Проект создания предметно-развивающей среды "Чудесный уголок"
проект (младшая группа)

Коструб Светлана Николаевна

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sozdaniya_predmetno.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ДС №13

ПРОЕКТ

Создания предметно-развивающей

среды в группе

«Чудесный уголок»

(2 младшая группа)

                                                                     Воспитатели:

Коструб С. Н.

Прокопенко Т. С.

Г. Россошь

2019г.

Проект создания предметно-развивающей среды

"Чудесный уголок"

Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды в группе педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Проектирование предметно-развивающей среды в группе:

Цель проекта:

Предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. Содержание и вид развивающей среды должен послужить толчком для выбора дошкольником того вида деятельности, который будет отвечать его предпочтениям ,потребностям и формировать интерес.

С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников
  • разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в группе с учетом возрастных особенностей детей;
  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  • комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
  • приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Участники проекта: Администрация, воспитатели Коструб С. Н.,

 Прокопенко Т. С, родители,дети .

 

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования надо придерживаться следующих принципов:

  • дистанции, позиции при взаимодействии ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
  • активности, самостоятельности, творчествавозможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
  • стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
  • эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
  • открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
  • половых различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Содержание деятельности воспитателей и детей

На этапе формирования предметно-развивающей среды в группе  работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства были сформированы разные центры.

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

  • «Литературный центр»;
  • «Музыкальный центр»;
  • «Патриотический центр»;
  • «Центр безопасности»;
  • «Центр конструирования»;
  • «Центр природы»;
  • «Центр сенсорики»;
  • «Уголок дежурства»;
  • «Уголок именинника»;
  • «Салон красоты»;
  • «Уголок физкультуры»;
  • « Драматический уголок».

Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в «Центре сенсорики», «Центре конструирования», в «Салоне красоты» игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, парикмахерская, столик, игрушки).

Особое внимание в группе уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.

Итоги проекта

Преимущество создания развивающей среды в группе  в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок может выбирать занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возрастает продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

 Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия. Для того, чтобы предметно-развивающая среда была более функциональная, современная нам хотелось бы приобрести:

- В «Уголок природы»- Магнитные плакаты с карточками( растения, животные, птицы и т.д.)

- В «Уголок сенсорики» - Игротека в чемодане

- В « Игровой уголок» - Столы с нижней подсветкой, наборы для ролевых игр.

- Улучшить техническое оснащение: ноутбук, телевизор

Приложение

Рабочий план реализации проекта "Чудесный уголок"

Наименование мероприятия 

Исполнитель 

Сроки реализации 

Подготовительный этап 

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

Декабрь

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

Декабрь

Определение цели и задач проекта; создание творческой группы

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

Декабрь

Разработка проекта "Чудесный уголок". Составление рабочего плана реализации проекта

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

Декабрь

Изучение особенности группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

Декабрь

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

Декабрь

Отбор лучших разработок для внедрения и публикации

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

Декабрь

Деятельностный этап 

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

Воспитатели Коструб С. Н. ,

Январь

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам
построения развивающей среды

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

Январь

Работа по созданию развивающей среды в групповой комнате для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

администрация

В течение всего срока

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

В течение всего срока

Декоративное оформление коридора группы: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

Ноябрь

Заключительный этап 

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы

Воспитатели Коструб С. Н. ,

ПрокопенкоТ. С.

Март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"

Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"...

Проект "Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ"

В данном проекте предусмотрено активное участие всех педагогов ДОУ по созданию интересной, мобильной среды для развития современного ребёнка....

Проект создания предметно-развивающей среды "В гостях у Дюймовочки"

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых ко...

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

Проект создания предметно- развивающей среды в средней группе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидакти...

Педагогический проект «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением в образовательном процессе....

Творческий проект создания предметно-развивающей среды тема «Островок детства»

1.      Введение 1.1  Анализ внешней среды     Сейчас многие педагоги и родители, зная о познавательных способностях детей,  делают акцент н...