Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
учебно-методический материал
Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.
В нашем МБДОУ Могойтинский детский сад «Солнышко» мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
Методы организации обучения в ДОУ.
Метод обучения – это способ, упорядоченный взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
В своей работе использую различные методы:
1. Наглядные: наблюдение; рассматривание картин; демонстрация мультфильмов, видеофильмов; некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.
2. Практические: упражнения; игровой метод; элементарные опыты; моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.
3. Словесные: рассказы воспитателя; рассказы детей; чтение художественных произведений детям; беседы; сочинение сказок, рассказов совместно с детьми
Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.
Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов (приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.
Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.
Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру.
Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Форма организации обучения
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Так как ведущей деятельностью ребенка в детском саду является игра, все формы и методы организации деятельности детей проходят через игру. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская, дидактическая игра.
Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность организуется и проводится педагогом в соответствии с программой по которой работает детский сад. Наш детский сад работает над программой под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой «От рождения до школы». В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями» планируется работа с детьми. Непосредственно образовательная деятельность может быть нескольких форм: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая.
Фронтальная форма – это работа педагога со всей группой детей, строгое выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством формы является – четкая организованная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения.
Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы. Основанием для комплектации служит: личная симпатия, общность интересов, но не уровень развития.
Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими детьми.
При выполнении организованной образовательной деятельности выделяют три части занятия: Первая часть – введение детей в тему занятия, четкая постановка цели, объяснение того, что ребенок должен сделать. Вторая часть – это непосредственно выполнение работы ребенком, самостоятельная деятельность детей. Третья часть – это подведение итогов, анализ выполнения задания и его оценка.
Средства организации деятельности детей.
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания, используемые в нашем детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
- Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
- проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.18 КБ |
![]() | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Могойтинский детский сад «Солнышко»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Воспитатель 1 категории:
Цыдыпова Наталья Владимировна.
2017 год.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Цель: Закрепить знания о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Учить отгадывать загадки. Развивать социальные навыки
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов:
- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Развивающие:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Ход занятия
Психогимнастика.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере, и в лужице
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит. ( вода )
Воспитатель: - Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор о воде.
Игровая ситуация.
(В группу входит девочка в ободке капельки)
Воспитатель: - Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: - Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда б не посмотрели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор.
Воспитатель: - Капелька, а зачем ты к нам пришла?
Капелька: - Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в детском саду.
Ребята, давайте поможем капельке найти своих сестричек, и мы узнаем что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.
Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки.
1 Уголок природы
Воспитатель: почему мы остановились здесь, в уголке природы?
(потому что растениям нужна вода для жизни)
Воспитатель: Как мы даем растениям воду?
(Поливаем, моем листья, опрыскиваем)
Воспитатель: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?
(Они засохнут, завянут)
Воспитатель: чтобы этого не случилось. Не будем забывать о поливе растений. Оставим здесь сестричку – капельку?
(Да!) (Приклеиваем капельку)
Воспитатель: Идем дальше, где еще в группе нужна вода?
(В туалетной комнате, в умывальнике)
Воспитатель: Для чего нам там вода?
(Чтобы смывать, мыть руки, умываться)
Воспитатель: оставим здесь сестричку капельку?
(Да!) (Приклеиваем капельку)
Воспитатель: Куда пойдем дальше? К мойке младшего воспитателя. А здесь где нужна вода?
(Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды).
Воспитатель: Здесь оставим сестричку – капельку?
(Да!)(Приклеиваем капельку)
Воспитатель: Ну вот, ребята, сколько в нашей группе живет сестричек – капелек, которые приносят нам большую пользу.
Воспитатель: Послушайте, я расскажу вам о воде! (Презентация)
ОНА ВЕЗДЕ!!!
В луже,
В море,
В океане!
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться!
Не наесться! Не напиться!
Смею вам я доложить:
Без ВОДЫ нам не прожить!
- Вот, сколько пользы приносит нам вода!
Давайте её беречь и зря не разливать!
Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, а вы помните песенки воды?
(ДА)
- Споем их?
(Да)
- Как поет вода, когда течет из крана?
(СССССССС)
- Как кипит в кастрюльке?
(БУЛЬ_БУЛЬ_БУЛЬ)
- Как капает дождиком?
(КАП_КАП_КАП)
Воспитатель: что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- не шуметь – этим мы мешаем другим
-аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов
-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов
- закончив наблюдение, сделать вывод.
Все правила вы помните? Ну что ж приступим.
Опыты с водой
1 Опыт. Воспитатель: - Сейчас мы с вами будем учеными. А настоящие ученые никому не верят на слово. Они все доказывают, проводя опыты.
-Работаем все вместе.
Дети, что налито в стаканчиках? (Дети называют – молоко, вода).
- Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают).
- Почему ты выбрал эту полоску?
-Саша почему ты выбрала эту полоску?
-Какого цвета молоко? (Белого).
- Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. (Дети прикладывают полоски бумаги. Ни один цвет полосочек не совпадает с цветом воды).
-Таня, ты нашла такую полоску? (Нет)
- Какого цвета вода? (БЕСЦВЕТНАЯ).
-Итак, господа ученые, мы делаем вывод….
Вывод: Вода бесцветная, а молоко белое.
2 Опыт.
Работа в группе.
У вас есть ложки. Опустите одну ложечку в стаканчик с молоком.
-А вторую в стаканчик с водой.
- Видно ли ложечку в стаканчике с молоком?
- А в стаканчике с водой?
-Значит, что мы можем сказать о воде?
- Какая она? (Прозрачная.)
- Сквозь чистую воду мы видим предметы.
-Господа ученые посмотрите сквозь стаканчики.
-Скажи, Саша, какая вода?
- Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет .
3 Опыт.
Работа в группе.
Воспитатель: - В стаканчиках чистая вода.
-Насыпьте ложку соли.
- Давайте приклеим на стакан этикетку «Соль». Так всегда делают в лабораториях, чтобы ничего не перепутать.
- Данил, найди карточку с надписью «Соль».
-Что произошло с солью в стаканчике?
- Куда она исчезла?
-Да, соль растворилась в воде. Вода стала соленой.
- Хотите попробовать?
-А во второй стаканчик положим кусочек сахара рафинада и тоже приклеим этикетку.
- Что произошло с сахаром?
- Сахара тоже не видно в стаканчике? Что с ним произошло?
-А какая на вкус будет вода в этом стаканчике? (Сладкая.)
-У нас есть еще один стаканчик с чистой водой. Что туда можно насыпать? (Растворимый кофе.)
-Приклеиваем этикетку «Кофе».
-Посмотрите внимательно, что происходит? (Кофе сначала остается на поверхности, постепенно начинает растворяться и окрашивать воду.)
Примечание: кофе не следует перемешивать.
В 4 стаканчик насыпям рис, приклеим этикетку с надписью «Рис».
- А рис растворился? (Вода не может растворить рис.)
Вывод: Вода растворяет: соль, сахар, кофе Вода не может растворить рис.
4 Опыт.
(Работа в группе).
-Обратите внимание, изменился ли цвет воды после добавления соли и сахара? ( Они не окрасили воду).
–Кофе? (Кофе окрасил воду!!!)
-Рис? ( Рис не окрасил воду.)
Вывод: Некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.
5 Опыт.
(Работа в группе).
- Дети сядьте на стулья .
- Для этого опыта нам понадобится термос.
- Что такое «Термос»?
-Для чего он нужен?
(Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.)
- Я налила в термос горячую воду.
- Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей).
- Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей)
- Давайте проверим, так ли это?
- Как вы думаете, что мы увидим, когда я поднесу стекло к пару? (Ответы детей)
(Подношу стекло и говорю)
- Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли.
(Пронести стекло и показать каждому ребенку).
Что вы видите на стекле? Значит, делаем Вывод: «Пар – это что? Это вода».
- Наташа, что такое пар?
-Скажите все вместе.
Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом:
Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
Воспитатель:
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да обратно вернется.
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
Сейчас, ребята, вам капелька приготовила задание.
Ребята вот фотографии, вот схема. На схеме номера.
Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует.
И в той же последовательности разложите на схеме фотографии.
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности задаёт наводящие вопросы, подводит к последовательности.
Затем наклеивают)
3 Итог занятия.
Воспитатель. – Наше занятие заканчивается. Дети, что вам запомнилось? Понравилось? Что нового узнали?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Могойтинский детский сад «Солнышко»
671633, Республика Бурятия, с. Могойто, ул. Советская 5, телефон: 96-3-59
Конспект занятия по математике
«Широкий-узкий, шире-уже»
Составил: Цыдыпова Н.В.
Могойто
2019
Конспект занятия по математике «Широкий-узкий, шире-уже»
Цель:
Формировать пространственные представления: шире, уже; развивать умение детей группировать предметы по цвету; различать длинные и короткие предметы, широкие и узкие; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к математике.
Оборудование: полоски одинаковой длины, но разные по цвету и размеру; карандаши; ленты разного цвета и ширины
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Игра «Глазки спят, а ручки работают».
Для игры используются карандаши разной длины. Сначала дети рассматривают карандаши. В игре ребята должны только путем ощупывания определить какой карандаш длинный, а какой короткой.
-Закройте глазки.
-Угадайте на ощупь, какой карандаш дали: длинный или короткий? (Один ребенок выполняет задание, другие наблюдают)
2. Практическая работа.
Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по цвету и ширине.
- Это два полотенца для медвежонка и зайчика. Чем отмечаются полотенца? (одна широкое, а другое узкое, и они разного цвета).
- Какое полотенце дадим медвежонку? (широкое)
- Почему широкое? (Мишка большой, толстый). Дети пытаются наложить полоски выявляется и проговаривается правильный способ наложение. При этом побуждать детей к рассказу о том, что получилось: «Голубое полотенце шире оранжевого, поэтому его дадим медведю. Оранжевое уже, чем голубое – его дадим зайцу».
Работа по картинке:
- Сколько девочек на картинке? (2) - Давайте сравним их пояса на платьях по ширине? (У девочки в синем платье ремень шире, чем у девочки в белом платье)
4. Физминутка «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за столы все снова, уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем (Выполнение движений вслед за воспитателем).
5. Практическая работа.
Игра «Полотенца для лягушат».
- На речке живут много лягушат. Они очень любят купаться и мама – лягушка постоянно сушит их полотенца. Развешивает она их вот так: широкое, узкое, широкое, узкое. Помогите ей развесить все полотенца.
Воспитатель выкладывает начало на фланелеграфе, затем дети выходят по одному и продолжают.
У каждого ребенка лист бумаги с нарисованной веревочкой, и набор полосок, одинаковых по длине, разных по ширине. Дети выполняют аналогичное задание самостоятельно.
Игра «Скажи наоборот».
Дети образуют круг. Воспитатель становится в середину. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит: «Ручеек узкий, а река …» «Широкая» - отвечает ребенок и бросает мяч воспитателю.
6. Итог
- Ребята, чем мы сегодня занимались с вами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-952341-1604894269.jpg)
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
Формы реализации образовательной программыИгра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, ком...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-952322-1506396743.jpg)
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является испол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-957673-1509430361.jpg)
методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
конспект занятия по лепке на тему "Зайчонок"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/15/picture-971019-1642253912.jpg)
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-981029-1512211587.jpg)
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.
laquo;Key to Learning» предлагает уникальный и особый подход к развитию когнитивных способностей. Он фокусируется равно на развитии каждого из этих трех общих учебных способностей – комму...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-961491-1508423364.jpg)
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.
Методы, формы организации деятельности воспитанников детского сада, средства....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/18/picture-1059168-1537266635.jpg)
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства...