Статьтя на тему:Формирование духовно – нравственных ценностей дошкольников, их сопричастности к культурному наследию своей нации.
статья на тему
данный статья является отчетом о проделанной работе в ДОУ для формирования духовно-нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
got._doklad.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность;
не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
С. Соловейчик
Формирование духовно – нравственных ценностей дошкольников, их сопричастности к культурному наследию своей нации.
Вахитова Надежда Александровна, NADIN3083@yandex.ru
МАДОУ № 42 «Черёмушки» г. Южно-Сахалинска
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности ребёнка. Это период первоначального вхождения его в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. В этот период у ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна). Духовно – нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Л.А. Пеньевской, Т.А. Марковой, С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой, Р.С. Буре и других.
Проблемы духовно-нравственного развития личности на основе традиций отечественной культуры и подготовки специалистов в области народного художественного творчества получили освещение в трудах Т.Н. Баклановой, Н.М. Сокольниковой, Л.А. Рапацкой, Т.Я. Шпикаловой, М.Ю. Новицкой, Т.И. Петраковой, Т.К. Рулиной, М.С. Жирова, СЛ. Ермоловой и других авторов.
В работах Т.И. Баклановой особое внимание уделено теоретическому обоснованию роли традиционной русской культуры в духовно-нравственном воспитании, самопознании, самосовершенствовании и оздоровлении человека.
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.
Начиная с 2014 года в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.
Основными задачами нашей работы являются:
- знакомство детей с культурой и историей своего народа;
- формирование чувства сопричастности к культурному наследию;
- формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей
Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда.
Воспитатели оформили в группе «Уголок ряжения». Девочки с большим удовольствием наряжаются перед зеркалом в разноцветные народные шали. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.
В нашем детском саду совместно с родителями неоднократно проводятся выставки работ и рисунков посвященных «Рождеству Христову», за что в январе 2017 года были награждены дипломом I степени в номинации «Рождественская выставка нашего детского сада».
Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группе являются настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи». Они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами.
В детском саду создан мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины (самовар, кателок, ухват, утюг и пр.).
В холле ДОУ оформлен патриотический уголок с российской символикой.
Незабываемый подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Педагоги нашего ДОУ воспитывают у детей уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, любовь к Родине и гордость за свой народ. В день освобождения острова и день Победы дети приходят к памятнику погибших воинов. Они приносят цветы, возлагают венки, читают стихи. В группе оформляются фотовыставки «Ваш подвиг не забыт», «Я служу Отечеству». Проводятся беседы с просмотром видеофильмов. К празднику дети готовят подарки. Регулярно наши дети принимают участие всевозможных городских конкурсах рисунков «Наследники победы» и пр.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше объединяется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию мы используем следующие формы работы:
работа с народным календарем
посещение краеведческого музея
оформление в детском саду мини-музея «Русская изба»
чтение художественной литературы;
познавательные беседы;
творческую продуктивную и игровую деятельность детей;
экскурсии, целевые прогулки по улицам своего города
Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.
Праздники в нашем детском саду начинаются с осени. Первый народный праздник — «Осенины» или Здравствуй осень. Затем – «Новый год и Рождество», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха».
После праздника с детьми организуем итоговые беседы на следующие темы: «Край, в котором ты живешь», «Откуда пошла земля русская», «Светлый праздник Рождества» и др.
Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Активно используем и такую форму работы, как посещение музея. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.
После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности изготавливают понравившиеся предметы из бумаги, пластилина, глины, приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество.
Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Елочка красавица – всем ребятам нравится», «Самая лучшая мама» и др.
В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет. Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей. Проведение совместных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, вечера вопросов и ответов).
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Список литературы
1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
2. Зязева Л.К. Мир детства в традиционной культуре.-Москва, 1993 г.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методич. пособие.–СПб: «Детство-Пресс», 2004.
4. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. СПб: «Детство-Пресс», 2004.
5. Юдин А.Б. Русская традиционная народная духовность.- Москва, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа
Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...
Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.
quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....
Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".
Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....
«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к культурному наследию родного края»
laquo;Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.» Русский религиозный философ В.В. Зеньковский...
Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа"
Доклад будет полезен воспитателям дошкольных учреждений по духовно - нравственному воспитанию....
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через ознакомление их с наследием родного края
Современные дети мало знают о родном поселке, символике родного края, страны, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко ...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с культурным наследием родного края»
В статье описана система работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с культурным наследием родного края». Рассмотрены технологии и методы, способствующие ра...