Технология ТРИЗ
методическая разработка (средняя группа)

Деева Елена Владимировна

1. Создание предметно-развивающей среды

2. Разработка картотеки задач

3.  Выбор задачи  воспитателем

4. Подготовка оборудования, карточек, рисунков, схем.

5. Постановка проблемного вопроса перед детьми, обсуждение с детьми путей решения.

6. Организация решения задачи

7. Обсуждение результатов

8. Анализ, рефлексия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология1.66 МБ
Файл Диагностика44.39 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов реализации ТРИЗ технологии

в старшей и подготовительной группе

Цель: развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

Для диагностики использовались следующие методики для старших дошкольников, предложенные в книге Н.С. Немова.

Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?» (диагностика восприятия)

 Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков (Приложение 1, а). На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

 Проводящий диагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

S-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства вы­водов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Выводы об уровне развития

8-10 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

0-3 балла - низкий.

 Методика 2. «Нелепицы» (диагностика мышления)

 При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

 Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку (Приложение 1, Б). В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

 «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

 Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

8-10 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

0-3 балла - низкий.

Методика 3. «Раздели на группы» (диагностика образно-логического мышления)

 Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку (Приложение 1, В) и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.

Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

8-10 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

0-3 балла - низкий.

Итак, в ходе исследования были выделены следующие группы детей:

- дети с  высоким уровнем развития познавательного развития - 2 ребенка (20 %). Эти дети смогли точно определить недостающие предметы, смогли быстро назвать все нелепицы, хорошо классифицировали предметы по группам.

- со средним уровнем развития познавательного развития - 6 детей (60 %). В целом эти дети легко называли недостающие предметы, нелепицы называли в большинстве случаев, не укладывались в выделенное время, выделили несколько групп предметов за отведенное время.

- с низким уровнем развития познавательного развития - 2 ребенка (20 %). Эти дети не смогли точно определить недостающие предметы, не могли быстро назвать все нелепицы, не смогли классифицировать предметы по группам.

Таким образом, большое количество детей с низким (20%) и средним уровнем (60%) развития познавательных процессов вызвало необходимость проведения целенаправленной работы по познавательному развитию старших дошкольников.

На последнем контрольном этапе эксперимента проводилась контрольная диагностика познавательного развития у старших дошкольников. Детям были предложены те же задания.

Итак, в ходе контрольной диагностики были получены следующие результаты:

- количество детей с  высоким уровнем познавательного развития составило  6 человек  (60 %). Эти дети научились точно определять недостающие предметы, более быстро назвали все нелепицы, хорошо классифицировали предметы по группам.

- количество со средним уровнем познавательного развития составило 4 человека (40 %). Дети стали лучше называть недостающие предметы, нелепицы называли в большинстве случаев, лишь некоторые не укладывались в выделенное время, научились лучше выделять несколько групп предметов за отведенное время.

- с низким уровнем познавательного развития не выявлены.

а) старшая группа                                    б) подготовительная группа

Рис.2.1. Сравнительные результаты эксперимента

Таким образом, количество детей с высоким уровнем познавательного развития увеличилось на 40%, количество детей со средним уровнем составило 40 %, с низким уровнем дети не выявлены. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы.

В ходе исследования было замечено, что:

- дети научились описывать признаки предметов;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- определять различные и одинаковые свойства предметов;

- сравнивать предметы между собой;

- показывать первые навыки классификации предметов по цвету, форме, величине, функции в практической деятельности;

- судить о противоположных явлениях;

- обобщать;

- давать определения тем или иным понятиям;

- удалось повысить познавательную активность;

- дети научились быть более внимательными, сообразительными, находчивыми;

- научились рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы по познавательному развитию старших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

Открытый просмотр по технологии ТРИЗ в рамках ГМО «Игры ТРИЗ в режимных моментах»

Цель: активизировать творческую и мыслительную активность у детей.Задачи:·         Развивать умение самостоятельно задавать вопросы и находить противореч...