Профессиональный стандарт педагога : компетенции и действия
статья (средняя группа)
Профессиональный стандарт отражает структуру
деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного
образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими
компетенциями, призванными помочь в решении новых стоящих перед ним проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
33.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный стандарт педагога : компетенции и действия
Автор :Бутская Наталья Андреевна
ГБДОУ№45 Адмиралтейского района
Воспитатель
Профессиональный стандарт это основа содержащая совокупность личных и профессиональных компитенций.
Меняется мир, изменяются дети что в свою очеред, выдвигает новые требования к
квалификации педагога-воспитателя. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не
учил.Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно
повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в
центрах повышения квалификации.
Расширяя границы свободы профессиональный стандарт одновременно повышает
его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации,
предлагая критерии ее оценки.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура
постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта.
Различаются не только уровни квалификации, но и те условия в которых они
осуществляют свою профессиональную деятельность.
Потребуетя совокупность творческих усилий учителей,воспитателей, родительской
общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе
консенсуса.
Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального
стандарта педагога заложено в процесс его разработки, начиная с широкого
обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.
Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над
профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы
государственно-общественного управления.
· Профессиональный стандарт отражает структуру
деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного
образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими
компетенциями, призванными помочь в решении новых стоящих перед ним проблем.
· Стандарт выдвигает требования к личностным качествам воспитателя, неотделимым от его
профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне
зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей
Главными критериями хотелось бы выделить:
1. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
2. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и
обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
3. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
4. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности
различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и
т.д.).
5. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей.
6. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые
общности учащихся, их родителей и педагогов.
7. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их
заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
8. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и
специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
9. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе,группе поддерживать в детском
коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
10. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
11. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой
положительный вклад.
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная
установка на оказание помощи любому ребенку.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с
особенностями их развития.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума.
Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального
развития ребенка.
Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционноразвивающую работу.
Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств,
психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий.
Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметноманипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и
самостоятельную деятельность дошкольников.
Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми
раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и
другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей
развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда,
дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или
детьми с особыми образовательными потребностями.
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды,
обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая
эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации
Новые компетенции педагога- воспитателя:
Организация образовательного процесса в соответствии с
ФГОС дошкольного образования;
Участие в разработке Программы развития ДОУ
Работа в условиях реализации инклюзивного образования;
Освоение русского языка детьми, для которых он не является родным
Готовность учить всех без исключения детей: работа_с детьми, имеющими проблемы в развитии (ОВЗ), детьми- инвалидами, другими социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими серьезные
отклонения в поведении.
Профессиональная компетенция воспитателя - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей.
Педагог ключевая фигура реформирования .Как и каждая деятельность включает следующие компоненты: цель, средства, объект, субъект, достигнутый результат, отличающиеся своей спецификой.
Цели работы учителя определяются обществом, т. е. воспмтатель не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений, включение молодежи в существующую систему социальных связей, реализации природных возможностей человека в овладении общественным опытом. Но конкретные задачи, исходящие из цели, воспитатель должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Таким образом, цель педагогической деятельности всегда социально задана в конечном результате (есть определенный стандарт, как писал А. С. Макаренко, в понимании того, кого мы должны воспитать) и нестандартна по задачам в конкретных педагогических действиях. Уже это обстоятельство требует от педагога творческих решений, умения видеть цели, сопоставлять их с реальной конкретной обстановкой.
Управление деятельностью другого человека (воспитанием, обучением) сложно потому, что цель педагога всегда объективируется в будущем воспитанника. Эта цель близка и понятна учителю, он требует: «Ты должен знать, уметь, делать». В то же время дети живут сиюминутной жизнью, одолеваемые проблемами сегодняшнего дня, а будущее для них слишком отдалено. Ш. А. Амонашвили называет это противоречие «основой трагедии воспитания». Педагог живет в современности, а строит будущее. Это сложно. Осознавая это, педагоги-мастера всегда выстраивали логику своей деятельности с опорой на потребности детей. Ш. А. Амонашвили стремится приблизить свою программу деятельности к программе ребенка. Итак, специфика цели педагогической деятельности требует от учителя личностного принятия социальной задачи общества, когда цели общества «прорастают» в педагогической позиции учителя; творческого понимания целей и задач конкретных действий;'умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.
Объект педагогического труда — человек, «тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности — ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем: Человек — не мертвый материал природы, а активное существо, с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящих событий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее деятелем который может по разному относиться к педагогическому воздействию, ибо воспринимает его через свой внутренний мир, свои установки. Воспитатель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это сложно, требует постоянного творческого поиска. Одновременно с педагогами на ребенка, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т. е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности. В целом современная педагогика, педагогика сотрудничества, направлена на демократизацию отношений в детском садуили школе и стремится к активизации детей к тому, чтобы сделать ребенка соратником, соучастником педагогического процесса. Субъект — тот, кто воздействует на воспитанника,— педагог, родители, коллектив.
Основной инструмент воздействия на воспитанника— личность педагога, его знания и умения. Если учащиеся не принимают личность воспитателя, критически относятся к его знаниям, поступкам, они воспротивятся его воздействию, Подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние на личность, а это возможно лишь при условии постоянного нравственного самосовершенствования педагога. Главные средства воспитания — различные виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение. Предмет и продукт педагогической деятельности – личность ребенка и ее гармоничное развитие. Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания. «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно» (Л.Н. Толстой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников
Предпосылки разработки и внедрения профессионального стандарта в системе образования...
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...
Профессиональный стандарт педагога. Вызовы времени и ключевые компетенции.
Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации. В не...
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Быть воспитателем в современном обществе очень сложно. Для этого нужны не только новые знания, но и огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...
Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования
Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования В условиях интенсивных изменений, происходящих в систем...