НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ДОШКОЛЬНОГО НА СЛЕДУЮЩИЙ, ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ».
статья по коррекционной педагогике
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став
учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть
новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной
впечатлений».
Василий Александрович Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-metodicheskaya_statya.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка).
Научно-методическая статья «Преемственность образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в условиях перехода обучающегося с дошкольного на следующий, школьный уровень образования».
Андриянова Светлана Владимировна
воспитатель.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став
учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть
новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной
впечатлений».
Василий Александрович Сухомлинский.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – важный этап преемственности деятельности дошкольных групп и начальной школы.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ Дошкольного образования без специальных условий обучения и воспитания.
Как известно, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
- с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);
- с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в том числе с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Детский церебральный паралич - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, проявляющееся в сочетании двигательных расстройств с нарушением корковых функций, возникающих вследствие раннего органического поражения ЦНС.
Дети с нарушениями ОДА — неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений.
Большинство детей с нарушениями ОДА — дети с детским церебральным параличом (ДЦП). При ДЦП у ребенка могут выявляться нарушения зрения, слуха, особенности формирования и развития психических функций, расстройства устной речи.
У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.
У детей с ДЦП часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем сформирования операции обобщения.
Расстройства эмоционально-волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — наоборот, в виде заторможенности, вялости.
Учитывая все эти особенности, специалисты нашего ДОУ разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников моей группы.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с НОДА составляется на основании заключения ПМПК на основе Адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом ФГОС ДО. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в наибольшей степени в специальных условиях обучения – детей с ДЦП, с учетом их образовательных потребностей».
Цели и задачи реализации индивидуального маршрута в соответствии со Стандартом – создание системы комплексной помощи ребенку с ОВЗ (в частности с НОДА) в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в развитии, социальную адаптацию.
Для достижения поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
- Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом.
- Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
- Создание и применение методики оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса на основе реализации принципов единства диагностики и коррекции, динамического наблюдения за развитием ребенка.
В основу Индивидуального образовательного маршрута положены следующие принципы:
- Принцип соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Принцип системности. Принцип обеспечивает единство диагностики, системный подход к анализу особенности развития. Коррекции нарушений детей с ДЦП, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля (учителя – дефектолога, учителя-логопеда, педагога – психолога, воспитателя, музыкального работника, а в дальнейшем, учителя начальных классов), взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Принцип непрерывности. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Принцип вариативности. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе.
- Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательной деятельности, обусловливающей развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
- Принцип цельности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей между учебными предметами.
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающейся с ДЦП всеми видами доступной ей предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
- Принцип переноса усвоенных знаний умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
- Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения.
К семи годам:
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; – ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться в зависимости от психофизических возможностей ребёнка.
Поступление ребенка с ОВЗ в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок с ОВЗ умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание. Вот почему появилась необходимость рассмотрения организации преемственности дошкольного и школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно преемственность индивидуальных маршрутов, включая методическую преемственность, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в МБДОУ ДС компенсирующего вида №37,мною уделялось особое внимание проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ОВЗ, в частности с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). В ближайшем расположении от МБДОУ ДС№37 находится Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10, с педагогами которой я сотрудничаю.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений. Совместно с педагогами начальных классов мы осуществляли:
- отбор выпускников с особыми потребностями для представления на территориальную ПМПК;
- обследование на территориальной ПМПК, для определения индивидуального образовательного маршрута в школе. (взяв за основу индивидуальные маршруты ДОУ);
- совместный анализ содержания занятий; наблюдение за детьми;
- знакомство с результатами готовности выпускников ДОУ к школе;
- совместный анализ содержания занятий; наблюдение за детьми;
- участие в создании банка данных о детях с ОВЗ;
- передача данных диагностики речевой, психологической готовности к школе;
- отслеживание динамики обучения бывших выпускников в школе в 1-м и 2-м классе.
Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
В системе образования дошкольное образование и начальное общее образование – это уровни общего образования. Неподготовленность ребёнка с ОВЗ (в частности с НОДА) влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому, практика показала, в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей с ОВЗ к обучению в школе, должна существовать преемственность образовательных маршрутов. Выработанные единые формы и методы воспитателя, учителя начальных классов и других специалистов в работе с детьми по воспитанию и обучению, позволили детям безболезненно адаптироваться к условиям школы, овладеть необходимыми навыками.
Список литературы:
- Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
- Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .
- Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса»// Нач.школа. –1996 №8
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
- Просвиркин В. Н. Новый взгляд на преемственность в системе непрерывного образования// Вестник Университета Российской академии образования. 2008.-№ 3
- Смирнова И.В. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Санкт-П.: «Детство-Пресс», 2003 г
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования
Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования...
Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования».
Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования»....
Преемственность дошкольного и начального школьного уровня образования.
Преемственность дошкольного и начального школьного уровня образования....
Статья "Духовно - нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования"
Статья предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций....
Психологическое сопровождение в условиях перехода ФГОС в дошкольном образовании
Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования.В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятель...
Статья "Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС" (с презентацией)
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального дошкольного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. В статье рассматривает...
Доклад "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе ДОУ в условиях перехода на ФГОС"
Выступление на педагогическом совете с докладом "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе ДОУ в условиях перехода на ФГОС" те...