Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
презентация

Марина Владимировна Жданова

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

  Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktilnye_oshchushcheniya.pptx205.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника Жданова М.В.

Слайд 2

Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет огромное значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

Слайд 3

Тактильные ощущения - одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Слайд 4

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

Слайд 5

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо и косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.

Слайд 6

Игры, развивающие тактильные ощущения: Ткани на ощупь; Волшебный мешочек; Игры с жидкостями; Игры с крупами; Тактильный коврик; Тактильные аппликации; Аппликации с крупами; Лепка из глины, пластилина; Аппликация из разного материала; Сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу)

Слайд 7

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувственности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Слайд 8

Б.Г. Ананьев «Теория ощущений» ОЩУЩЕНИЕ – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств(анализаторы). Анализатор – нервный аппаратвосприятия , анализа и синтеза раздражителей. ОЩУЩЕНИЕ - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материалъного мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Рецепторы – специализированные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Слайд 9

Специфическая черта ощущений - отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. Применяя сеченовскую концепцию ассоциации ощущений, Ананьев выделил два основных класса ощущений: 1 ) интрамодальные (например, зрительно-зрительные, тактильно-тактильные и т.д.) 2 ) интермодальные (например, зрительно-тактильные, обонятельно-вкусовые и т.д.). Несомненно , виды ощущений и их взаимосвязь находятся в причинной зависимости от форм движения материи в их взаимосвязях и взаимопереходах . Обращает на себя внимание дублирование сенсорных функций в процессе отражения одной и той же формы движущейся материи, но в разных ее свойствах и отношениях.

Слайд 10

Игры на развитие тактильных ощущений Магазин тканей. Для этой игры вам нужны разные кусочки тканей. Выберите, где будет находиться магазин. Это может быть стул или маленький столик, можно использовать коробку. Разложите ткани на «прилавке». Наберите покупателей – разные игрушки. Приходит мишка, ему нужна ткань на рубашку, но он знает только, что ткань нужна тонкая, нежная, ведь это будет рубашка маленькому медвежонку. Зайчику нужна кофточка потеплее и ткань на нее нужна толстая, теплая, но не колючая.

Слайд 11

«Волшебный мешочек». Многие знают о «Волшебном мешочке». Есть много разных способов его применения. Он полезен тем, что маленькому ребенку трудно закрывать глаза и не подглядывать. Играя в «волшебный мешочек» предлагайте ребенку доставать предметы и левой и правой руками. Если у вас его нет, то не беда. Сшейте мешочек из любой ткани, затяните шнурком, вот он и готов, а возможно вы сможете использовать уже готовый, важно только, чтобы он был не прозрачный. А чем наполнить? Это могут быть мелкие игрушки, разные предметы, ткани, буквы и цифры, детали от конструктора и от Блоков Дьенеша . Все зависит от того, в какую игру вы собираетесь играть. Начиная играть с малышом, выберите игрушки, которые он хорошо знает и которые легко определить на ощупь. Это может быть машинка, куколка, колечко от пирамидки или колесико, шарик, кубик, короткий не острый карандаш, бумажка. Не берите сразу много предметов, достаточно будет восьми. Берите предметы по очереди. Сначала вы сами, так вы покажете без лишних слов, как надо играть. И так, начинаем, разложите предметы перед ребенком, рассмотрите их, назовите. Попросите ребенка так же их назвать, ведь ребенок может правильно угадать, но он этот предмет называет не так как вы. Теперь положите все в мешочек, начинаете вы, что-то нащупали и пытаетесь отгадать. Делайте это в слух, например вот так: «Кажется это куколка, да, вот вроде ручка, а есть ли ножка, ага, вот и ножка, точно, это куколка». После этого достаете и радуетесь, как я здорово угадала, а теперь ты? Предлагаете ребенку. Если ему одной рукой сложно, пусть он попробует двумя, если он что-то взял, но не может отгадать, предложите ему взять другой предмет, но только пусть не вытаскивает, пока не скажет, что у него в руке. Даже если ошибется, все равно порадуйтесь тому, что он молодец, ведь он же что-то сказал. Если это уже просто, поиграйте иначе, возьмите фигурки разной формы, несколько круглой, несколько квадратной и любой другой. Предложите достать только все круглое или квадратное, как фигурка, которая лежит перед ребенком.

Слайд 12

Играем с кусочками ткани. Положите в волшебный мешочек кусочки разных тканей, так, чтобы они отличались друг от друга: грубая, толстая, тонкая, шелковистая, гладкая, шершавая… Перед тем как достать, надо сказать, какая ткань на ощупь. Если же ребенок еще плохо говорит, тогда вы предлагаете достать тоненькую ткань, либо толстую, колючую…

Слайд 13

Геометрические фигуры на ощупь. Давайте сделаем следующее пособие: фигуры из бархатной бумаги. Вырежьте несколько фигур из бархатной бумаги. Это может быть круг, квадрат, звезда, треугольник равносторонний. Но не делайте их слишком большими, ребенок должен охватить их сразу, положив на них свою ручку, сделайте сантиметров пять. Наклейте их на лист картона. Когда высохнет, можно играть. Скажите ребенку, что его пальчики могут видеть, но для этого ему придется закрыть глаза. Когда ребенок закрывает глаза, ему проще сосредоточиться на ощущениях рук. Возьмите его ручку и положите на одну из фигурок, поводите пальчиками по контуру, пусть он ощутит всей ладошкой. Спросите, понял ли он, что это? Совсем другое ощущение, когда мы пытаемся отгадать на ощупь форму трафарета, отверстия, рамок. Попробуйте с ними, используя те же фигурки.

Слайд 14

Найди пару Можно использовать дощечки с наклеенными материалами или парные кусочки ткани. Дайте потрогать один материал, но так, чтобы ребенок не видел, что он трогает. Затем надо найти такой же среди лежащих перед ним. Так все остальные надо разобрать по парам.

Слайд 15

Ищем клад. Для этой игры используйте гречку, она дает самые незабываемые ощущения. Гречка шелковистая на ощупь. Насыпьте в кастрюлю или чашку около килограмма гречки. Подберите мелкие игрушки, которые будете прятать. Спрячьте их в гречке. Искать можно по очереди. Как только игрок что-то нашел, он уступает место другому, маме. Другой вариант, вы знаете, что спрятано в гречке, говорите: «Я хочу найти ложку» и ищете там ложку. Сшейте мешочки небольшого размера, примерно четыре на пять сантиметров. Заполните их наполовину крупами и другими наполнителями: солью, макаронами, рваной бумагой, зашейте их. Мешочки должны быть парными, два мешочка с гречкой, два с макаронами… Задача ребенка найти каждому пару. Но ребенку может быть не интересно просто подбирать пару. Расскажите сказку: В одной волшебной стране жили были маленькие человечки – гномики. Они были добрыми и трудолюбивыми. Однажды к ним на ночлег попросилась старушка, это была злая волшебница, но гномики этого не знали. Впустили они старушку на ночь. А она вместо добра заколдовала всю их еду. Ее теперь не видно, и найти можно только на ощупь. Кашу же сварить можно, только если найти два одинаковых мешочка. Это было условие злой волшебницы. Так теперь и мучаются гномики, каждый раз, как собираются приготовить себе обед или ужин, ищут они одинаковые мешочки с крупами, макаронами. Давай им поможем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Материал для педагогов и родителей о важности игр с тактильными ощущениями...

Развивающая доска «Бизиборд» как средство развития тактильных ощущений ребенка

Бизиборд, бизборд (busyboard доска для занятий) – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень ...

Развитие тактильных ощущение как средство развития речи дошкольников.

Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет огромное значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка; очень важные части тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности.Тактильные ощущения ...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи детей раннего возраста

В современном мире воспитывая ребенка, взрослые не достаточно уделяют внимание речевому развитию своего ребенка, может это связано с тем, что взрослые и дети стали больше уделять внимание средствам те...

Игра как средство развития тактильных ощущений и коммуникаций у детей

Опыт работы по теме представлен в рамках межмуниципального методического моста (г.Ачинск) командой специалистов МБДОУ № 25 г.Канска...