Развитие тактильных ощущение как средство развития речи дошкольников.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Ластивка Елена Юрьевна
Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет огромное значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка; очень важные части тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности.Тактильные ощущения - одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка; едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить,объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо и косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений. Предлагаю Вам некоторые виды игр развивающих тактильные ощущения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА.

Подготовила воспитатель

МАДОУ

«Д/С№10 «Ласточка» г.Видное

Ластивка Елена Юрьевна.

Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет огромное значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности.

Тактильные ощущения - одна из форм общения ребенка с окружающим миром.

Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.

Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить,

объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть

наиболее успешно упорядочить мышление.

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды

деятельности, прямо и косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных

ощущений.

Игры, развивающие тактильные ощущения:

  • Волшебный мешочек;
  • Игры с жидкостями;
  • Игры с крупами;
  • Тактильный коврик;
  • Тактильные аппликации;
  • Аппликации с крупами;
  • Лепка из глины, пластилина;
  • Аппликация из разного материала;

«Волшебный мешочек». Игра «Волшебный мешочек» поможет продолжать работу

по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах

деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Упражнять в названии

предметов ближайшего окружения. Умение обследовать предметы, выделяя их форму, включать движение рук по предмету в процессе знакомства с ним (обводить предметы рукой, гладить его сжимать его в кулачке и т.д.).Мешочек должен быть сшит из

непрозрачной ткани со шнурком. Чем наполнить? Это могут быть мелкие игрушки, разные предметы, ткани, буквы и цифры, детали от конструктора и от Блоков Дьенеша. Все зависит от того, в какую игру вы собираетесь играть. Начиная играть с малышом, выберите игрушки, которые он хорошо знает и которые легко определить на

ощупь. достаточно будет восьми. Берите предметы по очереди. Сначала вы сами, так вы

покажете без лишних слов, как надо играть.

«Геометрические фигуры на ощупь.»

Давайте сделаем следующее пособие: фигуры из бархатной бумаги. Вырежьте несколько фигур из бархатной бумаги. Это может быть круг, квадрат, звезда, треугольник равносторонний. Но не делайте их слишком большими, ребенок должен охватить их сразу, положив на них свою ручку, сделайте сантиметров пять. Наклейте их на лист картона. Когда высохнет, можно играть.

Скажите ребенку, что его пальчики могут видеть, но для этого ему придется закрыть глаза. Когда ребенок закрывает глаза, ему проще сосредоточиться на ощущениях рук. Возьмите его ручку и положите на одну из фигурок, поводите пальчиками по контуру, пусть он ощутит всей ладошкой. Спросите, понял ли он, что это? Попробуйте с ними, используя те же фигурки.

«Игры с крупами»

Игры с сыпучими материалами приносят детям большую пользу. Игры с крупами способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики, восприятия, внимания, речи, воображения. Для игр подойдут различные виды круп (гречка, рис, нут, горох, манка, фасоль, чечевица и т.д.), а также макароны разной формы. Чем разнообразнее

получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать широкий спектр

тактильных ощущений. В дополнение к крупам можно запастись различными мелкими

предметами, которые будут особенно интересные ребенку или соответствуют теме

занятия: орехи, шишки, камушки, игрушки от киндера, «Кристаллы», которые часто

используют для украшения цветочных горшков, детали пазлов, геометрические фигуры.

«Игры с крупами для детей 2-6 лет»

  1. Сортировка. Ребенку можно предложить рассортировать крупы по разным признакам:

форме, цвету, размеру.

  1. Рисование на манке. Для этого вам понадобится яркая поверхность (например, поднос) с насыпанным сверху небольшим слоем манной крупы. Вместе с ребенком вы сможете оставлять пальчиками следы и рисовать узоры и простые сюжеты, писать буквы и цифры.
  2. Аппликация из круп и макарон. Это является прекрасным средством развития не только мелкой моторики, но и воображения и творческих способностей.
  3. Шнуровка. Макароны-трубочки могут стать бусинками, которые удобно нанизывать на шнурок или шпажку. Это занятие очень нравится детям дошкольного возраста, кроме этого оно отлично развивает пальчики ребенка. Также можно использовать этот прием при составлении звуковой схемы слова, сосчитать количество звуков в слове, слов в

предложении.

        

«Лепка из глины, пластилина»

Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности ребенка.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем

«Аппликация из разного материала» Изобразительная                                деятельность                        с        использованием                нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка        мелкой        моторики        и        тактильного        восприятия,        пространственной ориентировки        на                листе        бумаги,                зрительного        восприятия                и        глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей        позволяет                сформировать        координацию                движений        пальцев        рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Материал для педагогов и родителей о важности игр с тактильными ощущениями...

Развивающая доска «Бизиборд» как средство развития тактильных ощущений ребенка

Бизиборд, бизборд (busyboard доска для занятий) – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание,...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень ...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи детей раннего возраста

В современном мире воспитывая ребенка, взрослые не достаточно уделяют внимание речевому развитию своего ребенка, может это связано с тем, что взрослые и дети стали больше уделять внимание средствам те...

Игра как средство развития тактильных ощущений и коммуникаций у детей

Опыт работы по теме представлен в рамках межмуниципального методического моста (г.Ачинск) командой специалистов МБДОУ № 25 г.Канска...