Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
учебно-методический материал

Цыдыпова Наталья Владимировна

     Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.

     В нашем МБДОУ  Могойтинский детский сад «Солнышко» мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Методы организации обучения в ДОУ.

     Метод обучения – это способ, упорядоченный взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

     В своей работе использую различные методы:  

     1. Наглядные: наблюдение; рассматривание картин; демонстрация   мультфильмов, видеофильмов; некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.  

      2. Практические: упражнения; игровой метод; элементарные опыты; моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.                                          

      3. Словесные: рассказы воспитателя; рассказы детей; чтение художественных произведений детям; беседы; сочинение сказок, рассказов совместно с детьми

 Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.

      Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов (приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от спе­цифики поставленных целей и задач.

Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуж­дают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою пози­цию, осуществить поступок, проявить характер.

Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру.

Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

 

Форма организации обучения

     Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Так как ведущей деятельностью ребенка в детском саду является игра, все формы и методы организации деятельности детей проходят через игру. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская, дидактическая игра.

     Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность организуется и проводится педагогом в соответствии с программой по которой работает детский сад. Наш детский сад работает над программой под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой «От рождения до школы». В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями» планируется работа с детьми. Непосредственно образовательная деятельность может быть нескольких форм: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая.

     Фронтальная форма – это работа педагога со всей группой детей, строгое выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством формы является – четкая организованная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения.

     Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы. Основанием для комплектации служит: личная симпатия, общность интересов, но не уровень развития.

     Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими детьми.

     При выполнении организованной образовательной деятельности выделяют три части занятия: Первая часть – введение детей в тему занятия, четкая постановка цели, объяснение того, что ребенок должен сделать. Вторая часть – это непосредственно выполнение работы ребенком, самостоятельная деятельность детей. Третья часть – это подведение итогов, анализ выполнения задания и его оценка.

 

Средства организации деятельности детей.

     Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

     Средства обучения и воспитания, используемые в нашем детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

     Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  •  печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
  •  электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  •  аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);
  •  наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  •  демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  •  учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
  •  тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
  • Наглядные пособия классифицируются на три группы:
  •  объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);  
  •  печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
  •  проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)

     Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

     Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

     Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Могойтинский детский сад «Солнышко»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Воспитатель 1 категории:

 Цыдыпова Наталья Владимировна.

2017 год.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Цель: Закрепить знания о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Учить отгадывать загадки. Развивать социальные навыки

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3. Обучать детей навыкам проведения  простейших лабораторных опытов:

- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Развивающие:

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

 Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Ход занятия

Психогимнастика.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: -  Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере, и в лужице

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит. ( вода )

Воспитатель: - Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор о воде.

Игровая ситуация.

(В группу входит девочка в ободке капельки)

Воспитатель: - Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: - Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда б не посмотрели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор.

Воспитатель: - Капелька, а зачем ты к нам пришла?

Капелька: - Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в детском саду.

Ребята, давайте поможем капельке найти своих сестричек, и мы узнаем что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.

Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки.

1 Уголок природы

Воспитатель: почему мы остановились здесь, в уголке природы?

(потому что растениям нужна вода для жизни)

Воспитатель: Как мы даем растениям воду?

(Поливаем, моем листья, опрыскиваем)

Воспитатель: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

(Они засохнут, завянут)

Воспитатель: чтобы этого не случилось. Не будем забывать о поливе растений. Оставим здесь сестричку – капельку?

(Да!) (Приклеиваем капельку)

Воспитатель: Идем дальше, где еще в группе нужна вода?

(В туалетной комнате, в умывальнике)

Воспитатель:  Для чего нам там вода?

(Чтобы смывать, мыть руки, умываться)

Воспитатель: оставим здесь сестричку капельку?

(Да!) (Приклеиваем капельку)

Воспитатель: Куда пойдем дальше? К мойке младшего воспитателя. А здесь где нужна вода?

(Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды).

Воспитатель: Здесь оставим сестричку – капельку?

(Да!)(Приклеиваем капельку)

Воспитатель: Ну вот, ребята, сколько в нашей группе живет сестричек – капелек, которые приносят нам большую пользу.

Воспитатель: Послушайте, я расскажу вам о воде! (Презентация)

       ОНА  ВЕЗДЕ!!!

В луже,

        В море,

                    В океане!

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться!

Не наесться! Не напиться!

Смею вам я доложить:

Без  ВОДЫ нам не прожить!

- Вот, сколько пользы приносит нам вода!

Давайте её беречь и зря не разливать!

Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, а вы помните песенки  воды?

(ДА)

- Споем их?

(Да)

- Как поет вода, когда течет из крана?

(СССССССС)

- Как кипит в кастрюльке?

(БУЛЬ_БУЛЬ_БУЛЬ)

- Как капает дождиком?

(КАП_КАП_КАП)

Воспитатель:  что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- не шуметь – этим мы мешаем другим

-аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов

-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов

- закончив наблюдение, сделать вывод.

Все правила вы помните? Ну что ж приступим.

Опыты с водой

      1  Опыт.     Воспитатель: - Сейчас  мы с вами будем учеными. А настоящие ученые никому не верят на слово.   Они все доказывают,  проводя опыты.

-Работаем все вместе.

 Дети, что налито в стаканчиках? (Дети называют – молоко, вода).  

- Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают).

- Почему ты выбрал эту полоску?

-Саша почему ты выбрала эту полоску?

-Какого цвета молоко? (Белого).

- Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. (Дети прикладывают полоски бумаги.  Ни один цвет полосочек  не совпадает с цветом воды).

-Таня, ты нашла такую полоску? (Нет)

- Какого цвета вода?  (БЕСЦВЕТНАЯ).

-Итак, господа ученые, мы делаем вывод….

Вывод: Вода бесцветная, а молоко белое.

2 Опыт.

Работа в группе.

У  вас есть ложки. Опустите  одну ложечку в стаканчик с молоком.

-А вторую в стаканчик с водой.

- Видно ли ложечку в стаканчике с молоком?

- А в стаканчике с водой?

-Значит, что мы можем сказать о воде?

- Какая она? (Прозрачная.)  

- Сквозь чистую воду мы видим предметы.

-Господа ученые посмотрите сквозь стаканчики.

-Скажи, Саша, какая вода?

- Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет .

3 Опыт.

Работа в группе.

Воспитатель: - В стаканчиках  чистая вода.

-Насыпьте ложку соли.

- Давайте приклеим на стакан этикетку «Соль». Так всегда делают в лабораториях, чтобы ничего не перепутать.

- Данил, найди карточку с надписью «Соль».

-Что произошло с солью в стаканчике?

- Куда она исчезла?

-Да, соль растворилась в воде. Вода стала соленой.          

  - Хотите попробовать?

-А во второй стаканчик положим кусочек сахара рафинада и тоже приклеим  этикетку.

 - Что произошло с сахаром?

- Сахара тоже не видно в стаканчике? Что с ним произошло?

-А какая на вкус будет вода в этом стаканчике? (Сладкая.)

 -У нас есть еще один стаканчик с чистой водой. Что туда можно насыпать? (Растворимый кофе.)

 -Приклеиваем этикетку «Кофе».  

-Посмотрите внимательно, что происходит? (Кофе сначала остается на поверхности, постепенно начинает растворяться и окрашивать воду.)

Примечание: кофе не следует перемешивать.

В 4 стаканчик  насыпям  рис, приклеим этикетку с надписью «Рис».

- А рис растворился? (Вода не может растворить рис.)

Вывод: Вода  растворяет: соль, сахар, кофе Вода не может растворить рис.

4 Опыт.

 (Работа в группе).

-Обратите внимание,  изменился ли цвет воды после добавления соли и сахара? ( Они не окрасили воду).

–Кофе? (Кофе окрасил воду!!!)

-Рис? ( Рис не окрасил воду.)

Вывод: Некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.

 5 Опыт.

 (Работа в группе).

- Дети сядьте  на стулья .

- Для этого опыта нам понадобится термос.

- Что такое «Термос»?

-Для чего он нужен?

 (Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.)

- Я налила в термос горячую воду.

- Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей).

- Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей)

- Давайте проверим, так ли это?

- Как вы думаете, что мы увидим, когда я поднесу стекло к пару? (Ответы детей)

(Подношу стекло и говорю)

- Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли.

 (Пронести стекло и показать каждому ребенку).

 Что вы видите на стекле? Значит, делаем Вывод:  «Пар – это что? Это вода».

- Наташа, что такое пар?    

-Скажите все вместе.

Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки») 
Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом: 
Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.

(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
Воспитатель:
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают. 
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да обратно вернется. 
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе. 

Сейчас, ребята, вам капелька приготовила задание.

Ребята вот фотографии, вот схема. На схеме номера.
Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует.
И в той же последовательности разложите на схеме фотографии. 
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности задаёт наводящие вопросы, подводит к последовательности. 
Затем наклеивают)

3 Итог занятия.

Воспитатель. – Наше занятие заканчивается. Дети, что вам запомнилось? Понравилось? Что нового узнали?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Могойтинский детский сад «Солнышко»

671633, Республика Бурятия, с. Могойто, ул. Советская 5, телефон: 96-3-59

Конспект занятия по математике

«Широкий-узкий, шире-уже»

Составил: Цыдыпова Н.В.

Могойто

2019

Конспект занятия по математике «Широкий-узкий, шире-уже»

Цель:

Формировать пространственные представления: шире, уже; развивать умение детей группировать предметы по цвету; различать длинные и короткие предметы, широкие и узкие; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к математике.

Оборудование: полоски одинаковой длины, но разные по цвету и размеру; карандаши; ленты разного цвета и ширины

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

 Игра «Глазки спят, а ручки работают».

 Для игры используются карандаши разной длины. Сначала дети рассматривают карандаши. В игре ребята должны только путем ощупывания определить какой карандаш длинный, а какой короткой.

-Закройте глазки.

-Угадайте на ощупь, какой карандаш дали: длинный или короткий? (Один ребенок выполняет задание, другие наблюдают)

2. Практическая работа.

Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по цвету и ширине.

- Это два полотенца для медвежонка и зайчика. Чем отмечаются полотенца? (одна широкое, а другое узкое, и они разного цвета).

- Какое полотенце дадим медвежонку? (широкое)

- Почему широкое(Мишка большой, толстый). Дети пытаются наложить полоски выявляется и проговаривается правильный способ наложение. При этом побуждать детей к рассказу о том, что получилось: «Голубое полотенце шире оранжевого, поэтому его дадим медведю. Оранжевое уже, чем голубое – его дадим зайцу».

Работа по картинке:

- Сколько девочек на картинке? (2) - Давайте сравним их пояса на платьях по ширине? (У девочки в синем платье ремень шире, чем у девочки в белом платье)

4. Физминутка «Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за столы все снова, уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем (Выполнение движений вслед за воспитателем).

5. Практическая работа.

Игра «Полотенца для лягушат».

- На речке живут много лягушат. Они очень любят купаться и мама – лягушка постоянно сушит их полотенца. Развешивает она их вот такширокое, узкое, широкое, узкое. Помогите ей развесить все полотенца.

Воспитатель выкладывает начало на фланелеграфе, затем дети выходят по одному и продолжают.

У каждого ребенка лист бумаги с нарисованной веревочкой, и набор полосок, одинаковых по длине, разных по ширине. Дети выполняют аналогичное задание самостоятельно.

Игра «Скажи наоборот».

Дети образуют круг. Воспитатель становится в середину. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит«Ручеек узкий, а река …» «Широкая» - отвечает ребенок и бросает мяч воспитателю.

6. Итог

- Ребята, чем мы сегодня занимались с вами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Формы реализации образовательной программыИгра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, ком...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является испол...

методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

конспект занятия по лепке на тему "Зайчонок"...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью с...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

laquo;Key to Learning» предлагает уникальный и особый подход к развитию когнитивных способностей. Он фокусируется равно на развитии каждого из этих трех общих учебных способностей – комму...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

Методы, формы организации деятельности воспитанников детского сада, средства....

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства...