«Формирование патриотических чувств у детей через знакомство с родным краем»
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы:
«Формирование патриотических чувств у детей через знакомство с родным краем»
С. С. Козлова
МДОУ Тисульский детский сад № 3 «Радуга»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство родного края. Ведь знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель моей работы стала: Формирование патриотических чувств через воспитание любви к своему родному краю, его истории, приобщения к родной природе, культуре, традициям.
Основные задачи:
- Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, традициям.
- Познакомить детей с историей нашего поселка, его почетными жителями, воспитывать уважение и желание заботиться о старшем поколении.
- Формировать бережное отношение к родной природе, памятникам архитектуры, достопримечательностям поселка.
- Способствовать знакомству с народной культурой, ее богатством и красотой.
Свою работу я организовала по следующим направлениям:
- Моя семья.
- Мой край.
- Животный и растительный мир моего края.
- Родная культура.
Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В этом направлении дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким. В этом помогли такие формы работы, как коллективная совместная деятельность при изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Любимая сюжетно-ролевая игра среди детей «Семья», «Мой дом». Детям очень нравиться быть в роле «папы» и «мамы».
Играя в игру «Разложи по порядку», дети смогли понять и увидеть наглядно рост и развитие человека с учетом возрастных изменений. Очень понравилось детям собирать портрет из деталей, дети легко справлялись с заданием, это помогло им нарисовать портрет родителей по готовому шаблону, портрет мамы и папы. С большим старанием, любовью ребята готовят подарки для своих родных и близких, выпускали стенгазеты.
Провела ряд бесед «Что такое семья», «Профессии моих родителей», «Как я помогаю своим близким», «Домашний адрес». Составляли рассказы о своей семье, делились личным опытом. Помогла в этом и игра «Составь семью из фигурок», в ней наглядно сразу стало видно у кого семья большая, а у кого поменьше. С удовольствием играли в различные игры (настольные, дидактические. подвижные, строительные)
Так же отметили совместные увлечения членов семьи, рассмотрев совместно собранные коллекции, сделали акцент на семейные традиции. Семейные традиции- это не только праздники, но и образ жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе. Родители совместно с детьми составили генеалогические древа.
Обсуждая с детьми проблемную ситуацию «Что, я буду делать, если мама заболеет?», я старалась подвести детей к тому, что нужно заботиться и помогать своим близким, любить их. Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Знакомились и заучивали пословицы, поговорки и стихи о семье. Приняли участие «Папа, мама, я – спортивная семья»
Следующее направление - мой край. Здесь дети получили краеведческие сведения о родном поселке Тисуль, об истории его возникновения, его достопримечательностях, видах транспорта, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках.
Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Экскурсия в Тисульский краеведческий музей была проведена в форме урока «Кузбасс – кладовая России». Сотрудники музея в доступной для детей форме рассказали об истории родного края, о его коренных жителях, о природных богатствах Кузбасса, о том, как появился каменный уголь. Ребята с большим интересом рассматривали экспонаты. Данное мероприятие вызвало у детей массу положительных эмоций, которыми они делились со взрослыми и с детьми в течение всего дня. Целевые экскурсии в библиотеку, кондитерскую, пожарную часть, встречи с сотрудниками ГИБДД формируют у дошкольников представления о разнообразных профессиях нашего края. Знакомя детей с трудом взрослых, мы воспитываем положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий. Ребята делились своими впечатлениями, в результате была оформлена изо выставка «Профессии моего края». Вспомнили пословицы и поговорки о профессиях. Составляли сюжетные рассказы о профессиях своих родителей. Делились мечтами кем я стану, когда вырасту.
При знакомстве с детским садом, его местонахождением, использовала целевую прогулку по улицам Титова и Терешковой, где наблюдали за транспортом, остановкой, учились правильно переходить улицу. Улицы названы в честь космонавтов, так дети узнали о нашем знаменитом земляке космонавте А.А.Леонове, в честь которого названа худ. школа, дети с большим желанием посетили ее. В этом году ему исполняется 90 лет. Совместно с ребятами организовали изо выставку, где дети поделились своими впечатлениями о космосе.
Участвовали с девочками в детской конференции «Меня запомнят в 21 веке», где представляли макет «Детский сад 21 века». Ребята в коллективной работе изобразили, каким они хотят видеть детский сад в будущем.
С воспитанниками провела познавательную беседу с презентацией «Знаменитые люди Кузбасса». - это поэты и писатели, художники и музыканты, артисты, космонавты спортсмены. Познакомились со стихами местных поэтов В. Хайрулина, М.Ладыгина. В данной беседе ребята узнали о знаменитых людях Кузбасса, чем они знамениты.
Используя ИКТ ребята посмотрели короткометражный фильм «Значение памятников сегодня», рассмотрели фотографии памятников Тисуля, прослушали информацию о них. Воспитанники усвоили, что каждый памятник хранит в себе историю, это дань памяти и уважения, узнали, что такое памятники, и для чего они нужны и какие памятники есть у нас в Тисуле.
В совместной деятельности я познакомила ребят с гимном и гербом Тисульского района, гербами районов и городов Кузбасса. Ребята узнали, что каждый герб символизирует характер народа, проживающего на территории нашей области. Беседовали о родном поселке «Край, в котором я живу», рассматривали тематические альбомы, иллюстрации, строили дома из строительного и бросового материала. Во время беседы ребята узнали, что значит малая Родина, почему она важна для человека. Активно выполняли домашние задания «Что ты знаешь о поселке Тисуль», составляли творческие рассказы на тему «Мой любимый Тисуль», «Улица на которой я живу».
Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей через разные формы работы: на занятиях, беседах, играх, экскурсиях и прогулках. Беседовали «Птицы наших лесов», «Деревья нашего поселка» «Хлеб – всему голова!», «Сельские профессии». Играли «Третий лишний», «Разрезные картинки», «Кто, где живёт?», «Кто чем питается», «Живое – неживое», «С чьей ветки детки». Совместно с ребятами изготовили коллажи «Животные наших лесов», «Птицы нашего края». С помощью сотрудников детской библиотеки познакомились с заповедниками Кузбасса.
В группе собран богатый природный материал: гербарий, коллекция камней. Созданы альбомы разной тематики - «История Тисуля», «Птицы нашего края», «Животные наших лесов», «Растительный мир Кузбасса» и др. Дети различают породы деревьев, растущих в нашей местности. Рассматривая листья, стволы, ветви, дети называли знакомые кустарники и деревья, отгадывали загадки о деревьях, называли их отличительные признаки, читали стихотворения. Отметили, что береза является символом России, цветки липы обладают лечебными свойствами, а хвойные деревья и зимой не теряют своего цвета, хорошо очищают воздух, поэтому рядом с ними легко дышится. Хорошо знают обитателей дикой природы, а также разнообразные виды птиц и рыб. Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу, правилами поведения в лесу. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок.
Организую целевые прогулки, которые помогают детям, в условиях активного исследования окружающего мира, делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни птиц, животных. Познакомила с художественной литературой: В. Бианки «Синичкин календарь», Е. Чарушин «Утка», Н. Осипов «В воде и у воды» и др., составляли рассказы о своем любимом месте поселка. У кого-то это игровая площадка, у кого-то берег реки, где они любит купаться, играть и загорать, а кому-то по душе прогулки по лесу.
Смотрели презентации «Дары природы», «Заповедники нашего края», «Реки и озера нашего поселка», в ходе беседы ребята узнали, что в нашем районе очень много достопримечательностей и уникальных природных объектов. Так озеро Большой Берчикуль - это природный памятник Кузбасса и самый большой водоем Кемеровской области. Берега озера очень живописны и красивы, что привлекает сюда множество туристов и рыбаков.
Полученные знания ребята использовали в продуктивной деятельности: рисовали природу, любимые места своей малой Родины, животных, лепили и конструировали.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. В этом направлении дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, у детей формируется общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, дошкольники учатся любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
В группе создана предметно - развивающая среда, соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, пальчиковый театры, по сюжетам русских народных сказок. Были оформлены папки-передвижки «Народные игрушки», «Игры народов Кузбасса», «История знакомства с костюмами народов Кузбасса»
Важной составной частью является знакомство дошкольников с традициями и обычаями коренных народов Кузбасса (шорцы, телеуты, сибирские татары). Детям представлены элементы устного народного творчества народов Кузбасса, их национальной культуры и искусства. У детей формируется открытое, доброжелательное, дружеское отношение к национальностям, населяющих Кузбасс. Приняли участие в конкурсе «Хоровод дружбы».
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуре считаю совместные праздники и развлечения, дети проявляют познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, с большим удовольствием и интересом играют в русские народные игры. Провожу большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Кузбасса, в этом помогают презентации, иллюстрации, художественная литература, праздники.
Все это время мы работали в тесном контакте с родителями, разработали тематические консультации и памятки для родителей. Совместно реализовали фотовыставки «Моя семья», «Наши традиции», создали альбомы, подготовили и провели совместные праздники. Проводили акции «Кормушка для пичужки», родители сделали кормушки для зимующих птиц, которые развесили на территории детского сада, а дети кормили птиц зимой. «Наведи порядок» дети с родителями убирали мусор возле своего дома. Активно выполняли домашние задания «Что ты знаешь о поселке Тисуль», составляли творческие рассказы «Мой любимый Тисуль», «Улица, на которой я живу». Наши родители принимают активное участие в жизни группы.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящих патриотов, любящих свою Родину.
Литература
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Алексеева, О. Задания для маленьких патриотов. Алексеева, О., Петропавловская, Л. Ребенок в детском саду. – 2010. - № 2. – С. 39-42.
3. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.: Аркти, 2010. – 203 с.
4. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...
Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем
В данной работе разработан проект по знакомству детей с родным краем на примере Кировской области....
Формирование патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей родного края.
Формирование нравственности, патриотизма у дошкольников является актуальным вопросом в современное время. Начинать работу эффективно с ознакомления с историей малой родины, воспитывая у детей чу...
«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»
Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...
"Формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края через образовательный проект "Великая Отечественная война в жизни каждой семьи"
С детьми мы решили реализовать проект "Великая Отечественная война в жизни каждой семьи". Хотелось «зажечь» в сердцах детей огонёк желания узнавать о событиях Великой ...
План по самообразованию в старшей группе "Формирование нравственно – патриотических чувств у детей через знакомство с родным городом и краем "
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношений и организацию доступной ...
Проект по формированию патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Родной край в наших сердцах»
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженику ...