Сенсорная среда и игровое оборудование как средство познавательного развития детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Войцех Марина Сергеевна

Данная статья посвящена опыту работы в рамках инновационного проекта «Вариативность форм сотрудничества  дошкольной образовательной организации и семьи  как фактор успешной адаптации и развития  детей раннего возраста» по вопросам организации и построения сенсорной среды, выбора игрового оборудования для развития детей раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bushelevskie_chteniya_2020_chernovik.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:

Марина Сергеевна Войцех

учитель-дефектолог,

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №39»,

г. Петропавловск-Камчатский

Сенсорная среда и игровое оборудование как средство  познавательного развития детей раннего возраста.

Аннотация

Данная статья посвящена опыту работы в рамках инновационного проекта «Вариативность форм сотрудничества  дошкольной образовательной организации и семьи  как фактор успешной адаптации и развития  детей раннего возраста» по вопросам организации и построения сенсорной среды, выбора игрового оборудования для развития детей раннего возраста.

Ключевые слова: ранний возраст; познавательное развитие; восприятие; сенсорное развитие; сенсорная депривация; предметно-пространственная среда; игровое оборудование.

Ранний возраст – особенный период в жизни ребёнка.  Он характеризуется повышенной детской активностью, стремлением к исследованию и познанию окружающего мира. Именно в раннем возрасте происходит овладение ходьбой, развивается  наглядно – действенное мышление, происходит начальное формирование личности ребёнка. Кроме того, ранний возраст – это период бурного сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка - это главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. Сенсорное развитие предполагает развитие восприятия ребёнка  и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.  Оно неразрывно связано с развитием представлений об окружающем мире, является его начальным звеном. Чтобы ребенок активно развивался и познавал мир, ему необходимо создать богатую и разнообразную сенсорную среду. [5, 145]

Организованная сенсорная среда – это система условий, обеспечивающая развитие личности ребенка: физического, познавательного, социального, эстетического.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. [5, 151]

Предметно-пространственная развивающая среда обладает огромным воспитательным и развивающим потенциалом и имеет важное значение для интеллектуального развития ребёнка. С.Л. Новосёлова утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.  [10, с.11].  По мнению  О.  А.  Комаровой,  предметно-пространственная  развивающая среда  представляет  собой  организованное  пространство, включающее в  себя специально подобранные игрушки, игровое  оборудование,  предметы  мебели  для  осуществления  специфических  видов  деятельности, игры, личностно ориентированного взаимодействия [8, с. 14]

Для сенсорного развития ребёнка раннего возраста разработана и активно применяется система развивающих игрушек для малышей. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Г. А. Урунтаева, главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. [12, с. 24] Игрушка – это предмет, который позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности, войти в мир людей, человеческих отношений, природы, науки, техники, культуры.  Тематическое разнообразие игрушек дает возможность активизировать индивидуальные интересы, склонности и способности детей. ФГОС ДО содержит примерный перечень игрушек и игрового оборудования для дошкольных образовательных организаций.

Многим современным родителям, не обладающим педагогическими знаниями, зачастую очень трудно разобраться в том, как правильно подобрать игрушку для малыша, каким условиям должна соответствовать развивающая игрушка. Руководствуясь разработками ведущих отечественных педагогов мы представляли игровое оборудование для сенсорного развития детей раннего возраста на «Ярмарке педагогических идей»   в рамках инновационного проекта «Вариативность форм сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи как фактор успешной адаптации и развития детей раннего возраста»

Наша задача заключалась в том, чтобы заняв детей игрой, при участии родителей,  продемонстрировать родителям  подборку самых ярких развивающих игрушек и дидактических пособий,  которые советуют специалисты нашего дошкольного учреждения в работе с детьми раннего возраста. И поделиться вариантами исполнения дидактических пособий в домашних условиях при помощи бросовых материалов, подручных средств. Выбор игрового оборудования осуществлялся с учётом возраста, участвовавших в мероприятии малышей, это дети от 1 года до 2х лет. 

Во вступительной части мы  говорили о психическом процессе восприятия, как доминирующей психической функции. О значимости сенсорного развития. О том, как ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир. Почему важно развивать восприятие и как правильно создать для малыша культурную, образовательную, развивающую среду для обогащения чувственного опыта и познания им окружающего мира.

Родителей знакомили с описанием игрушки, с целью, для которой предлагается эта игрушка и как правильно использовать в игре ту или иную игрушку. Были продемонстрированы пособия и игрушки, способствующие развитию у детей раннего возраста всех видов восприятия, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. И варианты исполнения этих пособий в домашних условиях.

В качестве оборудования для  развития зрительного восприятия были представлены: сортер основных цветов и геометрических форм, пирамидки (от простейших до более сложных), 2-х составные матрёшки, рамки-вкладыши, стучалки с шариками и молоточками.

Сортер – это развивающая игрушка для детей, главной задачей которой является сортировка предметов по разным признакам. Это первая головоломка для ребёнка от шести месяцев и считается одной из самых важных и полезных игрушек. Педиатры и детские психологи уверены, что такие игрушки ускоряют творческое развитие у детей. Говоря об этой  развивающей игрушке, мы  рекомендовали родителям не выбирать игрушку со сложными элементами, а начинать с простых авриантов. Главное требование – чтобы сортер был выдержан в гамме основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый) и основных геометрических форм  (круг –шар, квадрат – куб). Также вниманию родителей был представлен вариант  сортера, который можно легко изготовить в домашних условиях, из картонной коробки и цветной бумаги.

Говоря родителям о пирамидке, упомянули о том,  что эта традиционная игрушки нужна для формирования представлений о размере (большое, маленькое, среднее, больше-меньше, такой же-не такой), форме, цвете. Для сортировки по этим признакам. Родителям были продемонстрированы пирамидки от самых простых вариантов, требующей нанизывания колец без учёта их величины, до более сложных (пирамидка с конусообразным стержнем, пирамидки одноцветные, цветные, фигурные). Упомянули о том, что само одевание колец на стержень – великолепная тренировка для координации глаза и руки, развитие мелкой моторики. Затем был предложен вариант самодельной мягкой пирамидки из флиса, мягкой набивки, пуговиц и липучек.

Для игры детям были предоставлены традиционные 2-х составные матрёшки. В процессе игры с этой игрушкой у малыша формируется зрительное восприятие, оттачивается взаимодействие руки и глаза, что способствует не только развитию пространственного  и логического мышления, но и развитию глазомера).

Были рекомендованы родителям рамки-вкладыши – игрушки, способствующие совершенствованию зрительного и тактильного восприятия формы и размера предметов, а также тренируют мелкую моторику и координацию движений.

Так же нами были представлены развивающие игры «Разноцветный паровозик» и «Посади цветочек», выполненные  из бутылочных крышечек, крышек от упаковок с салфетками, яичных решёток. Цель этих игр заключалась в развитии у ребёнка  умения соотносить цвета предметов. К цветным вагончикам паровозика нужно было подобрать подходяще по цвету колёсико, а цветочек определённого цвета необходимо было высадить в соответствующего цвета «грядочку».

Особенно понравились маленьким гостям нашего мероприятия стучалки с шариками и молоточками.   Это развивающая игрушка в виде деревянной горки с разноцветными отверстиями для шариков и молоточком. Игрушка способствует развитию моторики и общей координации движений, учит различать и сопоставлять цвета.

В качестве оборудования для  развития слухового восприятия,  необходимых для развития слуха и воображения, а также для развития речи, были представлены: музыкальные инструменты, звучащие предметы, дидактическая игра «Шумовые коробочки». Цель игры с этими пособиями заключается в том, чтобы развивать слуховую память,  логику, умение различать и дифференцировать шумы, тренировать концентрацию внимания.  Советовали родителям избегать игрушек, издающих неестественные, слишком громкие и раздражающие звуки. Делать выбор в пользу несложных детских музыкальных инструментов, таких как ксилофонмаракасы, бубен, дудочкабарабан. Как вариант для изготовления своими руками, были продемонстрированы  шумовые коробочки из контейнеров киндер-сюрпризов с различным наполнением (пуговицы, горох, соль, монеты), обвязанные пряжей. Цель игры заключается в подборе одинаково звучащих коробочек.

В качестве оборудования для  развития тактильного восприятия: тактильные дощечки, «Ящик ощущений». Предложен вариант  самодельных тактильных мешочков из различного текстильного материала с разнообразным наполнением, игра способствует развитию мелкой моторики, слуха, зрения, обоняния, осязание, привлекают малыша разнообразием "начинок" и ощущений. А также были представлены «Тактильные дощечки», парные дощечки, с  приклеенными на них пуговицами, стразами, кофейными зёрнами, фольгой, бархатной бумагой).  Рекомендовали родителям начинать первое знакомство с материалом, просто предложив ребенку изучить карточки самостоятельно, а затем подобрать одинаковые на ощупь дощечки по выбору из 2-3  сначала с открытыми глазами, затем с платком.

Особое внимание в презентации игрового оборудования мы уделили  пособиям для развития мелкой моторики у детей раннего возраста, делая акцент на том, что дети с развитой моторикой раньше говорят и вообще опережают своих сверстников в интеллектуальном развитии. 

В качестве оборудования для  развития мелкой моторики продемонстрированы массажные  и тактильные мячики, можжевеловые массажёры для рук, шарики Су-джок, разнообразные шнуровки, серпантинки-лабиринты.

Шнуровки - готовят руку к письму с раннего возраста. Способствуют совершенствованию координации движений обеих рук, развивают подвижность кисти, тренируют систему рука-глаз, приучает пальцы ребенка совершать точные движения – захват «щепотью» (тремя пальцами), «пинцетный» захват (двумя пальцами).

Серпантинка-лабиринт – игрушка с деревянным основанием, круглым или фигурным, к которому прикреплена извилистая металлическая дуга с нанизанными на нее геометрическими фигурками. Позволяет развивать мелкую моторику пальцев, восприятие цвета, зрительно-моторную координацию.

Также представлены варианты текстильных пособий: развивающие коврики, «Сенсорные змейки».

«Сенсорные змейки» - самодельное дидактическое пособие. Применяется нашими специалистами для работы с детьми раннего возраста с целью развития восприятия цвета, величины,  тактильные ощущения, мелкую моторику можно использовать такую игрушку. Изготовленно из ткани, с различным  наполнителем- гречка, горох, фасоль, с включением звучащих элементов. Эти игрушки можно обыграть: змейки ползут, погладь змейку, помни, потряси за хвостик.

Так же напомнили родителям о традиционных игрушках-забавах: Богородские игрушки («Клюющие курочки», «Зайка-барабанщик»), деревянные волчки, «Марионетки», «Дергунчики», заводные игрушки. Эти игрушки применяются для того, чтобы  вызывать у детей  любопытство, здоровый смех, развивать чувство юмора и любознательность. Они радуют неожиданным движением или звуком. Необходимы для  создания положительного настроя для совместной со взрослым деятельности, развивать мелкую моторику.

Представляя оборудование на «Ярмарке педагогических идей» знакомили родителей и с основными принципами организации игр детей с предметами: первый принцип - посильность требований, второй принцип -   постепенность усложнения.  Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребенком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.

Так же были даны советы родителям по организации  сенсорной среды в домашних условиях. Основными условиями создания полноценной сенсорной среды для детей раннего возраста являются предметы и вещи, окружающие ребёнка в повседневной жизни, которые разнообразны по  фактуре и цвету. Ребенку раннего возраста необходимо предоставлять  свободу, разрешать исследовать мир вокруг, лазить по шкафам, играть с водой, песком, крупой и т. д. - ограничивать стоит лишь в том, что опасно. Надо постоянно обращать внимание ребенка на объекты и явления окружающего мира, их изменения, учить внимательно относиться к окружающему. Необходимо предоставлять ребенку новые впечатления о мире - водить в кино, зоопарк, устраивать прогулки в парке, пикники в лесу, поездки на море и т. д.  И конечно же, не маловажный фактор - организация специальных занятий с такими игрушками, как матрешки, пирамидки, вкладыши и др., которые помогают сенсорному развитию ребенка. [13, с.16]

В финале презентации игрового оборудования говорили о том, что если сенсорная среда для ребенка не создана, у него наступает сенсорная депривация (сенсорный голод).  Сенсорный голод наступает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. Обедненная среда вредна для человека в любом возрасте, особенно для ребенка. В процессе поступления в мозг и переработки информации, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития - несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.[2, с.38]

Своим выступлением перед родителями детей раннего возраста очень хотелось донести до них  важную информацию  о том, что истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. А хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку.  Создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

И для того, чтобы малыш правильно развивался и рос в благоприятной для него развивающей среде родителям нужно проявить фантазию, приложить усилия, затратив немного времени и средств, и своими руками создать полезные игрушки для своих детей. Счастливое детство без игрушек невозможноМногие нужные малышам игрушки просто не продаются в магазинах. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук,  и получаются неповторимыми.

Библиографический список

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. /АксаринаН.Н.-М., 1974)
  2. Айрес Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.- м.: Теревинф, 2019
  3. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста: «Владос», 2007.
  4. Герасимова А.С., Кузнецова В.Г. Путеводитель по раннему развитию. От рождения до 3 лет.- СПб.: Издательский дом «Нева», 2005.
  5. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. (ред.) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2013. 
  6. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д.,
    Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  7. Комарова,  О.  А.  Взаимодействие  педагога  и  детей  старшего дошкольного   возраста   в   предметно-игровой   среде   дошкольного образовательного учреждения. - М., 2012.
  8. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2008. 
  9.  Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда.  Методические рекомендации  по  проектированию вариативных  дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М.,2001
  10. Предметно-пространственная  развивающая  среда  в  учреждении

дошкольного образования/ сост. Н.А. Ковтун, Е.Н. Шутова. – Гомель, 2017.

  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПубликацияИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ...

Игровые модели в сенсоромоторном развитии детей раннего возраста.

Игровые модели в сенсоромоторном развитии детей раннего возрастаВ настоящее время в системе дошкольного воспитания одним из главных приоритетов является воспитание и развитие ребенка раннего возраста,...

«Оборудование для физического развития детей раннего возраста»

Методический материал из опыта работы «Оборудование для физического развития детей раннего возраста»...

Комплект дидактических игр к предметной среде «Фиолетовый лес» направленных на познавательное развитие детей раннего возраста.

Доклад Комплект дидактических игр к предметной среде «Фиолетовый лес» направленных на познавательное развитие детей раннего возраста....

Методическая разработка "Нетрадиционное оборудование для физического развития детей раннего возраста"

Важным направлением в формировании у детей здорового образа жизни является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС).Особенностью РППС может стать нетр...

Использование игрового оборудования для физического развития детей раннего возраста «Волшебная веревочка»

В наше время самая главная проблема всего человечества – это малоподвижный образ жизни. С самого раннего возраста дети как в дошкольных учреждениях, так дома, большую часть времени проводят в ст...