организация летних оздоровительных мероприятий в доу
методическая разработка (старшая группа)
Специфика дошкольного воспитания обусловлена тем, что в течение продолжительного периода и большую часть дня (более 70% времени) дети проводят в детском саду. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных факторов окружающей среды. Поэтому оздоровительная работа и закаливающие мероприятия в летний период являются важной частью системы лечебно-профилактических мероприятий с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. Грамотная организация летней оздоровительной работы в ДОУ, охватывающая всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomend_leto.docx | 695.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: воспитатель Щеглова Н.П. |
АНО ДПО «Межрегиональный институт
повышения квалификации и
профессиональной переподготовки»
Контрольная работа по курсу
«Организация летней оздоровительной работы
с детьми в ДОУ»
Контольная работа
План:
1. Введение стр. 2
2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение
профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с
детьми в летний период. стр. 3
3. Аналитический этап в подготовке к проведению летне-оздоровительной кампании: 4
- предшествующий мониторинг;
- оценка готовности ДОУ к летним оздоровительным мероприятиям;
4. Примерное распределение обязанностей стр. 8
5. Планирование работы ДОУ. стр.12
5.1. Организационная (подготовительная) работа;
5.2. Административно- хозяйственная работа
5.3. Образовательная деятельность в летний период:
- реализация задач по образовательным областям на летний период согласно ФГОС ДО;
- особенности организации образовательного процесса в ДОУ в летний период;
-формы совместной деятельности взрослых и детей;
- создание условий
5.6. Работа с родителями. стр. 29
5.7.Контроль качества работы в ДОУ в летний период. стр. 30
6. Список литературы. стр. 32
Введение
Специфика дошкольного воспитания обусловлена тем, что в течение продолжительного периода и большую часть дня (более 70% времени) дети проводят в детском саду. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных факторов окружающей среды. Поэтому оздоровительная работа и закаливающие мероприятия в летний период являются важной частью системы лечебно-профилактических мероприятий с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. Грамотная организация летней оздоровительной работы в ДОУ, охватывающая всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Этим определяется основная цель летних оздоровительных мероприятий: создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья воспитанников и закаливания детского организма, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
- Реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности;
- создание условий, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей;
- повышение профессионального мастерства воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы;
- осуществление просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Система оздоровления детей в летний период включает в себя:
- Укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий.
- Создание условий для игровой деятельности в группе и на прогулке.
- Предупреждение детского травматизма через организацию разнообразных форм деятельности.
- Формирование положительной мотивации у детей, педагогов, родителей к проведению физкультурно- оздоровительных, познавательных, творческих мероприятий в ДОУ.
- Удовлетворение запросов родителей по организации детей в ДОУ на летний оздоровительный период.
Оздоровительная работа в ДОУ строится на основании следующих принципов:
- комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий и непрерывное проведение мероприятий;
- использование немедикаментозных средств оздоровления;
-повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения
- учет возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование положительной мотивации у детей, родителей и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.
Условия проведения летней оздоровительной компании:
− Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей;
− Соблюдение гигиенических норм (питьевой режим, предотвращение тепловых ударов, солнечных ожогов, переохлаждения);
− Обеспечение безопасности территории (устранение повреждений, опасных предметов и т.д.);
− Санитарное состояние оборудования и материалов (гигиена песочниц, веранд, игрового материала);
− Обеспечение методической поддержки педагогического процесса.
Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в организации жизни детей в летний период и самостоятельно выстраивает и реализовывает модель разнообразной деятельности.
По окончании летнего оздоровительного периода врач дошкольного учреждения совместно с медсестрой и педагогами на основании индивидуальных характеристик состояния здоровья ребенка проводит оценку эффективности летнего отдыха отдельно каждого ребенка, каждой группы и всего коллектива в целом.
Итоги летней работы обсуждаются в дошкольных учреждениях на педсоветах, общих собраниях. На основании анализа и аналитической оценки работы намечается план мероприятий на следующий летний сезон.
Нормативные документы:
Своевременная подготовка и организованное начало работы в данный период зависит от управленческих решений как на уровне органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, так и руководителей образовательных учреждений.
Проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми в летний период регламентируют следующие нормативные документы:
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ от 12.12.93 (ст. 38,41,42,43);
- Федеральный закон от 24.07.98 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобразования России от 16.07.02 № 2715, Минздрава России № 227, Госкомспорта России № 166, Российской академии образования № 19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
- Приказ Минздрава России от 04.04.03 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» (вместе с рекомендуемым перечнем оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»);
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26);
- Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях» от 20 июня 1986 г. № 11-22/6-20;
- Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках (1980);
- ФГОС ДО;
- Программа развития ДОО;
- Основная образовательная программа дошкольного образования;
- «Примерный двухнедельный рацион питания (меню) для организации питания детей от 1 до 3-х лет и с 3-х до 7 лет в муниципальном дошкольном учреждении, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования с 10,5- 12-часовым пребыванием детей», согласованным с «Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии» 26.11.2013 г.
Аналитический этап.
К подготовке очередного летне-оздоровительного сезона необходимо приступать по окончании предыдущего: провести анализ, отметить положительные моменты, на которые предстоит опереться в последующей работе; выделить проблемы, найти оптимальный вариант их решения. Можно создать творческую группу сотрудников, которая приступает к планированию работы на летне-оздоровительный сезон, учитывая опыт предыдущего сезона.
Вот наиболее часто встречающиеся пробелы в организации летне-оздоровительной работы, на которые стоит обратить внимание:
-во взаимодействии с родителями необходим поиск новых эффективных форм по вопросу укрепления здоровья детей, воспитания у детей и взрослых потребности в здоровом образе жизни;
-в планировании распорядка дня имеют место статичность, однообразие: нужно больше проводить дней неожиданности, сюрпризов, открытий, интересных экскурсий, путешествий познавательного, краеведческого направлений, что способствует формированию речи, эмоций, воли, интеллекта, анализаторных систем, выработке саморегуляции поведения.
Для того, чтобы летне-оздоровительная работа прошла успешна - необходимо сформулировать цели летне-оздоровительной работы, оценить возможности учреждения, педагогического коллектива, для чего целесообразно провести в ДОУ мониторинг.
1.Проанализировать контингент воспитанников и их родителей: количество на летний период (в том числе количество мальчиков и девочек), сферу занятости родителей, а также потребность родителей в том или ином режиме посещения ДОУ в летний период, месяцы посещения ребенком дошкольного учреждения.
-Такой опрос и анализ данных позволит эффективно построить работу детского сада в летний период, правильно определить расстановку кадров, возможность создания групп по принципу режима посещения: до 12.00, до 17.00. до 18.00.
2.Провести анализ кадрового потенциала ДОУ, скорректировать время отпусков сотрудников, продумать расстановку кадров на летний период.
-Такой грамотный подход позволит повысить эффективность проведения летне-оздоровительных мероприятий с детьми, безболезненно пережить время отпусков сотрудников детского сада всем участникам воспитательно-образовательного процесса: детям, родителям, самим сотрудникам.
3.Проанализировать состояние материально-технической базы ДОУ и условий прилегающего микрорайона (социума).
-Это позволит наметить пути совершенствования развивающей среды, привлечь заинтересованные организации для работы с воспитанниками ДОУ.
4. Проанализировать организационную систему ДОУ.
-Это позволит выяснить возможность организации новых форм работы: группы кратковременного пребывания детей, адаптационной группы, организации летнего оздоровительного лагеря на базе ДОУ, работу на базе ДОУ внешних организаций (кружковая и секционная работа).
5. Проанализировать воспитательно-образовательную систему: условия и возможности для специально организованных форм работы, нерегламентированной деятельности, задачи и цели деятельности ДОУ в летний период, возможности их реализации. Проанализировать возможности организации нерегламентированной деятельности в ДОУ: увлечения, хобби и интересы педагогов.
-Это позволит правильно выбрать педагогические технологии, выбрать рациональную систему организации воспитательно-образовательной деятельности детей в летний период.
-Это позволит качественно и с пользой организовать дополнительное образование детей, разнообразить деятельность детей в летний период.
Необходимо также провести глубокий анализ и сделать оценку следующего:
оценка состояния участков:
-планировка и разбивка цветников;
-покраска и состояние оборудования;
-оформление веранды;
оценка соблюдения санитарно-гигиенического режима:
-оборудование для питьевого режима;
-оборудование для мытья игрушек;
-оборудование для мытья веранды;
-оборудование для закаливания;
оценка обеспечения охраны жизни и здоровья детей:
-наличие аптечки в недоступном для детей месте и правил оказания первой помощи;
-создание условий для предупреждения детского травматизма;
-наличие конспектов бесед, демонстрационного, игрового материала для работы с дошкольниками по основам безопасности жизнедеятельности;
-наличие материалов для обучения детей правилам дорожного движения;
оценка планирования деятельности педагогов:
-наличие календарно - тематического планирования на летний период по всем видам деятельности согласно возрасту детей с учетом календаря образовательных событий;
-цикла утренних бесед;
-конспектов экскурсий за пределы детского сада;
-график работы спортивных площадок, автогородков;
-плана работы с родителями;
-плана досуга и развлечений;
оценка оздоровительной работы и деятельности педагогов по физическому развитию детей:
-наличие комплексов утренней гимнастики;
-картотеки подвижных игр на участке (в том числе народных);
-атрибутов к подвижным играм;
-оборудования для развития двигательных способностей;
оценка деятельности педагогов по созданию условий для развития детей:
-наличие всех центров развития в группе;
-наглядного материала;
-материалов для индивидуальной работы по развитию речи звуковой культуре;
-игрового оборудования;
-игрушек для игр с песком и водой;
-интеллектуальных игр, настольных, логических, конструктивных и др.;
-материала для изобразительного творчества, ручного труда;
-материалов для экологического развития;
оценка деятельности педагогов по взаимодействию с родителями:
-наличие информации по оздоровительной работе в родительском уголке группы;
-панорамы добрых дел и др.
Только после такого глубокого анализа можно приступать к разработке плана летне-оздоровительных мероприятий в ДОУ. План летне-оздоровительной работы может быть разработан и в форме проекта. Тогда аналитическая часть будет составной частью проекта летних оздоровительных мероприятий.
Критериями готовности дошкольного образовательного учреждения к работе в летний период могут служить:
- соответствие оборудования игровых и физкультурных площадок и требованиям СанПиН и инструкции по охране жизни и здоровья детей;
- организация режима дня на летний период;
- наличие системы закаливания, учитывающую состояние здоровья детей и условия, созданные в каждой возрастной группе;
- создание условий для организации детской деятельности с песком и водой на участке;
- разнообразие выносного оборудования для организации различных видов деятельности с детьми, создание условий для его хранения;
- наличие необходимой документации: плана работы учреждения на летний период, инструкций по организации питьевого режима, охраны жизни и здоровья детей, организации экскурсий и походов за пределами территории детского сада, по предупреждению отравления детей ядовитыми растениями и грибами, документации по организации закаливания и проведения лечебно-профилактических мероприятий, различных рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей;
- наличие плана работы педагогов на летний период;
- наличие системы контроля организации летнего оздоровительного периода с детьми.
- наличие рекомендаций для родителей об организации досуга ребенка в летнее время, (какие прочитать книги, какие провести наблюдения в природе, а также проинформировать родителей, дети которых в летние месяцы остаются в детском саду, об изменениях в системе работы ДОУ и т.д.) и др.
Организация летней оздоровительной работы в ДОУ включает в себя издание локальных актов, проведения инструктажей, общего собрания, ознакомления с нормативно-правовыми документами и методическим обеспечением, а также с проведения смотра-конкурса среди педагогов групп на лучшую подготовку к летней оздоровительной работе.
Локальные акты: приказы, инструкции, положения, договоры
Приказы:
- о создании рабочей группы с назначением ответственных за разработку плана подготовки ДОУ, с указанием сроков предоставления плана на утверждение;
- «Об утверждении плана подготовки ДОУ к летнему периоду» (распределение обязанностей между административно-управленческим, медицинским, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом);
- « Об организации работы ДОУ в летний период». В этом приказе необходимо утвердить:
- план работы (взаимодействие с кадрами, с детьми, с родителями);
- план физкультурно-оздоровительной работы вместе с методиками закаливания;
- перечень документации педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других специалистов;
- режимы дня (основной, адаптационный режим (для вновь поступающих),
- режим двигательной активности;
- график работы учреждения (если есть изменения);
- график работы сотрудников (если может измениться нагрузка);
- график проведения генеральной уборки на группах;
- график использования физкультурного и музыкального залов в дождливую погоду (в хорошую погоду все проводится на улице);
- график использовании физкультурной площадки;
- график работы площадок (спортивных и автогородков);
- график проведения закаливающих процедур и мытья ног.
- «Об усилении персональной ответственности за жизнь и здоровье детей (за систематические технические осмотры здания, оборудования, мебели, обеспечение безопасной эксплуатации систем отопления и водоснабжения, коммуникации; безопасности и антитеррористической обстановки в детском саду; по ознакомлению сотрудников с планом эвакуации; за обеспечение безопасных санитарно-эпидемиологических условий пребывания детей в детском саду в летний период, организацию работы по предупреждению заболеваемости и травматизма, за состояние фактического питания, за оказание первой медицинской помощи; за обеспечение безопасной организации образовательного и оздоровительного процесса, за соблюдение санитарно-эпидемиологические правил);
- «О проведении внепланового инструктажа ДОУ в связи с переходом на летний период; В данном приказе необходимо назначить ответственных за проведение инструктажа (старший воспитатель, заместитель заведующей по АХР, старшая медсестра) и утвердить перечень инструкций (организация охраны жизни и здоровья детей; профилактика детского травматизма; предупреждение отравлений ядовитыми грибами и растениями; ОТ и выполнение требований ТБ на рабочем месте; оказание первой помощи при солнечном и тепловом ударе; профилактика пищевых отравлений и кишечных инфекций; правила оказания первой помощи);
- «О комплектовании групп на летний период»;
- «О внутренней приемке территории учреждения к летнему оздоровительному периоду (с оформлением акта)»;
- «Об организации питания детей в летний период». В этом приказе необходимо:
- назначить ответственного за организацию питания;
- утвердить график получения пищи;
- график получения воды на пищеблоке для организации питьевого режима,
- список детей, которым требуется замена продуктов питания на основании заключения врача (если есть такие дети);
- «О проведении административно-общественного контроля по охране труда при подготовке ДОУ к летним оздоровительным мероприятиям;
Если будут изменения:
- Об утверждении дополнений к должностным инструкциям на летний период: заведующая, заместитель заведующей по АХР, старшая медсестра, старший воспитатель,
- воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, помощник воспитателя и др.
Перечень инструкций к летней оздоровительной работе
ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке.
ИНСТРУКЦИЯ по оказанию первой помощи детям при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, укусах насекомых, тепловом или солнечном ударах.
ИНСТРУКЦИЯ по оказанию первой доврачебной помощи.
ИНСТРУКЦИЯ воспитателя по предупреждению детского дорожного травматизма.
ИНСРУКЦИЯ по охране жизни и здоровья детей при организации и проведении целевых прогулок за пределы детского сада в летний период и массовых мероприятий в летний период;
- Инструкция по организации прогулок в летний период;
Положения:
о смотрах-конкурсах. Например: «На лучшее оформление участка к летнему сезону»,
«Оборудование цветника», «На лучшую группу к учебному году» и др.
Договоры могут быть с организациями, осуществляющими взаимодействие с дошкольным учреждением в летний период.
Помните!
- Документы дошкольного образовательного учреждения, не учитывающие нормативно-правовую базу в области образования, не имеют юридической силы;
- несоответствие нормативно-правовой базы образовательного учреждения требованиям документирования приведет к отсутствию правовой защиты у сотрудников;
- несоответствие нормативно-правовой базы перечню номенклатуры дел образовательного учреждения затруднит поиск и сохранность документов, и будет иметь финансовые и налоговые последствия в области трудовых отношений.
Примерное распределение обязанностей между административно-управленческим, медицинским, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом (основные направления)
Подготовка к летнему оздоровительному периоду осуществляется всеми сотрудниками ДОУ согласно своим функциональным обязанностям:
заведующий |
|
зам. заведующего по АХЧ |
|
Заместитель заедающего по УВР |
планирует коллективные мероприятия с детьми и др.
|
Медицинский персонал | Врач:
Медицинская сестра:
кишечных заболеваний,
|
Старший воспитатель |
|
Педагоги |
музыкальный руководитель
инструктор по физической культуре.
Педагог-психолог
|
Помощник воспитателя |
|
Планирование.
Требования к формулировке задач
- задачи должны быть чёткими, конкретными;
- реальными, достижимыми, т.е. соотносимыми с действительными возможностями коллектива сотрудников и каждого в отдельности, материальными возможностями ДОУ;
- соизмеримыми (изучить, сформировать, решить, внедрить, повысить, завершить и др.);
- задачи должны быть направлены на организацию мероприятий с детьми, педагогическим коллективом, родителями воспитанников.
Учитывать:
- условия;
- основное направление летней оздоровительной кампании;
- приоритеты в целях и задачах, принимаемых ДОУ;
- результаты воспитательно-образовательной работы.
- Организационная (подготовительная) работа.
- Административно-хозяйственная работа.
- Оздоровительная и профилактическая работа.
- Методическая работа.
- Образовательная деятельность с детьми
- Работа с родителями.
- Контроль и руководство.
- Организационная (подготовительная) работа.
- издание приказа о создании рабочей группы с назначением ответственных за разработку плана подготовки ДОУ, с указанием сроков предоставления плана на утверждение;
- распределение обязанностей между административно-управленческим, медицинским, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом;
- обсуждение проекта летнего плана работы ДОУ на педагогическом совете, или производственном собрании, утверждение к исполнению;
- издание приказов о проведении летней оздоровительной кампании;
- издание приказа о проведении внепланового инструктажа ДОУ в связи с переходом на летний период;
- проведение инструктажа педагогов перед началом летнего периода: (по профилактике детского травматизма, охране жизни и здоровья детей в летний период, правилам оказания первой помощи, по проведению походов и экскурсий за пределы детского сада);
- оснащение методического кабинета необходимыми материалами в помощь воспитателям по организации летне-оздоровительной работы.
2. Административно-хозяйственная работа.
- по подготовке территории (озеленение, разбивка клумб и цветников, замена песка в песочницах, оборудования, покраска оборудования, подготовка оборудования и инвентаря для уборки и полива участков);
- проведение разного вида ремонта (конкретно указать, что именно);
- проведение ревизии существующего инвентаря, оборудования, комплектов игр на летней прогулке.
3. Оздоровительная и профилактическая работа.
Летне- оздоровительный период в дошкольном учреждении имеет свою специфику, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года.
Одной из особенностью летнего периода является то, что отпуска родителей, каникулы школьников заметно сокращают посещаемость в дошкольном учреждении и комплектование групп осуществляется на основании списочного состава детей, остающихся в учреждении на данный период и определяется по смешанно-возрастному принципу, т.е. группы в детских садах становятся разновозрастными.
Сложность работы в смешанной группе связана с тем, что педагог, привыкший к одновозрастному составу воспитанников, оказывается вынужденным учитывать интересы и обеспечивать возможности воспитания и обучения детей с возрастным разрывом до двух лет, а в дошкольном возрасте - это целая эпоха.
Следуя требованию Федерального государственного стандарта — возрастная адекватность — следует ставить задачи в соответствии с особенностями каждого возраста детей группы, где взаимодействие между разными возрастами позволяет расширять детскую деятельность за счёт взаимодействия не только со сверстниками и взрослыми, но и ребятами иного возраста.
Также, есть и другой важный момент: воспитатель не знает хорошо всех детей детского сада, их заболевания, состояние здоровья каждого ребенка, медицинские показания врачей, индивидуально-психологические особенности и т.д. Поэтому воспитателю, необходимо обязательно, в первые же дни перевода и объединения детей на летний период в новую группу, серьезно ознакомиться с медицинскими документами на каждого ребенка. В этом воспитателю должны помочь медицинские работники детского сада: старшая медсестра, врач. Воспитатель обязательно должен познакомиться лично с родителями каждого ребенка, узнать, какие имеются проблемы, на что ему как воспитателю нужно обратить серьезное внимание.
Также, в летний период есть свои сложности не только для сотрудников детского сада, но и для родителей и для детей. Некоторые дети чувствуют себя дискомфортно от смены обстановки: смены группы, воспитателя, присутствия новых незнакомых им детей. Поэтому, особенно в первые дни необходимо приложить специальные усилия, чтобы познакомить детей из разных групп детского сада. Большую помощь воспитателю в этом окажет педагог-психолог детского сада, который может для воспитателей сделать подборку игр на знакомство, подборку релаксационных упражнений; совместно с воспитателем проводить работу с детьми, проводить с детьми тренинги на психологическую разгрузку, активно участвовать в работе с родителями по созданию положительного микроклимата во вновь сформированном сообществе детей и родителей.
Таким образом, требуется скоординированная слаженная работа всех специалистов ДОУ на всех этапах летне-оздоровительной кампании.
Успешность проведения летних оздоровительных мероприятий во многом определяется комплексным походом к планированию, организации и медико-педагогическому контролю.
Методы и формы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий в конкретном учреждении подбираются в зависимости от вида ДОУ, с учетом состояния здоровья детей, кадрового состава, педагогических возможностей воспитателей и специалистов.
Оздоровительная работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление и оздоровление функционального состояния организма ребенка:
- режим дня;
- прогулки на открытом воздухе;
- сбалансированное питание;
- дневной сон;
- разнообразные виды деятельности
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня. Правильный режим – это функциональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение дня. Такой режим дает педагогам возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы.
Режим дня в летний период строится с учетом возрастного состава детей, состояния их здоровья и климатических особенностей местности. Бюджет времени в летний период имеет некоторые отличительные черты: длительность активного отдыха в связи с отсутствием учебных занятий увеличивается и в организованных формах должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности.
В наиболее жаркие дни не следует допускать, чтобы длительное время дети находились под воздействием прямых солнечных лучей. Деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, занятия физической культурой, экскурсии, труд), должна проводиться в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада).
При организации оздоровительного режима следует учитывать сезонные особенности. Рациональный (оздоровительный) режим должен быть в равной степени и стабильным, и одновременно динамичным, гибким. Время основных компонентов суточного режима дня должно оставаться неизменным.
- Методическая работа.
Методическая работа направлена:
- Повышение профмастерства воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы;
- обеспечение высокого уровня интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства для наиболее эффективной организации образовательной и оздоровительной работы с детьми в летний период.
Формы работы самые разнообразные:
Консультации. Например: «Система закаливания в летний период», «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период», «Методика организации, система планирования опытно-исследовательской деятельности дошкольников», «Организация подвижных игр на прогулке», «Игрушки и пособия для игр с водой и песком»;- «Оздоровление детей в летний оздоровительный период»; «Содержание информации для родителей в летний период» и т.д.
Семинары и семинары – практикумы. Например: «Детское экспериментирование»,
« Работа на экологической тропе» и др.
Выставки. «Лето – чудная пора», «Люблю тебя мой город» и др.
Смотры – конкурсы: на лучшее оформление участка к летнему сезону; на лучшую постройку из песка; на лучшую поделку из природного материала; оборудование цветника; на лучшую методическую разработку и др.
Рекомендации: «Организация прогулок и экскурсий», «Организация экспериментальной работы с детьми» и др.
Выставка методической литературы.
Индивидуальная работа с воспитателями по запросам.
Работа творческих групп. Например по разработке маршруток прогулок и др.
Нетрадиционные технологии методической деятельности: дебаты, литературная газета, брифинг, эстафета педагогического мастерства, художественная копилка, творческая гостиная, круглый стол, КВН, музыкальный салон, педагогическая мастерская, творческий час, банк идей, коучинг сессия, метод «Кейсов», кружки качества, метод SWOT – анализа, метод «Модерации», метод «Мозговой штурм», технологией Открытого Пространства, квик настройка и др.
И т.д.
- Образовательная деятельность (или работа с детьми)
Реализация задач по образовательным областям на летний период
(согласно ФГОС ДО)
«Физическое развитие»:
Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
«Художественно-эстетическое развитие»
Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
Поддерживать инициативу детей в импровизации.
Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями.
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
Предоставить свободу в отражении доступными для ребенка художественными средствами своего видения мира.
Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения.
Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
«Познавательное развитие»
Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
«Речевое развитие»
Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
«Социально-коммуникативное развитие»
Развивать игровую деятельность воспитанников;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Продолжать работу по формированию семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Хотелось бы напомнить о создании условий для разнообразной игровой деятельности, соответствующего потребностям и интересам дошкольников
При создании условий следует соблюдать три основных требования:
1.Педагогически правильное и целесообразное размещение игровых зон.
Распределение игровых зон должно быть таким, чтобы в итоге были созданы благоприятные условия для игр детей всех возрастных подгрупп в отдельности и для совместных игр детей в целом. Важно, чтобы каждая игровая зона располагала достаточной площадью для определенного вида игр, была удобна и доступна для игр детей всех возрастных подгрупп, привлекала своим оформлением.
- Наличие полифункционального, трансформируемого и вариативного игрового оборудования. Оборудование, обладающее такими свойствами, позволит максимально его разнообразить, рационально использовать небольшую по размеру игровую площадку.
- Учет своеобразия игровой деятельности каждой возрастной подгруппы, включенной в состав разновозрастной группы.
Например, для детей четырех лет еще характерны игры в малых группировках. Ребята объединяются для игр по 2-3 человека. Им не нужен большой по размеру домик для игр с куклами. Старших же дошкольников не устроит малогабаритный домик, так как они объединяются в игровые группы по 5-6 и более человек, количество ролей значительно расширяется, их игры приобретают характер коллективных, им нужна большая площадь.
В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:
∙полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях,
∙продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни,
∙закреплению умений и знаний в познавательном и эстетическом развитии
Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает:
∙участки групп с теневыми навесами;
∙спортивную площадку;
∙размеченную дорожку для занятий в равновесии, бегом, прыжками;
∙площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;
∙цветочные клумбы, цветники;
∙огород.
На участке каждой группы рекомендуется предусмотреть следующие условия для полноценной прогулки детей:
∙площадка для сюжетно- ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин» и прочее;
∙площадка для игр с песком, ветром;
∙бассейны для игр с водой;
∙на площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой, рисования, настольно
-печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом.
6. Работа с родителями.
Работа с родителями — неотъемлемая составляющая ежедневной работы педагогов и администрации ДОУ. Вся работа с родителями воспитанников летом направлены на решение приоритетных задач этого периода. Особого внимания требуют вопросы:
• адаптации к условиям дошкольного учреждения вновь прибывших детей;
• подготовки к школе будущих первоклассников;
• закаливания детей летом;
• сохранения здоровья детей в летний период (предупреждение пищевых отравлений, солнечных ожогов и тепловых ударов, безопасное поведение около водоёмов и т. д.);
• организации режима детей летом;
• значения физкультуры и спорта в развитии ребёнка дошкольного возраста и др.
Эффективность работы с родителями зависит не только от правильности выбора тематики, но и от оптимальности выбранных форм работы. Уместно планировать работу, опираясь на результаты анализа проблем родителей, их интересов, желания участвовать в тех или иных формах сотрудничества. Оптимальный вариант выяснить эти вопросы — провести
анкетирование на подготовительном этапе к оздоровительному периоду. К проведению раз- личных мероприятий с родителями, с целью повышения эффективности, уместно привлекать различных специалистов: врача-педиатра практического психолога, логопеда и других. Для детей наиболее интересными являются те мероприятия, в которых участвуют их родители. Поэтому следует активно привлекать родителей к проведению праздников, развлечений, экскурсий. К тому же это поможет семье и педагогическому коллективу осуществить единый подход к воспитанию и развитию дошкольников. Современные подходы к организации работы с родителями предполагают различные формы:
коллективные:
педагогический университет (родительская гостиная);
• родительские собрания;
• анкетирование, тестирование (как отдельные формы и в рамках других мероприятий);
• тренинги, семинары;
• праздники и развлечения;
• выставки совместных работ;
• конференции;
• встречи со специалистами;
индивидуальные:
• беседы, консультации;
• посещение детей дома;
• привлечение родителей к жизни ДОУ;
• семейные пятиминутки;
• консультационный пункт для родителей детей, которые не посещают ДОУ;
наглядно-информативные:
• рекламный проспект;
• достопримечательность;
• стенды, передвижные папки;
• выпуск журнала, газеты;
• фотовыставки;
нетрадиционные:
• клуб творческого общения;
• диалог-клуб;
• клуб «Играем вместе с мамой»;
• практическая гостиная (при участии специалистов);
• конкурсы.
письменные формы
- Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию. Может быть выполнена творчески: в виде лепестка цветика-семицветика, рукописи, почетной грамоты и др.
- Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
- Устные педагогические журналы
Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, чаепития, вечера и т. п.
Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.
Помните! В помощи нуждаются не только родители детей дошкольного учреждения. Особого внимания требуют семьи, в которых дети не посещают ДОУ. Оптимальной формой для оказания педагогической помощи таким семьям является консультативный центр для родителей или лиц, которые их заменяют, и детей, которые воспитываются в условиях семьи.
- Контрольно-аналитическая деятельность по организации жизнедеятельности летом
Для оценки эффективности оздоровительной работы в летний период рекомендуется разработать план контроля, который будет соответствовать специфике деятельности конкретного дошкольного учреждения.
Очень важно, чтобы все, что наметили, о чем говорили с педагогами в подготовительный период, было качественно реализовано и лето запомнилось малышам положительными эмоциями. Другими словами, речь идет о контроле как о важнейшем процессе, обеспечивающем обратную связь между планом работы ДОУ и конечным результатом, который откорректирует действия воспитателя в случае отклонений от намеченных целей. Недооценка значимости контроля может снизить эффективность работы дошкольного образовательного учреждения.
Контроль осуществляется по разным направлениям деятельности ДОУ. Так, можно выделить следующие основные направления контроля и аналитической деятельности:
• охрана жизни и здоровья дошкольников;
• соблюдение санитарно-гигиенических требований;
• организация питания;
• медико-педагогический контроль;
• организационно-педагогическая работа;
• планирование и организация образовательного процесса и др.
Предлагаем перечень вопросов, из которых должна складываться система изучения и оценки качества работы с детьми в летний период. Все вопросы внутрисадового контроля можно разделить на три блока:
Требующие постоянного контроля. | Требующие контроля не реже 1 раза в месяц. | Требующие контроля не реже 1 раза в квартал. |
|
|
|
Руководитель выбирает вид контроля по данным направлениям, который даст возможность не только объективно оценить состояние организации работы в том или ином направлении, но и предупредить проблемы, устранить недостатки.
Результаты контрольно-аналитической деятельности обобщаются соответственно по всем направлениям, издаётся приказ об итогах оздоровления детей в ДОУ в текущем учебном году.
Анализ должен освещать реализацию приоритетных задач, поставленных на летний оздоровительный период. Важно не только проанализировать состояние выполнения плана, но и отметить достижения, выявить недостатки в работе и установить их причины. Опираясь на результаты данного анализа, руководитель будет иметь возможность качественно спланировать работу на летний период следующего учебного года или внести уместные коррективы и дополнения, если планирование уже завершилось. С материалами, освещающими анализ работы за летний оздоровительный период, участники учебно-воспитательного процесса знакомятся на педагогическом совете, общих родительских собраниях, совещании при заведующем. Уместным будет освещение данной информации в СМИ.
Таким образом, только благодаря слаженной, вдумчивой, скоординированной работе всего коллектива при поддержке родителей во всех начинаниях мы сможем сохранить, укрепить здоровье наших детей, выработать позитивное отношение к здоровому образу жизни, т.е. цели летне-оздоровительной работы будут успешно решены.
Подведение итогов работы
- Педагогический совет или производственное собрание
- Общее родительское собрание
Список литературы
- Абдуллина З.У. Организация летних олимпийских игр в детском саду. - Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009, № 7, с. 52.
- Аделева Р.Н., Зыкова О.А. Организация туристического похода с детьми на территории ДОУ.- Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2011, № 6, с. 6.
- Агапова И.А. Физкультурно-оздоровительная работы в ДОУ. – Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008, № 7, с. 21
- Баранова В.Н., Медведева Л.А. Работа с кадрами в летний период. – Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007, № 4, с. 30.
- Барабанова И.Б., Пацева Т.М.. Планирование летней оздоровительной работы в ДОУ.- Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2010, № 6, с. 12.
- Беляева И.В. Смотр-конкурс на лучшую подготовку к летней оздоровительной работе. - Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008, № 6, с. 31.
- Бочарова.Н. И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.
- Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования. – Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006, № 7, с. 76.
- Богородская В.П. Организация воспитательно – образовательной работы в летний период. – Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2013, № 5, с. 21.
- Ваулина, О.Ю. Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период».-Режим доступа://http://zhuravlenoknadym.ru/metodicheskij_kabinet/konsul_taciya_dlya_vospitatelej_organizaciya_rabota_s_det_mi_letom/
- Возная В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Волкова Е.М. Особенности работы в разновозрастных группах в летний период. - Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008, № 6, с. 42.
- Гоппе, Л.А. Оздоровление детей в летний период//Практика управления ДОУ. – 2012. - №3. – С.59-67.
- Давыдова, И. В. Понедельный план работы в летний период :методическая разработка по физкультуре/-Режим доступа://http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/ponedelnyi-plan-raboty-v-letnii-period
- Драгилева Н.В., Зеленская С.И. Организация прогулок – походов с детьми.- Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2011, № 5, с. 5.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2006, 64 с.
- Желтикова-Вострокнутова Т.М. Оказание помощи детям аллергикам при укусах насекомых. - Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009, № 6, с. 13.
- Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. – метод. пособие / Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень, 2006. – 263 с.
- Зимагулова, Т. М. Консультация «Прогулки в летний период»: методическая разработка.- Режим доступа:// http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/konsultaciya-progulki-v-letniy-period
- Ковалева, О. Г. Организация экологической тропы в ДОУ: методические рекомендации.- Режим доступа://http://www.maaam.ru/detskijsad/organizacija-yekologicheskoi-tropy-v-dou-metodicheskie-rekomendaci.html
- Куцакова, Л.В. Организация детского творчества летом.-Режим доступа:// http://do.gendocs.ru/docs/index-200587.html?page=3
- Милкина, А.В. Советы родителям (законным представителям) в летний период времени».- Режим доступа:// http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/sovety-roditelyam-zakonnym-predstavitelyam-v-letniy-period
- Организация предметно — развивающей среды и летнего досуга в ДОУ.- Режим доступа://http://www.maaam.ru/detskijsad/organizacija-predmetno-razvivayuschei-sredy-i-letnego-dosuga-v-dou.html
- Пенькова Л.А.. Под парусом лето плывёт по земле. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006. – 288 с.
- Фадеева Т.В. Подготовка к работе ДОУ в летний период. - Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007, № 3, с. 50.
- Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. Прогулки в природу : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 111 с.
- Лето красное - небезопасное! Оказание доврачебной помощи детям, получившим травмы.//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2013.-№6.-С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План летнее – оздоровительных мероприятий. 2 младшая группа.
проведение оздороительных и досуговых мероприятиы...
План- конспект летних оздоровительных мероприятий на 2014 г
В данном материле представлен план летних оздоровительных мероприятий для детей с задержкой психического развития....
Летние оздоровительные мероприятия
1. Индивидуальные назначения.2. Пролонгированный сон.3. Максимальное пребывание на свежем воздухе.4. Питьевой режим.5. Полноценное питание.6. Закаливание: - умывание с расширен...
Летне-оздоровительные мероприятия
Летне-оздоровительные мероприятия...
Летние оздоровительные мероприятия в ДОУ
описываются закаливающие мероприятия для детей дошкольного возраста и организация игр с водой...
Перспективный план летних оздоровительных мероприятий педагога-психолога
Содействие в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности для всех участников образовательно...
Организация и проведение прогулки в дошкольной организации: летний оздоровительный период (дети среднего возраста с задержкой психического развития)
организация прогулки в летний период в доу...