Формирование познавательных и конструктивных способностей у детей через знакомство с тряпичной куклой
статья (старшая группа)

Елезова Людмила Андреевна

Из опыта работы.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elezova_l.a.statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А. Елезова,

воспитатель высшей кв. категории

МДОУ «Детский сад №7 «Теремок» г. Коряжмы

 Формирование познавательных  и конструктивных способностей  у детей через знакомство с тряпичной куклой

 «Современный ребенок при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов ХХ века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим». Характеризуя реальные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн говорит о глубинных изменениях его восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера его ориентаций и прочих характеристик. Резко снизилось когнитивное развитие дошкольников. Одновременно с этим, отмечается, что особенно значимыми качествами для детей и их родителей становятся образованность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность.

Из сказанного выше следует, что остро стоящая сегодня проблема развития познавательных способностей детей — одна из самых актуальных.

В дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого впоследствии постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. А в детском саду знания детям нужно давать не только на занятиях, но и в течение недели их необходимо держать в «познавательном тонусе». [2,с.16] Необходимо лишь определить какие знания, не предусмотренные Образовательной программой, давать детям. 

Изучив некоторую литературу, мы обнаружили тот факт, что познавательную и образовательную функции может выполнить народная кукла.

С педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как: средство для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, годового цикла народных праздников. Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. [1,с.3] Т.е процесс по изготовлению кукол может формировать и конструктивные способности детей. И это важная задача для воспитателей ДОУ– научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Мы приняли решение организовать кружок «Мастерская кукол», с целью развития познавательных и конструктивных способностей детей через знакомство с традиционной тряпичной куклой.

Первое что мы сделали – провели исследование, которое позволило получить на начальном этапе целостную картину, отражающую особенности сформированности познавательных и конструктивных способностей у старших дошкольников (констатирующий эксперимент, 2015г.).

При проведении исследования мы пользовались Научно-методическим  пособием «Мониторинг в детском саду». Авторами данного пособия являются к.п.н., проф. Т.И. Бабаева, д.п.н., проф. А.Г. Гогоберидзе и другие.

Дети были разделены на две группы: экспериментальную (дети,  которые  посещали кружок) и контрольную (дети, которые не посещали кружок). Эмпирическими методами исследования послужили индивидуальные беседы, наблюдения.

Дети двух групп  показали  низкий уровень знаний  и представлений о Родине, традиционных праздниках, о предметах быта о традиционном жилище, русской одежде, тряпичных куклах.

Для выявления конструктивных способностей у детей, а именно для определения уровня способностей работать с  ножницами, тканью, нитками мы воспользовались таблицами  и критериями А.Н. Малышевой, Т.С. Комаровой.

Результаты начальной диагностики: 100% детей не умеют  скручивать  и свертывать ткань, завязать узел на изделии, т.е.  работать  с тканью и нитками не умеют.

На втором этапе работы проводилась целенаправленная деятельность со всеми участниками педпроцесса (формирующий этап) и строилась по нескольким направлениям:

1. Подбор диагностического и иллюстративного материала по познавательному развитию детей 6 лет и по определению уровня развития конструктивных способностей детей во время работы с тканью, ножницами, нитками.

2. Разработка конспектов занятий познавательного и практического цикла.  К каждому занятию были подобраны физкультминутки или народные малоподвижные игры, пальчиковые гимнастики, составлены презентации. К практическим занятиям были разработаны технологические (пооперационные) карты с этапами изготовления куклы, подготовлен весь нужный материал.

3. Проведение занятий кружка «Мастерская кукол».

На познавательных занятиях дети изучали традиции, русскую народную одежду, предметы быта, историю появления, изготовления и использования куклы в быту русского человека.

На практических занятиях  основное внимание обращалось на освоение детьми основных технических приемов: скручивания и свертывания ткани, завязывания узлов из ткани и ниток,  вырезание необходимых для поделки элементов.

Когда для изготовления куклы требовался новый прием, то использовался полный показ с подробным объяснением всех действий.

Вне занятий кружка проводилась работа по формированию общих способов работы  с ножницами, тканью, нитками разных видов.

4. Взаимодействие с педагогами детского сада:

- проведен мастер-класс «Изготовление куклы Мартинички»;

- экскурсия  в мини-музее «Роль тряпичной куклы в жизни русского человека».

5. Взаимодействие с родителями. Проведены  мероприятия:

- родительское собрание: «История появления тряпичной куклы»;

- мастер-класс, на котором родители совместно с детьми смастерили куклу «Колокольчик»;

- конкурс «Современная кукла из ткани»;

- экскурсия в мини-музей кукол, изготовленных руками детей.

На третьем этапе работы был проведен контрольный эксперимент (контрольная диагностика  2016 год).

Сравнивая результаты контрольной и экспериментальной групп можно заметить разницу в показателях.

Дети экспериментальной группы показали очень хорошие знания во многих вопросах, связанных с традиционной русской культурой. Итоговый показатель знаний составил: высокий уровень составил 78%, средний – 22, низкий – 0%. Дети контрольной группы показали не очень высокий уровень знаний.

Дети экспериментальной группы научились скручивать и сворачивать ткань, завязывать узлы на изделии с помощью двух ниток, завязывать узел на платочке. При вырезании деталей из ткани работу выполняли аккуратно. Они показали отличный результат. Чего нельзя сказать о детях контрольной группы.

Подводя итог проделанной работе, мы пришли к выводам:

  • организованная воспитателями деятельность, оказывает большое влияние на формирование способностей ребенка;
  • деятельность по изготовлению тряпичных кукол поспособствовала формированию конструктивных способностей детей;
  • контрольный эксперимент показал, что занятия кружка повысили познавательный интерес детей, обогатили  их знания по культуре и традициям в Руси.  Дети узнали, что на протяжении веков быт русского человека сопровождала кукла, отражала его мировоззрение, наиболее значимые события в жизни: была участницей многих праздников, обрядов, выступала оберегом человека и его жилища, являлась главной игрушкой для детей;
  • активное участие родителей помогло достичь детям хороших результатов, взрослые же научились ценить не только результат ребенка, но и процесс сотворчества.

 «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).

Список информационных источников:

  1.  Дайн. Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии/Г.Л. Дайн, М.Л. Дайн – М., 2007. - 120 с.
  2. Доронова. Т.Н. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1997.- 224 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование нравственно-эстетических качеств детей через знакомство с видом декоративно-прикладного искусства "вытынанка" (из опыта работы).

«Истоки творческих способностей и дарования детей -    на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Другими словами: чем ...

Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа

Опыт работы в подготовительной группе. Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа.Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные т...

НОД "Знакомство с тряпичной куклой"

На Руси было большое многообразие куколок. Я расскажу о некоторых. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик, хранили в сундучках...

из опыта работы по теме "Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы"

Данный опыт будет полезен для воспитателей ДОУ, студентов педагогического колледжа. Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, оп...

Знакомство с тряпичной куклой оберегом

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детск...