Развивающее занятие по формированию познавательной сферы в старшей группе. «Мы-капитаны»
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Ертакова Ольга Васильевна

Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников по познавательному развитию.

Задачи:

  1. Совершенствовать у детей психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие, воображение.
  2. Создать эмоционально –положительную атмосферу в детском коллективе.
  3. Воспитывать чувство доброжелательности, навыки сотрудничества и культурного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть-Канский детский сад»

Развивающее занятие

по формированию познавательной сферы

 в старшей группе.

«Мы-капитаны»

                                                                                  Педагог-психолог: Ертакова О. В.

с. Усть-Кан, 2021 г.

Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников по познавательному развитию.

Задачи:

  1. Совершенствовать у детей психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие, воображение.
  2. Создать эмоционально –положительную атмосферу в детском коллективе.
  3. Воспитывать чувство доброжелательности, навыки сотрудничества и культурного общения.

Возраст: 6 лет старшая группа.

Материал и оборудование: «Кинезиологические дорожки» на каждого ребенка; разрезные картинки корабля и капитана; небольшие колючие мячики на каждого ребенка; серии картинок к заданию «4 лишний»; танграм –схема корабля; лабиринты; музыкальное сопровождение.

Организационный момент

Приветствие –разминка «Наши умные головки»

Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, повысить уровень произвольного внимания.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Занятие начинается!

«Кинезиологические дорожки»

Цель: активизировать умственную деятельность, память, внимание.

- Вы в этом году выпускники детского сада. Осенью пойдете в 1 класс, затем окончите школу, потом институт, обретете профессию, по которой будете работать. А как вы понимаете, что такое профессия?

(Профессия- это основное занятие человека, его труд)

-Конечно, выбор профессии дело непростое и очень ответственное, ведь вы выбираете дело на всю жизнь.

- А кто знает, кем и где работают его родители?

(ответы детей)

-Ребята, а какие профессии самые интересные?

-Сегодня я хочу предложить вам поговорить об одной интересной, ответственной профессии, которая связанна с водным транспортом (перечислить виды). А с какой именно, попробуйте догадаться сами

Основная часть

Игра  «Собери картинку» 

Цель: развить мышление, внимание, восприятие.

-Дети выбирают фишки: у кого синяя фишка собирает картинку корабля, у кого красная –капитана.  

- Что у вас получилась? Как называется профессия человека, который управляет кораблем?

- Да, это капитан. Как вы думаете, какими качествами должен обладать капитан корабля? Что он должен знать и уметь?

 (Дети отвечаю. Делать акцент на таких качествах, как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость)

- Капитаны кораблей плавают по морям и океанам. Труд их очень сложный. Капитан должен быть внимательным и ловким, готовым ко многим испытаниям. Поэтому прежде чем встать у штурвала корабля, капитаны много и долго тренируются на земле.

-А вы хотите попробовать себя в роли капитанов?

- Задания, которые вы будете выполнять, помогут нам выявить самых внимательных, ловких и дисциплинированных.

 Кинезиологическая игра с мячиками.

Цель: развивать межполушарное взаимодействие, улучшать мыслительную деятельность, память и внимание.

Для капитана важно уметь слаженно работать в команде. Дети делятся на пары у каждого ребенка по мячику. Необходимо синхронно выполнять движения: передача мяча двумя руками прямо и перекрестно, передача мяча одной рукой прямо и перекрестно.

-Молодцы! А теперь посмотрим, какие вы выдержанные и дисциплинированные.

Игра разминка «Назови предмет»

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие внимательности и дисциплинированности.

Отвечает тот, у кого мяч в руках. Назови: фрукт, предмет мебели, водный транспорт, домашнее животное, цвет, что –то зеленое, овощ, цветок, что-то кислое, тропическое животное, букву.

Упражнение «4 лишний»

Цель: развитие мышления, памяти.

Из предложенных серии картинок, в каждой найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор (1 серия – красные яблоко, перец, помидор и зеленый арбуз; 2 серия – слон, гантели, камни, подушка; 3 серия -телевизор, стул, квадратные часы, глобус; 4 серия -слон, бабочка, рыба, мягкая игрушка; 5 серия- тапочки, конфета, пирамидка, шапка)

Физминутка

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

1,2,3, не отставай,

Начинаем приседать-1,2,3,4,5.

А теперь поднимем ручки

И отпустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

А теперь ходьба на месте,

Левой- правой, стой раз-два.

Мы на место сядем вместе

Вновь возьмемся за дела.

Упражнение «Собери корабль» Танграм

Цель: развить зрительное восприятие, пространственное представление, мышление, мелкую моторику.

Отлично, а сейчас мы с вами становимся кораблестроителями, капитан должен уметь все! У вас на столах лежит схема –танграм, по которой из предложенных деталей вы должны построить корабль.

Задание «Пройди лабиринт»

Цель: развить произвольное внимание, пространственное мышление, мелкую моторику, произвольность регуляции деятельности.

- Ребята, вы отличные кораблестроители. Давайте с вами теперь проверим, как вы сможете управлять своими кораблями и ориентироваться в море. Ведь капитаны должны обладать смекалкой, хорошо ориентироваться по карте и уметь выбирать точный курс для своего корабля. И вот ваше задание – вам необходимо проплыть по лабиринту.

Упражнение «Качка на море»

Цель: расслабление организма

-Представьте, что вы находитесь на корабле, который попал в шторм. Вам необходимо крепко стоять на ногах, чтоб не упасть за борт. Встаньте ровно расставьте ноги чуть шире ширины плеч. В какую сторону качает корабль, на ту ногу переносим центр тяжести, чтоб не упасть.

- Молодцы, ребята! Наши испытания закончились. Вы справились со всеми заданиями и показали, что вполне можете в будущем стать хорошими капитанами кораблей.

Рефлексия занятия.

-о какой профессии мы сегодня говорили?

 -какие качества, должны быть развиты у капитана корабля?

-трудно вам было справляться с заданиями? Какие задания вам показались легкие?

Самоанализ развивающего занятия.

Развивающее занятие по формированию познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения занятия подгрупповая:  присутствовало 2 детей, результаты которых по первичной диагностике были ниже среднего уровня. И с которыми в течении учебного года велась коррекционно-развивающая работа.

Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников по познавательному развитию.

Задачи:

1.        Совершенствовать у детей психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие, воображение.

2.        Создать эмоционально –положительную атмосферу в детском коллективе.

3.        Воспитывать чувство доброжелательности, навыки сотрудничества и культурного общения.

При планировании занятия учитывались возрастные и психологические особенности детей, выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания.

Структура занятия выстроена таким образом, что дети полностью погружаются в тему, а время для них пролетает быстро и увлекательно. Каждый этап сопровождался наглядным материалом.

Занятие началось с упражнения – приветствия «Наши умные головки», которое являлось организационным моментом и в то же время способствовало положительному настрою на дальнейшую деятельность.

Для активизации умственной деятельности были применены кинезиологические упражнения «дорожки», и игра с мячом.

Основная часть занятия была направлена на реализацию поставленных целей и задач.

Для развития внимания и  мышления, были выполнены игры на обобщение, классификацию, анализ: «сложи картинку», «4 лишний», «Назови предмет», танграм, лабиринты.

Так же были применены здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика, физкультминутка, следила за осанкой детей.

Для снятия мышечного напряжения проведено релаксационное упражнение «Качка на море». В течении занятия я старалась чередовать динамические и статические нагрузки, что предусматривало смену деятельности участников и не приводило к утомлению.

В конце занятия был подведен итог вместе с детьми.

На протяжение всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. Темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.

Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы. Занятие прошло по плану и без трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающего занятия по эмоциональной сфере (старшая группа)

Тренировка психомоторных реакций (мимика, пантомимика),развитие отдельных элементов внешней эмоциональной выразительности....

Развивающие игры - как средство формирование познавательной активности старшего дошкольника.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ТЕСНО ВПЛЕТЕНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....

Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста

Система игровых упражнений на развитие  памяти, внимания, мышления у детей старшего возраста...

Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста

Система игровых упражнений на развитие у детей памяти, внимания и мышления...

Игры развивающие познавательную сферу старших дошкольников.

Игры на развитие внимания, памяти, мышления....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по познавательной сфере

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого...

Коррекционно - развивающая программа "Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста"

Данная программа содержит методический материал, который направлен на внедрение технологий, по формированию у детей раннего возраста эмоциональной сферы. Особое внимание уделено проблеме формирования ...