Технология ТРИЗ
методическая разработка (средняя группа)
1. Создание предметно-развивающей среды
2. Разработка картотеки задач
3. Выбор задачи воспитателем
4. Подготовка оборудования, карточек, рисунков, схем.
5. Постановка проблемного вопроса перед детьми, обсуждение с детьми путей решения.
6. Организация решения задачи
7. Обсуждение результатов
8. Анализ, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология | 1.66 МБ |
Диагностика | 44.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анализ результатов реализации ТРИЗ технологии
в старшей и подготовительной группе
Цель: развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.
Для диагностики использовались следующие методики для старших дошкольников, предложенные в книге Н.С. Немова.
Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?» (диагностика восприятия)
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков (Приложение 1, а). На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий диагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
S-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.
6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.
4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.
2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.
0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Выводы об уровне развития
8-10 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
0-3 балла - низкий.
Методика 2. «Нелепицы» (диагностика мышления)
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку (Приложение 1, Б). В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
8-10 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
0-3 балла - низкий.
Методика 3. «Раздели на группы» (диагностика образно-логического мышления)
Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку (Приложение 1, В) и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».
На выполнение всего задания отводится 3 мин.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.
Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.
8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.
6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.
4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.
2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.
0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.
Выводы об уровне развития
8-10 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
0-3 балла - низкий.
Итак, в ходе исследования были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития познавательного развития - 2 ребенка (20 %). Эти дети смогли точно определить недостающие предметы, смогли быстро назвать все нелепицы, хорошо классифицировали предметы по группам.
- со средним уровнем развития познавательного развития - 6 детей (60 %). В целом эти дети легко называли недостающие предметы, нелепицы называли в большинстве случаев, не укладывались в выделенное время, выделили несколько групп предметов за отведенное время.
- с низким уровнем развития познавательного развития - 2 ребенка (20 %). Эти дети не смогли точно определить недостающие предметы, не могли быстро назвать все нелепицы, не смогли классифицировать предметы по группам.
Таким образом, большое количество детей с низким (20%) и средним уровнем (60%) развития познавательных процессов вызвало необходимость проведения целенаправленной работы по познавательному развитию старших дошкольников.
На последнем контрольном этапе эксперимента проводилась контрольная диагностика познавательного развития у старших дошкольников. Детям были предложены те же задания.
Итак, в ходе контрольной диагностики были получены следующие результаты:
- количество детей с высоким уровнем познавательного развития составило 6 человек (60 %). Эти дети научились точно определять недостающие предметы, более быстро назвали все нелепицы, хорошо классифицировали предметы по группам.
- количество со средним уровнем познавательного развития составило 4 человека (40 %). Дети стали лучше называть недостающие предметы, нелепицы называли в большинстве случаев, лишь некоторые не укладывались в выделенное время, научились лучше выделять несколько групп предметов за отведенное время.
- с низким уровнем познавательного развития не выявлены.
а) старшая группа б) подготовительная группа
Рис.2.1. Сравнительные результаты эксперимента
Таким образом, количество детей с высоким уровнем познавательного развития увеличилось на 40%, количество детей со средним уровнем составило 40 %, с низким уровнем дети не выявлены. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы.
В ходе исследования было замечено, что:
- дети научились описывать признаки предметов;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- определять различные и одинаковые свойства предметов;
- сравнивать предметы между собой;
- показывать первые навыки классификации предметов по цвету, форме, величине, функции в практической деятельности;
- судить о противоположных явлениях;
- обобщать;
- давать определения тем или иным понятиям;
- удалось повысить познавательную активность;
- дети научились быть более внимательными, сообразительными, находчивыми;
- научились рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы по познавательному развитию старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация на тему: «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...
Открытый просмотр по технологии ТРИЗ в рамках ГМО «Игры ТРИЗ в режимных моментах»
Цель: активизировать творческую и мыслительную активность у детей.Задачи:· Развивать умение самостоятельно задавать вопросы и находить противореч...