Статья по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»
статья по окружающему миру по теме

Салихова Луиза Равшановна

 

Экологическая проблема на планете является общей проблемой населения Земли. Истощение ресурсов, загрязнение воздуха, воды, изменение климата – проблема, касающаяся всего человечества. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.

            Экологическая культура – единственный выход из сложившейся ситуации. Формирование экологической культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Важно с малых лет прививать любовь к природе, к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 37 «Ягодка» IV вида

Статья по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

Подготовила: воспитатель

Салихова Луиза Равшановна.

Экологическое воспитание дошкольников

        Экологическая проблема на планете является общей проблемой населения Земли. Истощение ресурсов, загрязнение воздуха, воды, изменение климата – проблема, касающаяся всего человечества. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.

        Экологическая культура – единственный выход из сложившейся ситуации. Формирование экологической культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Важно с малых лет прививать любовь к природе, к окружающему миру.

        Проблемой экологического воспитания детей занимались многие отечественные и современные ученые-педагоги: К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, С.Н. Николаева, Л.С. Игнаткина и другие.

        В нашем учреждении экологическому воспитанию дошкольников уделяется  большое внимание. Постоянно занимаемся озеленением групп, территории учреждения: проводим мероприятия по высадке саженцев деревьев – яблони, рябины, клена, черемухи, липы, разные кустарников.

        Озеленяем территорию учреждения совместными силами педагогов и  детей. Именно в труде дети получают и расширяют знания о растительном мире, совершенствуют трудовые навыки.

        В работе с детьми можно использовать разные приемы и методы. Но самым эффективным методом является наблюдение.

        В процессе наблюдений у детей формируется и развивается отчетливое представление о животных и растениях, о сезонных изменениях в природе.

        Наблюдая за животными, дети узнают, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Дети учатся замечать и понимать их состояние (страх, голод, боль), их внешние особенности (строение), способы функционирования (поведение), компоненты среды обитания. Дети учатся сочувствовать животным и ухаживать за ними, соблюдать осторожность при контакте с животными не только на улице, но и дома.         

        Для расширения знаний о диких и домашних животных организуются экскурсии в экологический центр «Юный эколог». После таких экскурсий у детей в памяти остаются неизгладимые впечатления, дети торопятся поделиться ими с родителями и друзьями, начинают рисовать, лепить увиденных животных.

        Ознакомление детей с растительным миром требует постоянного общения с ними. С этой целью проводятся экскурсии в лес, парк. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения в растительном мире, видеть как люди преобразуют природу. Так у детей формируются первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

        На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, предоставляется возможность собирать разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работы в группе. Так дети знакомятся со строением деревьев и трав, которые они раньше видели только на картинках. Во время экскурсии дети вместе со взрослыми участвуют в благоустройстве территории леса: собирают мусор, убирают сухие ветки, сажают деревца. Дети учатся видеть красоту растительного мира в разные времена года, что способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

        Для закрепления знаний используем дидактические игры: «С какого дерева лист», «Угадай по описанию», «Найди и назови», «Ядовитое-не ядовитое» и другие.

        При ознакомление детей с природой широко используем прогулки. Наличие на участке деревьев, кустарников, цветника, огорода имеет большое образовательное и воспитательное значение. Во время прогулок дети через наблюдения знакомятся с явлениями природы, с растущими деревьями, цветами. Они рассматривают деревья, травы, цветы, учатся их различать по характерным признакам строения (форме и окраске листьев, цветов, плодов) и правильно называть их. Наблюдая за растениями, дети знакомятся ч функциями их частей: корнями растение удерживается на земле, высасывает воду, листья нужны для выделения кислорода. Дети учатся выращивать цветы, растения, ухаживать за ними, получают конкретные представления об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у ребят вырабатываются умения правильно пользоваться орудиями труда по обработке почвы, формируется бережное отношение к природе.

        Во время прогулок для закрепления полученных знаний организуем разнообразные игры с природным материалом-песком, водой, льдом, снегом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.

        Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечивает более глубокие и прочные знания. В уголке природы дети могут  длительно наблюдать за ростом и развитием растений, яркими сезонными изменениями в жизни растений (рост фасоли или луковицы). Постепенно у них формируются трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. В ходе таких наблюдений в уголке природы дети учатся выделять характерные признаки растений: размер, цвет, форму и т. д.

        В процессе наблюдений в уголке природы используем игровые приемы, трудовые поручения, обследовательские действия.

        На занятиях по ознакомлению детей с природой последовательно формируются знания, развиваются познавательные процессы и способности.

        В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у детей накапливается опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

        На занятиях уточняются знания о характерных признаках растений и животных. Дети упражняются в правильном уходе за ними (нужно поливать, убирать сухие листья, рыхлить землю и т. д.).

        Обретение экологической культуры, экологического сознания-это выход из сложившейся ситуации. Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"...

Статья на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

Статья на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»...

Статья на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

Статья на тему:«Экологическое воспитание дошкольников»...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В.А.Сухо...

Статья на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в детском саду»

В наши дни все чаще встает вопрос о экологии. Именно от нее напрямую зависит наше здоровье, а значит и наша жизнь. Поэтому важным направлением дошкольного образования является экологическое воспитание...

Статья на тему "Экологическое воспитание дошкольников"

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно фор...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »

Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель»    города Б...