загадок в дидактической игре», М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» мной составлен план работы и подобраны загадки различной тематики, дидактические игры.
В соответствии с поставленной задачей в уголке развивающих игр оформила раздел по работе с загадками «Отгадай-ка», в котором доступно для детей находятся: альбомы «Загадки - складки», «Загадки - малышки», «Наши загадки», дидактические игры «Лото загадок», «Веселые загадки», «Цепочка», картотека загадок по темам: «Растения», «Птицы» и др., книги-раскраски «Отгадай и раскрась», мнемотаблицы и другой наглядный материал.
Ю. Г. Илларионова выделяет следующие типы загадок:
1 тип. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков.
Например:
« Он и сочен, и душист, а снаружи золотист,
Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.» (Апельсин.)
Решение загадок подобного типа основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).
2 тип. В загадку включено отрицательное сравнение.
Например:
«Не лает, не кусает, а в дом не пускает» (Замок.)
«Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица» (Ветер)
«Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит» (Петух).
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.
3 тип - загадки, в описании которых использованы метафоры.
Например:
«Рукавом взмахнул - деревья пригнул» (Ветер).
«Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился» (Рукавица).
Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
В работе с загадками не важно, как быстро дети ее отгадают, главное - вызвать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, чтобы каждый ребенок внимательно выслушивал загадку, включался к подбору фактов и доводов для поиска отгадки, придерживался порядка мыслительной деятельности:
- что искать,
- где искать,
- выявить все признаки объекта,
- выявить его действия,
- объединить установленные признаки,
- выдвинуть предположение,
- сделать итоговый вывод.
Наметив план работы, использовала загадки:
- в любых режимных моментах,
- в ходе наблюдений на прогулке;
- как организационный момент в начале образовательной деятельности.
- как способ закрепления и проверки знаний детей в конце занятия или в процессе любой деятельности в течение дня.
- в совместной деятельности воспитателя с детьми (игры, беседы, развлечения, досуги).
Обучение детей отгадывать загадки, логически правильно рассуждать и делать умозаключения начала с расширения и уточнения знаний об окружающем мире в процессе наблюдений, экскурсий, опытов. Я считаю, что детям необходимо показать «живую» отгадку, обратить их внимание на точность описания в загадке.
Например, на прогулке в процессе наблюдения за листьями мать-и-мачехи, дети трогали листочки и объясняли, почему так называется цветок: «мать» - теплая сторона, «мачеха» - холодная сторона. После чего загадывала загадку:
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха)
Проведение ряда опытов с водой и со снегом позволяет увидеть свойства неживой природы.
На реке блестит стекло,
Очень тонкое оно,
Солнца лучик припечет,
Ручейком стекло стечет. (Лед)
Я считаю, что увиденная отгадка лучше запомнится, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, находить те признаки, по которым он узнал предмет.
Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять существенные признаки, связи, зависимости, отмечать особенности, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления всех признаков. Поэтому, прежде чем загадывать загадки накануне читала ребятам о тех или иных объектах, предметах, явлениях; рассматривала иллюстрации, обсуждала их и только затем приступала к загадыванию загадок, давая детям возможность активизировать ресурсы своей памяти.
Например, перед тем как загадать загадку о велосипеде (тема «Транспорт»):
- рассматривали с детьми иллюстрации с изображением велосипеда;
- определяли признаки внешнего вида:
- что есть у велосипеда? (колеса, педали, руль, сиденье, багажник, звонок);
- характер движения (велосипед едет по дороге, на велосипеде катаются на улице);
- назначение (кататься, перевозить).
По итогам этой подготовительной работы загадывала загадку:
«Чудо, чудо, чудеса.
Подомной два колеса,
Я ногами их верчу,
И качу, качу, качу»
Также с целью выделения характерных и специфических признаков объекта проводила игры:
«Кто или что делает так же?» на выявление признаков объекта (функция, части).
- Воробей что делает? - Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. Из предложенных вариантов составляли текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышь».
«Волшебный круг», модель круга, разделенная на сектора с различными признаками:
- цвет предмета;
- форма предмета,
- размер предмета;
- вкус предмета;
- материал;
- назначение и способы использования предмета;
Детям была предложена для рассмотрения тарелка. Опираясь на модель, дети выделяли признаки данного предмета.
- Какой формы тарелка? Есть ли эта форма на схеме?
- Какого цвета тарелка? Бывает ли другой цвет?
- Какая она на ощупь? И. т. д. в соответствии с моделью.
Для овладения умением находить образные сравнения, ребятам предлагала игры «Парные картинки» (мяч - арбуз, гриб - зонт, еж - иголки, печка - солнце, радуга - коромысло), «Собери схожие» в которых необходимо собрать все предметы, схожие по одному признаку (все колючее, все зеленое, все полосатое, все длинное и т.д.) и объяснить это сходство.
Когда игры были освоены, дети отгадывали загадки и находили картинки – отгадки, что позволило точнее анализировать предметы, рассуждать, делать умозаключения, находить в предметах сходство и на основе этого давать образное сравнение, приводить свое доказательство.
Использование приемов мнемотехники в составлении рассказов - описаний подтолкнуло меня к созданию пособия «Мнемозагадки». Это загадки, но не простые. При отгадывании дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить предмет. Также при работе с мнемотаблицами детям предлагала их рассмотреть и нарисовать отгадку. Такие игры вызывали у детей большой интерес.
К партнерской деятельности в работе по овладению навыками отгадывания загадок привлекала родителей, используя индивидуальные и дистанционные формы работы, включающие как теоретическую, так и практическую направленность. Мной подготовлена консультация «Учите детей отгадывать загадки», в которой объясняла родителям причины возникших трудностей у ребенка при отгадывании загадок.
Рекомендовала родителям памятки по использованию загадок в развитии и воспитании детей дошкольного возраста на темы: «Что читать детям 5-6 лет», «Роль загадки в развитии старших дошкольников», «Учимся составлять загадки».
В результате проведенной работы у детей возрос интерес к загадкам, они стали более внимательными и наблюдательными, а их рассуждения более аргументированными. Загадки обогатили знания детей т.к. существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания дошкольников об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Ребята научились обосновывать свое мнение, что способствовало развитию образной, описательной и доказательной речи.
Список литературы.
- Гурэвич Л. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. - Л., 1984.
- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985.
- Комкова А.Ю. Русские народные загадки. Москва. Омега. 2006.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) /Е.Кудрявцева// Дошкольное воспитание.-1986.- № 9.
- Хмелюк М. «Использование загадок в работе с детьми»//Дошкольное воспитание - 1993 №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...