«От движения к мышлению» или «Немного о кинезиологии»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_kineziologii.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«От движения к мышлению»
«Немного о кинезиологии» или
Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста
Педагог – психолог Еременко Е.А.
Родители и педагоги - воспитатели и «учителя» одних и тех же детей, и результат воспитания и образования может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательно - образовательный процесс, вместе выработанные общие цели, задачи и пути достижения намеченных результатов, другими словами – ЧТО развивать и КАК.
Несомненным считается, что именно в дошкольном возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Но к сожалению, часто бывает, что родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д.
Но преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, современные психологи и педагоги рекомендуют опираться на кинезиологический подход.
Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях.
Кинезиологическими движениями пользовались еще Гиппократ и Аристотель.
Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).
Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку.
Из общей кинезиологии выделились самостоятельные направления в разных областях: образовательная кинезиология, гимнастика ума, нейрокинезиология, спортивная кинезиология, медицинская и др.
В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух.
Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями; выявляются скрытые способности ребенка, расширяются возможные границы головного мозга.
Таким образом, основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи кинезиологии:
- Развитие межполушарной специализации.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие речи.
- Формирование произвольности.
- Снятие эмоциональной напряженности.
- Создание положительного эмоционального настроя.
Для успешного выполнения кинезиологических упражнений необходимо соблюдать ряд условий:
- Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог (родители) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
- Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
- Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
- Если упражнения используются при выполнении домашней работы или во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее:
- выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
- когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
- Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
- Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений - 45-60 дней.
- Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- ускорение темпа выполнения;
- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
- подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Кинезиологические упражнения подразделяются на:
- Упражнения для развития творческого (наглядно – образного) мышления – правое полушарие.
- Упражнения для развития абстрактно – логического мышления (левое полушарие).
- Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
- Упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.
- Упражнения на дыхание.
- Кинезиологические упражнения для детей раннего и младшего дошкольного возраста
- Кинезиологические упражнения для детей среднего и старшего дошкольного
- Кинезиологические сказки (несколько упражнений, объединенные единым сюжетом – историей, которую может сочинить педагог – родитель или ребенок)
Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая “координационная неспособность” к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями.
Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).
Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие мехполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Все выше сказанное делает просто необходимым использование кинезиологических упражнений в системе корреционно – развивающих занятий с детьми ОВЗ и при подготовке детей к школе.
Источники
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2008
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
- Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.
- https://logopedprofiportal.ru/pl/fileservice/user/file/download/h/4bc7370fafb98fb86f2a1e011a8d27e8.pdf
- https://krasmbdou55.ru/images/19-20/str-ped/metelina/kineziologiya_metodicheskoe_posobie.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От движения к мышлению: «Гимнастика мозга» - оптимальный путь развития психомоторики
Практический материал для специалистов по работе развития психомоторики....
От движения к мышлению: Организация формирования двигательной сферы у детей и подростков с умственной отсталостью.
Практический материа для специалистов направленный на организацию формирования двигательной сферы у детей и подростков с умственной отсталостью....
От движения к мышлению: Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи.
Практичекое пособие по сенсомоторному сопровождению детей с недоразвитием речи....
От движения к мышлению: Немедикаментозная коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
Методические рекомендации по немедикаментозной коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)....
От движения к мышлению: Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)
методические разработки по теме: " Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)"....
Семинар практикум для педагогов в рамках годового плана "От слова к музыке, от движения к мышлению"
На семинаре-практикуме педагоги познакомились с музыкально-речевыми играми по методике Карла Орфа....