«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
методическая разработка (старшая группа)

Елена Геннадьевна Румянцева

Опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie.docx81.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 18. с. Демарино.

 «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Румянцева Е Г.  – воспитатель

Логопедической группы

МКДОУ № 18. с. Демарино.

«Детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

(В.В. Сухомлинский)

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

К  сожалению, мы  видим, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) . В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к Родине.

 Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Анализ научной литературы по исследуемой теме показал,  что современные педагоги,  психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения - С.В. Петерина; формированию гуманных отношений - А.М. Виноградова; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И. Беляева; воспитанию нравственно-волевых качеств - А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре; формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - А.П. Усова и др.

Нами было выявлено, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики нравственно-патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Заметим также, что в настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий воспитания патриотического сознания и нравственных ценностей и установок у старших дошкольников, не создана единая универсальная воспитательная система, которую можно было бы с успехом применять в дошкольном образовательном учреждении.

Выше обозначенные положения позволили сформулировать проблему исследования: как необходимо организовать воспитательный процесс в ДОУ, чтобы обеспечить выполнение задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.

               Изучив разнообразные методы работы, мы пришли к  выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из  средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.  Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности.

Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

-ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Цель:  создание целостной системы работы педагога,   обеспечивающей эффективность нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Задачи:

1.Расширять представления о родной стране, ее столице.

2 Прививать любовь к родному селу, детскому саду, семье, родным людям.

3 Знакомить детей с народными традициями, обычаями, историческим прошлым   России.

4.Развивать  чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

5. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Используемые методы работы:

  • Целевые прогулки.

•   Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике села и т.д.).

•    Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

•    Беседы о родном крае, об улице на которой находится детский сад.

•    Разучивание песен и стихов о Родине, о родном городе, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

•    Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись,   скульптура, деревянная и глиняная игрушка и т.п.).

•    Обогащение и стимулирование детского творчества.

•    Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

•    Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

  • Экскурсии в школу «Искусств», в историко-краеведческий музей, по улицам родного города, к историческим памятникам, различным общественным зданиям (больница, библиотека, почта, дома культуры, спортивные сооружения, школы, и др.).
  • Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов и научно популярных фильмов о природе и истории родного края.
  • Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свой город, свою улицу и принимающего активное участие в общественной жизни.  
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать  порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.

Эффективный результат методы воспитания дают при определенных условиях:

  • любой метод должен быть гуманным, не нарушающем прав ребёнка;
  • метод должен быть реальным, осуществимым, логически завершенным.;
  • метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.;
  • методы воспитания следует применять тактично, опосредованно. Ребенок не должен почувствовать, что его воспитывают;
  • при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
  • применение методов нравственно-патриотического воспитания требует терпимости и терпения. Следует терпеливо повторять уже используемые и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу;
  • преобладающими в нравственно-патриотическом воспитании должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.;
  • методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

                  Для успешного выполнения поставленных целей и задач необходима полноценная развивающая среда. Предметная среда оказывает на ребёнка определённое воздействие уже с первых часов пребывания в детском саду. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности.

В детском саду создана  комната «русского народного быта». Она оформлена в стиле русской избы. В комнате стоит русская печь с трубой. Имеются предметы быта: ухват, кринки, печные лопаты, чугунки разного размера. В центре висит люлька с балдахином, на полочках размещены предметы быта: посуда, фарфоровые статуэтки.

В углу – старинная швейная  машинка, салфетки вышитые и выбитые. Стены украшены цветастыми шалями.

В подобном помещении расширяются возможности подачи материала во время занятия или тематической игры.

В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:

Оборудовали центр «Моя Родина - Россия»;

В нём находятся дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Народные промыслы России», «Народные промыслы Южного Урала», «Собери картинку», «Русская матрёшка», «Составь узор».

Дидактические альбомы для рассматривания: «Домашние любимцы»; «Моя семья»; «Родная природа»; «Народные праздники»; «Легенды Южного Урала»; «Народные жилища»; «Моё село», «История села родного», (Мини – проекты: «Нет края на свете красивей, нет Родины в мире милей»; «Моя семья»; «День победы»; «Они должны жить»; «Моя любимая игрушка»; «Космос»; «Твои защитники – Россия». Картотека «Нравственно – патриотические игры»; Дидактические  настольные игры: «Народные промыслы»; «Составь картинку»; «Составь узор»;, «Русские матрёшки»; «Символика России».

 Оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» .

Подобрана методическая, художественная литература, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.

В центре художественной литературы представлены произведения Уральских писателей и поэтов, их портреты и краткая биография. Так же имеются произведения устного  народного творчества:  сказки, песенки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки.

Мастерская оборудована всем необходимым дл конструирования из местного  природного материала (шишки, жёлуди, веточки, засушенные листья и цветы, ракушки и т. д.)

В образовательной зоне  есть всё необходимое для проведения занятий нравственно- патриотической направленности, способствующей глубокому познанию мира родной природы. (Дидактические игры: «Сад – огород», «Грибная полянка», «Что за чем», «Что на дереве растёт». Диаграммы: «Возникновения мира на земле», «Природные зоны» ).

Зона экологического образования наполнена материалом о родной природе. Альбомы: «Родная природа», «Дикие и домашние животные», «Демаринский бор» - иллюстрации родной природы в разное время года позволяют детям видеть красоту окружающего мира, полюбить её все душой. Узнать животных родного края, условия их жизнедеятельности.

С помощью зелёной зоны, в которой находятся комнатные растения,  дети учатся ухаживать за растениями и беречь всё живое вокруг.

Имеется у нас место и для детского творчества – это центр «Юный художник». Предметы народного творчества (матрёшки, пейзажи из каменной крошки, шкатулки с городецкой росписью, дымковские игрушки, фарфоровые статуэтки) , эскизы уральской домовой росписи, книги с образцами различных направлений народного творчества – побуждают  детей знакомится  с народными традициями, обычаями, художественной культурой.

В приёмной для родителей оформлены консультации по нравственно – патриотическому воспитанию детей и традициям народного творчества.

Вся территория детского сада утопает в зелени красивых деревьев и кустарников (рябин, берёз, черёмухи и сирени).

Очень много,  цветочных клумб разной формы с разными цветами. Так же есть  огород, в котором дети под руководством воспитателей ухаживают за овощными и злаковыми культурами, наблюдают за ростом и развитием растений от всходов до созревания плодов. Видят результаты своего труда и труда взрослых. Учатся работать сообща., в партнерстве со взрослыми. Здесь же располагается домик для хранения оборудования (лейки, грабли, лопатки). Эти занятия помогают детям знакомиться с трудом взрослых и ценить его.  

На участке, среди деревьев оформлен  уголок Бажовских сказок, где дети знакомятся со сказками и обыгрывают их, впитывая любовь   к родному краю.

Благодаря этим  материалам развивается интерес и уважение детей к родному краю, своей стране, семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

Для определения уровня развития  нравственно-патриотического воспитания дошкольников, с детьми логопедической группы (в-ль Румянцева Е.Г., логопед Зырянова О.Н.) Был проведён мониторинг по методике   М.И. Новицкой, С.Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой.

Мониторинг проведён 10-14 октября 2016г.

 

Целью констатирующего мониторинга являлось определение уровня развития  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

 

Контрольные задания для определения уровня сформированности нравственно – патриотического воспитания.

1.Родная страна: Название страны, название села, домашний   адрес, название достопримечательностей, название улиц, площадей.

2.Символика: Флаг России, герб России, герб области, района,  гимн России

3.История народной культуры и традиций: народная игрушка, народные праздники, жилище человека и предметы быта.

4.Историко- географический и природный компоненты: Природные богатства нашей страны, различные природно-климатические зоны (тундра, лес), виды ландшафта (горы, равнина).

5.Личностный компонент: отношение к окружающей среде, забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться, умение анализировать свои поступки и поступки других.

Оценочные критерии:

Высокий уровень.

Знает свое имя, фамилию,  название села, страны, свой адрес;  называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны села, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки,  предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень.

Знает свое имя, фамилию,  название страны, города,  свой адрес;  флаг, герб, гимн России,  герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города  (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки;  с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

Низкий уровень.

Не знает названия страны, города.  Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов;  не может назвать народные праздники, игрушки;  природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

                                       

                               Результаты констатирующего мониторинга.

Имя

ребёнка

Личностный компо-

нент

Общий уровень

Родная страна

Символика

История народной культуры и традиций

Историко- географический и природный компоненты

Миша Г.

С

Н

С

С

С

С

Илья А.

С

С

С

В

С

С

Денис М

Н

Н

С

С

Н

Н

Вера Б.

С

В

В

С

С

С

Денис Р.

С

Н

С

С

С

С

Денис У.

С

С

С

С

С

С

Ксюша У.

С

С

В

В

С

С

Средний

бал %

С-6(85%)

Н-(15%)

В-1(15%)

С-3

(42,5%)

Н-3

(42,5%)

В-2(29%)

С-5(71%)

В-2(29%)

С-5(71%)

С-6(85%)

Н-1(15%)

С – 6

Н - 1

                                               Результаты констатирующего мониторинга

С-6(85%)   Н-1(15%)

Оценивая результаты диагностики, констатируем: дошкольники показали в основном средний уровень знаний:

1.Уровень знаний дошкольников о Родной стране –С-6 ( 85%);  Н-1( 15%)

2.Уровень знаний о Символике – В-1 (15%);   С-3 (42%);   Н-3 (42%)

3. Уровень знаний об истории народной культуры и традиций – В-2 (29%); С-5 (71%)

4. Уровень знаний об  историко -  географическом  и природном  компонентах –

                                                                                                               В-2 (29%); С-5 (71%)

5. Личностный компонент - С-6 (85%);   Н- 1 (15%)

Мониторинг показывает, что  дети мало знают о родном городе, селе стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Учитывая результаты диагностики был составлен план нравственно – патриотического воспитания детей  на основе мини - проектов ( 2016-2017 учебный  год).

    

Содержание нравственного воспитания мы рассматривали по следующим смысловым блокам:

воспитание гуманности как качества личности;

положительное отношение к труду, людям труда;

 патриотизма, гражданственности; коллективизма.

В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

Таким образом, наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края), труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста мы организовали по принципу «от,  простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков:

 

В тематический блок «Моя семья. Мой дом» можно включить следующие проекты: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Моя семья».

В блок «Детский сад»: «Мой любимый детский сад», «Неделя игры и игрушки».

В блок «Моя  Родина - Россия» входят такие проекты как  «Они должны жить», «Нет края на свете красивей, нет, Родины в мире светлей», «Я и космос».

Блок «Наша Армия»: проекты «Защитники Отечества», «День победы»

  

Составлены и реализованы проекты, относящиеся к государственно-гражданским и международным праздникам: «Новый год», «Елочные украшения», «Широкая масленица».

   Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. Например, в блоке «Моя семья», происходила реализация таких проектов, как «Выходной день с семьей», где активное участие принимали родители дошкольников, составляя проект мероприятий в соответствии с традициями своей семьи. К подготовительной к школе группе проекты были исследовательскими и носили уже долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирали исторические факты и события.

Содержания работы  педагогических проектов.

  1. Блок: Моя семья. Мой дом.

                                      Проект «Моя  семья».

        Содержание работы

                          Задачи

Беседы: «Семья и родной дом», «Общение с родными», «Этикет в семье»

НОД: «Моя семья», «Мужчины и женщины в семье», «Дерево дружбы».

Дидактические игры:  «Готовим обед», «Кто сначала, кто потом».

Подвижные игры:  «Вальс друзей», «Ловишки парами».

Сюжетно – ролевые  игры: «Семья», «Дом».

Разучивание пословиц и поговорок о семье.

Создание гинекологического  древа.

Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья»

Игры - тренинги «Я  звоню в службу спасения», «Опасная ситуация: контакт с незнакомыми людьми дома»;

Семейный конкурс поделок из овощей и фруктов.

Создание альбомов: «Моя семья», «Домашние любимцы».

Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий для игр в «Магазин», «Дом».

Расширять представления детей о доме, семье (знание отчества ребенка, имен и отчеств родителей, дедушек, бабушек, представления о родственных отношениях)

Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, воспитывать у девочек уважение к мальчикам, как будущим мужчинам.

Формировать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких,  добрыми делами.

Развивать умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их

Приобщать детей к источникам русской народной культуры; дать знания о народных традициях, земельно – календарных праздниках.

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

Формировать представления об активном отдыхе.

                  Мини - проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

НОД «Профессии наших мам», «Портрет мамы».

Беседы о профессиях мам,  «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Дидактические игры: «Кто чем занимается?», «Профессии и инструменты». «Приготовь обед».

Слушание песен о маме, чтение художественной литературы.

Составление рассказов  «Как я маме помогаю».

Проблемная  ситуация «Как мы готовили сюрприз маме, и что из этого получилось…»

Чтение художественной литературы: стихи -  М.Карим «Эту песню мама пела», Е.Благинина «Вот какая мама»,

«Мамин день»,  Р.Убайт «Мамочка»,

Е. Серова «Три мамы»;

Рассказы -  Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», «Ласковое слово»,

Б. Емельянова «Рассказы о маме».

Изготовление подарков мамам из природного материала.

Рисование «Русские красавицы»  Познакомить детей с элементами русского костюма.

Пение песен о маме, игры, изготовление подарков для мамы и бабушки

Слушание  «Колыбельная» муз. В.Моцарта

Развлечение -  праздник  «Мамин день».

Формировать представлений о том, как важен труд мам по приготовлению еды для всей семьи, какие вкусные блюда они готовят. Воспитывать уважительное отношение к труду мамы.

Упражнять в оказании элементарной медицинской помощи, воспитывать бережное отношение к здоровью;

Уточнить с детьми правила поведения в общественном месте, в транспорте, на празднике, беседа о вежливости, об уважении к старшим.

Развивать умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствование навыков  построения монологического высказывания по схеме.

Стимулировать ребенка повторять отдельные слова, выражения из стихотворений и сказок. Н. Саконская «Моя мама», Е. Благинина «Мамин день».

Вызвать желание детей делать подарки для мам, отражая в них свою любовь и заботу.

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

Самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, вовлекая в них мам.

Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.

Воспитывать чувства любви и уважения к маме, бабушке, желания помогать им, заботиться о них.

  1. Блок: Детский сад.

Мини-проект «Моя любимая игрушка»

Содержание работы

Задачи

НОД: «К нам в гости пришла игрушка» (познавательное развитие),

«Моя любимая игрушка» (художественно-эстетическое развитие).

Выставка «Моя любимая игрушка».

Изготовление игрушек – самоделок (из бумаги и картона).

Чтение стихов  об игрушках, чтение стихотворения Я. Акима «Неумейка», А. Крестинский, Н. Полякова  «Заколдованная девочка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Беседы:  «Возникновение игрушек на Руси», «Русские народные игрушки»,«Виды кукольных театров», «Утро в детском саду начинается с дел совсем обычных, нужных и привычных – с зарядки, умывания».

Создание коллективного коллажа «Любимые сказки нашей группы».

 Сюжетно – ролевые игры: .: «Почта», «Больница», «Лётчики», «Детский сад», «Школа».

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Караси и щука».

«Музыка»: «Не забудем детский сад» муз. Е. Туманян,

для игры на детских музыкальных инструментах («Наш любимый детский сад» муз. И. Якушиной песня-игра).

Досуг: «Игра-путешествие в мир игрушек».

Рисование: «Расписные матрёшки»

Лепка: «Моя любимая игрушка».

Познакомить с детской игрушкой,  как наследницей и хранительницей тайн и легенд культуры взрослых. Формирование чувства уважения к прошлому нашего народа.

Развивать интерес к старинной игрушке. Формировать представление о различных видах игрушек, способах игры с ними, материалах, из которых их изготавливают, учить выделять их составные части.

Привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.).

Формировать представлений о себе как об активном члене коллектива.

Совершенствовать речь как средство общения, обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь, познакомить с произведениями художественной литературы.

 Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам. Создавать радостные эмоции при прочитывании любимых стихотворений.  

Воспитывать желание заботится о друзьях, доставлять им радость своим вниманием.

Побуждать создавать рукотворную красоту для повседневного быта детского сада.

Продолжать учить создавать коллективную композицию («Улица дружбы») из отдельно подготовленных частей (окон с фотографиями детей).

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

3. Блок: Моя Родина – Россия.

Мини - проект  «Широка страна моя родная».

Содержание работы

Задачи

НОД: «Мое отечество Россия», «Россия Родина моя» (познавательное развитие).

Беседы:  «Мой край»,  «Достопримечательности родного

села», «Наша родина Россия»,

 «Наша родина Россия, наш язык русский», «Символика России».

Разучивание стихов и пословиц о Родине.

Викторина:  «Что? Где? Когда?»

Экскурсии по селу.

Оформление альбома «История села родного».

Рассматривание картин о природе родного края.

Лепка «Изображение государственного флага».

Рассказ воспитателя о Руси в древности, людях, населявших и защищавших Русь, об истории Урала

Рассказ воспитателя о знаковых событиях в селе (спортивные и культурные мероприятия): Рассматривание коллекции уральских камней.

Чтение произведений П.П. Бажова «Серебряное копытце», «Огневушка -поскакушка».

Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество.

Воспитывать любовь к своему Отечеству

, расширять знания о Москве.

 Расширять представления о государственных праздниках.

Систематизировать представления о родной стране.

Знакомить с государственной символикой (флаг, герб, гимн).

Дать понятие «малая Родина».

Знакомить с достопримечательностями родного края.

 Расширять знания о стране (названия городов, географических объектов).

Познакомить с изображением страны на карте

Обогащать активный словарный запас названиями городов, географических объектов

Развивать навыки составления связного рассказа.

Закреплять навыки передавать в рисунке характерные архитектурные особенности.

Воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре.

Познакомить с национальными играми народов родного края.

Мини – проект «Они должны жить».

Содержание работы

Задачи

НОД

познавательное развитие: « Красная книга», «Заповедник или зоопарк», «Что такое заповедник?»;

художественно-эстетическое развитие:  «Летят перелетные птицы», «Редкие растения», «Лебедь».

Дидактические игры: «Кто, где живёт?», «Чей дом?», «Хвосты и клювы», «Узнай животного».

Подвижные игры:  

Рисование «Планета Земля глазами детей».

Подвижные игры: «Спасатели и браконьеры», «Гуси-лебеди», «Дед Мазай».

Чтение художественной литературы: загадки о растениях и животных, В. Бианки  "Синичкин календарь".«Сказки матушки Земли» А. Лопатина, М. Скребцова.

Создание диарамы «Возникновение жизни на земле», «Климатические зоны».

Изготовление «Красной книги».

Цель: Знакомить детей с красной книгой, рассказать, какие животные в неё включены и почему. Прививать чувство сопереживания к проблемам окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Формировать у детей первичные представления о Красной книге.

Расширять кругозор о редких и исчезающих видах животных на основе материала доступного их пониманию, выполнять и активизировать словарный запас.

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, желание защитить их.

Проект «Нет края на свете красивей, нет,  Родины в мире светлей!»

Содержание работы

Задачи

НОД:  «Белоствольная красавица», «Салют весне. Весне все рады».

Рассматривание фотоальбомов: «Фотографий с видами Уральских гор», «Родная природа», «Промышленность Южного Урала».

Знакомство с местными легендами, которые существуют с давних пор.

Беседы с детьми: «Как возникло наше село и его название», «Чем богат Демаринский бор», «Чем и кем знаменито наше село», «Они сражались за Родину».

Беседы и виртуальные экскурсии ( с помощью мультимедийных презентаций) по заповедникам Урала . на территории которых так же содержится огромное количество уникальных природных объектов.

Цикл экскурсий по селу «Все работы хороши - выбирай на вкус»:
в магазин, на почту, в сельскую библиотеку, церковь, Дк «Прометей», Больницу, сельскую администрацию.

ООО «Время».

Занятия познавательного цикла
Фотовыставка «Любимые места родного села», «Родная природа»
Встречи с интересными людьми.

Цикл рассказов-бесед о «тружениках села» (Показ презентации)
Чтение художественной литературы.

Экологические акции: «Украсим село цветами», «Посади дерево».

Учить детей работать с картой Челябинской области, определять по значкам реки, леса, находить населённые пункты Челябинск, Пласт, Демарино.

Формировать у детей представления о родном крае : история символика, достопримечательности.

Расширять знания о флоре и фауне родного края.

Познакомить с культурой и традициями Южного Урала.

Формировать у детей бережное отношение к миру природы, к живым существам.

Пробудить чувство любви к своему краю, уважение к традициям и обычаям.

Учить правильно,  взаимодействовать с природой.

Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

Проект «Космос».

Содержание работы

Задачи

НОД познавательное развитие: «Космос»;

художественно-эстетическое развитие: «Космическая ракета», «Планета».

Чтение и разучивание стихотворений

Слушание песен о космосе.

Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос».

Беседа - рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!»; беседы о небе, о полётах, преодолении воздушного пространства с использованием разных транспортных средств.

Наблюдение за небом (изменение цвета неба в зависимости от разных погодных условий (солнечной, пасмурной погоды), за небесными светилами; за солнцем;

Викторина «Этот удивительный космос».

Конструирование из строительного материала (по условиям, по фотографии, рисунку, схеме) «Космический корабль»;

Подготовка атрибутов к сюжетной игре «Космическое путешествие»;

Чтение художественной литературы:

Длительное чтение (Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне, К.Булычев «Девочка с Земли», «Алиса и крестоносцы», Р. Сеф «Голубой метеорит» и др.).

Лепка: «Космическая ракета».

 Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги: «Звёзды и кометы».

Подвижные игры: «Тренировка лётчиков», «Космонавты».

Уточнить представления детей о Космосе, планетах Солнечной системы.

 Развивать  интерес к деятельности человека по освоению Космоса (представление о профессии космонавта, его личностных качествах, её социальном значении: использование спутников для хозяйственной деятельности человека).

Уточнить и обогатить знания детей о периодичности смены дня и ночи, чередовании  времён года их цикличностью и зависимостью от положения планет на звёздном небе.

Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления о профессии космонавта. Познакомить детей с космонавтами нашей страны

Развивать воображение, побуждать придумывать окончания историй («Жизнь на далёкой планете».

Учить создавать панорамную композицию в технике коллаж из разных материалов, пользоваться опорной схемой при вырезывании звёзд.

Учить передавать в лепке характерное строение фигуры человека в движении и характерной экипировке: комбинезон, скафандр, ботинки

Учить придумывать варианты игр космического содержания.

Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

  1. Блок: Наша Армия

Мини – проект «Твои защитники Россия»

Содержание работы

Задачи

НОД: «День защитников Отечества» (познавательное развитие)

Сюжетно – ролевые игры:  «Моряки», «Пограничники», «Госпиталь».

Беседы: «Наша Армия родная», «Дети-герои». «Беседа о папе».

Стихи наизусть: А. Барто «Флажок», «Самолет», «Кораблик

Создание газеты к празднику о папах.

Составление описательных рассказов по картине  «Три богатыря».

Просмотр мультимедийной презентации  «Российская армия».

Чтение Л. Кассиль "Твои защитники"

Лепка Барельеф на тему «

Слушание музыки по теме:  «Военный марш» муз. Г.Свиридова, «Пограничники»  муз. В. Витлина

Дидактические игры: «Собери танк».

Подвижные игры: «Совушка», «Два мороза», «Ловишка, бери ленту»;

Игра на лыжах «Шире шаг»;

Игры – эстафеты с санками «Кто быстрее перевезет снаряды»;

Рисование: «Защитники».

Развлечение: «А ну-ка папы!».

Углублять знания о Российской армии.

Формировать первоначальные представления о защитниках Отечества (солдатах), о празднике и его атрибутах  (флагах, салюте).

Рассказывать детям о том, что Земля  наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Расширять представления детей о защитниках Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Формировать представления о почетной обязанности защищать Родину.

Учить  детей лепить медальон, используя технику барельеф.

Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

Мини - проект «День победы»

Содержание работы

Задачи

НОД: «Поздравительная открытка»,  «Праздник победы» .

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий о войне, о Дне Победе.

Беседы:  о традициях празднования Дня Победы; «Знакомство с разными родами войск» (пехотинцы, танкисты, моряки, лётчики, ракетчики, пограничники); «Танкоград» - расширять знания детей о трудовом подвиге жителей родного края во время войны, о трудовой деятельности детей в тылу, о трудовых  наградах тыла.

Чтение произведений о войне.

Разучивание стихотворений.

Коллаж «Аллеи славы» (семейная военная хроника).  

Составление рассказов: «День Победы в моей семье», «Старые фотографии». Прочитать стихотворение Н. Френкеля «Вспоминают наши деды».

Лепка «Вечный огонь».

Музыка для слушания («Священная война» муз. А. Александрова, «День Победы» муз. Д. Тухманова, «Дороги» муз. А. Новикова, «В землянке» муз. К. Листова, «Тёмная ночь» муз. Н.

Музыка для пения: «Песня для ветеранов» муз. Н. Бобковой, «Когда ветераны идут на парад» муз. З. Роот, «Вечный огонь» муз. А. Филиппенко, «Мы рисуем голубя» муз. О. Шугаева);

Подвижные игры: «Попади в цель», «Мы – веселые ребята», «Пустое место», «Кто сделает меньше прыжков», «Сбей кеглю», «Перенеси предметы», «Кто самый меткий», «Кто скорее», «Веселые соревнования».

Награждение медальками за хорошее выполнение задания.

Выступление детей на митинге, посвящённом празднованию Дня Победы.

Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. 

Закрепить знания детей о Великой Отечественной Войне, об армии – защитнице нашей страны, о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.

Развивать интерес и уважение к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей.

Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения,  уважения к защитникам Отечества.

Закрепить знания о том, как военные различного рода войск в годы Великой Отечественной войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов. Совершенствовать умение четко выражать свои мысли, подбирая нужные слова.

Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Создавать коллаж техническими моделями (самолетами, кораблями) в технике оригами. Воспитывать чувство гордости за родных людей – воинов армии.

Совершенствовать умение детей самостоятельно определять содержание своей работы, использовать знакомые технические приемы  и способы  изображения, развивать воображение, композиционные умения, художественный вкус

Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в детском саду проводились народные праздники.

Начали  празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учили колядки, потом ходили  в гости в другую группу, пели запевки, колядки, получая сладости в вознаграждение.

Празднование Масленицы мы организовали совместно с  коллективом ДК  . В представлении принимали  участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники познакомились с историей возникновения праздника, его сутью. Дети играли в народные игры, пели песни, ели блины, катались на наряженных лошадях.

В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:

народные и фольклорные праздники – Масленица , День Земли;

государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День города; День Космонавтики,

международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

православные праздники – Рождество Христово, Пасха;

бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск  в  школу.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют традиции.

В феврале проводились соревнования посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомилися с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

«Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.

Перетягивание каната.

«Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на  больших мячах.

«Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.

«Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

НОД  по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения мы провели занятия-беседы:  «Люби свою Родину», «Символика России».

Занятия проводились с помощью информационно - коммуникационных технологий. Для этого были подготовлены презентации по данной тематике с использованием аудиозаписи гимна.

Работа с родителями.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Наши родители являются активными участниками образовательного  процесса. Они принимают активное участие  в праздниках, где играют роли, в совместных экскурсиях,

Многие семьи составили  генеалогические древа. Собрали фотоинформацию для альбомов:  «Моя дружная семья», «Домашние любимцы», «Слава героям». «История села родного».              

Педагоги подготовили консультации для родителей и оформили папки – передвижки: «Возрождение русских национальных традиций», «Формирование представлений детей о родном городе»;  «Символика России и Челябинска»,  «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».

В течении года в родительский уголок помещались рекомендации

по проведению конкурсов чтецов к  Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей (по плану) Рекомендации для родителей и воспитателей «Как воспитать защитника?» (февраль)

К 8 марта мы организовали выставки совместных  работ мам и  детей «Я рисую с мамой», «Семейные традиции», «Мамины умелые руки».

Оформили совместные фотовыставки  «Мамочка», «Милый сердцу уголок».

Многие мамы и бабушки приняли участие в серии бесед и экскурсий, по теме                 «Мамы рассказывают о своих профессиях».

Организовали  выставку совместных с детьми рисунков «Домашние зарисовки о космосе» (посвященных Дню космонавтики, первому полету Юрия Гагарина в космос), «Защитники Отечества»

Педагоги подготовили информационный стенд: "Что и как рассказать детям о войне"

Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.

Системная работа с детьми, сотрудничество с семьёй позволили добиться того, что все дети стали проявлять интерес к родному краю, традициям, устному народному творчеству. Для того, чтобы определить на сколько повысился уровень знаний у детей мы провели контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни по повышению уровня нравственно – патриотического  воспитания старших дошкольников.

Для определения эффективности проделанной работы был использован тот же диагностический материал . что и констатирующем эксперименте .

Контрольный эксперимент был проведён 14-18 мая 2017 г.

                                           Результаты контрольного эксперимента.

Имя

ребёнка

Личностный компо-

нент

Общий уровень

Родная страна

Символика

История народной культуры и традиций

Историко- географический и природный компоненты

Миша Г.

В

С

С

В

С

С

Илья А.

В

В

В

В

В

В

Денис М.

С

С

С

С

С

С

Вера Б.

В

В

В

В

В

В

Денис Р.

с

        С

В

С

С

С

Денис У.

В

С

С

В

В

В

Ксюша У.

       В

В

В

В

В

В

Средний

бал %

В-5(71%)

С-2(29%)

В-3(43%)

С-4(57%0

В-4(57%)

С-3(43%

В-5(71%)

С-2(29%)

В-4(57%)

С-3(43%)

В- 4(57%)

С-3(43%)

                                                  Результаты контрольного эксперимента.

В-4 (57%)  С-3 (43%)

1.Уровень знаний дошкольников о Родной стране – 5 (71%)    С-2 (29%)

2.Уровень знаний о Символике –  В-3(43%)    С-4(57%0

3. Уровень знаний об истории народной культуры и традиций – В-4(57%)   С-3(43%

4. Уровень знаний об  Историко - географическом  и

                                                           природном  компонентах – В-5(71%)    С-2(29%)

5. Личностный компонент - В-4(57%)     С-3(43%)

Мониторинг показывает, что качество проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников улучшилось.

     В результате проведенной работы дети узнают и называют символику страны, края, района; могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях  нашего края, поселка, о жизни и бытности народностей Урала.

     Использование метода проекта в дошкольном образовании. как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. 

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

    Мы считаем, что использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

     

Результат работы позволяет сделать вывод:

  что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является  действенным и эффективным.

   

В дальнейшем  мы будем продолжать работу по данной теме. Планируем разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.

 

                                             

                                           Используемая литература.

Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.


Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»


Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.


Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.


Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.


Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.


Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.


Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет). Петрова В.И.,Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

 

Н.Е.Вераксы Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» Москва «Мозаика-синтез» 2013г.

Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» Москва,

изд. ЦГЛ 2008

Ветохина А.Я.и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий» Санкт-Петербург, «Детство-пресс» 2009 г.

Леонова Н.Н., Неточаева Н.В.

Жуковская Р.И.,

Виноградова Н.Ф.,

Козлова С.А.

«Родной край»

Москва

1985 г.

Зеленова Н.Г.  

Осипова  Л.Е.

«Мы живем в России»
(средняя группа, старшая группа, подготовительная группа)

Москва

2008 г.

Иванова Т.В.

«Система работы по воспитанию чувства патриотизма, старшая группа»

«Корифей»

2008 г.

Иванова Т.В.

«Система работы по воспитанию чувства патриотизма, подготовительная группа»

«Корифей»

2008 г.

Новицкая М.Ю.

«Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»

Москва

2003 г.

Леонова Н.Н., Неточаева Н.В.

«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

Волгоград,

«Учитель»

2013 г.

Шорыгина Т.А., Казаков А.П.

«Нравственно-патриотическое воспитание»

Москва,

«Прометей;

Книголюб»

2007 г.

Маханева М.Д.

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Москва,

«Сфера»

2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

В методической разработке отражены цели, задачи, содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста, представлен творческий проект "Песни Победы" для детей старшего дошкольного возраста...

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым бли...

Из опыта работы«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную  деятельность» ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Изучение исследования, направлено на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Современные дети мало знают о родном городе, об истории нашей страны, о народных традициях, часто равнодушны к ...