Мини-проект "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Республика Бурятия.
МБДОУ Могойтинский детский сад «Солнышко».
Мини-проект
«Моя малая Родина»
Составила воспитатель:
Яковлева Н.В
2018г.
Тот уголок земли, где ты увидел мир, где сделал первый шаг, всегда должен быть для тебя самым лучшим на свете. (Э. Межелайтис)
Введение
Данный мини- проект является первой ступеней по приобщению детей к народным истокам. Взрослые должны научить ребенка видеть достопримечательности, замечать окружающую красоту, отмечать неповторимые особенности родной улицы и своего села. Эта работа осуществляется каждый день воспитателями, а родители закрепляют все это, выражая свое отношение к увиденному, услышанному и изученному детьми. В ребенке будут формироваться гражданские чувства.
Актуальность
Как объяснить ребенку дошкольного возраста, что такое любовь к Родине? Это сложный вопрос, но всё сложное начинается с простого, как это детское стихотворение:
«Я узнал, что у меня есть огромная семья:
И тропинка и лесок, в поле каждый колосок,
Речки небо голубое-это всё моё родное!».
Семья, родной дом, родная страна- вот первые понятия у ребенка, которые мы закладываем в понятие «любить Родину». Знакомство с местом, где родились, с добрым отношением к близким и родным людям воспитывает у детей первоначальные патриотические чувства.
Цель проекта
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к малой родине, желание сохранить традиции и обычаи края.
Задачи:
способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;
вызвать интерес к познанию истории родного села «Могойто»;
пробудить уважение к сельским труженикам, интерес к их труду;
приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села.
Вид проекта: творческо- исследовательский
Продолжительность: краткосрочный (сентябрь)
Участники проекта:
Материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).
Предполагает: активное взаимодействие педагогов детского сада и родителей воспитанников.
План реализации проекта
Первый этап – подготовительный:
- изучение методической литературы;
- составление перспективного плана;
- создание развивающей среды;
- подбор игр и оборудования;
- создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности
Второй этап – реализация проекта:
- тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем;
- разработка конспектов НОД.
Третий этап – презентация проекта:
- оформление альбомов;
- проведение НОД
- путешествие по фотографиям, оформление фотовыставок;
- знакомство с достопримечательностями села.
- экскурсии;
- рисование на тему: «Моя улица»;
- выставка детских работ;
- конструирование с крупным строительным материалом «Улица нашего села»;
- рассматривание картин, книг и открыток о родном селе, республике.
- знакомство с историей возникновения села, знакомство с легендой нашего села.
- Заключительное мероприятие- участие в празднике, посвященном Дню пожилого человека.
Образовательные области:
Образовательные области | Тема | Задачи | Продуктивная деятельность детей |
Социально-коммуникативное развитие | НОД. «Мое имя».
Сюжетно- ролевая игра «Дом» Творческая игра «Гости в доме» Дидактические игры: «Мой адрес» «Я потерялся» | Снизить уровень тревожности и агрессивности. Закрепить знания детей о понятиях имя и отчество. Формировать умение чувствовать радость от своего имени, знать свои ласкательные имена, понимать, что они указывают на половую принадлежность, индивидуальность, чувствовать гордость за это. Формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Закреплять у детей понятие о необходимости знать свой адрес, ФИО родителей. | Фотоальбом «Мои друзья в детском саду». Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр Картотека «Мой дом, мой адрес» |
Познавательное развитие | НОД «Моя семья. Семейные традиции». Беседы: «Знакомство с легендой о селе Могойто». «Природа родного края» Экскурсии: «Парк отдыха. Памятник воинам ВОВ» «Река Баргузин» «Пожарная часть» «Пекарня» Дидактические игры: «Угадай, где и кем я работаю?» «Что предмет расскажет о себе» Презентация «Достопримечательности села Могойто» Презентация «Достойные люди нашего села». | Формировать представление о составе семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных. Формировать представление о семейных традициях, родственных отношениях. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Вызвать интерес у детей об истории возникновения своего села, его названия. Дать понятие «малая родина». Воспитывать гордость за свое село. Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе, растительном и животном мире. Формировать у дошкольников основы экологического сознания и экологической культуры. Воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей Родины. Формировать у дошкольников основы экологического сознания и экологической культуры, основ безопасного поведения у реки. Учить видеть красоту родного края. Знакомить детей с трудом взрослых. Воспитывать уважение к людям труда. Расширять представления детей о профессиях взрослых, предметах Закрепить знания детей о достопримечательностях села Могойто. Учить узнавать и называть их на слайдах, составлять краткие рассказы. Рассказать о жителях, которые прославили наше село. Воспитывать уважение к ним. | Рисование «Генеалогическое древо своей семьи». Совместная фотовыставка детей и родителей «Могойто- моя малая родина» Оформление альбома «Природа Бурятии» Изготовление макета для игры «Баргузин и его притоки» |
Речевое развитие | Составление рассказа: «Моя улица» «Село мое родное» Заучивание стихотворения В.С. Анищенко «Могойто» Беседа «Традиции нашего села» Чтение художественной литературы: Агния Барто «Дома», «Его семья», «В пустой квартире», «Младший брат». Татьяна Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже?» Сергей Михалков «Недотепа» Ненецкая сказка «Айога» Знакомство с пословицами и поговорками о семье и Родине. | Учить владеть речью как средством общения и культуры; обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество; развитие звуковую и интонационную культуры речи, фонематический слух. Развивать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; Воспитывать любовь и уважение к семье. Формировать у детей познавательно- речевого интереса, связной речи средствами малых форм фольклора | Изготовление альбома «Народная мудрость» |
Художественно-эстетическое развитие | Прослушивание «Гимн Могойто», «Гимн Бурятии» Рисование «Моя улица» Разучивание русских и бурятских народных песен, танцев, игр. Театрализованная постановка «Легенда о Могойто» | Развивать интерес к родному селу, традициям. Учить детей выделять признаки жилых домов и передавать это в рисунке. Развивать чувство композиции (расположение на листе). Развивать интерес к изучению родного края. Пробуждать интерес к народному фольклору. Развивать у детей творческие способности, умение в танце и стихах передавать характер произведения. | Конкурс рисунков «Самая красивая улица». Выступление в Могойтинском ДК на празднике, посвященному Дню пожилого человека. |
Физическое развитие | Подвижные игры и упражнения по выбору воспитателя | Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки и потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. |
Предполагаемые результаты:
Дети:
Знают и называют, где они проживают (село, район, республика).
Знают основные достопримечательности своего села и некоторые предприятия.
Знают свой домашний адрес, ФИО родителей.
Знают место работы родителей, значимость их труда и испытывают гордость и уважение к их труду взрослых.
Проявляют уважение к ветеранам, пожилым людям.
Взаимодействие с родителями:
Повышение интереса к работе ДОУ.
Активное участие различных мероприятиях (конкурсы, фотовыставки, изготовлении тематических альбомов и атрибутов для предметно- развивающей среды).
Помощь в проведении экскурсий.
Участие в праздниках и развлечениях.
Взаимодействие с социумом:
Могойтинская сельская библиотека
МоСОШ имени В.С. Анищенко
Могойтиский Сельский Дома Культуры
Могойтинская пожарная часть
Пекарня.
Список литературы:
1.Н.В.Микляева , Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
3.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
4.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
5.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»
6. Абзаев Ж.М., Воронина Н.Н., Гаськова Т. В. «Село, в котором мы живем- Могойто». 2010 год.
7. Интернет ресурсы.
Приложение №1
Анкетирование детей «Я и моя семья».
№ | Вопросы | Ответы |
1 | Какая связь существует между понятиями:«Семья» - «Род» - «Отечество»? | |
2 | Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему? | |
3 | Что такое генеалогия? Пробовал ли ты составить свое родословие? | |
4 | Сколько поколений родственников тебе известно? С кем из них ты тесно общаешься? | |
5 | Кем были твои предки? Чем они занимались? | |
6 | Расскажи о самом известном тебе родственнике. | |
7 | Существует ли в вашей семье семейное предание (легенда, памятное воспоминание)? Расскажи о нем. | |
8 | Есть ли у Вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для тебя? |
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей «Приоритетные ценности семьи»
Вопрос | Ответы |
1. Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько. | Семья Родина |
2. Как Вам кажется, на что должен сделать акцент детский сад?? | на обучение |
3. Как Вы считаете, что должен давать ребенку ДОУ, а что – семья и родители? | обучать
|
4. Семья должна: | обучать |
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 1.
Легенда о Могойто из источников СМИ.
О названии нашего села существует легенда, которую знает каждый житель Могойто, об этом еще писал в статье "Край, в котором мы живем" в 1997 году Анищенко В. С.
Давно это было. Еще до революции. В самом начале многострадального века. В том месте, где сегодня расположено село Могойто, на невысоком холме стояла богатая юрта нойона Ракши Цыбикмитова, а все земли вокруг ему принадлежали. На прибрежных разнотравьях вольготно паслись его многочисленные коровы и овцы, в знойный летний полдень выходящие на песчаные отмели реки Баргузин испить прохладной водицы и немного отдохнуть. А на обширных степях Больших Куйтунов, заросших буйными травами, его верные пастухи стерегли гордость хозяина – великолепных лошадей, которых было у Цыбикмитова, говорят, более тысячи.
На удобном месте стояло жилище богача – кругом отменные пастбища, недалеко лес, а река и озеро совсем рядом. Одно только мешало - змей здесь в ту пору водилось слишком много. Вот и прозвали местные жители эту излучину реки «могойто», что в переводе на русский язык означает «змеиное место». Друзья советовали Ракши откочевывать чуть в сторону, но он не хотел даже об этом слушать, так как был от природы человеком упрямым, да к тому же еще один знакомый лама сказал ему, что от напасти этой можно избавиться при помощи лошадей, так как змеи их не любят и совершенно не терпят запаха лошадиного пота и посоветовал пригонять табуны на водопой обязательно сюда и держать здесь подольше, чтобы те змей еще топтали. Прислушался богач к совету ламы, и через некоторое время змеи действительно куда-то ушли.
Змей не стало, а слово «могойто» до сих пор живет. Когда после революции поселились здесь бедные буряты-скотоводы Урбазаевы, Цыбиковы, Ринчиновы и другие, имя своему улусу они долго не выбирали. Вот с тех пор на всех малых, а потом и на картах побольше и поважнее появилось Могойто.
Источник: статья в газете «Огни Курумкана», 26 сентября 1997года, № 69, «Край, в котором ты живешь. Могойто».
Приложение 2.
Театрализованная постановка.
«Легенда о Могойто». Автор: Яковлева Н.В.
Я хочу рассказать вам легенду о том,
Как Могойто моё появилось.
Чтобы предки гордились своим селом,
Чтобы сердце любовью светилось.
Распростер свои степи Большой Куйтун
Там богатая юрта найона стояла,
А вокруг табунов коней не счесть
В тех степях вольготно паслось немало.
Но пришла в те края вдруг злая напасть,
Много змей в том краю появилось.
И, решив показать пред людьми свою власть,
На людей царство змей ополчилось.
- Вот Могойто - «змеиное место», - шепчась,
Поговаривать стали люди.
- Не осилить нам страшную эту напасть,
Уходить отсюда мы будем!
Но нойон Ракша Цыбикмитов призвал
Лам с дацанов помочь в несчастье,
И от них он мудрый совет узнал,
Как спастись от змеиной власти.
-Ты, к реке лошадей почаще води,
Запах пота их змеи не любят.
Скакунами своими, ты, змей топчи
И змеиное войско отступит.
Табуны понеслись к излуке реки.
Змей топча под копытами грозно.
Поползли змеи в страхе наперегонки
Уходя от врага грациозно.
И, покинув, просторы долины моей,
Ушли змеи высоко в горы
И с тех пор змей не стало в наших краях,
А названье - Могойто осталось.
И пасутся кони на берегах,
Благодать на Могойто спускалась!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...