Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание в современном ДОУ"
консультация
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры.
Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщения ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условиях для жизни живых существ, формирования элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, воспитаниеу ребенка элементарного чувства ответственности за все живое.
Экологическое воспитание дошкольника осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс в повседневной жизни и на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_sovremennom_dou.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В СОВРЕМЕННОМ ДОУ»
В современном мире большое внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников.
Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине 20 –го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.
В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:
- биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
- социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;
- прикладная экология, или охрана природы.
Цель экологического образования – формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры.
Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщения ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условиях для жизни живых существ, формирования элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, воспитаниеу ребенка элементарного чувства ответственности за все живое.
Экологическое воспитание дошкольника осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс в повседневной жизни и на занятиях.
Для реализации экологического воспитания большое значение имеет окружающая среда детского сада. Это уголки природы в группе, правильное оформленный участок.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются, это:
- наглядные (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
- словесные (беседы, чтение художественное литературы о природе, использование фольклорных материалов);
Практические (экологические игры, опыты, труд в природе).
Инновационные методы:
- проектная деятельность;
- мнемотаблицы, коллажи, кроссворды, элементы ТРИЗ.
Но особо важное значение имеет использование таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.
Проигрывая с детьми различные проблемные ситуации, стимулирует познавательную активность детей и приучает детей к самостоятельному поиску решений проблемы.
Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё что происходит вокруг. Нужно учить дошкольников правильно вести себя и на природе, и среди людей. Задача воспитателя сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.
Дети младшего дошкольного возраста имеют большой багаж о природе. Этому способствует довольно высокий уровень абстрагирования, хорошо развитый анализ и синтез окружающей действительности, большой словарный запас. Расширяются и обогащаются знания о характерных явлениях и свойствах явлений. Детям доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщённости знаний позволяет переходить к понятиям. В этом возрасте у детей вырабатывается эмоционально-оценочное отношения в природе, к результатам труда.
Таким образом, ставятся следующие задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе;
- формировать оценочное суждение, в котором проявляется наблюдательность ребёнка, критичность мышления, интерес к миру природы;
- формировать представление о связях и зависимости, существующие в природе, выстраивать экологические цепочки, пользоваться обобщающимися словами;
- развивать творческую инициативу, логическое мышление, воображение.
Ведущим приёмом является беседа, именно беседа помогает детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, выявить нравственную позицию ребёнка в его отношениях к животным, растениям, людям.
Речь должна быть мягкой, доброжелательной, выразительной, главное эмоциональной. Прежде чем обратить внимание воспитанников, на какой-либо объект природы, нужно подобрать вопросы, обратиться к поэтическим образам (стихи, загадки, пословицы). Предлагаю понаблюдать за облаками. На что они похожи? Дети начинают фантазировать. В этом возрасте проводятся длительные наблюдения.
Цикл наблюдений за деревом. Дети наблюдают и рассматривают дерево в разные сезоны, на их глазах оно меняется, они прослеживают, кто живёт на дереве, кто прилетает к нему. Постепенно дети начинают о нём заботиться, ухаживать, беречь. Даю такие задания, как «Какое настроение у дерева?», «Сегодня день рождение у берёзки, что мы ей пожелаем?», если это разные времена года, то детям легче рассматривать наряд у дерева, каждый раз они замечают изменения. Циклические наблюдения помогают детям понять закономерности и связи между живой и неживой природой, делать свои небольшие выводы, учат ребёнка рассуждать, вызывают любознательность.
После наблюдений дети начинают переживать, их задевает то, что происходит в природе и тогда мы начинаем придумывать рассказы.
Широко использую поэтическое слово. При знакомстве с опоэтизированной природой детям легче и доступнее даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить её значение в жизни человека, они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Читая стихи о лесе у разных авторов С. Погореловский, «Лес», И. Бунин «Листопад», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», И. Суриков «Первый снег», подвожу детей к мысли, что лес красив во все времена года. Дети начинают понимать эту красоту, наслаждаться ею и передают свои впечатления в слове и рисунке.
Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, расширяются их представления, позволяющие им сравнивать, различать, вдумчивее относится к природе.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Качество изготовления поделок зависит от:
- грамотного методического руководства со стороны воспитателя;
- уровня умственного развития ребенка;
- степени сформированности у детей практических умений и навыков работы с природным материалом;
- развитие у ребенка таких качеств как настойчивость, внимательность, старательность, взаимопомощь.
Закрепление полученных знаний происходит на экологических праздниках и развлечениях «День рождения Земли», «Берегите первоцветы», «День чистоты и здоровья».
Большими помощниками в работе являются родители. Родители вместе с детьми ходят в походы, на экскурсии. Всё это положительно действует на детей, они не только получают знания, но и на личном опыте видят, как относятся их родители к окружающему миру. У ребёнка откладывается незабываемый положительный отпечаток в душе.
Для того чтобы легче отследить знания детей на каждом возрастном этапе необходимо проводить диагностику.
Педагогическая диагностика – это система приемов, специально разработанная педагогическими технологиями, методик и тестовых заданий, позволяющих определить уровень развития ребёнка, а также находить пути улучшения и качества.
Проблема экологического образования волнует всех учёных общественность, педагогов. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную картину мира. Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости. Поэтому настало время осознать, что взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»
Консультация для родителей«Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов, протекающих во всех ...
Консультация для воспитателей "Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"
Консультация для воспитателей "Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"...
Консультация для воспитателей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание в современном мире"
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по-особе...
Консультация для родителей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»
Среди факторов воспитания духовности дошкольников в системе общего образования особое место занимает музыка. Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в прозрении более ...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание в современной семье"
На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера....
Консультация для родителей "Устное народное творчество (сказка) - как средство нравственного воспитания в современном мире".
Устное народное творчество - уникальная самобытная культура наших предков, благодоря которой осуществляется преемственность поколении, их приобщение к национальным жизненным истокам.Устное народное тв...
Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"
Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...