Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (старшая группа)

Афимьина Екатерина Васильевна

Статья "Особенности представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: Афимьина Е.В.

Дошкольное детство – важный этап становления морального облика ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие личности. Современная дошкольная образовательная организация ориентирована на стандарты нового поколения, которые призывают к активному развитию у ребенка мышления, творческих способностей, богатого воображения, способности к самостоятельному выражению своей индивидуальности, заложенной в индивидуально - личностных качествах детей дошкольного возраста [5].

Сегодня настоятельно возникает необходимость обретения добрых отношений ребенка к миру и своего места в нем как проблемы формирования гармоничной картины мира, целостной и упорядоченной системы представлений, знаний, отношений ребенка к окружающей его среде - к миру вещей и миру людей. Детская картина мира и есть в эмоциональной визуальной форме зафиксированное отношение ребенка к окружающей действительности - природной и социальной. И задача взрослых помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстраивать основания добра. Интерес для данного исследования представляло выявить особенности переживания «добра» и «зла» современными детьми дошкольного возраста [6].

Формирование ценностных представлений - процесс целенаправленного и организованного овладения детьми общечеловеческими ценностями. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе [3].

Формирование представлений о добре и зле в дошкольном возрасте происходит различными путями. Процесс усвоения этих понятий осуществляется в дошкольном возрасте от частного, конкретного к более общему пониманию содержания жизненных ситуаций. В общении с взрослым ребенок усваивает моральные, эстетические и др. аксиологические понятия вначале в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что, несомненно, ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения [1].

Усвоение представлений о добре и зле представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение. В дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения сознательных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу. Усвоение ценностных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития.

Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться социальными нормами. Старший дошкольник способен сам применять нравственные оценки и пользоваться общими критериями «хорошо - плохо», по которым он осуществляет размежевание социально полезных и отрицательных поступков других людей и своих собственных [2].

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности формирования ценностных представлений о добре и зле. Это во многом обусловлено изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками. Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию осознанности поведения. Дети 6-7 лет начинают понимать смысл общественных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков.

Формирующиеся представления о добре и зле начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим. В процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста продолжается дальнейшее осуществление в единстве задач формирования ценностных представлений о добре и зле, чувств и поведения. Большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами [6].

Формирование механизмов ценностных представлений о добре и зле происходит при активном участии социальных чувств и сознания. Освоение ценностных представлений о добре и зле помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует оценки и мотивы поведения. Сформированные представления о добре и зле служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам [8].

В старшем дошкольном возрасте осуществляется переход от формирования отдельных конкретных ценностных представлений о правилах поведения к более обобщенным и дифференцированным ценностным представлениям, которые являются следствием растущей осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими. Задача воспитателя состоит в том, чтобы расширить и углубить ценностные представления о добре и зле, неразрывно связать их с поведением, усилить их действенное влияние на поступки дошкольников.

       Методы формирования представлений о добре и зле у старших дошкольников

Формирование морально - нравственных качеств личности, которые способствуют принятию ценностей жизни собственной и жизни другого человека: понимание роли добра, правды, справедливости как факторов установления порядка; признание достоинства как проявления значимости самого себя или другого человека в социальном пространстве; принятие различного вероисповедания как продолжения традиции национального единства народов; владение компонентами светской этики.

Формирование морально - нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте имеет определяющее значение в процессе становления мировоззрения ребенка, его восприятие окружающего мира как потенциально дружественного или недостаточно положительного.

Поэтому методы и средства педагогического взаимодействия с ребенком в дошкольной образовательной организации должны быть тщательно подобраны и выполнять свою воспитательную функцию [8].

Методы воспитания реализуются как средства, при помощи которых осуществляется оптимальное взаимодействие с детьми, удовлетворяющее поставленным задачам, в данном случае – формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста при взаимоотношениях со сверстниками в коллективе группы дошкольной образовательной организации. Следовательно, методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели.

Все методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста обязаны соответствовать следующим условиям [4]:

  • уважение прав ребенка;
  • реальность требований и обещаний, смысловая весомость;
  • соблюдение наличия требуемых условий для реализации метода;
  • индивидуальный подход;
  • тактичность использования;
  • учет характера развиваемого качества;
  • прогноз действия метода.

В формировании представлений у дошкольников о добре и зле наиболее продуктивно зарекомендовали себя такие средства, как:

- самостоятельная деятельность ребенка;

- средства художественного характера;

- окружающая природа;

- социальная обстановка;

- общение в коллективе сверстников и взрослых.

Художественные средства способствуют осознанию и пониманию эмоционального отношения ребенка к определенной ситуации исследования. Реализация данного подхода осуществляется путем использования музыкальных средств, художественных произведений, кинофильмов, средств искусства и т.п. Воспитатели применяют рассмотренные средства достаточно часто, так как формирование эмоционального отношения к предмету или явлению является мощным средством нравственного воспитания [7].

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература, эффективность использования которой обусловлена правильной организацией всей системы воспитательных воздействий и развития общей эмоциональной культуры детей. Это выработка сознательных целевых устремлений, усвоение эмоционального опыта, повторение нужных действий с их «переживанием». Педагогам важно делать подборку литературных произведений по тематике не только для бесед воспитательного воздействия, но и для анализа эмоциональной составляющей сюжета, описания эмоций, чувств и отношений героев произведений. Из чего детям становится понятна не только экспрессивная составляющая переживаний персонажей, проявляющаяся в реакциях и поведении, но и импрессивная сторона [6].

В совместном обсуждении воспитанники могут понять, что они могут не совпадать, что связано с кодированием эмоций. Важно знакомить детей с экспрессивными кодами различных переживаний, которые они под руководством взрослых могут успешно более эмоционально окрашенно обыграть в играх-драматизациях, театрализованных представлениях и т. д. [4]. Богатый развивающий потенциал в контексте рассматриваемой проблемы, на наш взгляд, представлен в имитационных этюдах, использование которых в дошкольных образовательных организациях начинается с самого раннего возраста.

Формирование бережного отношения к природе неразрывно связано с процессами развития ребенка, включающими возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста. Особое значение приобретают процессы развития восприятия, которые становятся сопряженными с возможностью внимательного отношения ко всему, что ребенок видит, слышит, чувствует, понимает [8]. Важно помогать ребенку замечать в окружающей природе происходящие процессы и не оставаться в стороне в том случае, если можно помочь или предупредить нерациональное действие или ее последствия. При этом важно формировать не только объективную оценку происходящим событиям, но и вызывать эмоциональное реагирование на них. «Ни одна форма поведения, - констатирует Л.С. Выготский, - не является такой крепкой, как та, что связанна с эмоциями».

Приобщение детей с дошкольного возраста к бережному отношению к природе способствует развитию оптимальной системы взаимодействия человека и нерукотворного мира: путем формирования бережной заботы, любви и уважения. Ребенок становится добрее, отзывчивее, терпимее к другим; ему становятся понятны свои поступки и последствия неправильного взаимодействия с окружающей средой. Важность подобного диалога заключается в определении стратегии роли и места человеческого фактора во вмешательстве или взаимодействии с природой (А.М. Гиляров, В. Тугаринов, Д.Н. Кавтарадзе, В.А. Сухомлинский, О. Семенова и др.) [9].

Социальная среда выступает одним из основных факторов нравственного воспитания ребенка. Она определяет его первичное окружение, представления об окружающем мире, что формирует его культурный и нравственный потенциал.

Самостоятельная деятельность ребенка дошкольного возраста представлена трудом, творческими работами, игрой, обучением. Процесс игровой деятельности детей носит творческий характер, вследствие чего развиваются процессы восприятия, воображения, памяти, мышления детей предшкольного возраста. Здесь дошкольники воплощают все известные им сведения об окружающем мире. Поэтому, формируя стержень личностных качеств ребенка, игровая деятельность детей способствует оказанию воспитательного эффекта на подрастающее поколение [8].

Игровой процесс всецело связан с трудовыми действиями детей. Каждый ребенок старается показать другим, что в данном деле его знания более содержательны. Это подталкивает детей к своеобразной конкуренции обладания наиболее содержательным компонентом знаний. Следовательно, в результате такого процесса трудовые навыки детей не только совершенствуются, но и создаются наиболее оптимальные предпосылки нравственного развития дошкольников.

Таким образом, педагогическая наука и практика обладает богатым арсеналом средств и методов нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, выбор и применение которым зависит от конкретной ситуации развития и жизнедеятельности детей в социальном пространстве.

Список информационных источников

  1. Абраменкова, В.В. Добро и зло в картине мира современного ребенка / В.В. Абраменкова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2014. – № 4. -– С. 131-154.
  2. Антонова, Е.А. Особенности представлений о добре и зле у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Е.А. Антонова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. – № 129. – С. 73-80.
  3. Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина [Текст] – М.: Просвещение, 2014. – 142 с.
  4. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей. [Текст] / О. С. Богданова, Л.И. Катаева. – М.: Просвещение, 2013. – 213 с.
  5. Волобуева, Л. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева / Л. Волобуева, Е.  Авилова // Дошкольное воспитание. – 2007. –  №3. – с. 88 - 91.
  6. Карпова, И.И. Становление понятий добра и зла у детей старшего дошкольного возраста / И.И. Карпова // Педагогические науки. – 2015. – №32. – С.15-18.
  7. Смирнова, О.Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. / О.Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2011. – №9. – С. 68 - 74.
  8. Сушкова, И.В. Как объяснить дошкольнику, что такое «добро» и «зло» / И.В.  Сушкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. – №10. – С. 124-133.
  9. Широких, О.Б. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций у дошкольников [Текст] / О.Б. Широких, Н.В. Космачева // Дошкольное воспитание. –  2008. –  № 4. – С. 42-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие интересов и познавательной мотивации детей через расширение представлений о многообразии окружающего миро у детей старшего дошкольного возраста"

о том, как развить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста через ознакомлением с окружающим...

Этическая беседа, как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания, обусловленное, как большими изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии детей, так и в дости...

Конспект НОД "Добро и Зло" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" поможет педагогам в социально-нравственном воспитании детей 5-7 лет.:  формировании у них представлений о до...

«День добра» Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста

laquo;День добра»Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД «Понятие о добре и зле». для детей старшего дошкольного возраста

Цель:  формирование моральных представлений о добре и зле.Задачи:Формировать умение различать и правильно оценивать добрые и злые поступки.Развивать память, произвольное внимания, речь, умение де...

Игровое занятие «ДОБРО И МЫ» для детей старшего дошкольного возраста к НЕДЕЛЕ ПСИХОЛОГИИ

Занятие подготовлено для проведения недели психологии в ДОУ. Участвовать могут дети старшего дошкольного возраста, также с удовольствием в нем участвуют дети с ОВЗ (ТНР, НОДА). Можно использовать и дл...