Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа) на тему

Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Все дальше  и дальше на задний план уходит интерес к литературе. Поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. В связи с этим, была начата работа над темой самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка»

Мензелинского муниципального района РТ

Отчёт по теме самообразования:

 «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

                                                                                       

                                                                                                                   Воспитатели:  Шайхутдинова  Г.Р.

                                                                         

                                                                              2017год


Цель: Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Для реализации этой цели мною поставлены следующие задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью  развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно- развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Все дальше  и дальше на задний план уходит интерес к литературе. Поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. В связи с этим, была начата работа над темой самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

     Изучение методической литературы
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.                                                                                                                           2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.                                                                                                3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.              4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.                       5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.                                                       6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

 Вышеизложенные задачи решались посредством различных форм работы с детьми: это ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг; организованные занятия; свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы; сотрудничество с родителями по данной проблеме. Была разработана анкета для родителей «Книга в вашем доме».

Процесс ежедневного чтения занимал не менее 30 минут в день. Целью ежедневного чтения являлось глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

После того как книжка была мною прочитана, внимание детей фиксировала на ее содержании, показывала иллюстрации к ней.

Для меня главной целью рассматривания иллюстраций - вызвать детей на разговор. При рассматривании книг мне необходимо было учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Чтобы осуществить различные формы работы по приобщению детей к книге, в группе были созданы определенные условия:

- Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

- Наличие портретного фонда детских писателей.

-Наличие грамматических словарей для воспитателей.

-Организация книжного уголка.

Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. Если обнаруживалась потрепанная книга, то мы совместно с детьми ее ремонтировали.

Проводились короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выяснялось, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям предлагалось выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый. Таким образов активизировалась речь детей.

Результативность работы:

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка.

Заключение

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...

План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План работы по самообразования  «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».         Воспитатель :Евдокимо...

Индивидуальная тема по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

                   Актуальность выбранной темыВсем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственн...

План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средствовсестороннего развития дошкольника»...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» 2020-2021 учебный год

Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Цель: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....