НОД "Знакомство с тряпичной куклой"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
На Руси было большое многообразие куколок.
Я расскажу о некоторых. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик, хранили в сундучках, как у меня.
Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_tryapichnoy_kukloy.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонек»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Знакомство с тряпичной куклой»
Автор: Л.В.Ульянова, воспитатель
высшей квалификационной категории
пгт. Верхнеднепровский, 2018г
Тема: «Знакомство с тряпичной куклой»
Цель: пробудить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Форма совместной деятельности: беседа, игра
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная
Средства:
наглядные – игрушки /дымковские, филимоновские /, куклы тряпичные /«Ангелочек», «Хороводница», «Закрутка», «Пеленашка», «Травница», «Крупеничка», «Зайчик»/, сундук, иллюстрация русской народных куклы «Масленица»;
музыкальные – аудиозапись.
Оборудование: лоскутки ткани, нитки, тесемочки.
Предварительная работа: чтение сказки «Василиса Прекрасная», заучивание стихотворения «Тряпичная кукла», заучивание пословиц о труде.
Активация словаря: «рукодельница», «нянюшка», «безликая», «мастерство», «скрутка», «тулово».
Задачи: | Обучающие – обогащать знания детей о русских народных промыслах и традициях на Руси через игрушки. |
Развивающие - развивать коммуникативные навыки при общении с взрослыми и детьми; - развивать мелкую моторику, творческие навыки; -создать ситуацию успеха каждому ребенку; - формировать у детей положительную самооценку своей деятельности. | |
Воспитательные - воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры. - воспитывать самостоятельность, терпеливость, усидчивость. | |
Планируемые результаты | Желание и умение детей самостоятельно творить |
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Организационно- целевой | Подвижная игра «Карусели» Краткая беседа о предстоящем событии | Воспитатель: Здравствуйте, Ребята! Меня зовут Людмила Викторовна. Давайте познакомимся.. Воспитатель: Ребята, можно я не буду сегодня воспитателем, а буду Марья – искусница, а вы не дети из детского сада, а мальчики и девочки из древнего русского города. /Достает ленточки и кепки/ Воспитатель: Ребята а как нам попасть в древний город? Чтобы отправиться нам в прошлое нужно сесть на волшебные карусели, а вот и они. Рассаживайтесь ребята и в путь. Посмотрите, какая вокруг вас красота, простор. Богата наша Русь-матушка. Ой, ребята посмотрите мы попали в город мастеров, на ярмарку. Что мы с вами видим? Попробуем угадать, что это за игрушки, и где они сделаны? Воспитатель: - дымковская игрушка- картинка Есть в России уголок, где из труб идёт дымок. Кто из вас подскажет, где делают такие игрушки? Воспитатель: А этот товар из далёкой сторонушки. -филимоновская игрушка- | Ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать и каждый называет свое имя Принимают предложения педагога /Повязывают ленточки/ Ответы детей Ответы детей Ответы детей |
2. Содержательный | Показ воспитателя Игра «У Маланьи, у старушки» | Воспитатель: Далеко мы с вами шли, Куклу древнюю нашли. Показываю тряпичную куклу -Ребята, а из чего же она сделана? А чем она отличается от ваших современных игрушек. А вот такую куклу не купишь в магазине, эту куклу, ребята, я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же.
Девочки и мальчики, а не хотите ли вы, узнать с какими куколками играли ваши прабабушки? Тогда, я хочу пригласить вас к себе в гости и показать вам мою мастерскую. Воспитатель: А это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол. Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол. А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем? Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить. «Сундучок мой сундучок Приоткрой нам свой бочек» Ребята, Вы садитесь поудобней Вам поведаю рассказ, С чем играли наши предки Без утайки, без прикрас. Ребята, на Руси было большое многообразие куколок. Я расскажу о некоторых. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик, хранили в сундучках, как у меня Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? В основном игрушки изготавливали из подручного материала: из – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала и соломы, бересты. Воспитатель: Как вы думает, что значит подручный материал? Воспитатель: Давно–давно были вот именно такие куклы, с которыми играли ваши прабабушки и прадедушки когда были детьми, такими как вы. /Показываю кукол из сундучка/ Одни куклы игровые. Как вы думаете игровые, для чего они? Воспитатель: Правильно, с ними только играли, с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу, в некоторых домах их накапливалось до ста штук. Вот куколка для игры – «Закрутка». Вот «Зайчик на пальчик». Эту игрушку давали родители детям, когда ребенок оставался один дома. Это кукла – «Хороводница», их делали две. Хоровод же скучно одной водить. Девочки крутили эти куклы и развивали ручки чтобы, когда сесть за прялку, одной рукой будет веретено крутить, а другой пряжу скручивать. А вот- «Пеленашка» - это кукла не только игрушка, она кукла- оберег. Ребята, куклы-обереги, это, куколки, которые оберегали человека от несчастья. «Пеленашка» находилась в люльке, кроватке у ребенка и считалось, что она оберегала его от всего плохого. Воспитатель: Большинство кукол на Руси были оберегами. Посмотрите, ребята, это куколка – «Зерновушка» или как ее еще называют «Крупеничка»- была оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. Небольшой мешочек наполняли зерном, приделывали голову без лица, повязывали платком и поясом. Если в доме было голодно, то эта кукла выручала хозяев – из нее брали зерно. Чтобы воздух в избе был чистым, изготавливали полезную куколку – «Кубышку –Травницу». Эта куколка наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит болезни. Считается что эта куколка защитница от злых духов болезни. Вот и опустел мой сундучок. Ребята чем мои куколки отличаются от ваших куколок? Куклу-оберег наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить. Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы все «безликие». Создание предпосылок для ситуации успеха каждого ребенка. Хотите сами попробовать сделать тряпичную куклу. Тогда за дело, разомнем пальчики Русская народная игра «У Маланьи, у старушки» Воспитатель: Я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения: У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши) Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком) Семь сыновей (семь пальцев) Все без бровей, (очертить брови пальцем) Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам) Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками) Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны) Вот с такой головой, (очертить большую голову) Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз) Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку) На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами) И все делали вот так… (Любое движение) Воспитатель: Теперь я приглашаю вас к столам , проходите. -Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится. Я вам сейчас покажу и расскажу, как раньше делали тряпичную куклу. Сначала сделаем нашей куколке голову, берем большой кусок ткани, находим серединку и кладем ватку, где будет голова, завязываем нитку, это будет шея. Дальше начинаемся тело. перематываем его крест накрест. Затем завязываем ниткой под руками, на этом месте получается талия. Воспитатель: Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке. | Ответы детей Ответы детей. Присаживаются на стульчики Ответы детей: Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Подручный, это - материал, который всегда под рукой. ответы детей Ответы детей. Работа детей Повторяют движения. |
3.Итоговый Рефлексия. | Хоровод – впечатлений | -А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам ваши куколки? А что вам понравилось больше всего? -О каких куклах вы сегодня узнали? -Люди добрые! Наш русский народ Веки вечные водил хоровод! Заведём хоровод, как в старину, Куклу новую покажем свою! - Спасибо за работу вашу, за старание. Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вижу, что вам понравилось делать кукол.. Я уверена что из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудиться, когда станете мастерами, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу, старания и умения. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. | Делятся своими впечатлениями, обобщают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»
От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...
Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»
Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...
Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»
Познакомить родителей с историей русской тряпичной куклы, её многофункциональностью. Объяснить, в чём ценность народной куклы в настоящее время. Научить делать куклу Столбушку....
"Сказки тряпичной куклы". Изготовление куклы "Куватка"
Мастер класс Уржунцевой Светланы Владимировны преподавателя художественного отделения МБУ ДОД "ДШИ 13" по изготовлению куклы "Куватки". Рассказы о традиционной тряпичной кукле. Выставка самодельн...
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Тряпичная кукла своими руками».
Мастер-класс для родителей дошкольников...
Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...
Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».
НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....