Доклад «Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации»
материал
Доклад на тему:«Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДАКЛАД
«ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ»
Любая работа эффективна тогда,
Когда она правильно организована.
Тема: «Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации:»
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он усваивает умение любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
В детском саду ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, формирует навык организовывать собственную деятельность.
Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребёнка.
В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в отдельности не может ни один из нас. Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.
Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является: сделать их активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы запланирована по четырем направлениям:
- Информационно – аналитическое.
- Наглядно-информационное.
- Познавательное направление.
- Досуговое направление.
1. Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами свою работу начала с анкетирования и тестирования. На основе собранных данных, проанализировала специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику общения с каждым родителем.
В социальной сети была создана группа, в результате чего родители получили возможность общаться друг с другом, с воспитателями, задавать вопросы, давать советы, делиться опытом, получать информацию.
2. Направление – наглядно-информационное Оно даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и об ответственности.
Форма работы через родительский уголок, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность (рисунки, поделки), консультации, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что они дополняют живое общение с педагогами на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
3. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
* Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок с участием специалистов ДОУ. Часто использую видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, презентации проектов. Именно поэтому процент посещения таких собраний достаточно высок.
* Также провожу устные тематические консультации и беседы, с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Вручаю буклеты.
* Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни группы, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий приходили в гости к дошкольникам, проводили с ними беседы, играли. Например, бабушка воспитанника, сотрудник МЧС, провела развлечение по ОБЖ «Юные спасатели», а другая бабушка – повар – провела с детьми мастер-класс по выпечке жаворонков из теста. У детей состоялась незабываемая встреча с казаком (дядей одной из воспитанниц), на которой они узнали об истории казачества, послушали сказку, поиграли в игры.
* Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания с семьёй являются выставки совместного творчества детей и родителей на различные темы.
Надо отметить, что все родители нашей группы принимали активное участие в различных конкурсах как внутри ДОУ, так городских и общероссийских: «Сохраним свою планету», «Правнуки Победы», «Жемчужина КМА», «День рождение Деда Мороза», «Неопалимая купава», «Железно» и др..
* «Мастер-классы для родителей» - одна из наиболее эффективных и востребованных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.
* Озеленение и обустройство участка тоже не обошлось без участия наших уважаемых родителей. Папы принимали активное участие в посадке кустарников. Дети не только наблюдали со стороны за действиями взрослых, но и являлись активными участниками процесса.
* В своей работе активно использую метод проектов, подключая родителей к выполнению определенной части общего задания.
* Одной из активных форм работы с родителями являются совместные экскурсии. У родителей появляется возможность побыть с ребёнком в необычной среде, завлечь, заинтересовать личным примером.
Мне удалось создать атмосферу доброжелательности, что немало способствовало укреплению детско-родительских отношений, ещё больше сплотив наш коллектив.
* Даже в такое сложное время для всех нас, в период самоизоляции, мы продолжали очень тесно общаться онлайн, с помощью группы Watsapp. Родители делились ходом совместной деятельности находясь дома, я же в свою очередь рекомендовали им интересные идеи игр, упражнений, которые ребёнок может выполнить самостоятельно или при помощи взрослого.
Особый интерес у детей вызвало проведение опытов и экспериментов с водой, воздухом, магнитами. Много фотографий, видео пришло от родителей о проведении разнообразной совместной деятельности с детьми: рисуют, лепят, конструируют разнообразные постройки, разучивают стихи, читают художественную литературу, рассказывают сказки, занимаются в прописях. Я очень благодарна, что наша работа с родителями взаимна!
- Досуговое направление - это направление самое привлекательное, востребованное и полезное. Оно позволяет устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
К данной группе форм относятся проведение традиционных совместных праздников и досугов.
На этих мероприятиях родители были активными участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играли, пели песни, читали стихи, отгадывали загадки совместно или соревнуясь с детьми.
* Стало традиционным проведение спортивных развлечений, посвящённых «23 февраля». Наши дети охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи.
* Спортивное мероприятие «Сделаем вместе» проводилось утром на спортивной площадке в течение трёх дней для того, чтобы все желающие смогли принять участие. Большинство наших родителей в течение этих трёх дней поучаствовали в мероприятии, а некоторые семьи и не один раз.
* Родители, почувствовав теплую и дружескую атмосферу детского сада стали активными участниками и других мероприятий. Так наши папы принимали участие в городском мероприятии «Папа-зона», проводимом в парке культуры и отдыха. Вместе с детьми участвовали в спортивных конкурсах: поднимали гири, выполняли задания на меткость и др.
Участие семей в совместных мероприятиях обогатило семейный досуг и объединило общим делом.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. Проявлять взаимное уважение друг к другу. Нужно помнить, что у всех людей – разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Доводить до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, умением стать профессиональным помощником в семье. Мне кажется, что с этой задачей я справляюсь, родители моих воспитанников самые открытые и чуткие, они легкие на подъём. С уважением и вниманиям относятся к моим советам и просьбам.
Но я не останавливаюсь на достигнутом, я продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях
В с вязи с изменениями в системе образования РФ, появились новые требования к взаимодействию с родителями. Для успешного взаимодействия с родителями необходимо учитывать их степень удовлетворённости о...
Статья "Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий"
Обобщение опыта работы старшего воспитателя по организации работы официального сайта в форме статьи по теме:«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения р...
«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий»
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существует необходимость нововведений в сотрудничество с родител...
Организация креативной образовательной среды как условия творческой самореализации субъектов образовательного процесса - включение родителей в образовательную деятельность ДОО через использование цифровых технологий.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе о...
Доклад "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников"
Семья - поистине великое творенье.Она заслон надежный и причал.Она дает призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал....
Особенности организации работы с родителями в образовательной организации: существующие запросы и новые подходы.
Особенности организации работы с родителями в образовательной организации: существующие запросы и новые подходы....
Организация условий образовательной среды для участия родителей в образовательной деятельности ДОО в вопросах физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:— гарантирует охрану и укрепл...