Формирование познавательных и конструктивных способностей у детей через знакомство с тряпичной куклой
статья (старшая группа)
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elezova_l.a.statya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.А. Елезова,
воспитатель высшей кв. категории
МДОУ «Детский сад №7 «Теремок» г. Коряжмы
Формирование познавательных и конструктивных способностей у детей через знакомство с тряпичной куклой
«Современный ребенок при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов ХХ века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим». Характеризуя реальные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн говорит о глубинных изменениях его восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера его ориентаций и прочих характеристик. Резко снизилось когнитивное развитие дошкольников. Одновременно с этим, отмечается, что особенно значимыми качествами для детей и их родителей становятся образованность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность.
Из сказанного выше следует, что остро стоящая сегодня проблема развития познавательных способностей детей — одна из самых актуальных.
В дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого впоследствии постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. А в детском саду знания детям нужно давать не только на занятиях, но и в течение недели их необходимо держать в «познавательном тонусе». [2,с.16] Необходимо лишь определить какие знания, не предусмотренные Образовательной программой, давать детям.
Изучив некоторую литературу, мы обнаружили тот факт, что познавательную и образовательную функции может выполнить народная кукла.
С педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как: средство для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, годового цикла народных праздников. Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. [1,с.3] Т.е процесс по изготовлению кукол может формировать и конструктивные способности детей. И это важная задача для воспитателей ДОУ– научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Мы приняли решение организовать кружок «Мастерская кукол», с целью развития познавательных и конструктивных способностей детей через знакомство с традиционной тряпичной куклой.
Первое что мы сделали – провели исследование, которое позволило получить на начальном этапе целостную картину, отражающую особенности сформированности познавательных и конструктивных способностей у старших дошкольников (констатирующий эксперимент, 2015г.).
При проведении исследования мы пользовались Научно-методическим пособием «Мониторинг в детском саду». Авторами данного пособия являются к.п.н., проф. Т.И. Бабаева, д.п.н., проф. А.Г. Гогоберидзе и другие.
Дети были разделены на две группы: экспериментальную (дети, которые посещали кружок) и контрольную (дети, которые не посещали кружок). Эмпирическими методами исследования послужили индивидуальные беседы, наблюдения.
Дети двух групп показали низкий уровень знаний и представлений о Родине, традиционных праздниках, о предметах быта о традиционном жилище, русской одежде, тряпичных куклах.
Для выявления конструктивных способностей у детей, а именно для определения уровня способностей работать с ножницами, тканью, нитками мы воспользовались таблицами и критериями А.Н. Малышевой, Т.С. Комаровой.
Результаты начальной диагностики: 100% детей не умеют скручивать и свертывать ткань, завязать узел на изделии, т.е. работать с тканью и нитками не умеют.
На втором этапе работы проводилась целенаправленная деятельность со всеми участниками педпроцесса (формирующий этап) и строилась по нескольким направлениям:
1. Подбор диагностического и иллюстративного материала по познавательному развитию детей 6 лет и по определению уровня развития конструктивных способностей детей во время работы с тканью, ножницами, нитками.
2. Разработка конспектов занятий познавательного и практического цикла. К каждому занятию были подобраны физкультминутки или народные малоподвижные игры, пальчиковые гимнастики, составлены презентации. К практическим занятиям были разработаны технологические (пооперационные) карты с этапами изготовления куклы, подготовлен весь нужный материал.
3. Проведение занятий кружка «Мастерская кукол».
На познавательных занятиях дети изучали традиции, русскую народную одежду, предметы быта, историю появления, изготовления и использования куклы в быту русского человека.
На практических занятиях основное внимание обращалось на освоение детьми основных технических приемов: скручивания и свертывания ткани, завязывания узлов из ткани и ниток, вырезание необходимых для поделки элементов.
Когда для изготовления куклы требовался новый прием, то использовался полный показ с подробным объяснением всех действий.
Вне занятий кружка проводилась работа по формированию общих способов работы с ножницами, тканью, нитками разных видов.
4. Взаимодействие с педагогами детского сада:
- проведен мастер-класс «Изготовление куклы Мартинички»;
- экскурсия в мини-музее «Роль тряпичной куклы в жизни русского человека».
5. Взаимодействие с родителями. Проведены мероприятия:
- родительское собрание: «История появления тряпичной куклы»;
- мастер-класс, на котором родители совместно с детьми смастерили куклу «Колокольчик»;
- конкурс «Современная кукла из ткани»;
- экскурсия в мини-музей кукол, изготовленных руками детей.
На третьем этапе работы был проведен контрольный эксперимент (контрольная диагностика 2016 год).
Сравнивая результаты контрольной и экспериментальной групп можно заметить разницу в показателях.
Дети экспериментальной группы показали очень хорошие знания во многих вопросах, связанных с традиционной русской культурой. Итоговый показатель знаний составил: высокий уровень составил 78%, средний – 22, низкий – 0%. Дети контрольной группы показали не очень высокий уровень знаний.
Дети экспериментальной группы научились скручивать и сворачивать ткань, завязывать узлы на изделии с помощью двух ниток, завязывать узел на платочке. При вырезании деталей из ткани работу выполняли аккуратно. Они показали отличный результат. Чего нельзя сказать о детях контрольной группы.
Подводя итог проделанной работе, мы пришли к выводам:
- организованная воспитателями деятельность, оказывает большое влияние на формирование способностей ребенка;
- деятельность по изготовлению тряпичных кукол поспособствовала формированию конструктивных способностей детей;
- контрольный эксперимент показал, что занятия кружка повысили познавательный интерес детей, обогатили их знания по культуре и традициям в Руси. Дети узнали, что на протяжении веков быт русского человека сопровождала кукла, отражала его мировоззрение, наиболее значимые события в жизни: была участницей многих праздников, обрядов, выступала оберегом человека и его жилища, являлась главной игрушкой для детей;
- активное участие родителей помогло достичь детям хороших результатов, взрослые же научились ценить не только результат ребенка, но и процесс сотворчества.
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).
Список информационных источников:
- Дайн. Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии/Г.Л. Дайн, М.Л. Дайн – М., 2007. - 120 с.
- Доронова. Т.Н. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1997.- 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование нравственно-эстетических качеств детей через знакомство с видом декоративно-прикладного искусства "вытынанка" (из опыта работы).
«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Другими словами: чем ...
Концептуальное изложение педагогического опыта по теме "Социокультурное развитие дошкольников через образ народной тряпичной куклы"
Конкурсный материал. ...
Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа
Опыт работы в подготовительной группе. Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа.Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные т...
НОД "Знакомство с тряпичной куклой"
На Руси было большое многообразие куколок. Я расскажу о некоторых. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик, хранили в сундучках...
из опыта работы по теме "Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы"
Данный опыт будет полезен для воспитателей ДОУ, студентов педагогического колледжа. Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, оп...
Знакомство с тряпичной куклой оберегом
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детск...
«Формирование патриотических чувств у детей через знакомство с родным краем»
Сообщение из опыта работы...