Поддержка самостоятельности и инициативы детей в процессе социально-коммуникативного развития
статья
В процессе социально-коммуникативного развития дошкольников, формирования социальной адаптированности, приоритетным направлением считаем развитие навыков социализации. Детям, в том числе имеющим речевые нарушения, сложно установить контакт со сверстниками и взрослыми. Они остро чувствуют речевой недостаток. В основе работы лежит воспитание гуманных взаимоотношений, повышения доверия между детьми и взрослыми, воспитание стремления к взаимопониманию, помощи, сопереживанию. Для формирования положительных взаимоотношений в детском коллективе применяем комплекс игр и упражнений, направленных на укрепление дружеских связей детей в группе, сближение воспитателя с детьми, повышение эмоционального фона. С целью преодоления эмоционально-аффективных проявлений у детей (тревожность, страх, агрессивность), используем психогимнастику М.И. Чистяковой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поддержка самостоятельности и инициативы детей в процессе социально-коммуникативного развития
Ильина Надежда Александровна, воспитатель
Прохорова Дарья Сергеевна, воспитатель
Федянина Светлана Альбертовна, воспитатель
В процессе социально-коммуникативного развития дошкольников, формирования социальной адаптированности, приоритетным направлением считаем развитие навыков социализации. Детям, в том числе имеющим речевые нарушения, сложно установить контакт со сверстниками и взрослыми. Они остро чувствуют речевой недостаток. В основе работы лежит воспитание гуманных взаимоотношений, повышения доверия между детьми и взрослыми, воспитание стремления к взаимопониманию, помощи, сопереживанию. Для формирования положительных взаимоотношений в детском коллективе применяем комплекс игр и упражнений, направленных на укрепление дружеских связей детей в группе, сближение воспитателя с детьми, повышение эмоционального фона. С целью преодоления эмоционально-аффективных проявлений у детей (тревожность, страх, агрессивность), используем психогимнастику М.И. Чистяковой.
Организуем работу по повышению социального статуса отвергаемых детей в группе, создаем условия для взаимодействия, свободного выбора партнёра по деятельности. Результат -снижение числа конфликтов между сверстниками, умение детей взаимодействовать в подгруппах, дружить.
Эти результаты подтверждаются при оценке навыков социализации, показатели которых описаны в Адаптированной образовательной программе ДОО:
- Использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения
- Сформированность умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, используя различные речевые средства.
- Наличие необходимого словарного запаса для познания и вербализации элементарных общепринятых норм и правил поведения.
- Наличие первичных вербализованных представлений о себе, семье, обществе.
- Владение средствами коммуникации (невербальной, знаковой, жестовой, звукокомплексной, фразовой)
- Использование в процессе коммуникации связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Эффективно организуем работу по поддержке детской инициативности.
Детская инициатива проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
•Для поддержки коммуникативной инициативы - создаем безопасный психологический климат, в котором ребенок не боится проявлять индивидуальность, создаю ситуации, в которых ребенок учится осознанно выстраивать общение (речевые игры, диалоги, разыгрывание сценок и пр.).
•Для поддержки творческой инициативы - организуем предметно-пространственную среду, с доступным материалом для творчества, выделяем максимальное количество времени для самостоятельной деятельности, предлагаю расширять границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.
•Для поддержки познавательной инициативы предлагаем ситуации, вопросы проблемного, поискового характера решение которых дает возможность принимать детьми решения, выражать свои чувства и мысли.
В результате созданных условий воспитанники проявляют инициативу во всех видах деятельности: каждый может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Результаты наблюдения за детьми показывают, они легко включаются в игровые ситуации и инициируют их сами, творчески развивают игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.
Создаем условия для позитивных отношений между детьми, для развития коммуникативных способностей, умения работать в группе сверстников: в группах существуют «правила общения», которые дети разрабатывают сами – оформляют в виде схематичных знаков на плакате, иллюстрируют картинками (рисунки, вырезки). При возникновении конфликтных ситуаций напоминаю детям о «правилах», они ищут подходящую ситуацию в «правилах», пытаются решить, как поступать. Данная форма работы показала свою эффективность, дети не теряются в конфликтных ситуациях, помогают сверстникам в разрешении споров. При развитии коммуникативных способностей используем технологии эффективной социализации Н.Гришаевой (развивающее общение, рефлексивный круг). Проводим беседы на нравственные и этические темы с обсуждением произведений художественной литературы. Включаем в совместную деятельность элементы сказко-и арттерапии (подбираем сказки и литературные произведения по разным темам, ситуациям происходящим в группе, читаем, обсуждаем как следовало поступить, дети дают советы). В результате воспитанники становятся более дружелюбными, ответственными, в общении активны, владеют организаторскими способностями, умеют привлечь сверстников к деятельности, умеют самостоятельно уладить конфликтные ситуации, учитывают мнение других.
Эффективно применяем современные психолого-педагогические технологии, формируем мотивацию детей к обучению. Часто у детей познавательный интерес снижен, и важным в своей работе считаем применение: современных технологий (Арт-терапевтические технологии – помогают снять психоэмоциональное напряжение, негативные эмоции, создать позитивный настрой перед занятием; технология Кинезиология – используем для активизации межполушарного взаимодействия, развития координации, внимания, памяти детей; Технология «Я-сообщение» позволяет создать доброжелательную атмосферу сотрудничества, развивает у детей навыки безконфликтного общения, уважения к партнеру по общению)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по оптимизации процесса формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития.
Говоря о занятиях по обучению родному языку как части единого целого воспитательно-образовательного процесса, надо подчеркнуть, что на них основной деятельностью должна быть речевая. Речевая деятельно...
"Способы поддержки активности и инициативы детей в процессе музыкальной деятельности" - мастер-класс для педагогов
Мастер-класс для педагогов...
Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе
Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе...
Отчет по теме «Поддержка самостоятельности и инициативы детей среднего дошкольного возраста в режиссерских играх»
Отчёт по теме самообразования...
Формирование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития
Форимрование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально - коммуникативного развития...
План образовательного процесса. Социально-коммуникативное развитие.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. Проектирование образовательного процесса с детьми на прогулке. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА* Острота современных эколог...
Зеркало прогрессивных преобразований по теме "Поддержка самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста с помощью средств развивающей предметно-пространственной среды"
Проектирование деятельности дошкольного учреждния по поддержке детской самостоятельности и инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды....