Проблемное обучение – как средство развития познавательной интереса дошкольника
консультация (старшая группа)
Суть проблемного обучения заключается в том, что я создаю познавательную задачу, ситуацию и предоставляю детям возможность изыскать средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность,приучает к самостоятельности в процессе познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемное обучение – как средство развития познавательной интереса дошкольника | 48.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Проблемное обучение, как средство развития познавательного интереса»
(из опыта)
Сильнягина В.П.
Проблемное обучение – как средство развития познавательной интереса дошкольника
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Мы с вами знаем, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М. Сеченов писал о прирожденном и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П. Павлов назвал рефлексом "что такое?", под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная "исследовательская" деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
(Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дети могут поразмышлять над этим вопросом).
Без этого не может быть развивающего обучения. К сожалению, в практике работы ДОУ часто наблюдается другая тенденция (направление): давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, их необходимо только запомнить. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения?
Поэтому, сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: "Мал еще со мной спорить!". Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья).
Конечно, отдельный человек, каким бы он умным и образованным ни был, не может знать все обо всем. Но сохранить в себе радость собственных открытий, живой интерес ко всему происходящему в мире, желание раздвинуть границы своего кругозора просто необходимо.
Мы одни из первых вводим малышей в наш мир, раскрываем перед детьми его тайны и законы, закладываем познавательное отношение к миру.
Ведь в истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Мы не можем рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) мы обязаны.
В своей деятельности я стараюсь познавательную активность ребенка, направить на обследование окружающего мира, организую его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает их интерес. Моя роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.
Уровни проблемного обучения
Для эффективной реализации проблемного обучения я изучила уровни проблемного обучения, которые преодолевала постепенно, от простого к сложному:
- Уровень предполагает несамостоятельную активность дошкольников. На этом этапе я создаю проблемную ситуацию, подаю факты. Дети усваивают материал и после этого выполняют задания по образцу, но с новыми подобными компонентами задачи. Например, объяснив детям почему плывут облака, задается вопрос о том, как «прилетают» тучи или почему возникает метель (также из-за ветра).
- Уровень — это так называемая полусамостоятельная деятельность. Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами дети на основе имеющихся знаний. А к единственно верному решение «приходят» вместе со мной. Так, дети самостоятельно ищут ответ на вопрос о том, почему плывут облака, предлагая разные версии. Но правильный ответ появляется после моих наводящих вопросов или наглядных материалов.
- Уровень — самостоятельный. Воспитанники без помощи меня приходят к правильному решению задачи.
- Уровень — творческий. На данном этапе дети находят самостоятельно решение, но и проявляют творчество, дополнительные решения, применяя знания в нестандартных ситуациях.
Пример: - Почему утка плавает, а курица нет? - Почему одежду не делают из бумаги?
- В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? - Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? - Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?
Проблемная задача. Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос? Пример проблемных задач: - Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть? - Буратино уронил ключик в речку, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Как ему помочь?
Методы обучения - это способы моей работы, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием - это часть метода.
При организации познавательной деятельности отношения "ребенок-взрослый" я строю на соучастии в деятельности. Веду детей к такому соучастию постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.
Тогда обучение происходит наиболее продуктивно, оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
В свою работу я внедряю интегрированную деятельность. В такой деятельности каждому ребёнку предоставляется возможность применить свои знания и умения в различных видах деятельности, объединённых общей темой.
Такая деятельность поддерживают познавательный интерес детей, помогают найти применение полученных ранее умений на практике.
Решение познавательных задач вместе со мной и детьми - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.
Суть проблемного обучения заключается в том, что я создаю познавательную задачу, ситуацию и предоставляю детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагаю детям. Часто использую вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения ставлю так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке я предлагаю подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день? Или как бы изменилась окружающая природа (деревья, кустарники) в зависимости от времени года?
Иногда можно мне и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забываю о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны нашим детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросы, догадки.
Основные компоненты проблемного обучения которые я использую:
1. Противоречие – основное звено проблемной ситуации. С.Л. Рубинштейн: «Особенно острую проблемность, ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленной на их «снятие». Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.
2. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности я и дети. Увлекая воспитанников в совместный умственный поиск, оказываю им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательную деятельность сопровождаю эвристической беседой. Ставлю вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
3. Познавательная деятельность.
Проблемные ситуации.
Главная задача моя на первых шагах внедрения в работу с детьми проблемных ситуаций в образовательный процесс – это научить детей находить свое решение. Также учитываю правила, которые соблюдаю при создании проблемных ситуаций для детей:
1. «Правило золотой середины» - слишком простая и легко решаемая проблема не активизирует критическое мышление, познавательный и исследовательский интерес дошкольника. В то же время непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения и мотивацию к самостоятельной деятельности.
2. Решение проблемной ситуации сопровождаю конкретным наглядным результатом, а именно дети должны освоить какой-либо программный материал опробовав его.
3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».
Какие способы создания проблемных ситуаций я использую:
- Проблемная ситуация возникает, когда я преднамеренно сталкиваю жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.
- Проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.
- Проблемную ситуацию я создаю, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.
- Вывод. Когда найден ответ, выход из проблемной ситуации, я всегда делаю вывод, обобщаю высказывания детей и подвожу их к правильному решению. В выводе ребёнок услышит свою гипотезу и предложения по решению проблемы.
Таким образом, проблемное обучение способствует мне созданию положительного эмоционального тонуса в деятельности: дети всегда испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок.
Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с детьми, я должна знать о тех условиях, в которые следует ставить ребёнка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение для человеческой практики, так как делает реальной цель современного образования – развитие творческой личности.
В процессе решения проблемной ситуации, я помогаю ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Очень важно мне правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.
Особое внимание уделяю неправильным ответам. Анализирую их вместе с детьми, помогаю понять им свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощряю познавательную активность ребёнка, поддерживаю его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма в деятельности создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.
Приведу примеры использования проблемно-поисковой ситуации.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.
В этих условиях математическое развитие детей старшего дошкольного возраста не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению. Математика является сложной наукой. Дети с трудом осваивают математические понятия, проявляют пассивность в решении логических задач, в результате теряется интерес к математике.
Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать? Развить интерес к познавательной деятельности?
Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация — ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира.
В деятельности по формированию элементарных математических представлений, организуя работу на новый учебный год по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, опирались на уже имеющиеся знания и умения воспитанников. Исходя из результатов определения уровня сформированности познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, подобрала проблемные ситуации для работы с воспитанниками по формированию элементарных математических представлений.
Проблемные ситуации были подобраны по разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени» (Приложение 2).
Для организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений использовалось методическое пособие И.А. Помораевой, В.А. Позиной «Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа», разработано в соответствии с ФГОС ДО.
В пособии представлен материал для обучения детей старшего дошкольного возраста счету, определению величин, ориентировки в пространстве и времени, знанию геометрических фигур согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Но в пособии недостаточно развивающего материала позволяющего реализовать весь творческий потенциал воспитанников, поэтому мы разработали самостоятельно конспекты по ФЭМП.
Проблемная ситуация и постановка проблемы оживляют воспитательно-образовательный процесс, вовлекают детей старшего дошкольного возраста в продуктивную деятельность. Удивление ребят может вызвать оригинальное решение задачи или упражнения, невероятный результат, очень быстрое решение «сложной» задачи и т.п. Ребёнок дошкольного возраста должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход.
Поэтому, во время проведения организованной образовательной деятельности, для развития познавательной деятельности, использовала подобранные проблемные ситуации.
При изучении раздела «Количество и счет» детям старшего дошкольного возраста предлагались такие проблемные ситуации: Ребенок на день рождение принес 10 больших конфет в группу и хочет всех угостить, а детей 20. Как вы думаете, всем хватит? Что надо сделать, чтобы каждый из детей получил конфету? Дети старшего дошкольного возраста умеют считать, поэтому сразу ответили, что всем не хватит, путем сравнения двух чисел, а чтобы хватило всем, предложили, разрезать конфеты пополам, или купить ещё 10 конфет.
При изучении геометрических фигур, цветов детям старшего дошкольного возраста предлагала следующие проблемные ситуации: Историю про фигуру «Где живёт овал?». В стране Геометрии можно встретить много самых разных фигур. Но все они живут в двух разных домах. К домикам подошёл овал. Он тоже хотел жить в доме вместе с другими фигурами. После этого перед детьми ставился проблемный вопрос: «В каком домике будет жить овал? Почему?».
Для решения данной проблемы дети должны были провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Они выдвигали ряд предположений, обсуждали каждый вариант ответа. Чтобы выбрать дом для овала, дети выделяли существенные признаки фигур. Они отмечали, что в первом домике живут фигуры с углами, а во втором - фигуры без углов. У овалов нет углов.
Дети сделали вывод, что он может поселиться в домике, где живут круги. Я помогаю сформулировать вывод. Фигуры бывают угольные и округлые. Овал является округлой фигурой.
Проблемная задача поставила детей в ситуацию, в которой у них появилось удивление и ощущение трудности или одно только ощущение трудности, которое, однако, они преодолели. Если эти условия отсутствуют, то задача уже перестаёт быть для них проблемной.
При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с величинами были использованы проблемные ситуации типа: «Определи правильно». Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. Что делать? Как узнать объём жидкости?
Большой интерес вызывали вопросы – провокации: гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
Познавательный интерес к проблемным ситуациям не у всех детей одинаковый. Для усиления интереса стремилась создавать повышенный эмоциональный настрой. Использовала элементы новизны, игровые сюрпризы, эмоциональное изложение материала, которые помогали усилению интереса детей старшего дошкольного возраста к проблемным ситуациям.
Проблемные ситуации использовала постоянно и систематически, во время организованной образовательной деятельности, а также, во время повседневной жизни воспитанников.
Особое внимание уделяла менее активным детям. Им предлагались проблемные ситуации в соответствии с их уровнем сформированности познавательной деятельности. Проблемная ситуация «Продолжи ряд» использовалась с меньшим количеством геометрических фигур.
Используемые проблемные ситуации учили детей делать маленькие, но собственные открытия, которые способствовали бы их развитию, сформированности познавательной деятельности. Учили детей старшего дошкольного возраста определять закономерности, сравнивать, выделять общие признаки, классифицировать по нескольким существенным признакам.
Весь материал, который использова во время образовательной деятельности, был помещала в уголок занимательной математики для самостоятельного использования детьми.
В деятельности по формированию элементарных математических представлений ставлю цель: познакомить со способом сравнения двух предметов с помощью третьего (мерки). Рассказываю детям сказочную историю про то, как гномы нашли карту сокровищ. Демонстрирую рисунок с двумя ёлками: одна маленькая расположена в левом верхнем углу листа, другая большая – в правом нижнем углу. Говорим по секрету, что клад зарыт под той ёлкой, которая выше. Как вы думаете, где копать? Каждый ребёнок высказывает своё мнение. Один считает, что ёлочки одинаковые по высоте, другой утверждает, что одна из них выше. При этом, одни указывают на верхнее изображение, другие – на нижнее. Перед детьми стоит проблема: чтобы помочь гномам выкопать клад, надо определить, какая из ёлок выше. Знакомые им способы определения высоты (наложение, приложение) в данном случае не могут быть использованы (ёлочки нарисованы).
Начинаем поиск способа соизмерения, необходимого для выполнения поставленной задачи. Вначале дети предлагают знакомые способы сравнения. Разрешаю попробовать, чтобы сами убедились в их невозможности. Методом проб и ошибок, приходим к выводу: необходим новый способ сравнения. Предлагаю использовать полоску бумаги как мерку, показываю, как правильно её использовать. Дети довольны: помогли гномам. Делаем выводы.
Изучение нового в процессе обучения осуществляю как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.
Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.
Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?
Как определить равенство сторон квадратов? (линейкой или изготовить мерку).
Другой пример на прогулке: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации:
- Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями)
- Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению)
- Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование)
- Находим решение (радость, восторг)
- Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа)
Схема одна, но проблемный материал разнообразный, не однотипный. Я не тороплюсь с готовым ответом, даю возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью меня – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.
Приведу примеры использования проблемных ситуаций:
Знакомство с окружающим миром. Экология.
Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И т. п.
На физкультурной деятельности нужно построиться по росту. Как это сделать?
Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.
Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?
Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно?
Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.
Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.
При конструировании зданий предлагаю детям украсить прилегающую территорию. Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль.
Художественная литература, развитие речи.
После прочтения произведения, предлагаю поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа. Предлагаю придумать свой конец сказки.
Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор.
Проблемные ситуации для детей создаю не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например:
Ситуации в транспорте.
Ты с родителями едешь в автобусе. Они с ты сошел, а они не успел. Что ты будешь делать? Почему?
Ситуации с огнём.
В квартире пожар. Что ты будешь делать?
Дым в квартире. Твои действия.
Ситуации с водой
Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:
- неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
- познавательная деятельность;
- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Пример:
- Каким быстрым способом достать скрепку из коробки с песком, не пачкая рук?
Таким образом дети проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети проверяют все предложенные варианты на практике. Из чего самостоятельно находят ответ на вопрос, делают выводы. Мне важно следить за своей реакцией. Нельзя, создав проблемную ситуацию, вопрос, задачу, самому формулировать проблему, предлагать гипотезы и т. д., необходимо дать детям время, возможность подумать, пережить осмысливаемое. Нельзя отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «не так») и нельзя хвалить ребенка за решающую («молодец!», «верно!»). В противном случае я лишаю детей мотива проверять свои догадки. Реагировать на гипотезы нужно эмоционально-неокрашенно — словом «так» и поддерживающим кивком головы. И только тогда, когда истина восторжествовала хвалю. ребенка, высказавшего решающую гипотезу. Проблемное обучение, помогает мне выполнить одну из важных задач, поставленных ФГОС:
- формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление;
- развивать познавательные и творческие возможности, речь;
- воспитывать инициативную личность ребенка;
- развивать внутреннюю мотивацию к обучению;
- способствовать стойкому качественному усвоению знаний;
- научить ребенка не пугаться трудностей, преодолевать их.
- Ситуация «Фрукты». В жаркий день, гуляя на полянке, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться? - Ситуация «Бабочки». Все мы знаем, кто такие бабочки? Подумайте, бабочки – это полезные или вредные насекомые, ведь они откладывают личинки, из которых появляются гусеницы, а гусеницы наносят вред растениям. – Как вы думали сначала? – А как оказывается на самом деле? – Какой возникает вопрос? - Ситуация «Свойства материалов». Сегодня весь день обещают дождливую погоду, нужно прийти в детский сад, не промочив ноги. Какую обувь важно выбрать? - Ситуация «Свойства бумаги». Самоделкин приглашает детей в путешествие по реке, но не знает, подойдет ли для этого бумажный кораблик? - Ситуация «Свойства копировальной бумаги». Мальчик хочет пригласить на свой день рождения много друзей, но как можно сделать сразу много пригласительных билетов за короткий срок? - Ситуация «Свойства магнита». Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов? - Ситуация «Оденем куклу на прогулку». Кукла Маша собралась на прогулку. Поможем ей одеться (в наборе одежда для куклы меньшего размера). – Дети, вы смогли выполнить задание? – В чем затруднение? – Для какой куклы эта одежда? – Какие куклы? – Что нужно сделать? - Ситуация «Цирк». В наш город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить красивые афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши? - Ситуация «Варенье для Карлсона». Все знают, что Карлсон очень любит все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносит ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошает. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их можно использовать? - Ситуация «Рецепт». Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что не владеют письмом. Как быть? - Ситуация «Вот так игра». Девочка потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки? - Ситуация «Рассеянный Петя» Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, утром отправились на электричке за город. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были: палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек? - Ситуация «В раздевалке». Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея. - Ситуация «Чей поступок верный?». Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит: – Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный? - Ситуация «Новое платье». Вероника пришла в детский сад в новом платье. Наташа заметила и громко сказала. – Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила. Права ли Наташа в такой ситуации? - Ситуация «Исправь ошибку». В раздевальной комнате воспитатель Светлана Николаевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит: – А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается? Светлана Николаевна сделала замечание Рите. Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна? - Ситуация «Мы разные, но мы вместе». В группу пришел новенький – мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване? а) посмеялся бы вместе с ним над новичком; б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка; в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь. - Ситуация «На что обиделась мама?». Мама зовет сына: – Артем, помоги, пожалуйста, вымой посуду. Артем отвечает: – Сейчас. Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Артем, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду. – Мама, зачем ты вымыла посуду, – обижается сын, – я бы вымыл, немного позже. Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Артем был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Артем? - Ситуация «Долг платежом красен». Мой знакомый мальчик спрашивает: «Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает». Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? «Долг платежом красен» – что означают эти слова? Ситуация «Краски». Маша взяла краски брата без разрешения. Порисовала ими и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично? - Ситуация «Культурный человек». Послушайте рассказ и скажите, кого из мальчиков вы можете назвать культурным человеком. «Егор радовался теплому ветерку, весеннему солнцу, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Для игры нужен прутик. Где его взять? Мальчик огляделся вокруг и увидел маленькое деревце. Почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Егор подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, надломилась только маленькая веточка. Егор недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами. Максим вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил такую красоту? – подумал Максим. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту, соединил и закрепил сломанные ветки. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей». - Ситуация «Какие деревья разговаривают?». Деревья хвастались друг перед другом. – Я всегда бываю зеленая и стройная, а зимой я становлюсь королевой веселого праздника. – А я еще лучше, имею стройный и белый ствол, имею нежные тоненькие веточки, листья мою весной и летом – зеленые, а осенью – золотистые. Какие деревья разговаривали между собой? Докажите свой ответ. Создание проблемной ситуации – наиболее ответственный и сложный момент конструирования педагогического мероприятия. Педагогу следует помнить о том, что проблемная ситуация, с одной стороны, должна вызывать затруднения у дошкольника и быть ориентирована на проявление им максимальной самостоятельности и творчества, а с другой стороны, быть посильной для самостоятельного нахождения ответа.
Подводя итог, можно сделать выводы:
1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
2. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
3. Найденное, в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.
7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.
Литература:
1. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 281с.
2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2012г. 98 с.;
3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников - М.: Дом Федорова, 2010. - 136 с.;
4. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб.: Питер, 2014. - 272 с.;
5. Симановская А.Э. Развитие творческого мышления детей - пособие для родителей и педагогов, Ярославль, Академия развития, 1996г.;
6. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников - М.: Просвещение 2008г., 126с.;
7. Федеральный государственный образовательный стандарт 17.10.2013г. №1155;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи дошкольников.
В материале приведены факты, как развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, помещены простейшие тесты определения ведущей руки и уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольни...
Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
Материал для педагогов и родителей о важности игр с тактильными ощущениями...
Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание,...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.
Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень ...
"Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников"
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников Хорошая речь – одно из важных условие всестороннего и полноценного развития ребенка. Благодаря богатой и правильной реч...
Развитие тактильных ощущение как средство развития речи дошкольников.
Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет огромное значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка; очень важные части тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности.Тактильные ощущения ...