Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Народные праздники в дестком саду №11 "Родничок" - это истоки возрождения культуры русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturno-dosugovaya_deyatelnost_v_dou.doc | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников.
«В каждом человек скрыт бубенчик, и если его затронуть,
человек зазвучит всем лучшим, что в нем есть…»
А.С. Макаренко
В современных условиях реформирования отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути.
Каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но чем старше становится человек, тем труднее развить его способности, которые не могут созреть сами по себе. Их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.
Многие педагоги и психологи подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения.
В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
В нашем детском саду культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, детских утренников и других мероприятий, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Это обеспечивает детям возможность совершенствовать способности и умения в деятельности, носящей развивающий характер.
Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.
Детский сад, в котором я работаю, углублённо работает по художественно- эстетическому воспитанию детей. Педагоги нашего детского сада бережно знакомят детей с традициями и обычаями русского народа, приобщают детей к истории нашего города. Девизом работы нашего коллектива являются слова К.Д.Ушинского: «Кто не знает своего прошлого, тот не достоин и будущего».
На сегодняшний день, в период духовного возрождения России, проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры особенно актуальна. Коллектив в нашем детском саду подобрался творческий, педагоги работают в тесном контакте с музеем Этнографии России, организуются экскурсионные поездки с детьми. С детьми проводятся тематические занятия: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб получается», есть в детском саду творческая мастерская, где дети под руководством педагога дополнительного образования Букановой Р.М. знакомятся с народными ремеслами – изготовление кукол из лоскутков, лыка, ниток, соломы, народной игрушки, плетение, ткачество, гончарное дело.
Для создания атмосферы деревенской жизни в детском саду создан мини- музей «Русская горница» с глиняной русской печкой, красным углом, зыбкой, лавками большим столом, и предметами народного быта. Каждый новый экспонат, поступающий в экспозицию горницы, встречался коллективом с большим волнением и трепетом, с интересом изучался. Исторический интерьер горницы помогает детям непосредственно увидеть народный быт, почувствовать уклад жизни русского человека. Занятия и развлечения, проводимые в стенах горницы, способствуют возникновению в русской душе чувства причастности к народному духу.
В настоящее время в мини музее «Горница» проводятся занятия по ознакомлению детей с бытом и традициями русского народа, развлечения и праздники:
- Бородное ( праздник сбора урожая)
- Покров с обязательным запеканием яблок,
- Капустница (дети вместе с родителями солят капусту, водят хороводы)
- Синичкин день
-Рождество
- Масленица
- Сороки (в этот день дети пекут жаворонков, читают заклички, кличут весну)
Мы выделили ряд праздников, традиционно проводимых в детском саду. Каждому празднику предшествует большая подготовительная работа: серия занятий, на которых дети знакомятся с историей праздника, его особенностями, игровым и фольклорным материалом. Изучается традиционный народный костюм, его отличия у разных сословий, повседневная одежда и праздничные наряды, детская одежда. На проводимых в саду народных праздниках каждый воспитанник одет в собственный народный костюм, сшитый родителями по традиционным канонам: сарафан, рубаха, головная повязка и поясок – у девочек, рубаха, порты и поясок – у мальчиков.
Покровские праздники проходят в мини – музее «Горница», повторяющем интерьер деревенского избы, где есть бабий кут с русской печкой, красный угол с большим деревянным столом для трапезы и лавками, предметы деревенского быта. «Покровы» проводятся с каждой группой отдельно, для каждой возрастной группы разработан отдельный сценарий, поэтому на протяжении того времени, пока ребенок посещает дошкольное учреждение «Покров» для него каждый раз проходит по-новому, уютно и по-домашнему: с приглашёнными родителями, играми и чаепитием.
А вот Святочную неделю мы празднуем многопланово: с чудными тихими рождественскими сказками, с ярким традиционным вертепом, с шумными колядками, с рождественскими семейными вечёрками в горнице, куда обязательно приглашаются родители. Заключительный день празднования Рождества выливается во всеобщее колядование: каждая группа детей с рождественской звездой и мешком отправляется колядовать по всему детскому саду. Обойдя все группы и кабинеты, получив вознаграждения в виде угощения за свои колядки, под фонограмму колокольного звона, возвещающего общий сбор, дети собираются в музыкальном зале на заключительную часть праздника: игровую, где в праздничном действии одновременно принимают участие 8 групп дошкольного возраста (от младших до подготовительных).
Масленичная неделя, празднующаяся 5 дней (с понедельника по пятницу), перекрывает по размаху рождественскую. Каждый день дети едят блины, заботливо спечённые их родителями, и празднуют Масленицу соответственно традициям:
- в понедельник «Встреча»: дети старшего возраста вяжут чучело Масленицы
из принесённых накануне сухих веток и травы, наряжают его из припасён-
ных тряпок, затем к ним присоединяются дети младшего возраста. Все при-
ветствуют Масленицу масленичными хороводами и играми.
- во вторник «Заигрыши»: к масленичным играм и хороводам добавляется
Петрушкин балаган с его комическими персонажами. На улице проводятся
зимние забавы.
- в среду «Лакомка»: детский сад наполняется запахом теста!
В каждой группе дети вместе с воспитателями лепят из настоящего теста
масленичное печенье, которое потом выпекается на противнях на кухне.
Вечером дети всех групп собираются в зале, где угощают печеньем собст-
венного приготовления чучело Масленицы. Игры и хороводы дополняют
праздничное действие.
- в четверг «Разгуляй»: все игры и состязания проводятся с детьми на улице.
- в «Широкую пятницу» праздник достигает большего размаха: после всеоб-
щего празднования в зале все дети переходят на улицу, где после сожжения
чучела Масленицы катаются на лошадке, впряжённой в нарядные сани, со-
стязаются в зимних играх и едят блины.
Благовещенье отмечается старинным детским праздником «Жаворонушки». Снова в зале собирается вся детвора от мала до велика! У каждого ребёнка в руках – птичка на палочке, которая сделана им заранее специально к празднику. Так же заранее к празднику готовятся печёные птички, которых дети приносят в зал на подносах. Весеннее приподнятое настроение подтверждается музыкально-игровым материалом. Череда музыкальных номеров и хороводных игр, переплетающая младший и старший возраст, создаёт одновременную многоплановость праздничного действия, объединяет все возраста между собой в единое целое. Вот где проявляется мощь народного действия!
Наряду с народными праздниками в нашем детском саду проводятся совместные праздники с родителями, во время которых родители вместе с детьми становятся полноправными участниками праздника! Дети очень любят такие праздники, с удовольствием показывают то, чему научились, «болеют» за своих родителей, радуются их победам, гордятся ими. А для родителей такие праздники – это возможность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, вырасти в глазах своего ребенка, да и самим на время стать беззаботным ребенком.
На спортивном празднике, посвященному 23 февраля, наши дорогие папы и дедушки принимают активное участие, защищая команды своих детей.
Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Детей необходимо учить состязаться. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих». Такие мероприятия способствуют формированию у детей выносливости, смекалки, ловкости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни.
На досугах, праздниках дети, с одной стороны, закрепляют, совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, а с другой – в интересной, увлекательной форме знакомятся с праздниками и связанными с ними традициями, расширяют кругозор в области спорта.
Каждый год наш детский сад принимает участие в городском конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья!» Сколько жизнерадостных эмоций испытывают дети, когда чувствуют поддержку своей семьи! Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе.
А недавно в детском саду с невероятным успехом прошло совершенно новое для нас мероприятие «Ах, русская ты баня!» Проводилось мероприятие между двумя подготовительными группами. Праздник прошел с широким размахом, с настоящими вениками и прочей банной атрибутикой. Были устроены соревнования между командами, в которых дети носили дрова, набирали ведра с водой, «затапливали» русскую печь и парили друг друга вениками. Радости детей не было предела! Родители также принимали участие в празднике и помогали детям «париться в бане». Главным героем праздника Петрушкой, которым была я, был экспромтом организован танцевальный номер среди родителей. Завершилось банное мероприятие совместным чаепитием «у самовара» с пирогами и бубликами.
Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.
Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)
Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....
Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников и младших школьников.
Материал конференции. 2012 год....
Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников
В данном реферате раскрывается содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях....
Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...
Музыкально-игровая деятельность –как средство развития творческого потенциала дошкольников.
Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ....
«Театрализованная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»
Театрализованная деятельность как средство раскрытия творческого потенциала дошкольников“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем...
Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников и младших школьников.
Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное....