От движения к мышлению: Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Практичекое пособие по сенсомоторному сопровождению детей с недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delfiny.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования (повышения квалификации)
«Тюменский областной институт развития регионального образования» Кафедра психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья
От движения к мышлению:
Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи
Практическое пособие для слушателей профессиональной переподготовки
050715 – Логопедия и 020400 – Психология
Составитель:
доцент кафедры
психолого-педагогических технологий
охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО,
к.м.н. И.В. Яковлева
Рецензенты:
доцент кафедры теории и практики сестринского дела,
ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава,
к.м.н. Е.М. Сагадеева,
доцент кафедры естественно-математического
образования ТОГИРРО,
к.б.н. Л.П. Костерина
Тюмень 2010
Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОГИРРО
Ответственный редактор:
Кускова М.В., к.пед.н., проректор ТОГИРРО
Составитель:
И.В. Яковлева – к.м.н., доцент кафедры психолого-педагогических технологий
охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО
Рецензенты:
Е.М. Сагадеева – к.м.н., доцент кафедры теории и практики сестринского дела, ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава
Л.П. Костерина – к.б.н., доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО,
От движения к мышлению: Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи
Практическое пособие для слушателей профессиональной переподготовки
050715 – Логопедия и 020400 – Психология
Практическое пособие предназначено для слушателей профессиональной переподготовки
050715 – Логопедия и 020400 – Психология по дисциплинам «Невропатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Анатомия и физиология ЦНС»
Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи
Программа “Дельфины”.
В последние десятилетия для всех очевиден рост числа детей с пре- и перинатальными мозговыми дисфункциями, т.е. претерпела существенные изменения вся картина дизонтогенеза речи. В связи с этим ведутся научно-прикладные исследования, направленные на создание комплексного подхода к работе с логопатиями. В нем нейропсихологическая и логопедическая идеология призваны дополнять и интенсифицировать друг друга.
В данной работе, делается акцент на тех патологических механизмах речевого дизонтогенеза, которые отражают дефицитарный и\или несформированный статус конкретных мозговых систем, являющихся базовыми для формирования и нормальной актуализации речи в любом возрасте и при любых нарушениях здоровья. Таковыми являются подкорковые структуры, системы и подсистемы головного мозга. Как показывают многолетние исследования, именно в группе детей с ОВЗ, демонстрирующих в структуре своего заболевания морфо-функциональный дизонтогенез названных образований мозга наблюдается максимальное накопление случаев общего недоразвития речи. На этот контингент детей и ориентировалась работа по созданию, апробации и внедрению предлагаемой коррекционной модели.
Патогномоничным для детей данного контингента является то, что все они в той или иной степени демонстрируют обеднение, искажения и нарушения онтогенеза сенсомоторного репертуара как отдельных систем (ноги, руки, глаза, оральный аппарат и т.д.), так и их взаимодействий. Эта закономерность не случайна, поскольку сенсомоторный уровень любого психического процесса (восприятие, движение, речь и др.) обеспечивается близкими, а подчас – идентичными мозговыми системами и процессами. В онтогенезе они формируются, дифференцируются и интегрируются в строго упорядоченном, иерархизированном режиме. Соответственно порядку формирования и созревания этих структур и создавалась идеология представляемой коррекционной программы (ее содержание и этапы): от 1) коррекции и оптимизации каждой из систем единого сенсомоторного репертуара ребенка к 2) их функциональной дифференциации и 3) межфункциональной интеграции.
Этот подход, в котором интеграция нейропсихологического и логопедического методов анализа позволяет создать комплексную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и проблемами речевого развития, основывающуюся на принципе «мишень-патологический механизм», а не на принципе «мишень-дефект», на сегодня является наиболее оптимальным.
Представлена разработанная на базе принципа «замещающего онтогенеза» междисциплинарная, интегративная коррекционная программа по формированию сенсомоторного базиса высших психических функций, ориентированная на детей с различными по причине вариантами недоразвития речи. Естественно, что ее создание основывалось на комплексном психолого-педагогическом исследовании, включавшем как логопедические, так и нейропсихологические методы дифференциальной диагностики и коррекции.Программа “Дельфины” рассчитана на три месяца коррекционной работы. Идеальным является проведение 2-3 занятий в неделю (от 45 минут до часа) и обязательных дополнительных домашних заданий. Однако сроки и количество занятий могут варьироваться в зависимости от индивидуальных характеристик группы. Методика осуществляется в три этапа. В первый месяц занятий дети данного контингента должны научиться почувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный характер. На третьем этапе коррекционной работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется сначала над согласованными, а потом - реципрокными координациями.
В данном изложении программы сознательно представлен не весь спектр упражнений, а лишь те их блоки, которые являются как бы «несущей осью» целостного психолого-педагогического сопровождения. Однако разнообразить репертуар коррекционных упражнений (без утраты их содержания) возможно с помощью обширной логопедической и нейропсихологической литературы (Ф.Ф. Рау, 1968; М.Ф. Фомичева, 1989; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1973; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, 2001; Т.А. Ткаченко, 2001, А.В. Семенович, 2002 и др.).
Тактика проведения каждого занятия имеет следующую структуру:
первую половину занятия дети выполняют упражнения («Поиграем со своим телом», «Растяжки», «Море», «Пальчиковая гимнастика», «Глазодвигательный праксис», «Артикуляционный праксис») вместе с логопедом,
во второй половине – работают совместно с родителями («Механическая гимнастика для рук»). Однако при индивидуальной работе с детьми, имеющими ОНР, механическую гимнастику для рук целесообразно включить в начало занятия.
Итак, обратимся к описанию конкретных технологий, входящих в программу «Дельфины». Поскольку каждый из блоков присутствует на всех этапах психолого-педагогического воздействия, сочтено возможным их представление в целом: те изменения, которые появляются на каждом последующем этапе, оговорены в тексте. Упражнения, остающиеся на всем протяжении без изменений помечаются условным обозначением – (*).
«Поиграем со с своим телом»
Упражнения выполняются стоя, 4-6 раз; эффективным является “озвучение”, проговаривание соответствующих движений (“тик-так”, “кач-кач”, “у-у-у- полетели” и т.п.).
1) «Яблочко по блюдечку покатилось». Вращение головой по полукругу: положить голову на правое плечо и перекатить на левое, затем наоборот (по часовой стрелке и против).
2) «Качели». Острожные наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается «кач-кач».
3) «Часы». Неторопливые наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «тик-так». Все эти упражнения выполняются в положении – руки на поясе.(*)
4) «Плечи прыгают». Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: «прыг-скок». На 2-ом и 3-ем этапах программы упражнение усложняется: осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч (одно поднимается вверх, другое – вниз).
5) «Мельница». Синхронное вращение прямых рук вперед и назад. На следующих этапах добавляется реципрокное (разнонаправленное) вращение (одна рука идет по кругу вверх, другая – вниз).
6) «Кощей». Развести руки в стороны, горизонтально полу, согнуть их в локтях, зафиксировать плечи и максимально свободно поболтать ими, «как будто Кощей костями трясет». (*)
7) «Карусели». Синхронное, однонаправленное вращение обеих согнутых в локтях рук (плечи зафиксированы, кисти опущены вниз) сначала по часовой стрелке, потом – против.
8) Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях. На 2-ом и 3-ем этапах в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение.
9) «Ручки уронили». Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз («бах!»), т.е. скинуть напряжение.(*).
10) «Карусели и качели». Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем – влево-вправо. (*)
При выполнении следующей группы упражнений (*) можно одной рукой держаться за стул.
11) Стоя на одной ноге ребенок производит вращение свободной прямой ноги в бедре, затем ноги меняются.
12) Из того же положения – раскачивание прямых ног в бедре вперед-назад, сначала одной ногой, затем другой. Носок тянуть на себя.
13) Аналогично – зафиксировать бедро в горизонтальном согнутом на 90° положении: поочередное вращение и раскачивание ног в коленных, а затем – в голеностопных суставах.
II. Растяжки рук.
Выполнение растяжек должно проводиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более 4 раз. Эти упражнения не претерпевают изменений на втором и третьем этапах.
1) Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх.
2) Взять правой рукой за локоть прямую левую руку и тянуть ее руку вправо, то же – с правой рукой.
3) Соединить пальцы домиком и надавливать друг на друга; то же по 1 паре пальцев.
4) Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по 1 паре пальцев.
III. «Море».
Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Данная игра не претерпевает изменений на втором и третьем этапах.
Сценарий:
а) «На море плещутся волны: маленькие и
б) большие. Вот такие!
в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.
г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так.
д) За ними плывут их дельфинята, вот такие!
е) Один нырнул, а другой вынырнул.
ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А на встречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая.
з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.
и) Ну-ка показали все ножки-осминожки.
й) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!».
Расшифровка сценария:
а) Одна рука на поясе, другая – на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.
б) Руки в замке на уровне груди «рисуют» в воздухе большую волну горизонтально полу.
в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед.
г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед.
д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед.
е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед.
ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед.
з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.
и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.
й) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.
IV. Пальчиковая гимнастика.
Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры.
1) «Пальчики здороваются». Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают («здороваются») друг на друга: 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 2. Сначала работает ведущая рука, потом неведущая, затем обе руки сразу. То же самое можно повторить, нажимая и на подушечку пальчика и на его ноготь. Дети обязательно должны проговаривать свои действия: «Здравствуй пальчик» или «Здравствуй большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик».
На 2-м и 3-ем этапе движения носят реципрокный (разнонаправленный) характер:
а) попеременно «здороваются» то 1 и 2 палец правой руки, то – левой; то же с остальными парами пальцев;
б) одновременно «здороваются» 1 и 2 палец правой руки и 1 и 5 – левой (т.е. пальцы одной руки «приветствуют» друг друга от мизинца к большому пальцу, а другой – от большого к мизинцу).
2) «Ладушки». Русский народный вариант игры желательно проводить вместе с проговариванием стихотворений. На 2-ом и 3-ем этапе можно добавить к известным движениям хлопки “локоть о локоть” или “нога о ногу”.
3) «Змейки» Ребенок смотрит на свои руки и совершает волнообразные движения пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Сначала «змею» изображает большой палец ведущей руки, остальные пальцы в кулаке, затем подключается указательный и так далее, пока вся кисть не будет совершать волнообразные движения пальцами. Это можно сопровождать любыми шипящими звуками. На 2-м и 3-ем этапах данное упражнение усложняется реципрокным характером выполнения (варианты аналогичны упражнению «пальчики здороваются»).
4) «Крестики». Скрещивание указательных и средних пальцев, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими одновременно.
5) «Ножницы». Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе, одновременно.
6) «Щелчки». Щелканье пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе. На 2-м и 3-ем этапах во всех упражнениях добавляется двуручное попеременное выполнение. Движения пальцами сопровождаются цоканьем языка, приговариванием: «чик-чик» и т.п.
7) «Клешня краба». Средний палец накладывается на указательный и зажимает его, безымянный кладется на средний, мизинец на безымянный. Затем соединить большой палец со скрещенной комбинацией из пальцев и получается клешня краба. Сначала одна, затем другая «клешня», а потом обе одновременно хватают все вокруг. На следующих этапах двуручное «кусание» выполняется попеременно. Движения пальцами можно сопровождать любыми звуками, которые ассоциируются у ребенка с «крабом».
V. «Глазодвигательный праксис»
Упражнения вводятся в коррекционный курс в начале (середине) 2-го этапа. Каждое задание выполняется стоя, 2-3 раза, очень медленно и тщательно; иногда целесообразным бывает начать отработку навыков лежа, затем – сидя. Дети учатся следить только глазами, не поворачивая голову, за движением какого-либо предмета (например, игрушки или яркого шарика, надетого на палочку). Вначале ребенок пассивно следит за рукой взрослого, перемещающего предмет, затем – за своей рукой, направляемой взрослым, наконец – перемещает предмет сам. Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом – другой, потом – обеими вместе. Необходимо внимательно следить за плавностью движения взгляда ребенка и его стабильном удержании на предмете.
1) На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить и поморгать.(*)
2) Следить глазами за двигающимся предметом: вверх-вниз, вправо-влево, по кругу, к себе (к переносице) и от себя. Упражнения выполняются на расстоянии: а) вытянутой руки; б) локтя; в) 10 -15 см от глаз. (*)
3) Прямые руки сложены в замок и вытянуты перед собой, большие пальцы подняты вверх. Движения глаз сочетаются с одновременным поворотом рук в ту же сторону. Затем – на 3-ем этапе – отрабатываются разнонаправленные движения рук и глаз.
4) Слежение за предметом, «рисующим в воздухе» различные геометрические фигуры, знак бесконечности, волны, буквы, цифры и т.п.(*)
VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия» Все упражнения выполняются стоя, по 4-6 раз. В этот цикл логопедической гимнастики можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2-3 раза.
Упражнения для стабилизации дыхания.
В начале цикла целесообразно сформировать у ребенка «правильное дыхание» в положении «лежа на спине», многократно описанное и канонизированное в разнообразных литературных источниках.
1). «Цветок». Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках («вырос цветок») – глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») – одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку.(*)
2). «Ветер». Руки на поясе.
Сценарий:
«Наступила зима (лето, осень, весна).
а) Стало холодно (тепло).
б) Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер».
Расшифровка сценария:
а) Сильный вдох носом.
б) Медленный выдох ртом, как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю, чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой.(*)
Упражнения для челюсти
1) «Трусливый птенчик». Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти – на уровне плеч собраны в кулак и смотрят вверх. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок – «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрываются обратно одновременно с открытием и закрытием рта.(*)
2) а) Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Двигать нижней челюстью вперед-назад и одновременно вытягивать и возвращать в исходное положение руки.
б) Одна рука согнута в локте на уровне груди параллельно полу, другая – вытянута в том же направлении. Двигать челюстью вправо-влево и перемещать руки в ту сторону, что и челюсть.
в) Руки на поясе. Круговые движения челюстью.
Во всех упражнениях на 2-ом этапе присоединяется разнонаправленное движение челюсти и рук. На 3-ем – движения челюсти и рук синхронизируются сначала с однонаправленными движениями глаз, затем – с разнонаправленными.
Упражнения для губ.
1) Покусывание и почесывание губ зубами.(*)
2) «Улыбка-трубочка». Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперед губы «трубочкой» и руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки – в стороны.(*)
3) «Пятачок». Руки на поясе. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу и перемещать руки в ту же сторону, что и губы. На 2-ом этапе присоединяются разнонаправленные движения губ и рук. На 3-ем – они синхронизируются с однонаправленными, затем – с разнонаправленными движениями глаз.
4) «Рыбки разговаривают».
а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе.
б) Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».(*)
5) «Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.(*)
Упражнения для щек.
Покусывать, похлопывать и растирать щеки.(*)
«Хомяк».
Сценарий:
а) «Хомяк идет по лесу. Вот такой он сытый, а такой – голодный.
б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.
в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так».
Расшифровка сценария:
а) Дети шагают с закрытым ртом. Надувают обе щеки и разводят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к животу.
б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека. На 2-ом этапе щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны. На 3-ем - присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное движение глаз.
в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для языка.
1. «Язык-путешественник». Если какие-то этапы представления сказки «Язык – путешественник» вызывают затруднения, они, естественно, должны быть отработаны отдельно.
Сценарий:
а) «Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик.
б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся.
в) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так!
г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач.
д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик-так.
е) Решил поиграть в стрелочки, вот так.
ж) Замерз язычок и чтобы согреться стал прыгать и цокать как лошадка, вот так.
з) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятал.
и) Покусал, почесал себя, чтобы не замерзнуть, вот так!
й) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой, обедать и спать».
Расшифровка сценария:
а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.
б) Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.
в) Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.(*)
г) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы), параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад. На 2-ом этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными; на 3-ем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз).
д) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На 2-3 этапах дополнения те же, что и в (г).
е) Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, влево, а другая рука при этом - на поясе. Это упражнение проводится сначала с ведущей рукой, потом не ведущей, затем – с обеими. На 2-ом этапе движения языка и руки носят реципрокный характер: язык – вверх, рука – вниз; язык – влево, рука – вправо и т.д. На 3-ем этапе отработанные выше глазодвигательные этюды выполняются сначала однонаправлено с движениями рук, а затем – реципрокно.
ж) Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.
з) С силой (до боли) выкидывать 8-10 раз язык вперед, изображая «жало змеи». Одновременно с этим, сжатые в локтях руки, выбрасывать вперед и выпрямлять их.
и) Сначала кусать, а потом чесать язык зубами (от самого кончика до середины). Руки на поясе.
й) Цокать, стоя на месте, руки на поясе. Это упражнение проводится второй раз для контроля. Если ребенок в конце цокает звонче, громче и сильнее, значит, он качественно выполнил все упражнения, т.е. достигнут отчетливый положительный эффект.(*)
VII. Механическая гимнастика для рук
Механическая гимнастика (пассивный массаж) выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребенка самостоятельному ее использованию. При этом для достижения большего эффекта можно дополнить ее аналогичными манипуляциями с ногами ребенка. Эти упражнения неизменны на всех этапах программы «Дельфины». Напомним, что в групповых условиях данный цикл проводится в конце каждого занятия, а в индивидуальных (или в более грубых случаях) – полезно именно с механической гимнастики начинать взаимодействие с ребенком. Задание проводится сначала с ведущей рукой, потом – с неведущей.
Пассивный массаж можно сделать с помощью разнообразных контрастных средств: жестких и мягких щеточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажеров, тканей различной фактуры и т.п.
Ребенок садится напротив взрослого с засученными по локоть рукавами. Взрослый проводит, например, жесткой зубной щеткой вперед-назад по внутренней стороне его руки (от кисти и до локтевого сгиба; затем берет мягкую пушистую кисточку и делает то же самое. Так на контрасте (мягко-жестко, лед-тепло, шершавое-гладкое, сухое-мокрое и т. д.) оптимизируется тактильная чувствительность рук. Как только ребенок научится описывать и сравнивать свои ощущения, ему можно предложить игру «Угадай, что я нарисовала на руке?» (геометрические фигуры, цифры, буквы, образы) и «Чем я дотронулась?» (щеткой, кистью, льдом).
Подобная работа проводится и с ладонями ребенка. Грубой (мягкой) щеткой проводятся вертикальные, горизонтальные и круговые линии по ладони. Далее растирается каждый палец, начиная с большого и кончая мизинцем; особое внимание концентрируется на подушечках пальчиков. Это упражнение хорошо сочетать с рассказом сказок типа «Сорока-белобока».
На следующем этапе механической гимнастики для рук, мы прибегаем к помощи маленьких мягких и твердых шариков с шипами в сочетании с игровой ситуацией про доброго и злого ежика. Взрослый катает мягкий шарик с шипами по правой и левой ладошкам ребенка, затем ребенок катает «доброго ежика» сам между своими ладошками. То же проводится с колючим шипованным шариком («злой ежик»). Прокатываем «ежиков» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаемся на подушечке каждого пальчика.
Заканчивается механическая гимнастика пассивной разминкой пальцев. Вначале разминаются и растираются (поглаживаются, пощипываются и т.д.) ладонь и пальцы (особенно подушечки и ногтевые пластины). Затем взрослый берет поочередно каждый палец ребенка и совершает волнообразные движения пальцем так, чтобы каждый фаланг мягко и плавно сгибался. Если в пальчиках чувствуется сопротивление и напряжение (повышенный тонус), вернитесь к поглаживанию и встряхиванию рук. Попросите детей представить, вспомнить нечто очень приятное, комфортное или сами расскажите им о чем-нибудь хорошем, расслабляющем. Со временем вы добьетесь плавности и мягкости движений.
* * *
Всем известно, что двух абсолютно одинаковых групп не бывает. Поэтому описание предлагаемой междисциплинарной технологии дано в «усредненном» варианте. Каждый располагает собственным опытом, позволяющим творчески обогатить и дополнить описываемый метод, естественно, без утраты его содержания и структуры. Возможно, какие-то разделы программы потребуют в реальной группе детей более углубленной проработки, а другие, напротив, будут освоены с опережением. Так, в частности, в более грубых случаях нарушений развития, данная программа с необходимостью потребует включения на первом этапе обширного спектра нейропсихологических технологий, направленных на формирование и расширение общего сенсомоторного репертуара ребенка.
Представляется важным транслировать именно идеологию данного подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушениями психофизического развития, поскольку многолетний опыт позволяет высоко оценить его эффективность. По окончании описываемого цикла упражнений у большинства детей улучшается качество игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи.
Программа «Дельфины» ориентирована на формирование, коррекцию и профилактику базового сенсомоторного уровня речи, которое невозможно без соответствующей интенсификации функций движения, восприятия, памяти и элиминации вышеперечисленных патологических и препатологических знаков. Подчеркнем еще раз, что таковые являются, в первую очередь, следствием одного и того же нейропсихологического радикала: недостаточности подкорковых образований мозга, вторично приводящих к задержке и/или нарушению онтогенеза межполушарных взаимодействий. Опыт показывает, что широкое внедрение в коррекционно-развивающую практику валидно и эффективно в принципе, как начальный период психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии.
Намеренное сосредоточение на описании программы «Дельфины» предполагает вынос за скобки многочисленных видов работы с другими психическими функциями (предметное, цветовое, пространственное восприятие, рисунок двумя руками, лепка, конструирование, лото, ролевые игры и т.п.), которая должна быть с неизбежностью включена в любой коррекционный (профилактический или абилитационный) процесс. Эти формы работы в рамках обсуждаемого психолого-педагогического цикла должны быть включены в другие разделы («домашних заданий», программы дополнительного образования и т.д.).
Акцент на этом непреложном факте необходим, поскольку нередко встречается мнение, что можно и нужно сначала отработать исключительно базовые сенсомоторные аспекты, а уже потом переходить к более высоким когнитивным уровням организации психической деятельности ребенка. Эта позиция неверна и некорректна методологически. Интеграция сенсомоторных актуализаций ребенка – фундамент его психического развития. Но в том возрасте, когда дети в массе своей приходят за помощью к специалисту – педагогу, логопеду или психологу, наиболее сенситивными являются у них как раз достаточно высокие этажи познавательных процессов. Массированное, но изолированное воздействие исключительно на сенсомоторный уровень может привести к постепенному обкрадыванию этих иерархически более высокоорганизованных форм их психической деятельности.
Лишь единовременное и организованное по принципу единства мозговой организации воздействие на весь спектр психических функций ребенка (адекватное его возрасту) приводит не только к преодолению имеющегося дефицита, но к консолидирующему эффекту. Другой вопрос, что удельный вес таких психолого-педагогических технологий как «Дельфины», на первых этапах коррекции должен быть наиболее представительным.
В контексте коррекционной работы принципиально, что сформировавшийся на уровне «языка тела» интегративный сенсомоторный базис обнаруживает свое активирующее влияние на аналогичные речевые структуры: наблюдается внешне «спонтанный» дебют адекватной речевой деятельности. Дальнейшее наращивание и автоматизация этого сформированного потенциала дает возможность эффективной логопедической работы с вышележащими уровнями речевого процесса: фонетическим, лексическим, грамматическим и синтаксическим.
Тест по теме: Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи
- Какие конкретные мозговые системы, являются базовыми для формирования и нормальной актуализации речи в любом возрасте и при любых нарушениях здоровья?
А. подкорковые структуры, системы и подсистемы головного мозга
Б. сенсомоторная зона коры головного мозга
- Верно ли утверждение, что можно и нужно сначала отработать исключительно базовые сенсомоторные аспекты, а уже потом переходить к более высоким когнитивным уровням организации психической деятельности ребенка?
А. неверно
Б. верно
- На каком этапе все отрабатываемые движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) приобретают реципрокный характер.
А. на начальном этапе
Б. на втором
В. на втором и заключительном этапах
Список использованной литературы
- Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001.
- Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери [Текст] / Д.В. Винникотт – Пер. с англ. Н.М. Падалко. – Независимая фирма «Класс», 1998.
- Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача [Текст] / В.И. Гарбузов.– Л.: Медицина, 1990.– 176 с.
- Дорошкевич, М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: (Мед.-пед. анализ механизма развития и рекомендации по профилактике): Учеб. пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений [Текст] / М.П. Дорошкевич, В.В. Калюжный. – Мн.: Беларусь, 2004.– 203 с.
- Ефимов, О.И.Школьные проблемы. Для умных родителей, педагогов и врачей [Текст] / О.И. Ефимов. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004.– 288 с.
- Бердова, О.С. Инновационный подход к организации физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната IIIV вида. [Текст] // О.С. Бердова – Коррекционная педагогика –№4(34),– 2009.– С. 25-28
- Ратнер, А.Ю. Нарушения мозгового кровообращения у детей. [Текст] / А.Ю. Ратнер.– Издательство Казанского университета, 1983. – 144 с.
- Семенович, А.В. Ланина, Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка – фундамент коррекции общего недоразвития речи [Текст] // А.В. Семенович, Т.Н. Ланина. – Практическая психология и логопедия, 2 (9), 2004. – С. 19-27.
- Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Текст] / Н.В. Самоукина – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., Генезис, 2001.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Ленченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи
Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи Рекомендации для работы с детьми...
Направления коррекционной работы по развитию логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная статья рассказывает об особенностях развития логического мышления у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие логического мышления имеет свои особенно...
Особенности развития мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В современной практике развития и обучения детей дошкольного возраста широко используются тетради с печатной основой (рабочие тетради), которые на наш взгляд ограничивают деятельность дошкольников: об...
Развитие связной речи у детей с недоразвитием речи
Консультация для педагогов коррекционных учреждений...
От движения к мышлению: Немедикаментозная коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
Методические рекомендации по немедикаментозной коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)....
Особенности развития вербального (словесно-логического) мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Статья посвящена такой непростой теме, как развитие вербального мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено ф...
Опытно-экспериментальное исследование развития словесно-логического мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи: методы и результаты
Куданкина Надежда Андреевнаучитель-логопед, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»РФ, г. СаранскАННОТАЦИЯВ статье обосновывается актуальность проблемы развития словесно-логи...