Конспект НОД «Понятие о добре и зле». для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: формирование моральных представлений о добре и зле.
Задачи:
- Формировать умение различать и правильно оценивать добрые и злые поступки.
- Развивать память, произвольное внимания, речь, умение делать простые умозаключения и выводы.
- Воспитывать стремление совершать добрые поступки, умение сопереживать, быть внимательным к окружающим, проявлять заботу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_opk_dobro_i_zlo.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
«Понятие о добре и зле».
для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: формирование моральных представлений о добре и зле.
Задачи:
- Формировать умение различать и правильно оценивать добрые и злые поступки.
- Развивать память, произвольное внимания, речь, умение делать
простые умозаключения и выводы.
- Воспитывать стремление совершать добрые поступки, умение сопереживать, быть внимательным к окружающим, проявлять заботу.
Ход НОД
- Ребята какое сегодня чудесное утро; я приглашаю вас в наш круг радости для того чтоб поприветствовать друг друга мы будем касаться друг друга ладошками здороваться называть соседа ласково по имени. (Здравствуй Машенька и т. д.)
Стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и лицам.
Доброе утро! Улыбчивым птицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Ребята, как вы понимаете, что такое доброта? (Объяснение детей, как они понимают это слово).
- Правильно! Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – самое главное качество человеческой души!
- А что такое зло? Верно, это нечто противоположное добру: плохое, беда, несчастье… Это намеренное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
- Какого человека можно назвать добрым?
- Правильно! Добрый человек – это тот, кто любит людей и в трудную минуту спешит им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Что мы еще забыли с вами назвать из качеств доброго человека?
Верно! Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым, внимательным к окружающим, уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Он не грубит, не ругается, не кричит. Всегда ласковый, приветливый, с улыбкой.
Конкурс «добрые слова»
Доброе, ласковое слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, утешить, согреть душу. Кто называет доброе слово, получает наклейку «сердечко». У того, кто назовет больше теплых, добрых, нежных слов, будет больше наклеек. Выигрывает тот, у кого больше наклеек.
-Как много тёплых, ласковых, добрых слов в нашей речи! Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
- Если существуют добро и зло, значит люди могут творить не только добрые, но и злые дела. Хорошие, добрые поступки несут людям добро, например: помочь маме убрать посуду, полить цветы, донести тяжелые сумки, отогнать от беззащитного котенка злую собаку – это хорошо.
Дурные поступки. Давайте поговорим о них. Как вы понимаете слово «равнодушный»? Верно! Это человек, которого неприятности, горести других людей не волнуют. Если вы видите, что человеку стало плохо, он жалуется на боли в сердце, то нужно попросить кого-нибудь из взрослых вызвать «скорую помощь». Если вы безразлично прошли мимо – это плохой поступок.
- Ребята, послушайте, какую я сегодня приготовила для вас
сказку «О Добре и Зле»
В одном сказочном лесу жили-были Добро и Зло. Они всегда ходили друг за другом. Добро имело белый цвет, а Зло-черный.
Добро жило в маленьком хорошеньком домике. Добро всегда всем помогало. Каждое утро Добро очень любило приводить свой дом в порядок: оно поливало цветы в своем саду, ухаживало за ними, от этого они хорошо росли, улыбались всем окружающим и цвели прекрасными цветами. Добро любило птиц, живущих в лесу, заботилось о них: кормило их зимой, строило для них домики весной. А птицы отвечали ему тем же, они пели Добру свои звонкие и красивые песни, от их песен у всех вокруг было радостное настроение. Добро заботилось не только о цветах и птицах, оно еще очень любило животных и дружило с ними. Добро дружило с солнышком, которое дарило каждый день ему яркий, солнечный желтый цвет.
А недалеко от прекрасного домика Добра, в холодной каменной избушке жило Зло. Зло всегда мешало всем. Оно не любило яркий солнечный свет и редко выходило на улицу. Зло не дружило с животными, ему не нравилось пение птиц. Растения и цветы не росли возле его дома, Зло их не любило. Жилище Зла окружали засохшие коричневые кусты.
Однажды в этом сказочном лесу произошла история. Маленький бельчонок отстал от мамы и заблудился. Грустный он долго плутал по лесу, пока вдалеке не увидел каменную избушку. Подойдя к ней, он постучал в темное окно, и попросил о помощи. Зло сердитым голосом отказало бельчонку в помощи и прогнало его вон.
Загрустив еще больше, малыш пошел дальше. Тут навстречу ему выбежало Добро, бельчонок рассказал о своей беде. Добро ответило: «Я знаю, где твоя мама, я сейчас тебя провожу к ней». И с этих пор лесные жители, попав в беду, знают к кому обращаться за помощью.
Вопросы: О каких героях говорилось в этой сказке? Какие поступки Добро совершало в этой сказке? Как поступало Зло в этой сказке?
Игра «Сказочный герой – добрый или злой?»
- Все вы любите сказки. В сказке встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. На экране вы увидите сказочного героя. Если герой добрый – вы радостно хлопаете в ладощи, если злой – закрываете лицо ладошками.
На экране Иван-Царевич, Баба-Яга, Золушка, Мальвина, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Волк, Змей-Горыныч, Конек-горбунок, Золотая рыбка, Старуха Шапокляк Доктор Айболит.
Игра «Хорошо-плохо»
Ребята, я предлагаю вам с помощью мимики (добрые поступки вызывают улыбку, злые – огорчение) изобразить добрый поступок или злой.
плохо | хорошо |
Порвал Обидел Поссорился Отобрал Толкнул Ударил Разрушил Сломал | Защитил Проведал Обогрел Помог Поделился Успокоил Развеселил Накормил |
Игра «Превращение слов»
Каждому отрицательному качеству характера, которые совсем не украшают человека, можно подобрать другое, противоположное качество, из которого складывается доброта. Например, черствый – отзывчивый. Давайте с вами превратим плохие качества в хорошие.
Злой - Добрый
Жадный – щедрый
Грубый - вежливый
Жестокий –ласковый
Лживый - правдивый
Невоспитанный – вежливый
Ленивый – трудолюбивый
Сердитый – дружелюбный
Равнодушный- Заботливый
Упражнение «Незаконченные предложения».
Ребята, сейчас я буду читать вам незаконченные предложения, а вы должны для них придумать добрый и злой конец.
Девочка нашла котенка…
Мальчик нашел забытую игрушку и…
Мама заболела и ее сын…
Старенькая бабушка уронила палочку и…
Дети слепили красивого снеговика, а Саша, проходя мимо…
Все дети убирали игрушки в группе, а Маша в это время…
- Чтобы вырасти хорошим, добрым человеком, нужно каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела. С кем бы вы хотели дружить с добрым или со злым человеком?
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (помочь накрыть стол, вытереть пыль на полках, полить цветы, убирать игрушки, помогать младшим (поиграть с ними, поделиться игрушкой), починить книгу, помогать близким, друзьям, уступать место в автобусе пожилым и больным людям, накормить бездомного животного, не рвать цветы и т.д.)
Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступили с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, - улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.
Итак, ребята, о каких двух понятиях мы сегодня с вами говорили? Что каждому из вас ближе Добро или Зло? Почему? Какие поступки вам нравится совершать больше? Почему? Почему добрым быть лучше?
Литература:
1.Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2014
2.Савченко В.И. Беседы с детьми о добре, дружбе и трудолюбии. – М.: ТЦ Сфера, 2018
3.Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».
Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...
Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мир добрых сказок»
Задачи:ü познакомить детей с технологией синквейна и алгоритмом его составления;ü формировать умение составлять творческие синквейны, на тему предложенную воспитателем;ü упражнять детей ...
Этическая беседа, как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания, обусловленное, как большими изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии детей, так и в дости...
Конспект НОД "Добро и Зло" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" поможет педагогам в социально-нравственном воспитании детей 5-7 лет.: формировании у них представлений о до...
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья "Особенности представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые"....
Игровое занятие «ДОБРО И МЫ» для детей старшего дошкольного возраста к НЕДЕЛЕ ПСИХОЛОГИИ
Занятие подготовлено для проведения недели психологии в ДОУ. Участвовать могут дети старшего дошкольного возраста, также с удовольствием в нем участвуют дети с ОВЗ (ТНР, НОДА). Можно использовать и дл...