Доклад «Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации»
материал

Семенюк Людмила Петровна

Доклад  на тему:«Вовлечение родителей в образовательный процесс  дошкольной организации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДАКЛАД

«ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС  ДОУ»

Любая работа эффективна тогда,

Когда она правильно организована.

Тема: «Вовлечение родителей в образовательный процесс  дошкольной организации

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он усваивает умение любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

В детском саду ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, формирует навык организовывать собственную деятельность.

Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребёнка.

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в отдельности не может ни один из нас. Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.

Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является: сделать их активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы запланирована по четырем направлениям:

  1.  Информационно – аналитическое.
  2.  Наглядно-информационное.
  3. Познавательное направление.
  4. Досуговое направление.

1.  Информационно – аналитическое направление 

С целью изучения семьи, установления контакта с её членами  свою работу начала с анкетирования и тестирования.  На основе собранных данных,  проанализировала специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику  общения с каждым родителем.

  В социальной сети была создана группа, в результате чего родители  получили возможность общаться друг с другом, с воспитателями, задавать вопросы, давать советы, делиться опытом, получать информацию.

2. Направление – наглядно-информационное Оно даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и  об ответственности.

Форма работы через родительский уголок, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность (рисунки, поделки), консультации, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что они дополняют живое общение с педагогами на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

3. Познавательное направление – это  обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

* Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок с участием специалистов ДОУ. Часто использую видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, презентации проектов. Именно поэтому процент посещения таких собраний достаточно высок.

* Также провожу устные тематические консультации и беседы, с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.  Вручаю буклеты.

*  Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни группы, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий приходили в гости к дошкольникам, проводили с ними беседы, играли. Например, бабушка воспитанника, сотрудник МЧС, провела развлечение по ОБЖ «Юные спасатели», а другая бабушка – повар – провела с детьми  мастер-класс по выпечке жаворонков из теста. У детей состоялась незабываемая встреча с казаком (дядей одной из воспитанниц), на которой они узнали об истории казачества, послушали сказку, поиграли в игры.

*  Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания с семьёй являются выставки совместного творчества детей и  родителей на различные темы.

Надо отметить, что все родители нашей группы принимали активное участие в различных конкурсах как внутри ДОУ, так  городских и общероссийских: «Сохраним свою планету», «Правнуки Победы», «Жемчужина КМА», «День рождение Деда Мороза», «Неопалимая купава», «Железно» и др..

*  «Мастер-классы для родителей» - одна из наиболее эффективных и востребованных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.

*  Озеленение и обустройство участка тоже не обошлось без участия наших уважаемых родителей. Папы принимали активное участие в посадке кустарников. Дети не только наблюдали со стороны за действиями взрослых, но и являлись активными участниками процесса. 

*  В своей работе активно использую метод проектов, подключая родителей к выполнению определенной части общего задания.

*  Одной из активных форм работы с родителями являются совместные экскурсии. У родителей появляется возможность побыть с ребёнком в необычной среде, завлечь, заинтересовать личным примером.

Мне удалось создать атмосферу доброжелательности, что немало способствовало укреплению детско-родительских отношений, ещё больше сплотив наш коллектив.

*  Даже в такое сложное время для всех нас, в период самоизоляции, мы продолжали очень тесно общаться онлайн, с помощью группы  Watsapp. Родители  делились ходом совместной деятельности находясь дома, я же в свою очередь рекомендовали им интересные идеи игр, упражнений, которые ребёнок может выполнить самостоятельно или при помощи взрослого.

Особый интерес у детей вызвало проведение опытов и экспериментов с водой, воздухом, магнитами.  Много  фотографий, видео пришло от родителей о проведении разнообразной совместной деятельности с детьми: рисуют, лепят, конструируют разнообразные постройки, разучивают стихи, читают художественную литературу, рассказывают сказки, занимаются в прописях. Я очень благодарна, что наша работа с родителями взаимна!

  1.  Досуговое направление -  это направление самое привлекательное, востребованное и полезное. Оно позволяет устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. 

К данной группе форм относятся проведение традиционных совместных праздников и досугов.

На этих мероприятиях родители были активными участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играли, пели песни, читали стихи, отгадывали загадки совместно или соревнуясь с детьми.

*  Стало традиционным проведение спортивных развлечений, посвящённых «23 февраля». Наши дети охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи.

*  Спортивное мероприятие «Сделаем вместе» проводилось утром на спортивной площадке в течение трёх дней для того, чтобы все желающие смогли принять участие. Большинство наших родителей в течение этих трёх дней поучаствовали в мероприятии, а некоторые семьи и не один раз.

*  Родители, почувствовав теплую и дружескую атмосферу детского сада стали активными участниками и других мероприятий. Так наши папы принимали участие в городском мероприятии «Папа-зона», проводимом в парке культуры и отдыха. Вместе с детьми участвовали в спортивных конкурсах: поднимали гири, выполняли задания на меткость и др.  

Участие семей в совместных мероприятиях обогатило семейный досуг и объединило общим делом.

Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. Проявлять взаимное уважение друг к другу. Нужно помнить, что у всех людей – разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Доводить до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, умением стать профессиональным помощником в семье. Мне кажется, что с этой задачей я справляюсь, родители моих воспитанников самые открытые и чуткие, они легкие на подъём. С уважением и вниманиям относятся к моим советам и просьбам.

Но я не останавливаюсь на достигнутом, я продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях

В с вязи с изменениями в системе образования РФ, появились новые требования к взаимодействию с родителями. Для успешного взаимодействия с родителями необходимо учитывать их степень удовлетворённости о...

Статья "Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий"

Обобщение опыта работы старшего воспитателя по организации работы официального сайта в форме статьи  по теме:«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения р...

«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий»

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существует необходимость нововведений в сотрудничество с родител...

Организация креативной образовательной среды как условия творческой самореализации субъектов образовательного процесса - включение родителей в образовательную деятельность ДОО через использование цифровых технологий.

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе о...

Доклад "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников"

Семья - поистине великое творенье.Она заслон надежный и причал.Она дает призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал....

Особенности организации работы с родителями в образовательной организации: существующие запросы и новые подходы.

Особенности организации работы с родителями в образовательной организации: существующие запросы и новые подходы....

Организация условий образовательной среды для участия родителей в образовательной деятельности ДОО в вопросах физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.

Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:— гарантирует охрану и укрепл...