НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ДОШКОЛЬНОГО НА СЛЕДУЮЩИЙ, ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ».
статья по коррекционной педагогике

Андриянова Светлана Владимировна

                                    «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став
                                  учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть
                                  новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной
                                  впечатлений».
                                                                                           Василий Александрович Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-metodicheskaya_statya.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка).

Научно-методическая статья «Преемственность образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в условиях перехода обучающегося с дошкольного на следующий, школьный уровень образования».

                                                                                             Андриянова Светлана Владимировна

                                                                                                                                                        воспитатель.

                                    «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став
                                  учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть
                                  новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной
                                  впечатлений».
                                                                                           Василий Александрович Сухомлинский.

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО)  – важный этап преемственности деятельности дошкольных групп и начальной школы.

          Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ Дошкольного образования без специальных условий обучения и воспитания.

      Как известно, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

  • с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);
  •  с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);
  •  с тяжелыми нарушениями речи;
  •  с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;
  •  с задержкой психического развития;
  •  с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в том числе с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

         Детский церебральный паралич - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, проявляющееся в сочетании двигательных расстройств с нарушением корковых функций, возникающих вследствие раннего органического поражения ЦНС.

Дети с нарушениями ОДА — неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений.

Большинство детей с нарушениями ОДА — дети с детским церебральным параличом (ДЦП). При ДЦП у ребенка могут выявляться нарушения зрения, слуха, особенности формирования и развития психических функций, расстройства устной речи.

У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

У детей с ДЦП часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем сформирования операции обобщения.

Расстройства эмоционально-волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — наоборот, в виде заторможенности, вялости.

Учитывая все эти особенности, специалисты нашего ДОУ разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников моей группы.

          Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с НОДА составляется на основании заключения ПМПК  на основе Адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом ФГОС ДО. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в наибольшей степени в специальных условиях обучения – детей с ДЦП, с учетом их образовательных потребностей».

         Цели и задачи реализации индивидуального маршрута в соответствии со Стандартом – создание системы комплексной помощи ребенку с ОВЗ (в частности с НОДА) в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в развитии, социальную адаптацию.

Для достижения поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  • Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.
  • Формирование позитивной мотивации к обучению.
  • Развитие пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом.
  • Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
  • Создание и применение методики оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса на основе реализации принципов единства диагностики и коррекции, динамического наблюдения за развитием ребенка.

В основу Индивидуального образовательного маршрута положены следующие принципы:

  • Принцип соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Принцип системности. Принцип обеспечивает единство диагностики, системный подход к анализу особенности  развития.  Коррекции нарушений детей с ДЦП, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля (учителя – дефектолога, учителя-логопеда, педагога – психолога, воспитателя, музыкального работника, а в дальнейшем, учителя начальных классов), взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Принцип непрерывности. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Принцип вариативности. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе.
  • Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
  • Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательной деятельности, обусловливающей развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
  • Принцип цельности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей между учебными предметами.
  • Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающейся с ДЦП всеми видами доступной ей предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
  • Принцип переноса усвоенных знаний умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения.

К семи годам:

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; – ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

 – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться в зависимости от психофизических возможностей ребёнка.

         Поступление ребенка с ОВЗ в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок с ОВЗ умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности)который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание. Вот почему появилась необходимость рассмотрения  организации преемственности дошкольного и школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно преемственность индивидуальных маршрутов, включая методическую преемственность, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

 Работая в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в МБДОУ ДС компенсирующего вида №37,мною уделялось особое внимание проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ОВЗ, в частности с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). В ближайшем расположении от МБДОУ ДС№37 находится Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10, с педагогами которой я сотрудничаю.

        Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений. Совместно с педагогами начальных классов мы осуществляли:

  • отбор выпускников с особыми потребностями для  представления на территориальную ПМПК;
  • обследование на территориальной ПМПК, для определения индивидуального образовательного маршрута в школе. (взяв за основу индивидуальные маршруты ДОУ);
  • совместный анализ содержания занятий;  наблюдение за детьми;
  • знакомство с результатами готовности выпускников ДОУ к школе;
  • совместный анализ содержания занятий;  наблюдение за детьми;
  • участие в создании банка данных о детях с ОВЗ;
  • передача данных диагностики речевой, психологической готовности к школе;
  • отслеживание динамики обучения бывших выпускников в школе в 1-м и 2-м классе.

            Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

           В системе образования дошкольное образование и начальное общее образование  – это уровни общего образования. Неподготовленность ребёнка с ОВЗ (в частности с НОДА) влечёт за  собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому, практика показала, в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей с ОВЗ к обучению в школе, должна существовать преемственность образовательных маршрутов. Выработанные единые формы и методы воспитателя, учителя начальных классов и других специалистов в работе с детьми по воспитанию и обучению, позволили детям безболезненно адаптироваться к условиям школы, овладеть необходимыми навыками.

Список литературы:

  1. Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
  2. Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .
  3. Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса»// Нач.школа. –1996 №8
  4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
  5. Просвиркин В. Н. Новый взгляд на преемственность в системе непрерывного образования// Вестник Университета Российской академии образования. 2008.-№ 3
  6. Смирнова И.В. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Санкт-П.: «Детство-Пресс», 2003 г

      7.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного     образования.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования

Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования...

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования».

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования»....

Преемственность дошкольного и начального школьного уровня образования.

Преемственность дошкольного и начального школьного уровня  образования....

Статья "Духовно - нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования"

Статья предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций....

Психологическое сопровождение в условиях перехода ФГОС в дошкольном образовании

Психологическое сопровождение образовательного процесса  ДОУ является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования.В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятель...

Статья "Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС" (с презентацией)

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального дошкольного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. В статье рассматривает...

Доклад "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе ДОУ в условиях перехода на ФГОС"

Выступление на педагогическом совете с докладом  "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе ДОУ в условиях перехода на ФГОС" те...