Доклад «Культурно- досуговая деятельность, как средство взаимодействия с родителями»
консультация

Изменения в политической, экономической и социальной сферах, неуклонный рост научного знания, стремительное расширение объёма информации – таковы реалии нашего времени. И время заставляет осуществлять поиск условий для формирования человека, способного в изменяющихся обстоятельствах обрести собственную интеллектуальную и духовную целостность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Культурно- досуговая деятельность, как средство взаимодействия с родителями»

Изменения в политической, экономической и социальной сферах, неуклонный рост научного знания, стремительное расширение объёма информации – таковы реалии нашего времени. И время заставляет осуществлять поиск условий для формирования человека, способного в изменяющихся обстоятельствах обрести собственную интеллектуальную и духовную целостность.

Задачи формирования гармонично развитой личности с широким кругозором стоят и перед школой, и перед дошкольными учреждениями, и перед семьей. Но какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет все-таки семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача педагога помочь и подсказать им.

Проблема взаимодействия детского сада и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Социальные, экономические и политические кризисы, сотрясающие нашу страну, в первую очередь, отражаются на семье, делая ее существование все более проблемным. Анализируя жизнедеятельность семьи в современных условиях, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, финансовое и социальное расслоение, обилие новейших современных технологий, более широкие возможности получения образования, отмечается устойчивая тенденция падения уровня психологического здоровья семьи, и соответственно, ее воспитательных возможностей.

Одним из важнейших социальных институтов обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, было, есть и остается образовательное учреждение.

В связи с этим считаю, что одним из важных направлений в деятельности педагога является работа с семьёй, вовлечение ее в досуговую деятельность..
К сожалению, в настоящее время организацией семейного досуга занимаются, в основном, коммерческие структуры в развлекательных центрах. Такая форма времяпровождения лишена воспитательной, нравственной и просветительской функций.

Сложившаяся в современной России демографическая и нравственная атмосфера делает актуальным педагогически организованную досуговую деятельность детей и их родителей, направленную на укрепление традиций совместного семейного отдыха и создание позитивного эмоционального фона для всей семьи. В процессе проведения досуговых мероприятий могут решаться задачи психолого-педагогического просвещения и обучения родителей и детей. Совместная досуговая деятельность детей и родителей возрождает традиции в новых жизненных условиях.

Актуальность

данной темы также определяется одной из поставленных перед современным образованием задач – развитие способностей детей в атмосфере эмоционального комфорта: в радостной, игровой обстановке, в присутствии близких людей.

Совместная подготовка к празднику поможет сделать его ярким и запоминающимся событием в жизни семьи. Вовлечение детей в подготовку мероприятий учит их серьёзно относиться к событиям общественной и коллективной жизни.

Новизна

данной темы заключается в том, что мероприятия включают в себя разнообразные виды деятельности, различные формы и темы проведения семейного досуга. Таким образом, совместная досуговая деятельность детей и родителей предполагает комплексный подход к организации досуговых мероприятий.

Цель

совместного досуга детей и родителей : создание гармоничных условий для развития ребенка через вовлечение семьи в досуговую деятельность детского сада. Данная деятельность направлена на:

1) Сплочение семьи

2) Приобретение родителями и детьми опыта совместного культурного досуга и позитивного общения

3) Формирование модели здорового образа жизни семьи

4) Развитие коммуникативных навыков и адаптивных способностей детей

5) Создание условий для проявления творческого потенциала детьми и родителями

6) Формирование позитивного образа мира у детей, профилактика зависимостей и экстремальных форм поведения.

Задачи:

o Обучающие: способствовать раскрытию творческого потенциала каждого участника досугового объединения; сформировать потребность в активном, содержательном досуге;

o Воспитательные: способствовать формированию гражданской позиции у подрастающего поколения, привить уважение к старшим, выработать навыки конструктивного взаимодействия с ними.

o Развивающие: развить коммуникативные способности в процессе совместного межличностного взаимодействия членов семьи друг с другом; развитие способностей детей в атмосфере эмоционального комфорта: в радостной, игровой обстановке, в присутствии близких людей; развивать и поддерживать семейные традиции.

Кроме того, вся работа по привлечении семьи в досуговую деятельность ребенка построена с учетом трех идей:

1. «Развлекая, объединяем» (сплочение членов семьи и разновозрастного детского коллектива).

2. «Развлекая, воспитываем» (укрепление нравственных ценностей, гуманного отношения к детям, пропаганда здорового образа жизни).

3. «Развлекая, обучаем» (познавательная направленность мероприятий, психолого-педагогическое просвещение родителей).

Взаимодействие семьи в учреждении в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через многообразные формы досуговой деятельности.

Наиболее интересными формой работы являются семейные праздники и вечера. Такие как: «Хлеб всему голова», «Учимся быть артистами» «Масленица» «День защитника Отечества»" и др. Хотя все большие праздники совершенно не похожи друг на друга ни содержанием, ни сюжетом, ни оформлением, принципы их организации во многом совпадают. Радость от взаимного общения, элементы соревнования, юмор - обязательные участники любой встречи. В такой уютной домашней обстановке легко завязываются дружеские взаимоотношения, которые перерастают в прочные товарищеские связи. Эти теплые человеческие отношения и есть высшая ценность, создаваемая объединением родителей, его сила и основа развития. Крепнут и сами семьи - ведь у всех членов этих семей появились общие интересы.
Много интересного узнаешь о семьях, о их традициях, увлечениях, а главное родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались.

Следует подчеркнуть, что совместная деятельность детей и взрослых проходит в непринужденной обстановке, способствующей проявлению юмора, находчивости, умения найти общий язык с другим человеком и сотрудничать с ним. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера мероприятия создается общим настроем и активностью всех участников праздника: детей, родителей, организаторов.

Такие мероприятия объединяют, сплачивают родителей и детей, и остаются надолго в памяти.

Предложенные досуговые мероприятия включают ролевые игры, отражающие многообразие действительности: сцены семейного быта, трудовой деятельности. В играх, проводимых на семейных вечерах, развивается воображение детей, внимание, речь, чувство ритма, общая и мелкая моторика, координация движений.

Предлагаемые программой мероприятия позволяют детям компенсировать недостаток общения и найти друзей по интересам, проявить свои способности, увлечения, таланты, почувствовать свою значимость и нужность, оказаться в центре внимания, узнать что-то новое, ознакомиться с различными видами деятельности и выбрать ту, которая соответствует их интересам.

В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с педагогами, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском учреждении ребёнок приобрёл при поддержке близких людей.

Организованный досуг помогает родителям понять принципы построения и проведения семейного отдыха и использовать их не только в рамках своей семьи.

Досуговые мероприятия для детей и родителей готовятся не один день. Это плодотворная работа всего педагогического и родительского коллективов. Сложная структура таких мероприятий не позволяет строить их в чисто импровизационном плане. Организация и методика подготовки и проведения таких мероприятий – это единый технологический процесс, где сначала определяются темы, уясняются цели, выбор форм и средств идейно-эмоционального воздействия на потенциальную аудиторию с учетом реальных условий.

Ясная цель, продуманные методы и способы ее достижения, выбор разнообразных и эффективных средств идейно-эмоционального воздействия обеспечивает результативность совместных досуговых мероприятий.

В результате вовлечения семьи в досуговую деятельность создается образовательно-досуговая среда развивающего типа, что влечет за собой:

- оздоровление и коррекцию детско-родительских отношений

- рост социальной активности участников;

- позитивное изменение детско-родительских отношений;

- развитие инициативы, общительности; творческого стиля деятельности,

- повышение общего настроения.

Анализ работы и перспективы дальнейшего совершенствования

Совместное времяпровождение детей и родителей способствует:

- Снятию эмоционального напряжения,

- Снижению тревожности, агрессивности, импульсивности, излишней двигательной активности,

- Развитию навыков взаимодействия друг с другом (коммуникативной компетентности) и способности к сопереживанию

- Получению положительных эмоций

- Обогащению традиций семьи.

Совместные досуговые мероприятия помогают развитию мотивации к познанию и творчеству, удовлетворению интересов, самопознанию, формированию самостоятельности суждений и нравственных позиций участников мероприятий, сплочению коллектива.

Список используемой литературы

1. Аргайл М. Психология счастья. М.,2006.

2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми. М., 2007.

3.  Бестужев-Лада И. Семья вчера, сегодня, завтра. - М.: Знание, 2006,

4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 2007.

5. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 2007.

6.Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 2008.

7.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства

Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства...

Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников

В данном реферате раскрывается содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях....

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у д...

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

Народные праздники в  дестком саду №11 "Родничок" - это истоки возрождения культуры русского народа...

Статья "Применение культурно-досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников"

Статья "Применение культурно-досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников"...

Отчет по проекту «Культурно- досуговая деятельность, как средство взаимодействия с родителями»

laquo;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе»....